Тема 4. Стадии разработки управленческого решения.

Каждому действию лица, принимающему решения, предшествует решение об его целесообразности. Вхождение человека в среду организации определяет:

- среду его основной деятельности;

- положение во внутренней иерархии организации;

- положение во внешней по отношению к организации среде;

- полномочия, за которые он соглашается нести ответственность и получает вознаграждение;

- круг обязанностей и задач, которые он должен в организации решать;

- полномочия, которые он делегирует другим членам организации при выполнении стоящих перед ним задач;

- профессиональный уровень;

- организационную культуру общения внутри и вне организации.

Решение (принятие) – одна из центральных составляющих процесса управления организацией:

1. получение информации о ситуации: учет не только количественных, но и качественных данных;

2. определение целей: приоритеты;

3. разработка оценочной системы: индексы, рейтинги, конкурсы;

4. анализ ситуации: выявление факторов, определяющих динамику ее развития;

5. диагностика ситуации: проблемы, закономерности, механизмы, ресурсы;

6. разработка прогноза ситуации: …;

7. генерирование альтернативных вариантов решений: метод аналогов (использование опыта решения предшествующих аналогичных проблем); синтез решений (консилиум, например);

8. отбор основных вариантов управляющих воздействий: «отсев» заведомо «нежизнеспособных» вариантов;

9. разработка сценариев развития ситуации;

10. экспертная оценка основных вариантов управляющих воздействий;

11. коллективная экспертная оценка;

12. принятие решения ответственным лицом (руководителем);

13. разработка плана действий: план – это не раз и навсегда заданная догма. Если в плане не найдет отражения изменение условий, в которых должны осуществляться запланированные действия, иными словами, если при планировании не будет действовать механизм обратной связи, то успех организации сомнителен;

14. контроль реализации плана: мониторинг;

15. анализ результатов развития ситуации после управленческих воздействий.

Тема 5. Стили управления.

Под стилем управления понимается манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, позволяющая влиять на них и заставлять делать то, что в данный момент нужно.

1. «Одномерные» стили управления:

А) Основой авторитарного стиля является сосредоточение всей власти и ответственности в руках руководителя, что дает ему преимущество в установлении целей и выборе средств их достижения. Данное обстоятельство играет двоякую роль в возможности достижения эффективности. С одной стороны, авторитарный стиль управления проявляется в порядке, срочности выполнения задания и возможности предсказать результат в условиях максимальной концентрации всех видов ресурсов. С другой – формируется тенденция к сдерживанию индивидуальной инициативы и одностороннему движению потоков информации сверху вниз, отсутствует обратная связь:

- руководитель принимает решения в одиночку;

- учет отдельных мнений сотрудников, но под строгим контролем.

Б) Демократический стиль характеризуется высокой степенью децентрализации полномочий, активным участием сотрудников в принятии решений, созданием таких условий, при которых выполнение служебных обязанностей оказывается привлекательным, а достижение успеха служит для них вознаграждением:

- консультативная разновидность –

руководитель консультируется с подчиненными, стремится использовать все лучшее, что они предлагают; среди стимулирующих мер преобладают поощрение, наказание используется в исключительных случаях;

- партисипативная разновидность –

руководитель полностью доверяет подчиненным; при этом ответственность за последствия принятых решений не перекладываются на подчиненных.

Первостепенное значение приобретает внутреннее удовлетворение, получаемое подчиненным от возможности реализовать свои творческие способности. Подчиненные могут самостоятельно принимать решения и искать в рамках предоставленных полномочий пути их реализацию Руководитель при осуществлении контроля ценит конечный результат, не обращая особого внимания на мелочи.

В) Либерально-попустительский стиль: руководитель отдает инициативу в руки подчиненных, снимает с себя всякую ответственность, он мягок, покладист, иногда легковерен; требует формальной дисциплины, не умея ее соблюдать; использует поощрения чаще, чем наказания.

2. «Многомерные» стили управления: основываются на двух подходах – первый ориентируется на создание в коллективе благоприятного морально-психологического климата и налаживание человеческих отношений, второй – на создание надлежащих организационных и технических условий, при которых человек достаточно полно сможет реализовать свои способности. Наглядный пример – «решетка управления» Р. Блейка и М. Моутон.

Тема 4. Стадии разработки управленческого решения. - student2.ru 1.1.минимум усилий для достижения производственных

результатов

9.1.производство – max, человек – min

5.5.«золотая» середина

1.9.комфортная и дружественная атмосфера (нормальная

рабочая атмосфера)

9.9.производственные успехи обусловлены преданными

своей работе людьми

Наши рекомендации