Методические рекомендации по изучению темы
Уделение значительного места изложению взглядов Платона и Аристотеля обусловлено их ролью и теоретической значимостью их учений в процессе становления и развития психологического знания Древней Греции. Благодаря этим ученым античная наука стала на многие века основополагающей для различных школ и направлений в понимании природы и сущности психического.
Необходимо сделать акцент на то, что учение Платона о судьбе души после смерти тела облечено в форму мифа и преследует этические, государственно-педагогические цели. Живя, люди должны верить, что после смерти душа ответственна за все действия тела. Эта вера заставит каждого бояться возмездия в будущей жизни, чтобы не впасть в отрицание всякой морали и долга. Идея бессмертия души скрывает еще один смысл: духовный опыт не умирает со смертью человека, он вечен. Необходимо особо рассмотреть проблему описания проявлений души, в которой Платон уделяет особое внимание познанию и неотделимому от него удовольствию и страданию. Платон различает мнение, рассудок и разум в зависимости от объекта познания: направлено ли оно на идеи или на чувственный мир. Как составную часть учения Платона о душе необходимо рассмотреть его учение о чувствах.
Наиболее известным учеником Платона явился Аристотель. Помимо изучения творческого наследия ученых необходимо проследить их биографический путь, что поможет пониманию логики развития их философско-психологических идей.
Учение Аристотеля о душе, основанное на анализе огромного эмпирического материала, характеристика ощущения, мышления, чувств, аффектов, воли указывали на качественное отличие человека от животных — человека Аристотель определял как «существо общественное». Это учение преодолевало ограниченность демокритовской трактовки души как пространственной величины, которая движет телом, и выдвинуло новое понимание.
С некоторыми изменениями учение Аристотеля о душе господствовало до XVII в.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №4 (2 часов)
Эволюция психологических учений в периоды эллинизма
И Древнего Рима
План
1. Основные психологические проблемы периода эллинизма и Древнего Рима.
2. Академия Платона: проблематика научного поиска (Спевсипп, Ксенократ, Арксилай, Карнеад).
3. Школа перипатетиков: Теофраст, Аристоксен, Дикеарх, Странтон, Александр Афродизийский.
4. Эпикурейская школа: теория эмоций Эпикура.
5. Развитие стоицизма и скептицизма.
6. Развитие эпикуризма, стоицизма, скептицизма и эклектизма в период Древнего Рима.
7. Достижения античных врачей в изучении анатомо-физиологических основ психики.
Задания для самостоятельной работы студентов:
1. На основе анализа различных учебников и учебных пособий проследите какие модификации в теорию атомизма Демокрита внес Эпикур. Зафиксируйте записи в тетради.
2. Обоснуйте значимость функции ассоциаций и «общего чувствилища» в теории Аристотеля. Докажите это краткими аннотациями статей из психолого-педагогической литературы.
3. Подумайте, что на Ваш взгляд является наиболее характерным в теории эмоций Эпикура. Зафиксируйте записи в рабочих тетрадях.
4. На основе психолого-педагогической литературе проследите, что отличает последние теории античной психологии (Филон, Плотин) от взглядов предшественников. Схематично отразите в рабочих тетрадях.
5. Проанализируете в чем различия понятий «внутренняя» и «внешняя» свобода у стоиков. Зафиксируйте основные различия в рабочих тетрадях.
6. Раскройте сущность особенностей подхода к проблеме речи в теории стоиков. Обоснуйте как это могло повлиять на ход науки.
7. Подготовьте реферат на одну из предложенных тем:
- Сравнительный анализ понимания функций и содержания души в идеалистических и материалистических психологических концепциях ученых Древней Греции.
- Сравнительный анализ подходов к проблеме воли в теориях стоиков, Эпикура и Аристотеля.
Литература
Основная:
1. Ждан А.Н. История психологии. - М.: Педагогическое общество России, 2001.-512с.
2. Марцинковская Т.Д. История психологии. – М.: Академия, 2007. – 538 с
3. Трубецкой С.Н. История древней философии. - М.: Кучково поле, 2005.-475с.
4. Ярошевский М.Г. История психологии, от античности до середины XX в. - М.: Академия, 1999. – 409 с.
Дополнительная:
1. Абдурахманов Р.А. История психологии: идеи, концепции, направления / Р.А. Абдурахманов: учебное пособие. – М.: НОУ ВПО МПСИ, 2008. – 326 с.
2. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм. М.: АСТ, 2000. С. 117-200, 298-357, 501-545, 689-752.
3. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. М.: АСТ, 2000. С. 47-85, 346-384, 417-452, 820-911.
4. Марцинковская Т.Д. История психологии. – М.: Академия, 2007. С. 64-80
5. Михалева А.Б. История психологии: Учеб.пособие / А.Б. Михалева. – М.: Вузовская книга, 2008. – 88 с.
6. Рассел Б. История западной философии. - Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2007 . С. 279-368
7. Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. – М.: Республика, 1995. С. 5-12, 241-266, 277-322, 343-434.
8. Сарычев С.В. История психологии в таблицах и схемах / С.В. Сарычев, И.Н. Логвинов. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 486 с.
9. Фредерик Коплстон. История философии. Древняя Греция и Древний Рим. В 2 томах. Т.1. – М.: Центрполиграф, 2003. С. 23-69, 124-186, 212-309.
10. Фредерик Коплстон. История философии. Древняя Греция и Древний Рим. В 2 томах. Т. 2. – М.: Центрполиграф, 2003.С. 12-80, 154-203, 226-314.