Принцип дробления при работе над итоговым сочинением
ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ. ЛИТЕРАТУРА
сайт СОЧИНЕНИЕ 11.РФhttp://sochinenie11.ru/
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Сочинение оценивается по пяти критериям. Критерии №1 и №2 являются основными.
Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям №1 и №2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№3-№5).
При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.
Критерий №1 «Соответствие теме»
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.
Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).
«Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»
Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.
Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
Критерий №3 «Композиция»
Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему.
Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
Критерий №4 «Качество речи»
Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.
Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.
«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
Критерий №5 «Грамотность»
Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
«Незачет» ставится, если речевые, грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов)
ПАМЯТКА
* время - 3ч.55 мин = 235 мин.
* кол-во слов - 350 (считаем все слова - самост. и служебные)
КОМПОЗИЦИЯ
1. Вступление: формулируем основную мысль и рассуждаем вокруг неё 50/70 сл.
ТЕМА - ТЕЗИС /рассуждаем на тему 3 способами:
* отвечаем на ?
* размышляем над проблемой
* формулируем тезисы
2. Аргументация - 2 аргумента из ХП, произведение 1 или 2, но аргументов 2, 240 сл = 120+120
3. Заключение – вывод должен быть созвучен как вступлению, так и аргументам сочинения 50сл.
ПОШАГОВАЯ РАБОТА
1 Читаем тему
2 Определяем вид заголовка( 1тема-понятие /2/тема- вопрос//3 тема-тезис, утверждение, суждение)
3 Определяем содержание темы:
-Анализируем все слова заголовка, отвечая для себя на вопрос, что значит каждое слово
-Ищем ключевые слова в заголовке
- Задаём себе вопрос "О ЧЁМ я буду писать?
Т.О., мы формулируем тему
4 Определяем объём темы:
- на какие образы, на какие произведения будем опираться
5 Высказываем тезис
6 Определяем структурные элементы, нужные нам, тех ХП, к которым будем обращаться
7 Пишем аргументы, анализируя тексты
9 Делаем вывод, пишем заключение, повторяя тезис, но по-другому, др. словами
10 Составляем план-карту
ПЛАН-КАРТА
Заголовок сочинения | |
О чем буду писать | |
Вступление Вид указать /см. ниже/ | |
Тезис – какую мысль буду доказывать записать | |
А1 –название ХП, структурный элемент | |
А2 -название ХП, структурный элемент | |
Заключение вид указать /см. ниже/ | |
Всего слов ( 250-350) Вступление(35) – Основная часть – Заключение(35) - |
Требования к сочинению
1. К сочинению желательно подобрать эпиграф, в котором заключается главная работы. (Можно обойтись и без эпиграфа.)
2. В сочинении необходимо высказать собственный взгляд на выбранную тему, аргументировав позицию на основе одного-двух произведений отечественной или мировой литературы.
3. Важно выполнить требования критерия №1 «Соответствие теме».
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).
«Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
4. Необходимо выполнить требования критерия №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала».
Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.
«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
5.Структура сочинения:
-во вступлении к работе должна быть четко сформулирована основная мысль сочинения и авторские рассуждения вокруг нее (приблизительно 50-70 слов)
-первый аргумент из российской или зарубежной литературы должен быть развернут и раскрывать мысль, заложенную в тезисе, демонстрировать умение выпускника анализировать художественный текст в аспекте выбранной темы (приблизительно слов 120)
-второй аргумент из российской или зарубежной литературы должен быть развернут и раскрывать мысль, заложенную в тезисе, демонстрировать умение выпускника анализировать художественный текст в аспекте выбранной темы (приблизительно слов 120)
P.S. Аргументацию можно строить и на одном произведении…(Приблизительно 260 слов). Помните, что художественных произведений на экзамене не будет! Все по памяти.
-вывод должен быть созвучен как вступлению, так и аргументам сочинения (приблизительно 50 слов).
6. При написании сочинения важно помнить об умении логично рассуждать и аргументировать свои мысли.
7. При написании и правке работы необходимо помнить о речевом оформлении текста, то есть использовании разнообразной лексику и грамматических конструкций, исключать из текста сочинения речевых штампы и неуместные термины. Если вы называете имена писателей и поэтов, то будьте последовательны: всех называете, указывая имя или имя и отчество. Например, Л.Толстой, А.Чехов или Л.Н.Толстой и А.П.Чехов. Не допускайте в работе панибратства, называя великого писателя только по имени и отчеству: Лев Николаевич говорил…(Эксперты вынесут как этическую ошибку.)
8. После завершения работы необходимо ее тщательно проверить. Помните, что в вашем распоряжении будет орфографический словарь.
9.Переписывайте работу аккуратно, разборчиво, избегайте помарок и исправлений.
10. Согласно тексту инструкции, объем сочинения должен быть не менее 300 слов. Рекомендуемое количество слов – 350.
Если в сочинении менее 300 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.
1. Не затягивайте введение! Помните, что введение и заключение, вместе взятые, должны занимать ¼ часть всей Вашей работы. Поэтому начинайте с главного, с существа вопроса. Уже с первых строк проверяющему должна быть ясна идея, главная мысль Вашего сочинения. Заканчивая введение, перекиньте «смысловой» мостик – фразу, предложение – к глав- ной части Вашего сочинения. Иногда пишущий уже во введении начинает говорить о главном, что неприемлемо. Введение можно сравнить с … прихожей дома, квартиры. Назначение прихожей – встретить человека, познакомиться с ним, узнать цель его прихода и, если это необходимо, провести его в другие комнаты Вашей квартиры. Как прихожая не предназначена для долгих разговоров, задушевных бесед, семейных торжеств и т.д, так и введение не должно подменять собой главную часть сочинения.
2. Всё сказанное нами выше приложимо и к заключению, которое подводит черту, выводит из сочинения. Заключение не должно иметь формы внезапного бегства посредине разговора и длительного прощания, когда разговор продолжается ещё в прихожей. Страшен гость уходящий, то есть превращающий ритуал прощания в длительный, непрекращающийся, бессмысленный разговор. Помните об этом, работая над заключением.
3. Во время работы над основной частью не отклоняйтесь от темы: план должен быть постоянно перед глазами в течение всего процесса написания сочинения. Это даст Вам возможность чувствовать тему, её развитие и контролировать себя. Иногда необходимо пожертвовать интересной, но далёкой мыслью, чтобы не уклониться от темы. В то же время, если в процессе работы логика сочинения потребует перестановки аргументов, то это необходимо сделать: не стоит следовать плану слепо, лучше подчиниться вновь найденной системе доказательств. Однако такая корректировка должна быть проведена уже в черновике и допустима в крайнем случае: старайтесь, чтобы сочинение соответствовало плану.
4. Соблюдайте соразмерность частей сочинения. Если для доказательства идеи Вы используете три, четыре, пять аргументов, то главная часть Вашего сочинения должна состоять соответственно из трёх, четырёх, пяти частей, примерно равных между собой. Если части существенно не- равны, постарайтесь сделать их соразмерными. 5. Избегайте прямого пересказа: пересказ должен быть комментированный, направленный на раскрытие темы, доказательство идеи сочинения. Выразите свое отношение к теме, желательно, чтобы этим отношением было пронизано всё Ваше сочинение.
Этапы работы
КОМПОЗИЦИЯ СОЧИНЕНИЯ
Всякая работа создаётся по определённому плану. Это относится и к сочинению.
Общая композиция I. вступление II. основная часть III. заключение
Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и учитывается при выставлении оценки. Композиция сочинения должна быть продуманной и четкой. Все основные мысли в сочинении необходимо тщательно обосновывать, анализируя текст литературных произведений.
ВСТУПЛЕНИЕ вводит в тему, дает предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой. Во вступлении может: Ø содержаться ответ на заданный по теме вопрос; Ø представлено ваше мнение; Ø сформулировано ваше понимание поднятой темы.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ сочинения представляет собой анализ, проведённый в соответствии с заданной темой. В основной части следует избегать: Ø пересказа литературного произведения, если ты используешь его в качестве одного из аргументов; Ø изложение сведений, не имеющих прямого отношения к теме. В основной части необходимо продемонстрировать знание материала, умение логично, аргументировано и стилистически грамотно излагать свои мысли. Чтобы правильно написать сочинение, вполне можешь воспользоваться приемом спора с воображаемым оппонентом или методом от противного. Важно показывать свое отношение к фактам, анализировать каждый абзац текста, делать мини-выводы и обобщения. Основная часть — это проверка того, насколько верно понята тема.
Задача ЗАКЛЮЧЕНИЯ — подвести итог, обобщить сказанное, завершить текст, еще раз обратив внимание на самое главное. Заключительная часть должна быть: короткой, но емкой; органически связана с предыдущим изложением. В заключении может быть выражено личное отношение пишущего к поднятой проблеме. Оно должно быть изложено корректно, без чрезмерных восторженных оценок, иметь четко выраженный определенный смысл и должно быть подготовлено материалом основной части. Ясный, строго соответствующий теме последний абзац сочинения в состоянии скрасить многие недостатки. Незаконченное сочинение не более привлекательно, чем недопеченный пирог.
???? Как СООТВЕТСТВОВАТЬ теме?
1. Определи ВИД темы
тема-понятие | тема-вопрос | тема-суждение, тезис |
2. Определить объём и содержание темы - АНАЛИЗИРУЙ КАЖДОЕ СЛОВО в теме
3. ПОМНИ: тезис должен оставаться одним и тем же, чтобы не подменить тезис, не уйти от темы
4. аргументы должны быть истинными, а не ложными и соответствовать тезису
5. Важно не только то, о ЧЁМ говорит автор, но и то, КАК он говорит
КАК подобрать аргументы?
АРГУМЕНТЫ д.б. истинными
АРГУМЕНТЫ д.б. убедительными
АРГУМЕНТЫ д.соответствовать тезису
1. Ты определил вид темы
2. Ты сформулировал проблемный вопрос ПО ТЕМЕ
3. Ты ищешь примеры КАК?
* вспомни ХП или его элемент: героя хо эпизод пейзаж интерьер портрет монолог/диалог
* определи объём аргумента ( не надо приводить в пример всё произведение) ,т.е. его структурный элемент: герой хо эпизод пейзаж интерьер портрет монолог/диалог
"Дума" - монолог
"Герой нашего времени" - герой
"Бородино" - диалог дяди и племянника
* формулировка содержания аргумента
обвинение поколения
изображение бесполезной жизни
пример предыдущего поколения
* Подбери ЦИТАТНЫЙ материал
Цитирование( не более 4 строк) , частичное цитирование, использование Косвенной речи
* Выяви авторскую позицию
?????????? Композиция. Логика. Рассуждение
Композиционно-логическая стройность сочинения
3. Способы рассуждения
По способам рассуждения сочинения делятся на индуктивные и дедуктивные
ИНДУКЦИЯ - от частного к общему
ДЕДУКЦИЯ - от общего к частному
4.
Тема-понятие | Тема-вопрос | Тема-суждение, тезис |
Нет идеи сам определяешь и проблему, и идею | Нет идеи, но есть путь к ней Сам определяешь идею | Выражена идея |
Индукция | Дедукция | Дедукция |
Излагаем конкретные мысли, факты, на основе которых делаем общее умозаключение | Даём общее заключение, которое конкретизируем примерами | |
Разновидности сочинений Рассуждение – утверждение /доказательство истинности/ Рассуждение-опровержение /доказательство ложности/ | ||
«Образ Онегина» | «Чем живы люди?» | «Обломов-лишний человек» |
********************************************************************************
Составляем план к сочинению
«Одна минута, потраченная на планирование, экономит от 10 до 12 минут при исполнении», – эту цитату я взял из книги «Делегирование» Брайана Трейси. Автор всячески рекомендует разбивать одну большую задачу на много маленьких. Это не только сильно облегчает жизнь, но и помогает структурировать вашу работу. С четко составленным планом вы сможете строго следовать по маршруту и не сбиваться на посторонние детали.
Надеюсь, вы осознали, что писать сочинение по плану действительно важно и нужно. Но я уже предвижу иронические выпады: «...я и без плана хорошо пишу и составляю его только после того, как, собственно, получится само сочинение. А план мне ни сдался вовсе, его учитель только зачем-то требует!». Учителя, читающие это, думаю, сейчас вспомнили некоторых своих подопечных, не раз говоривших нечто подобное.
Никогда не поздно меняться в лучшую сторону, если мы действительно этого хотим. Я не перестану повторять, что грамотно составленный план – это основа вашего сочинения. Поэтому призываю вас поработать над этим.
Да, это придёт не сразу, однако вы ощутите всю пользу такой подготовительной работы, когда приступите непосредственно к сочинению.
– Можно ли отступать от плана?
– Разумеется!
– Так, а смысл писать, если отступать от него?
– Ваши незначительные отступления – это контролируемый процесс. У вас будут поставлены границы, вам будет ясна первоначальная мысль и понимание того, к чему надо прийти. А когда вы уже погружены в написание, то всегда готовы к тому, чтобы привнести в сочинение что-то такое, о чем сразу и не задумывались.
Введение, основная часть, заключение – 3 кита вашего сочинения.
Структура сочинения
Основная часть всегда разбивается на подпункты.
I.
II.
1.
2.
3.
4.
III.
Пишем план
Порассуждаем на примере такой темы: «Из двух друзей всегда один раб другого» (по роману «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова). Сразу видим, что наше сочинение будет посвящено теме дружбы. Поэтому во введении мы должны сразу поднять её. И пункт под римской цифрой I мог бы звучать примерно так: «Тема дружбы в произведении М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени”». Основную часть, как правило, озаглавливают по теме сочинения. И затем уже разбивают ее на части. И в качестве подпунктов можно выделить следующее:
1. Неспособность Печорина к дружбе.
2. Печорин и Максим Максимыч.
3. Печорин и Грушницкий.
4. Печорин и доктор Вернер.
Меня в школе ругали, когда не мог подобрать синонимы в пунктах плана, но в данном случае, это вполне, считаю, уместно. Как мы видим, наше сочинение получается строго литературное. Поэтому данный вариант скорее подойдет тем, кто хорошо и уверенно пишет в таком ключе, и умеет рассуждать с литературных позиций. Плюс ко всему, здесь необходимо хорошо помнить текст романа, иначе ничего написать не получится.
В заключении нам следует еще раз задаться вопросом, почему всё-таки «Из двух друзей всегда один раб другого»? Я бы стал развивать мысль, что Печорину просто не везло в дружбе, отсюда и такое к ней отношение. Завершил бы тем, что не согласился с этим высказыванием. Ведь, если исходить из такой позиции, то и дружбы как таковой не будет.
Понятно, всё это субъективно, каждый может высказывать свою точку зрения. Но очень важно в заключении всё же не отходить от темы. И ключевые слова из неё должны прозвучать обязательно.
«В дружбе не всегда везёт», – так бы звучал мой последний пункт плана.
Теперь еще раз пройдемся по структуре. И сформулируем основные тезисы:
1. I (введение) – то, что нам дано. Формулируем тему.
II (основная часть) – то, что нам требуется доказать.
III (заключение) – то, что нам требовалось доказать. Поэтому и говорю вам не забывать про то, о чем говорили во введении.
2. Во введении также можно порассуждать:
a. Об эпохе;
b. Вспомнить факты из биографии писателя;
c. А лучше всего поговорить глобально о поднятой теме.
3. Оптимальное количество подпунктов в основной части – 4.
4. Лучше всего строить рассуждение следующим образом: сначала приведите пример, а потом свои мысли. Нежели наоборот.
5. Мысль должна либо подтверждать, либо опровергать справедливость идеи сочинения (но лучше, конечно, подтверждать).
6. Будьте нестандартны, когда приступите к написанию заключения! Это может быть цитата, афоризм, риторический вопрос или что-то новое, о чем еще не говорили прежде в сочинении
Принцип дробления при работе над итоговым сочинением
Не знаю как вы, но я люблю дробить порой даже небольшие задачи на несколько маленьких частей. И сейчас мы с вами займемся дроблением итогового сочинения. Всего процесса его написания.
Возьмем такую тему (из блока «Чем люди живы?»): «Самое главное в дружбе – умение понять и прощать» (В.П. Некрасов).
Дробить будем следующим образом:
1. Выделяем ключевые слова в предложенной теме. «Умение понять и прощать» + «дружба».
2. Затем, используя их, составим синонимичное предложение: «Настоящая дружба в первую очередь заключается в умении понять и прощать».
3. Далее постараемся расширить эту тему: «Умение понять и прощать является не только основополагающим принципом дружбы, но и той самой базой, на основе которой протекают человеческие взаимоотношения». Думаю, вы догадались, это предложение у нас будет использовано во введении.
4. Затем подумаем над тем, какой можно привести литературный пример. Я люблю пересматривать тот список произведений, который дан в ЕГЭ по литературе. Вспоминается дружба Онегина и Ленского в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
5. Сейчас коротко опишем, почему в качестве примера будем брать это литературное произведение: «Несмотря на разность характеров, молодые люди скоро сделались друзьями. Их ссора привела к дуэли, но если бы эти герои действительно умели понимать и прощать, то в итоге "печальной жертвой” Ленский бы не пал».
6. Когда у нас появилась примерная картина того, о чем мы будем писать, можно составить план. У меня он получился следующий:
I. Уметь понимать и прощать должны не только друзья.
II. Дружба Онегина и Ленского как пример неумения понимать и прощать.
1. Онегин и Ленский «От делать нечего друзья».
2. Влияние светского общества
3. Дуэль. Онегин пытался ее избежать.
III. Была ли дружба между Онегиным и Ленским?
Теперь напишем сочинение...
Умение понять и прощать является не только основополагающим принципом дружбы, но и той самой базой, на основе которой протекают человеческие взаимоотношения. Как часто мы подменяем понятие дружба и простое знакомство? Это не редкое явление. И ведь ключевая разница между этими понятиями заключается в том, насколько хорошо мы относимся к этим людям. Ничто не мешает каждому, кто столкнется с ошибкой человека, который тебе мало знаком, постараться понять его и простить. Рубить сплеча всегда проще…
А неумение идти навстречу, неумение прощать – может приводить к трагическим последствиям. Дружба Евгения Онегина и Владимира Ленского в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» является тому подтверждением. Эти герои сошлись не потому, что нашли друг в друге что-то, что их сближало, объединяло, а как раз напротив:
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
Простое, непринужденное общение, которым сопровождалось их знакомство в деревне, не предвещало никакой беды. Наиболее интересным собеседником для уставшего от светского общества Онегина, оказался также человек светский, молодой, пылкий, «поклонник Канта и поэт» Владимир Ленский, который совсем недавно вернулся из Германии.
Если Евгений уже охладел к балам, мало разъезжал по гостям и почти не принимал никого у себя, то Ленскому нравилось веселье, бурная светская жизнь, порядки которой он ценил. Нельзя всё же не отметить, что и Евгений остерегался осуждения в свой адрес со стороны светского общества. И когда Ленский вызвал Онегина на дуэль, Евгений, узнав, что в секундантах оппонента Зарецкий, побоялся сразу отправиться просить прощения, потому что «Вмешался старый дуэлист; / Он зол, он сплетник, он речист…». Онегин, надо признать, пытался предотвратить дуэль: он сильно опоздал, что по тем временам было непростительно, взял себе в качестве секунданта слугу, тогда как по всем правилам должен был быть человек дворянского происхождения. Но молодость, пылкость Ленского, его нежелание пойти навстречу, обняться и примириться, в конечном итоге и погубило его: «Печальной жертвой Ленский пал…».
И ведь не так важно — была ли между этими людьми дружба. Умение понять и прощать, к сожалению, подавлялось нравами светского общества. Дворянская честь была выше этих принципов. Да, сейчас у нас другое время, но про эти библейские человеческие ценности мы ни в коем случае не должны забывать. (350 слов)