Некоторые особенности системы психофизической тренировки
Н.В.Абаев, Г.И.Широков
В настоящее время в нашей стране всё больший интерес проявляется к такому сравнительно мало изученному явлению традиционной культуры Китая, как искусство единоборства ушу. Пристальное внимание специалистов различных областей (врачей, психологов, культурологов, востоковедов и др.) к этому феномену обусловлено не только тем, что ушу является одним из наиболее популярных н любимых видов спорта н физкультуры китайского народа, тесно связанным со всем его культурно-историческим наследием, с историей его духовной культуры и с его современной жизнью. Искусство ушу заслуживает особого внимания и всестороннего изучения ещё и потому, что у народов нашей страны в прошлом тоже были широко распространены свои традиционные системы единоборства (борьба, кулачный бой, стрельба из лука, фехтование, конноспортивные соревнования и т.д.). Они, эти системы, играли не менее важную роль в традиционной культуре восточных народов нашей страны, являясь столь же эффективным средством физического и морально-психологического воспитания, как и ушу в Китае. Но в недалёком прошлом эти эффективные методы совершенствования личности были преданы забвению и подвергались необоснованным преследованиям.
Наибольшее распространение системы единоборства, близкие или аналогичные ушу, получили в регионах, имевших постоянные контакты со странами, в которых эти системы существовали с древних времён и достигли высокого уровня развития. К одним из таких регионов относится Бурятия. Народы, проживающие на её территории, имели свои собственные системы единоборства, сопоставимые с восточноазнатскими видами и во многом сходные с ними. Так, например, у бурят существовал специфический вид национальной борьбы бухэ барилдаан («борьба силачей»). Были широко распространены различные виды конноспортивных соревнований, большой популярностью пользовались стрельба из лука, фехтование и т.д. Среди некоторых бурятских родоплеменных групп (эхиритов. булагатов) существовала своеобразная система психофизической подготовки, связанная с культом хара моритон («чёрные всадники»), в которой совмещались элементы искусства верховой езды и единоборства с применением различных видов оружия и предметов обихода кочевых народов, борьбы, кулачного боя, метания в цель и т.д. Согласно историческим преданиям и легендам бурят, боевое искусство «чёрных всадников» восходит к обожествлённым героическим личностям — Ажирай Бухэ и его помощнику Харамцагаймэргэну, которые во главе военной дружины степных удальцов прибыли из Монголии в Прибайкалье на вороных конях* и прославились тем, что защищали местное население от набегов враждебных племён.
* Воинские соединения, состоявшие из коней определённой масти, были распространённым явлением у монголов. Так, например, бурятское племя хондогоров традиционно подразделяюсь на «белоконных» и «черноконных»; последние, видимо, и были носителями искусства «чёрных всадников». |
Интересно, что, как и в традиционном китайском искусстве единоборства, «чёрные всадники» были построены на имитации движений различных животных, главным образом — лошади. Конь, постоянный спутник и соратник кочевника в воинском деле, играл важную роль и в процессе психофизической подготовки хара моритон, одним из составных элементов которой было единоборство на боевом коне, причём приёмы единоборства отрабатывались с самых малых лет сначала на жеребёнке, потом человек и конь подрастали, и тренирующийся мог постепенно совершенствовать своё мастерство, наращивая нагрузки.
Сходные или аналогичные виды психофизической тренировки бытовали у других народов Сибири, например, тувинцев — кюреш (борьба), кара-кюреш (рукопашный бой), ламская кюреш (искусство боя, практиковавшееся ламами).
В силу благоприятных условий, сложившихся из-за географической близости со странами, в которых искусство ушу получило широкое распространение и развитие, многие системы единоборства, генетически связанные с ушу, проникали на территорию нашей страны в различные исторические периоды и при различных обстоятельствах, подвергаясь более или менее длительной адаптации и трансформируясь под влиянием местных традиций. Одна из таких систем, практикующаяся и поныне в Бурятии, известна под названием синсимак*. Эта система проникла непосредственно из Китая и сформировалась под влиянием традиционных китайских систем, но на территории Бурятии постепенно адаптировалась к местным условиям. История её возникновения во многом неясна, но, по крайней мере, известно, что своё начало она берёт из китайских боевых искусств и практикуется в Прибайкалье где-то с конца прошлого — начала нашего века.
* Происхождение этого названия выяснить не удалось. Скорее всего, это искажённое китайское название, причём, вероятно, не северокитайское, а южнокитайское. |
Синсимак представляет собой весьма эффективную систему подготовки человека к экстремальным условиям деятельности, включающую в себя разнообразные приёмы единоборства, психические и физические упражнения, лечебную и профилактическую гимнастку, специальную диету, лекарственные средства и биостимуляторы естественного происхождения, приёмы массажа и самомассажа, определённый режим тренировок, приспособленный к климатическим условиям и сезонным ритмам Восточной Сибири, свои этические принципы и многие другие приёмы и методы нравственного, психологического и физического воспитания, характерные и для китайских систем.
В процессе адаптации к местным условиям школа синсимак обогатила свой комплекс некоторыми достижениями традиционной тибетской и бурятской медицины, использовала традиции народной борьбы и спортивных игр народов Забайкалья.
По своим стилевым характеристикам школа синсимак близка к «внутреннему» направлению в традиционных китайских искусствах единоборства, так как главный упор в ней делается на развитее внутренних психофизических и биоэнергетических возможностей человеческого организма с помощью методов психосоматической саморегуляции. Вместе с тем в манере ведения боевого поединка, в своих технических приёмах самозащиты она совмещает в себе характерные особенности «мягких» и «жёстких» стилей ушу*.
* См. : Широков Г.И. Не бояться начинать. — Правда Бурятии, 19S9. |
Классификация объективных и субъективных предпосылок в школе синсимак требует наличия признаков, из которых наиболее важным является готовность учителя и обучаемого к взаимодействию в процессе обучения.
Характерной особенностью процесса психофизической подготовки по системе синсимак является наличие подготовительного комплекса, который подразделяется на несколько элементов:
а) физическая подготовленность — развитие силы, быстроты, ловкости, гибкости. Метод — специальные физические и психические упражнения. При этом к наиболее важным требованиям эффективности обучения относится выработка умения быстро адаптироваться к разнообразным условиям, в которых проводятся тренировки. Для этого используются особенности рельефа местности, в том числе горные склоны, скопления камней, овраги, реки, заросли деревьев и т.д., а также различные временные и погодные условия. Наименее эффективными считаются тренировки в спортивных залах;
б) координационная подготовленность — развитие ориентировки в пространстве, высокой чувствительности тела, межмышечной координации. Метод — медленный спарринг, упражнения на чувствительность из тайцзицюань, акробатические упражнения. Также эффективным средством является сознательная проработка движений (например, бой с воображаемым противником);
в) психическая готовность — отсутствие страхов и опасений, отказ от эгоистического желания (например: ответить ударом на удар), сосредоточенное внимание и внутреннее спокойствие. Метод — медленный спарринги сознательная работа над самим собой, которая не ограничивается рамками спортзала, включение игрового момента;
г) интуитивная готовность — готовность решать задачи мгновенно и в то же время нестандартно. Метод — медленный спарринг с включением непредсказуемых действий партнёра.
Все эти элементы подготовительного комплекса необходимо выполнять без отрыва друг от друга. При этом задача мастера-наставника сводится к тому, чтобы двигательные действия воспринимались в подлинном виде, то есть ученик должен осознать каждое движение, его динамику, прочувствовать моменты «включения» и «выключения» движения. Он должен научиться сочетать одни движения с другими (например: удар рукой, переход ногой и т.д.) и в то же время контролировать ситуацию.
Особое внимание в процессе обучения обращается на то, чтобы ученик не воспринимал двигательное действие как нечто раз и навсегда утвердившееся. После ознакомления с принципами движения школы синсимак необходимо пробудить в обучаемом творческое начало, то есть он должен самостоятельно искать наиболее подходящие для него движения.
Весь процесс обучения в школе синсимак основывается на базисных принципах:
1) отказ от эгоистического желания быстрого достижения успеха, настрой на длительную и упорную работу;
2) ни в коем случае нельзя недооценивать противника (обычно за кажущейся слабостью скрыта сила);
3) в момент боя не анализировать его ход;
4) адекватность восприятия и реакции;
5) смелость и решительность в атаке;
6) необходимость контролировать и сдерживать эмоции;
7) стараться «вжиться» в противника и понять его замысел;
8) действия должны быть непредсказуемыми, но контролироваться сознанием.
Основным методом тренировки по системе синсимак является спарринг*, который очень эффективен для процесса обучения.
* На начальных этапах тренировки спарринг проводится в максимально замедленном темпе, затем скорость в зависимости от уровня мастерства тренирующихся постепенно повышается. |
Он считается комплексным методом. Так, например, в ходе спарринга происходит отработка всех реальных ситуаций боя. Спарринг решает следующие задачи:
1) ликвидация скованности движений, что говорит о лучшей межмышечной координации;
2) включение игрового момента с целью оказания влияния на общий психологический фон занятий;
3) выработка наблюдательности за действиями противника.
В системе выработано более ста разновидностей спаррингов, использование которых позволяет тренирующемуся проработать огромное количество ситуаций рукопашного боя, причём ситуаций необусловленных, неожиданных, нестандартных, и это приучает к неординарным действиям, творческому решению ситуационных задач. Синсимак является «контактным стилем», поскольку это опасно для здоровья тренирующихся, то сначала упражнения выполняются в медленном темпе и лишь при выработке необходимых навыков защиты и нападения, полного контроля собственных действий и действий партнёра переходят к упражнениям в быстром темпе.
В процессе подготовки большой упор делается на развитие творческого подхода, импровизации, направленной на то, чтобы «вынудить» противника ошибиться. Вся техника основывается на вращающих и крутящих движениях в сочетании с решительной атакой в соответствующий момент. Неожиданность, основанная на адекватности действия в данный момент, и некоторое предвосхищение событий являются главным залогом успеха боя. Если на первых стадиях тренировки используется базовая техника, похожая на технику «мягких» школ, то в дальнейшем, по мере развития в процессе тренировок бойцовских качеств, в спаррингах вырабатывается индивидуальная боевая техника, критерием жизненности которой считается многообразная вариантность, мгновенная приспособляемость к любым условиям и любому противнику.
В школе синсимак внимание уделяется тому, чтобы процесс обучения развивался по восходящей линии, и для этого выработаны специальные критерии, по которым проверяются успехи ученика в овладении боевым искусством:
1) ученик в ходе спарринга самостоятельно варьирует тактикой боя, не концентрируя внимания на технической стороне;
2) ученик осмысленно воспринимает рекомендации учителя и делает из них правильные и своевременные выводы;
3) нестандартность и адекватность принимаемых решений;
4) дальнейшие тренировки уже без учителя, которые не ограничиваются только лишь залом для занятий;
5) перенос приобретённых навыков в повседневную жизнь;
6) мысленный тренаж и контроль над своим поведением.
В заключение следует отметить, что, несмотря на военно-прикладной характер шкалы синсимак, главная задача всей системы психофизической подготовки заключается в оздоровлении организма тренирующегося, его обучении методам выявления и активизации резервных, потенциальных возможностей своего организма для выживания и поддержания оптимальных условий жизнедеятельности в сложных и экстремальных ситуациях.
Таким образом, если в самом узком смысле система синсимак является искусством единоборства с акцентом на приёмы самозащиты, то в широком — системой жизнеобеспечения организма человека в условиях неблагоприятной и агрессивной среды, включающей в себя комплекс методов общефизической и морально-психологической подготовки к деятельности в таких условиях, профилактики различных психосоматических и других заболеваний, коррекции возникших отклонений в психофизиологическом состоянии человека.