И, поскольку пища и питье преобразуются в нас ежедневно в духовную сущность, верую в Чудо Мессы
Ритуал Гностической мессы является сердцем и солнцем телемитской традиции. Где есть таинство и где служится месса, там есть Телема; где всё ограничивается разговорами о магии или какой-либо сугубо прикладной магической работой, там есть лишь «клуб по интересам», но никак не Гностическая церковь.
К Гностической мессе написано множество комментариев, часто противоположных друг другу. Ведь символ не может быть объяснен только одним способом, иначе это был бы не символ, но знак.
Причастие, вспоминание своей божественной сущности через вкушение освященной пищи – единый мотив для сакральных традиций всех времен и народов. Важно осмыслить, как изменяется символизм причастия по мере смены эонов. В Эоне Исиды причастие в основном означало единение с Матерью-Землей. В Эоне Осириса причастие означало соучастие в страданиях Иисуса. В Новом Эоне – Эоне Побеждающего Ребенка – причастие есть Хлеб и Кровь, магическое дитя Жреца и Жрицы, Нюит и Хадит.
Но десятая строка – это не только указание на Гностическую мессу. Для истинного Посвященного каждое принятие пищи должно быть освящено осознанием тайны этого процесса. И самым лучшим путем достижения этого является регулярный Ритуал Воли.
И признаю одно Крещение Мудрости, посредством которого мы выполняем Чудо Воплощения.
Крещение так же является важным таинством Гностической Католической Церкви. Именно посредством Таинства Крещения посвящаемый смывает с себя груз прошлых жизней и вступает на путь осознанного служения истине.
Другим возможным смыслом этой строки является Таинство Зачатия. Выше уже было сказано, что самым точным вариантом разгадки этимологии имени «Бафомет» является «крещение мудрости». Прямая логическая связь седьмой и одиннадцатой строки очевидна, и в данном случае речь идет о зачатии. Дух сходит в Женские Воды и обретает бытие.
И признаю, что моя жизнь - единство личности и вечности, которая была, есть и будет. AUMGN. AUMGN. AUMGN (вибрируется).
Последняя строка дополняет первую, сворачивая весь данный цикл в спираль. В первой строке мы делали акцент на Боге, который Един и Невыразим, хотя и явит себя в десяти тысячах вещей явленных. В последней строке мы утверждаем собственную божественность, утверждая, что всё, что происходит с нами здесь и сейчас, в той же степени укоренено в вечности. Смерти, как полного прекращения жизни, не существует, и последняя молитва в Гностической мессе вторит последней строке Символа веры:
Тем, с чьих глаз спала пелена жизни, пусть будет даровано исполнение их истиной Воли. Жаждут ли они раствориться в Бесконечности или соединиться со своими избранниками, или жаждут созерцать, или пребывать в покое, или достичь трудовых и героических воплощений на этой планете или на любой другой, или на любой Звезде, или же чего-то еще, - пусть им будет даровано исполнение их Воли. Да! Исполнение их Воли!
Есть ли на всей земле духовная традиция, в которой Человек занимал бы столь достойное место, как в Телеме? Может ли существовать где-либо более прекрасное и более совершенное утверждение веры в себя? «Люблю я себя как Бога, и эта любовь спасет», - таковы слова наиболее талантливого поэта Серебрянного Века Зинаиды Гиппиус.
Тайна мистерии заключена в нас самих. «Смотри внутрь, а не вверх», - предупреждает Кроули. «Уверенность, а не веру, несказанный мир, экстаз» обещает Нюит в первой главе Святой Книги Закона тем, кто откроет её таинства. Ибо каждый мужчина и каждая женщина – Звезда, вечная Звезда в теле прекрасной Богини ночного Неба – Нюит.
О магическом имени.
Время трехмерно, также как и пространство. Или можно сказать, что в реальности существует три времени. Первое время – это время линейное, претендующее на то, чтобы быть единственно реальным, но, по сути, оно – не более чем иллюзия, что подтверждается отсутствием каких-либо сущностных категорий, которые могли бы стать его критериями.
Второе время – время циклическое, оно представляет собой главную оккультную тайну. В сущности, реально только оно, и оккультное знание находит свое подтверждение в открытиях новейших физиков. Союз Юнга и Паули, «Дао физики» Фритьофа Капры, Принцип неопределенности – линейная концепция времени оказывается повержена не только мистиками, но и учеными.
Два времени – два мира. Мало кому известно, что между ними есть третье время – время магическое. Оно – отражение циклического времени во времени линейном, подобно тому, как луна и звезды отражаются в спокойной глади озера. Именно в магическом времени живут теурги, маги и художники. Когда я говорю о художниках, очевидно, что речь не идет о тех «плоскостных» художниках, чьи творения – лишь продукт их невроза. Таковых во всех направлениях искусства абсолютное большинство. Я же говорю о тех немногих, кто становится проводниками символа, чьи творения – подлинный мост между линейным и циклическим, временным и вечным. В прошлом эти немногие – Гёте, Гессе, Майринк, Манн, некоторые из русских символистов; в настоящем – это Гребенщиков, Арбенина, Рада. Всех не перечислить… Повенчанные с вечностью, истинные художники становятся проводниками сокровенного символа, делая его осязаемым. Случайно ли, что слова «йога», «религия», «символизм» имеют один смысловой корень – «соединяю», «вместе спрягаю»?
Истинный художник обладает властью не только спрягать таинство в своей душе, но и через дитя брака его души с вечностью даровать возможность спряжения тем, кто прошел этап предварительного очищения и готов вместить в себя Слово.
Именно по этой причине Алистер Кроули честно признает, что истинный Художник во многом стоит выше Мага. Но очевидно, что таковых художников очень, слишком мало.
Впрочем, всё сказанное выше было лишь предисловием к одному важному вопросу: с чего начинается переход из времени линейного во время магическое? О Художниках здесь нет смысла говорить, ибо, как правило, они изначально живут в магическом времени, тогда как мы, Маги, проходим свой путь от профанного к сакральному.
Немало копий было сломано в дискуссиях о том, когда мы можем говорить о начале пути Мага. Я рискну предложить свою двойную версию: путь зачинается с того момента, когда индивид принимает второе имя – имя магическое, тогда как рождение происходит тогда, когда осознается экзистенциальное ядро, архетип некогда выбранного магического имени.
Именно с принятия магического имени в силу вступают законы времени магического, даже в том случае, если они еще не осознаны индивидом. Отныне внешний и внутренний мир начинают организовываться в соответствии с принятым именем, стремясь отыграть тот мифологический паттерн, который лежит в его основе. Привычная линейность и дифференциация пропадают, и вечные архетипы начинают танцевать свой потрясающий воображение танец, и те совпадения, которые начинают происходить, в процессе этого танца способны убедить даже самого закоренелого скептика.
Прекрасной иллюстрацией этого положения является роман Густава Майринка «Зеленый лик», где показано, как судьбы конкретных персонажей отыгрывают законы тех имен, которые они себе взяли. Линейная жизнь обретает четверную грань, иное измерение, и совершенно обычные жизненные события отныне преломлены в контексте магического времени. Очевидно, что принявший имя Ипполит едва ли будет счастлив в любви, а Прометей едва ли сможет поладить с авторитетами. Но внешние события – лишь верхушка айсберга, отражающая влияние магического времени; главным же является специфическое переживание единения в вечном возвращении, невыразимое в словах.
Но прежде, чем говорить о сущности второго магического имени, нам следует достаточно четко определить то, что им не является. Ведь вторые имена используются не только магами, и далеко не всегда второе имя является магическим. Я выделяю три варианта альтернативного имени, которое не является магическим: псевдоним, кличка, ник. Необходимо кратко коснуться этих трех проявлений.
Псевдоним человек берет, если он по каким-то причинам испытывает потребность в конфиденциальности или если его реальное имя и фамилия вступает в диссонанс с тем родом занятий, в котором он себя реализует.
Кличка не выбирается самим индивидом, а дается ему извне. В случае удачного попадания она намертво закрепляется и становится вторым именем. Но, за исключением особых прецедентов (которые будут обсуждаться ниже), кличка всецело принадлежит к линейному времени, и, даже если индивид с ней идентифицирован, она отражает в себе только социальную сферу, персону, двухмерное пространство, «впечатанное мелом в асфальт».
Ник отличается от клички тем, что индивид берет его сам. Ники получили распространение вместе с популяризацией Интернет-общения. Характерным признаком ника является его вторичность, «виртуальность» по отношению к родовому имени. Очень часто никам свойственна нереалистичная пафосность, несоразмерность, что отличает их от подлинных магических имен, точно так же, как позолота отличается от высокопробного золота. Трудно найти хоть один Интернет-форум, где бы не было своего Люцифера, который при личной встрече обычно превращается в «лютика». Впрочем, бывают исключения, когда и магическое имя оказывается связанным с тем, что данный конкретный маг является креатурой, одной из эманаций данного божества (это великолепно описано в другом романе уже упомянутого Густава Майринка «Ангел западного окна»).
На мой взгляд, стремление брать виртуальные имена, по сути, является бессознательным стремлением к индивидуации, к выходу из линейного времени в магическое. Но из-за недостатка развития индивидуальности это стремление остается нереализованным и бессознательным. Хотя мне известны случаи, когда то, что вначале было не более чем ником, впоследствии оказывалось потенциальным магическим именем, которое прорастало во время магическое.
Чтобы понять суть данного вопроса, обратимся к истории. В самых первых обществах инициация была обязательна для каждого члена племени по достижению им взросления. Через инициацию индивид, до этого находящийся в замкнутом кругу семейного бессознательного, через символическую смерть и воскресение умирал как «сын своей матери» и рождался как полноправный член племени, коему отныне даровалось новое имя, которое можно назвать именем племенным.
Но существовала и вторая инициация, которая в большей степени проходила на внутреннем плане, и её внешние проявления были гораздо более суровы, чем в инициации взросления. Этой инициации подвергались наиболее развитые члены племени, которые становились шаманами. И только в финале второй инициации шаман получал свое сущностное имя, которое мы можем определить как магическое.
Тот факт, что человечество в своей «цивилизованности» утратило инициации взросления, является одной из самых больших наших потерь. Различные ритуалы входа – от посвящения в первоклассники до приема в партию – являются бледной тенью ритуалов, связанных с инициацией взросления. По этой причине абсолютное большинство человечества продолжает оставаться невротически фиксированным на семейном бессознательном, и одним из самых ярких последствий такой фиксации является так называемый «Эдипов комплекс», открытый психоаналитической школой Фрейда. В этом отношении сама по себе тенденция брать вторые имена может быть оценена как прогресс, однако к магическому имени это отношения не имеет.
Одно из характерных свойств магического имени проявляется в том, что не человек выбирает имя, но имя выбирает человека. Именно поэтому достаточно смешно звучит совет брать только «позитивные», «счастливые» имена, которые в перспективе обещают счастье, любовь «и новые коньки в придачу». Но, поскольку не мы выбираем магическое имя, а магическое имя – нас, то любая попытка «выбрать» имя, исходя из интеллектуального расчета, будет заведомо лишена успеха. Законы евклидовой геометрии упраздняются на уровне геометрии Лобачевского, а законы линейного времени не работают применительно к времени магическому, и всякие попытки их смешения искусственны, а потому обречены на то, чтобы быть фарсом и пародией. Так, если человек с душевной природой Атиса назовет себя Аресом, это едва ли закрепится за ним, равно как и наоборот. Мне известно несколько примеров подобной несоразмерности, когда по непонятной причине никто не мог использовать магическое имя конкретного практика, хотя он его активно провозглашал.
Если ценой входа в магическое время должны быть страдания, связанные с архетипом, то эта цена должна быть заплачена без сомнений, и торгашество здесь неуместно. Но истинное магическое имя, напротив, исходит из каждого слова, каждого ритма человека. Вам очень повезло, если вам удастся почувствовать суть чьего-то магического имени, ибо в этом случае вы обретаете особую власть-связь с этим человеком, и, в некотором смысле, вы его инициируете. Выше я писал, что, как правило, приходящее извне – это лишь кличка, но никак не магическое имя, однако из этого правила бывают исключения. Человек с достаточно развитой интуицией может прочувствовать вибрацию магического имени конкретного человека и, ненавязчиво дав ему это имя, обрести совершено особую власть-связь с этим человеком.
Недоверчивый наблюдатель подумает, что подобное невозможно и, чтобы проиллюстрировать сказанное, я приведу один любопытный пример. Один мой хороший приятель по своей душевной структуре напоминает мне Атиса, это видно в его особенной манере общения, стиле, совершенно особенной энергетики «вечного юноши», которая от него исходит. Однажды за чаем я, он и еще одна женщина вели беседу, которая вышла на тему магических имен. Мной было сказано, что каждый человек, принявший магическое имя, неизбежно будет отыгрывать тот мифопаттерн, который связан с этим именем. Я уже готовился подойти к интеллектуальной игре и назвать то имя, которое, на мой взгляд, ему могло бы подойти, и, если бы оно закрепилось, некоторая власть над его путём мне была бы обеспечена. Причем такая власть не является властью в профаническом смысле, то есть, например, возможностью заставить человека делать то, что ему неприятно, но, скорее, она является гораздо более тонкой нитью, которая выражается в глобальных, но не локальных категориях. На жизненном плане при этом сохраняется полная сепарация, но на плане метафизическом ваша самость начинает взаимодействовать с самостью другого человека, как бы определяя узловые точки его пути. Правда, всегда следует помнить, что этот процесс диалектичен, и некоторые влияния будет испытывать и тот, кто назвал имя.
Так вот, когда я думал, как бы произнести заветное слово – «Атис», мой собеседник в ответ на мою реплику сказал: «А я не отыграл свое имя». «Какое имя?» - заинтересованно спросил я, и тут он прочитал свое стихотворение, где в финале было названо имя – Атис, после чего некоторое время я пребывал в изрядном шоке – он уже знал свое магическое имя, хотя предпочитал его не афишировать. К сожалению, даже участникам этой истории я не могу доказать, что знал имя до того, как оно было озвучено, ибо единственным доказательством этого был персонаж моего незаконченного художественного романа, который почти целиком списан с реального героя и который в определенной точке повествования сравнивается с Атисом.
Приводя этот эпизод, я не нарушаю этику, поскольку под своим магическим именем он неизвестен практически никому, следовательно, я не разглашаю ничьей тайны – мой собеседник останется иксом, даже если читающий знаком с ним лично – под его родовым именем. В конце концов, интуитивная способность видеть магические имена дана далеко не многим. В свою очередь, я хочу сказать, что мне известно около пяти не менее впечатляющих фактов, связанных с влиянием магического имени на судьбу его носителя, и интуитивным прочувствованием магического имени до его озвучивания. Однако эти истории более конкретны, связаны с конкретными людьми, поэтому, по этическим соображениям, я сохраню их в тайне.
Могу только сказать, что некоторые из этих случаев по своей убедительности нисколько не уступают описанному Майринком в «Зеленом лике»: магическое время имеет свои законы, которые так же незыблемы, как и законы физического мира.
Наконец, приведу свой пример; благо, о себе я могу сказать практически всё.
Впервые я взял свое магическое имя, скорее, как ник, для участия в одном виртуальном сообществе. Впрочем, как показали дальнейшие события, не я выбрал имя, но имя меня. Я понятия не имел, что Атон – это египетский Бог Солнца, и взял это имя исключительно по аналогии с персонажем фантастического романа Пирса Энтони «Хтон». Смыслом этого имени было заявить миру, что я единственный, кто осознает свой Эдипов комплекс, тогда как остальные пребывают в неведении. Что поделать – мне было тогда всего 16, и этому возрасту свойственен наивный максимализм восприятия.
Примерно через три года я узнал о египетском происхождении своего имени. Я был изрядно удивлен, поскольку никогда не интересовался Египтом, считая его страной мертвых, и ни о какой своей связи с этим пантеоном и не подозревал. Затем, уже в возрасте двадцати лет, находясь в «точке кризиса», я вижу сон, где я вхожу в египетскую усыпальницу для мумий и оказываюсь в пяти комнатах, расположенных в форме пентаграммы. Пентаграмма – древнейший символ магии и основное оружие Мага, была показана мне за четыре года до моего магического становления (которое подробно описано в другой статье). Наконец, когда я принимаю Телему, я узнаю, что телемитский пантеон тесно завязан на пантеоне египетском, и что одной из основных тем традиции является поклонение Солнцу, и именно из Египта произошла эта тайная мудрость. Надо сказать, что я был изрядно удивлен: имя, взятое исключительно из декадентской экзальтации, как оказалось, предопределило мой путь задолго до того, как я смог это осознать. В своей жизни я не раз пытался брать себе другие имена, но все они оказывались лишь искусственным привнесением, которые достаточно быстро отмирало.
В заключение я хотел бы коснуться темы взаимоотношения между родовым и магическим именем. Эти взаимоотношения далеко не так просты, как может показаться, и порой они весьма мучительны: недаром в одном из кефланов Кроули назвал их «кошмаром близнецов». В этом отношении существуют две противоположные ошибки. Первая ошибка выражается в некотором пренебрежении магическим именем по отношению к имени родовому. Ошибочность этой позиции очевидна – в конце концов, существует риск полного выпадания из магического времени. Более тонкой опасностью является сокрытие своего магического имени.
Хотя заметим, что существует представление о том, что знающий ваше имя имеет над вами власть, и, как было показано выше, это представление имеет под собой свои основания. Однако при условии открытого магического имени данное обстоятельство почти теряет свою силу и смысл, ибо эту самую власть может получить лишь тот, кто способен прочувствовать суть вашего имени, кроме того, это влияние несколько отличается от представлений линейного времени: скорее, речь идет о знании. Однако открытое использование магического имени имеет главное преимущество: оно позволяет глубже «закрепить» связь со своим центром – архетипом, который представляет вашу суть, и пребывать в магическом времени.
Не меньшей ошибкой является и пренебрежение к родовому имени, которое столь же чревато сложностями. Как мы знаем из аналитической психологии, всё, имеющее отношение к психике, не может быть безвозвратно уничтожено: оно либо трансформируется, либо вытесняется в бессознательное, где, будучи неосознанным, обретает большую власть.
Чтобы проиллюстрировать данное положение, я хочу описать один известный мне эпизод. Некий интеллектуал-маг, чье магическое имя известно практически никому в Рунете (т.е. в русскоязычном сегменте Интернета), крайне не любил называть свое родовое имя, считая его чуть ли не оскорблением. «Я прежний умер, я новый родился», – такова была его позиция. Когда я единожды пообщался с ним, меня наполнили дурные предчувствия относительно него, которыми я поделился только с близкими друзьями. Как оказалось, мои опасения были полностью верны. Вскоре он стал уделять внимание не интеллектуальным или магическим штудиям, а политике, национализму, имперским идеалам и пр. Многие недоумевали, что произошло с ним, тогда как на самом деле всё было весьма очевидно: после долгого напряжения кошмар близнецов подошел к своему финалу, и его родовое имя, со всеми человеческими амбициями (а он и вовсе презирает слово «человеческое») вышло из подсознания и уничтожило имя магическое. Увы, такое тоже бывает.
Как показывает мой личный опыт, идеальным сочетанием является равновесие между родовым и магическим именем, хотя я достаточно хорошо понимаю, что легче сказать слово «равновесие», нежели его реально достичь. Но к этому следует стремиться.
Ритуалы как они есть.
Чем для мага является ритуал? Способом достижения цели? Последовательностью механических действий, которые странным образом воздействуют на иные планы реальности? Служением своему божеству? Да, всё это присутствует в ритуале, но не только это. Прежде всего, ритуал – это серебряная нить, которая связывает индивидуальное сознание с источником, центром, осью. Именно поэтому высший ритуал не имеет цели, ибо только чистая воля, не устремленная к цели, совершенна во всех отношениях. Само исполнение ритуала и есть цель и смысл в себе самом. До того, пока это не понято, о практике в высшем смысле этого слова не может быть речи.
Ритуал должен делаться регулярно. Кроули особенно настаивал на этом. Это правило одинаково обязательно как для новичка, делающего первые шаги, так и для старшего адепта, готовящегося к пересечению пропасти. Хотя смысл этой регулярности всегда различен.
В фильме «Жертвоприношение», который был снят Тарковским незадолго до его смерти, последние слова звучат так: «Если мы научимся делать хоть что-нибудь регулярно, в мире что-то изменится». Разумеется, речь идет не о любом регулярном действии. Мы научились очень многое делать регулярно, настолько, что наша жизнь стала подобием бесперебойного функционирования машины. Регулярное действие должно быть ценно в себе самом и не иметь цели. Здесь речь идет о ритуальном действии.
Мы живем в удивительное время, одной из примет которого является невероятный разрыв между словом и действием. Этот разрыв начался достаточно давно, но сейчас достиг крайнего предела. Можно говорить обо всем, сравнивать любые тоннели реальности, играть смыслами и значениями, не боясь оказаться осужденным, но при этом действие, которое, казалось бы, следует из слова, остается невыполненным. Тысячи образованных людей читали Юнга и могут говорить о его концепции, но только единицы из прочитавших делают реальные попытки применить его систему на практике. Тысячи «юношей бледных со взором горящим» читали Кроули, считая сам этот факт бунтом против системы, но только немногие из них практикуют хотя бы малую часть того, что он предлагал.
Мы можем говорить о чем угодно, но всегда должны разделять теорию и практику. В теории, на словах возможно всё, тогда как практика всецело подчиняется диктатуре жизни. Юноша, заявляющий о своем бунте против системы, бессознательно готовится стать её частью, а утверждение своей инаковости, непохожести, индивидуальности в 99 процентах случаях не более чем часть роли, игра системы, которая заучена и известна.
Есть ли выход? Есть ли реальное действие, означающее разрыв, есть ли практика его осуществления? Выход – это ритуал. Ритуал – уже не слово, но действие, заявление своего намерения перед собой и миром, утверждение себя иным на уровне быть, а не казаться. А на это способны немногие. Потому-то так часто в практике ОТО бывает, что кандидат, обсуждающий телемитское мировоззрение, исчезал, как только получал приглашение принять участие в ритуале Гностической мессы, или ставился перед необходимостью выучить МРП.
Ритуал – это серебряная нить, которая постоянно говорит вам о том, кто вы есть на самом деле. И, в этом смысле, дисциплина в деле регулярного исполнения ритуала имеет первостепенное значение. Если вы только один раз выполните ритуал – это будет переход Рубикона, но сразу после перехода вы столкнетесь с тысячами причин, по которым именно сегодня можно его отложить, «повременить», не делать. Причины, появляющиеся в вашем сознании, могут быть совершенно различными, но их корень один: это – тяжесть инерции и власть системы, желающей сохранить вас в качестве своего винтика. «Готовьтесь к битвам!», - сказал когда-то Гессе, и эти слова процитировал Тарковский. «Прежде всего, я бог войны и разрушения», - сказано в третьей главе Святой Книги Закона. То, что это внутренняя война, нисколько не должно смягчать напряжения дискурса, ибо либо вы такой же, как все, и все разговоры о магии – лишь разговоры, либо вы один из Избранных и поэтому делаете ритуалы именно так, как об этом писал Кроули. На все их искушения ответ один – РВ, МРП, Рубин и другие святые ритуалы.
Любой ритуал имеет три аспекта, жесты и движения, вибрации и визуализации. Это тело, речь и ум тибетской традиции, или три канала восприятия в представлениях современной психологии – кинестетический, визуальный и аудиальный. Вся информация получается и передается по трем каналам, потому любое ритуальное действие – это разворачивание каналов вспять, в глубину, в поисках источника. Вместо трех иллюзий в ритуале открываются три истинные драгоценности.
Не стоит ожидать от ритуала чудес. Вопреки распространенному мнению, нет ничего более несовместимого с магией, чем инфантильное ожидание чуда. Это не значит, что чудес не бывает, напротив, иногда смысловая связь событий способна потрясти воображение даже много повидавшего адепта, далеко продвинувшегося на пути индивидуации. Но нет ничего более неблагодарного и ставящего на магии жирный крест, чем ожидание невероятного и прагматичный расчет на чудо. Как мы уже писали выше, подлинное таинство имеет цель в самом себе.