Тема 4. Стадии разработки управленческого решения.
Каждому действию лица, принимающему решения, предшествует решение об его целесообразности. Вхождение человека в среду организации определяет:
- среду его основной деятельности;
- положение во внутренней иерархии организации;
- положение во внешней по отношению к организации среде;
- полномочия, за которые он соглашается нести ответственность и получает вознаграждение;
- круг обязанностей и задач, которые он должен в организации решать;
- полномочия, которые он делегирует другим членам организации при выполнении стоящих перед ним задач;
- профессиональный уровень;
- организационную культуру общения внутри и вне организации.
Решение (принятие) – одна из центральных составляющих процесса управления организацией:
1. получение информации о ситуации: учет не только количественных, но и качественных данных;
2. определение целей: приоритеты;
3. разработка оценочной системы: индексы, рейтинги, конкурсы;
4. анализ ситуации: выявление факторов, определяющих динамику ее развития;
5. диагностика ситуации: проблемы, закономерности, механизмы, ресурсы;
6. разработка прогноза ситуации: …;
7. генерирование альтернативных вариантов решений: метод аналогов (использование опыта решения предшествующих аналогичных проблем); синтез решений (консилиум, например);
8. отбор основных вариантов управляющих воздействий: «отсев» заведомо «нежизнеспособных» вариантов;
9. разработка сценариев развития ситуации;
10. экспертная оценка основных вариантов управляющих воздействий;
11. коллективная экспертная оценка;
12. принятие решения ответственным лицом (руководителем);
13. разработка плана действий: план – это не раз и навсегда заданная догма. Если в плане не найдет отражения изменение условий, в которых должны осуществляться запланированные действия, иными словами, если при планировании не будет действовать механизм обратной связи, то успех организации сомнителен;
14. контроль реализации плана: мониторинг;
15. анализ результатов развития ситуации после управленческих воздействий.
Тема 5. Стили управления.
Под стилем управления понимается манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, позволяющая влиять на них и заставлять делать то, что в данный момент нужно.
1. «Одномерные» стили управления:
А) Основой авторитарного стиля является сосредоточение всей власти и ответственности в руках руководителя, что дает ему преимущество в установлении целей и выборе средств их достижения. Данное обстоятельство играет двоякую роль в возможности достижения эффективности. С одной стороны, авторитарный стиль управления проявляется в порядке, срочности выполнения задания и возможности предсказать результат в условиях максимальной концентрации всех видов ресурсов. С другой – формируется тенденция к сдерживанию индивидуальной инициативы и одностороннему движению потоков информации сверху вниз, отсутствует обратная связь:
- руководитель принимает решения в одиночку;
- учет отдельных мнений сотрудников, но под строгим контролем.
Б) Демократический стиль характеризуется высокой степенью децентрализации полномочий, активным участием сотрудников в принятии решений, созданием таких условий, при которых выполнение служебных обязанностей оказывается привлекательным, а достижение успеха служит для них вознаграждением:
- консультативная разновидность –
руководитель консультируется с подчиненными, стремится использовать все лучшее, что они предлагают; среди стимулирующих мер преобладают поощрение, наказание используется в исключительных случаях;
- партисипативная разновидность –
руководитель полностью доверяет подчиненным; при этом ответственность за последствия принятых решений не перекладываются на подчиненных.
Первостепенное значение приобретает внутреннее удовлетворение, получаемое подчиненным от возможности реализовать свои творческие способности. Подчиненные могут самостоятельно принимать решения и искать в рамках предоставленных полномочий пути их реализацию Руководитель при осуществлении контроля ценит конечный результат, не обращая особого внимания на мелочи.
В) Либерально-попустительский стиль: руководитель отдает инициативу в руки подчиненных, снимает с себя всякую ответственность, он мягок, покладист, иногда легковерен; требует формальной дисциплины, не умея ее соблюдать; использует поощрения чаще, чем наказания.
2. «Многомерные» стили управления: основываются на двух подходах – первый ориентируется на создание в коллективе благоприятного морально-психологического климата и налаживание человеческих отношений, второй – на создание надлежащих организационных и технических условий, при которых человек достаточно полно сможет реализовать свои способности. Наглядный пример – «решетка управления» Р. Блейка и М. Моутон.
1.1.минимум усилий для достижения производственных
результатов
9.1.производство – max, человек – min
5.5.«золотая» середина
1.9.комфортная и дружественная атмосфера (нормальная
рабочая атмосфера)
9.9.производственные успехи обусловлены преданными
своей работе людьми