Психология архетипа младенца. 1 Кереньи, «Предвечный Младенец в предвечные времена».
1 Кереньи, «Предвечный Младенец в предвечные времена».
2 Der Mensch in der Geschichte (1860).
3 Psyche (1846).
4 Рабочий пример см. в статье «Понятие коллективного бессознательного» (рус. пер. в кн.: Л.И.Бондаренко, С.А.Тиглин, А.В.Баженов, «Психоанализ и культурология», Харьков, 1991. - Ред).
5 Фрейд в своей книге «Толкование сновидений» провел параллели между определенными аспектами детской психологии и легендой об Эдипе и отметил, что ее «универсальную значимость» следует объяснить в терминах тех же инфантильных предпосылок. Настоящая разработка мифологического материала была затем проведена моими учениками (A.Maeder, «Essai d'interprétation de quelques rêves», 1907 и «Die Symbolik in den Legenden, Märchen, Gebräuchen, und Träumen», 1908; F. Riklin, «Über Gefängnispsychosen», 1907; Исполнение желаний и символизм в сказках, I изд. в 1908) и К-Абрахамом, Сон и миф (рус. пер.: М., 1912). За ними последовал otto Ранк из Венской школы - Миф о рождении героя, I изд. в 1922 (рус. пер.), «Либидо, ее метаморфозы и символы» (в кн.: К.Г.Юнг. Избр. труды по аналитич. психологии в 3-х т., т. 2, Цюрих, 1939). В Психологии бессознательного (I изд. в 1911, испр. и доп. как Символы трансформации) я представил более исчерпывающее исследование психических и мифологических параллелей.
Конец страницы 362
¯ Начало страницы 363 ¯
6 Этот факт хорошо известен, и соответствующая этнологическая литература слишком обширна, чтобы ее здесь упоминать.
7 См. «Структура души» (рус. пер. в кн.: К.Г.Юнг, «Проблемы души нашего времени». М., 1993, с. 111-133. - Ред.).
8 За исключением определенных случаев спонтанных видений, automatismes teleològiques (Flournoy) и процессов в методе «активного воображения», описанных мною.
9 Относящийся к делу материал можно найти в неопубликованных отчетах о семинарах, которые я проводил в Федеративном Политехническом Институте (ΕΤΗ) в Цюрихе в 1936—1939, и в книге Майкла Фордхема «Жизнь детства».
10 Berthelot, Alchimistes grecs, III, XXV.
" Agricola, De animantíbus subterránea (1549); Kircher, Mundus subterráneas (1678), VIII, 4.
12 Mylius, Philosophia reformala (1622).
13 «Allegoria super libram Tiirbae» в Artis auríferae, l (1572).
14 Texte aus der deutschen Mystik des 14 und 15 Jahrhunderts, изд. Spamer, S. 143, 150.
Ingram, The Haunted Homes and Family Traditions of Great Britain, p. 43 f.
16 Древний алхимический авторитет, называемый по-разному: Мо-риенес, Мориенус, Марианус («De compositione alchemiae», Manget, Bib-liotheca chemica curiosa, I, p. 509 f). В свете определенно алхимического характера II части Фауста такая связь неудивительна. Ш ребер, Воспоминания о моей нервной болезни.
18 Для общего представления см. мою работу «Сознательное, бессознательное и индивидуация». Специфический феномен описан в нижеследующем тексте, а также в Психологии и алхимии, ч. II.
19 «Отношение между Я и бессознательным», ч. И, гл. 3. Символы трансформации.
21 Не будет излишним указать, что предубеждение непрофессионала всегда склонно отождествлять мотив младенца с конкретным переживанием «младенца», как будто бы настоящий ребенок был причиной и предусловием существования мотива младенца. Однако в психологической реальности идея «младенца» всего лишь средство (и не единственное) выразить психический факт, который нельзя сформулировать точнее. Поэтому в силу тех же причин мифологическая идея младенца является не слепком с эмпирического ребенка, а символом, который легко узнаваем: например, чудесный младенец, божественный младенец, сотворенный, порожденный и выросший в совсем необычных условиях, но — в этом суть дела — не человеческое дитя. Его поступки столь же сверхъестественны или чудовищны, как и его природа и физическая конституция. Вообще, говорить о мотиве младенца необходимо лишь относительно этих в высшей степени неэмпирических свойств. Более того, мифологический «младенец»
Конец страницы 363
¯ Начало страницы 364 ¯
имеет различные формы: то бог, то гигант, то мальчик-с-пальчик, то животное и т.д., и это указывает на то, что причиной является все, что угодно, но только не рациональный или конкретный человек. Это касается и архетипов «отца» и «матери», которые, говоря мифологически, в равной степени являются иррациональными символами.
22 Психологические типы и Два очерка по аналитической психологии.
23 Психологические типы, rn.V, 3: «Значение объединяющего символа».
24 Психология и алхимия и «Психология и религия».
25 Два очерка об аналитической психологии.
26 Психология и алхимия, 328 и далее.
27 Высшие позвоночные символизируют в основном аффекты.
28 Такое толкование змеи мы находим еще у Ипполита, Elenchos, IV, 49—51. См. также Leisegang, Die Gnosis, S. 146. Психологические типы.
30 Даже Христос имеет огненную природу («Он, который близок ко мне, близок к огню» — Origen, In Jeremiam Homiìiae, XX, 3), так же, как и Святой Дух.
3Î Этот материал собран в Психологии и алхимии, ч. II и IH. O Меркурии как о слуге см. притчу Eirenaeiis Philalethes, Ripley Reviv'd: or, An Exposition upon Sir George Ripley's Hermético-Poetical Works (1678).
32 Koepgen, Die Gnosis des Christentums, S. 315.
33 По поводу lapis как посредника см. Tractates aureus, в Manget, Bibliotheca chemica curiosa, I, 408b и Artis aurìferae (1572), 641.
34 Психологические типы, 48; «Отношения между Я и бессознательным».
35 Книга пророка Осии 1: 2 и далее.
36 См. Fendi, Gnostische Mysterien.
37 James, The Apocryphal New Testament, p. 11.
38 Климент, Стромата, IH, 13, 92, 2.
39 The Flowing Light of the Godhead.
40 Salomon, Opicinus de Canistris.
41 См. обличительную речь епископа Астериоса (Foucart, Mystères d'Eleusis, p. 477 f.). По Ипполиту, иерофант сделался бессильным при помощи глотка болиголова. Самокастрация священников при поклонении Богородице имеет такой же смысл.
42 Более детальное изложение этих преобразований можно найти в книге «Отношения между Я и бессознательным».
Кора
1 Подробности в кн.: А. Warburg, Die Erneuerung der heidnischen Antike, S. 6 w.
2 «Мифология» в смысле, указанном нами в «Пролегоменах» выше.
Конец страницы 364
¯ Начало страницы 365 ¯
3См. выше, с. 66.
4 См. выше, с. 56.
5 См. Usener, Vorträge und Aufsätze (S. 119 w.).
6 Плиний, Естественная история, IX, 80.
7 W. F. Otto, Der europäische Geist und die Weisheit des Ostens (1931), S. 21.
8 Kerenyi, Apollon (1941), S. 15 w.; La Religione antica, p.l f; Die antike Religion, S. 45.
9 Apollon, S. 37 w.
10 W. F. Otto, Dionysos (1933), S. 186.
11 Die antike Religion, S. 78 w.
12 Otto, The Homeric Cods, p. 241.
13 Otto, Dionysos, S. 29; Kerényi, Die antike Religion, S. 3.
14 Apollon, S. 72.
15 См. выше, разделы (6-9 в I) о первых четырех божествах.
16 Павсаний, V, 3, 3.
17 Еврипид, Гераклиды, 771.
18 Гиперид, в Pollux, IX, 74.
19 Гесиод, Теогония, 886 и далее.
20 См. Otto, The Homeric Gods, p. 54 f.
21 Ibid., p. 89 f.
22 Одиссея, VI, 106.
23 Геродот, И, 156; Wilamowitz, Hellenistische Dichtung, II, S. 48.
24 Schneider, Callimachea, II, S. 197 w.
25 Гомеровский гимн к Деметре, 424. Параллели в кн.: Alien and Sikes, The Homeric Hymns; см. также L. Malten, «Altorphische Demetersage», S. 422 w.
26 Илиада, XXI, 483.
27 L. R. Farnell, The Cults of the Greek States, H, p. 435 f.
28 Гимн к Деметре, 7; Preller, Griechische Mythologie, I, S. 760.
29 Д. Г. Лоренс «Пурпурные анемоны».
30 Мильтон, ст. 17. Цитируется в кн. Аллена и Сайкса. Д. Г. Лоренс «Верность», в его книге Анютины глазки. Hesychiiis, s. v.
33 См. Farnel!, Il, 598 f.
34 Kerényi, «Zum Verständnis von Vergilius Aeneis В. VI», S. 422, подтверждаемая фрагментом из поэта Фил и коса; см. A. Körte, Hermes, S. 450 w.
35 Каллимах в Схолиях к Феокриту, II, 12; Schneider, S. 691.
36 Схолии к Феокриту, II, 12; Еврипид, Елена, 569 (фр. 959).
37 Изображение жертвоприношения Персефоне в росписи аттической вазы, L. Deubner, Attische Feste, рис. 2.
38 Kerényi, «ANOAOS-Darstellung in Brindisi», S. 279.
39 Строка 48. То же самое относительно Гекаты см. Farnell, II Pl. XXXIX а.
Конец страницы 365
¯ Начало страницы 366 ¯
40 Hesychìus, s.v.
41 Eckhel, Doctrina Nummorum Větrním, II, p. 147; см. Lobeck, Aglaophamus, U, p. 1213. См. также P. Philippson, Thessalische Mythologie, S. 69 w.
42 Схолии к Ликофрону, Александра, 1180.
43 Еврипид, Ион, 1048; Финикиянки, 108.
44 Kerényi, Pythagoras und Orpheas, S. 47 w.
43 P. Kretschmer, «Dyaiss, Ζευς, Diespiter und die Abstrakta im Indogermanischen», S. Ill w.
46 Farneil, II, S. 449 w.
47 Гесиод, Теогония, 411 и далее.
48 Гесиод, Теогония, 450 и далее, схолии к Аристофану, Wasps, 804.
49 Colîignon, Histoire de la sculpture grecque, II, p. 362.
50 Согласно более пашней традиции (Овидий и Hyginus), половину года. Нас не привлекает эта слишком понятная версия, поскольку она явно не является первичной.
51 Гимн Деметрс, 471, ανηκεν.
52 Там же, 268 и далее. а Там же, 473-480.
54 По этой причине анализ Виламовица (Der Glaube der Hellenen, II,S, 47 w.) лишается своего основания.
Hippolyte, Etenchos, V, 8, 39.
56 См. выше c. 43 и далее, Куллерво; Kerényi, Niobe, S. 75 w., 259.
57 Гимн Деметре, 256 и далее. Слова, которые произносит здесь Деметра, приводятся в орфической версии (фрагм. 49, 95 и далее), в более поздней орфической поэме (фрагм. 233) и в Carmen aureum Pythagorae, 54 и далее.
58 К. T. Preuss, Der religiose Gehalt der Mythem, S. 8.
59 C. Lumholtz, Unknown Meneo, I, p. 272.
60 Фрэзер в своем издании Аполлодора (1921), Н, с. 311 и далее.
61 Порфирий, в Eusebius, Praeparatio Evangelica, IH, 11, 7, 9.
61 Цицерон, О природе богов, II, 66.
63 Еврипид, Еяена, 1307 (фрагм. 63); Carei nus в Diodoms Siculus, V, 5, I; см. йфраотос в Hesychius, s.v. и 'Εκάτη "Αφραστος, Jahrbuch jur Phil., Дополи., XXVII (1900), 111.
64Farnell, III, PI. 11 lb с объяснением Ленормана в Daremberg и Saglio, Dictionnaire des antiquités grecques et romaines, \, p. 1066.
65 Nilsson, «Die eleusinischen Gottheiten», S. 87.
66 cm. Malten, с. 429 и далее.
67 Климент Александрийский, Увещевание, II, 17, 1; схолии к Лу-
киану, 275.
68Эпихарм. фрагм 100.
69 См. выше, с. 59.
70 Famell, p. 330, 391, 365, 246.
71 Схолии к Лукиану.
72 Иоанн, 12: 24.
Конец страницы 366
¯ Начало страницы 367 ¯
73 Это возражение принадлежит Нильссону, с. 107
74 Здесь Комфорд, а также Нильссон (op. cit., S. 108) находят объяснение мифа о Персефоне.
75 H. Diels, Sibyllinishe Blätter, S. 40.
76 Kerényi, Die antike Religion, S. 220 w.
77 Kerényi, Dionysos und das Tragische in der Antigone, S. 10
78 В Сгимфалосе; Павсаний, VIH, 22.
79 Или, с точки зрения Гебы: «Это так, как если бы Геба лишь постепенно отделяла себя от богини, чтобы стать ее дочерью и независимым божеством, как если бы вначале она была проявлением самой Геры». Р. Philippson, Griechische Gottheiten in ihren Landschaften (Symbolae Osloenses, дополнение fase. IX, 1939), S. 48.
80 Павсаний, II, 38, 2.
81 Павсаний, VIII, 25 и 42, в последующем мы опираемся на этот источник. Достоверность Павсаниевого описания статуи Деметры подтверждается мифологемой и памятниками искусства вопреки Виламовицу (Der Glaube der Hellenen, I, S. 402 w.).
82 Kerényi, Die Geburt der Helena, S. 9 w.
83 Kretschmer, «Zur Geschichte der grechischen Dialekte», S. 28 w.
84 Выражение Платона использовано здесь в том же смысле, что и в Die antike Religion, S. 234.
85 Илиада, XXIII, 72.
86 Также ничего от «тела, превращенного в дух или дематериализовавшегося каким-нибудь загадочным образом». Так В. Ф. otto (Die Manen, S. 37) выражает идею, которая, на его взгляд, лучше всего объясняет гомеровскую «тень».
87 Сравните с этим то, в каком ужасном состоянии находился Гектор, когда его дух представал перед Энеем (Вергилий, Энеида, II, 270 и далее). Как однажды заметил в разговоре со мной Альтхайм, похоже на то, что римлян даже в смерти интересует историческая сторона, в то время как греков — идеальная.
88 Согласно пифагорейцам, образ уникальной смеси элементов, порождавший дороги к луне для каждого в отдельности, дороги, которые невозможно было потом заменить (Kerényi, Pythagoras und Orpheus, S 59) Каждое существо сохраняется не только в прошлом временного мира (состоящего из того, что было и что есть), но и в определенном месте пространственной вселенной. Еще одно место, где все это содержится,— дворец Гадеса, thesaurus Orci римлян.
89 Илиада, IX, 454-457.
90 Там же, 569-572.
91 Kerényi, Apollon, 120; Die antike Religion, S. 65.
92 Одиссея, XI, 634 и далее.
93 Беотийский чеканный кубок для вина в Париже, см R Hampe. Frühe griechische Sagenbilder in Bootten, 36 и 38.
Конец страницы 367
¯ Начало страницы 368 ¯
94 Гесиод, Теогония, 276—282; Аполлодор, Библиотека, Ц, 4, 2.
95 Wilamowitz, Der Glaube der Hellenen, I, S. 108 w., более детально в Altheim, «Persona», S. 45 w.
96 Как θεόττομίΓος в значении «посланник Бога».
97 С. Robert, Die griechische Heldensage, I, S. 243.
98 Гесиод, Теогония, 174-181.
99 Kerényi, Die Geburt der Helena, S. 19; см. Journal of Hellenic Studies, 1885, Pl. LIX.
100 В надписях упоминается Артемида; см. принадлежащие кайзеру Вильгельму II Erinnerungen an Korfu, S. 105.
101 Lokroi Epizephyroi, см. Quagliati, «Rilievi votivi arcaici», p. 188.
102 Plutarch, Quaestiones Romanae, XXIII, Климент Александрийский, Увещевание, XXXVIII.
103 Kerényi, Dionysos und das Tragische in der Antigone, S. 12 w.; Die antike Religion, S. 239. Вергилий (Энеида, VI, 142) называет Персефону pulchra Proserpina; καλά и κάλλιστα - имена Артемиды, см. Preller, Griechische Mythologie, S. ЗОЇ.
104 Orphicorum fragņtenta (ed. Kern), 52.
105 В связи с дальнейшим см. Apollon, S. 150 w.
106 Haìnuwele: Volkserzählungen von der Molukken-fnsel Geram, собранные и изданные A. E. Йенсеном и X. Ниггемейером с иллюстрациями А. Хана. Вступление Йенсена к мифологеме о Хайнувеле также в «Eine ostindinesische Mythe als Ausdruck einer Weltanschauung», S. 199 w., см. Jensen, Das religiöse Weltbild einer frühen Kultur; Die drei Ströme.
107 Mainimele, S. 48 w.
108 Ibid., S. 235.
109 Ibid., S. 54
110 См. местное изобразительное искусство, ibid., S. 65.
111 Ливии, XXVII, 37; см. Altheim, Terra Maier, S. l w.
112 Diels, Das Labyrinth (Festgabe Harnack), S. 91; Altheim, S. 4.
113 См. F. Weege, Der Tanz in der Antike, S. 61.
114 Otto, Dionysos, S. 169 w.
115 Плутарх, Тессей, 21.
116 См. L. Pallat, De fabula Aríadnea, p. 6.
117 См. M. Büdinger, Die römischen Spiele und der Patriciat, S. 49; Pallat, ρ. 4 f., не опровергнуты в R. Eilmann, Labyrinthos (1931), S. 68 w. Более детально в моих Labyrinth — Studien.
118 Плутарх, Тессей; W. A. Laidlaw, A History of Delos, p. 52, 10.
119 Kerényi, Pythagoras und Orpheus, S. 37.
120 K. Kuruniotis, «Das eleusiràsche Heiligtum von den Aufgängen bis zur vorperikleischen Zeit», S. 52.
121 A. W. Persson, «Der Ursprung der eleusinischen Mysterien», S. 287 w.; C. Picard, «Die Grosse Mutter von Kreta bis Eleusis», S. 91 w.
122 См. S. Eitrem, «Eleusinia — les Mystères et l'agriculture», p. 140 f., где подчеркивается сельскохозяйственная сторона церемонии.
Конец страницы 368
¯ Начало страницы 369 ¯
123 A. Alföldi, «Zur Kenntnis der Zeit der römischen Soldaten = kaiser», S. 188.
124 Плутарх, Дион, 56.
125 Павсаний, VIII, 15; см. Кереньи в «Man and Mask», p. 155.
126 Платон, Государство, 364е; Горгий, 497с с комментарием; Plutarch, Demetrius, 26. Только наиболее важные ссылки указаны. Материал, касающийся «менее важных» и «более важных» мистерий, см. Deubner, Attische Feste, S. 69 w.; Farnell, III, S. 343 w.; P. Foucait, Les Mystères d'Eleusis; O. Kern, Die griechischen Mysterien der klassischen Zeit, Pauly-Wissowa, Rea-lencyclopädie, XVI, col. 1211; и Kerényi, Die Geburt der Helena, S. 42 w.
12 Bekker, Anecdota, ł, 326, 24; см. Hesychius, s.v. "Αγραί.
128 Плутарх, О злонравии Геродота, 26; Corpus Inscriptionum Articarum, II, 1590; Furtwängler, «Die Chariten der Akropolis», S. 197.
129 Hippolytus, Elenchos, V, 8, 43.
130 Diels, SibyUinische Blätter, S. 122; Deubner, flg. 7; Rizzo, «II Sarčafago di Torre Nova», p. 103 f.; O Геракле в Аграи см. Diodorus Siculus, ¡V, 14.
131 Stephanas Byzantinus, s.v. "Αγραί.
132 H. G. Pringsheim, Archäologische Beiträge zur Geschicke des eleusinischen Kulte, S. 16 w.
133См. I. Murr, Die Pflanzenwelt in der griechischen Mythologie, S. 84 w.
134 См. Niinnion, Ephemeris Archaeohgica, 1901, P!. 1; Deubner, fig. 5, 1.
135 Плутарх, Деметрий, 26.
136 Der Glaube der Hellenen, 11, S. 57.
137 Увещевание, 12, 2; см. Wilamowitz, H, S. 481; и Lobeck, Agluophamus (1829), H, S. 1263.
Плутархово описание ττλάναι и ττεςιδρομαί инициируемых в О душе (Stobaeiis, Florilegium, 120, 28) сильно напоминают танцы в лабиринтах; см. Pallat, р. 3, ո. 1.
139 Lactantius, Instituttenes divinae, Epit. 18, 7.
140 Tertullian, Ad nationes, 2, 7: «Cur rapitur sacerdos Cereris, si non tale Ceres passa est?» См. Климент Александрийский, Увещевание, 1, 15.
141 Asterius, Homilies, X, Mignę, P. G, т. 40, кол. 324.
142 Лукиан, Менипп, 20.
143Климент Александрийский, там же.
144 Аполлоний Родосский, Аргонавтика, 111, 861, со схолиями.
145 Preller, l, S. 327.
146Цицерон, О природе богов, IH, 22; Проперций, II, 2,11; Lobeck, S. 1213; см. Kerényi, Asklepios, S. 9l w.
147 Hippolytus, Elenchos, V, 8; ίερον Ιτεκε ιτότνια κουρον Βριμω Βριμόν.
148 Строки 480-482.
149 Фрагмент 752.
150
151 Anthologia Palatina, XI, 42.
151 Исократ, Панегирик, 28; Цицерон, О законах. И, 375; Плутарх, Беседа о лике, видимом на луне, 943d.
152 Pythagoras und Orpheus (2-е изд.), S. 47 w.
Конец страницы 369
¯ Начало страницы 370 ¯
153 Фрагменты, 137a.
154 Corpus Inscriptionum Atticarum, II, 1590, III, 319.
155 См. M. P. Nilsson, The Minoan-Mycenaean Religion and its Survival in Greek Religion, p. 447 f.
156 Farnell, PI. XXlb.
157 Ibid., Главы XVIII и XXIa.
158 Строки 969-971; см. Гимн Деметре, 486-489 и Антология Lyrica Graeca (изд. Дели), II, 182, 2.
159 Порфирий, О воздержании, IV, 5.
160 Pringsheim, S. 118.
161 Athenagoras, 20 (Mignę, P. G., т. 6, 929).
162 Corpus Inscriptionum Graecarum, ո. 4000; Usener, Kleine Schriften, IV, S 353.
163 Athenagoras, см. Orphie Hymns, XXIX, 11.
164 Nonnus, Dionysiaca, VI, 264.
165 Altheim, S. 34.
166 См. выше, с. 53 и далее, 66 и далее.
167 Прокл, Комментарии к «Тимею», 293с.
168 Usener, S. 315.
169 Атеней, 496а.
170 Строки 1078-1086.
171 Orphic Hymns, XXIV, 10 и далее.
172 Павсаний, I, 31, 4.
173 Павсаний, IV, 1, 8.
174 F. J. Dõlger, ΙΧΘΥΣ, II, S. 316 w.
175 Ibid., S. 331 w.
176 Пселл, см. Kern, S. 71.
177 Атеней, 590 и далее; Kern, S. 72.
178 Это не согласуется с тем сообщением, что Фрина совершила тоже самое во время великого праздника Посейдона.
179 Атеней, там же.
180 В связи с последующим см. Schûei Ohasama, Zen, S. 3. Наша интерпретация «Цветочной проповеди» восходит к дзен-буддизму, но не к буддизму Хинаяны.
181 См. Пролегомены, с. 13-14.
182 Kerényi, Die antike Religion, S. 114.
183 Fr. 32, a-b (изд. Kern).
184 Изд. В. Эванс-Вентц.
185 См. Философию мифологии, с. 136 и далее.