Опросник Спилбергера–Ханина

Тест «ВЫ СКЛОННЫ ДЕЙСТВОВАТЬ

ИЛИ РАЗМЫШЛЯТЬ?»

В разделе 3.9 рассматривается личность как субъект деятельности. Деятельность взаимосвязана с мышлением, однако у разных людей приоритеты в деятельности и мышлении расставляются по-разному. К чему личность более склонна, действию или размышлению, можно узнать с помощью предлагаемого теста.

Ответьте «да» (+) или «нет» (–) на следующие вопросы.

1. Вам нравится быть занятым?

2. Пробки и медленное движение машин на дорогах вас раздражают (при условии, что вы – в машине)?

3. Склонны ли вы спешить с одного места на другое, с одной работы на другую?

4. Вам неприятно, если приходится сидеть «сложа руки» и ничего не делать?

5. Вы предпочитаете быть участником, а не зрителем?

6. Пользуетесь ли лестницей, если много людей ждут лифта?

7. Жалуются ли окружающие, что вы слишком быстро все делаете?

8. Встаете ли вы рано, даже в выходные дни?

9. С энтузиазмом ли воспринимаете новые проекты?

10. Вам нравится организовать людей?

11. Предпочитаете ли вы действовать, а не планировать?

12. Много ли времени проводите, фантазируя и мечтая?

13. Думаете ли когда-нибудь о том, откуда появился род человеческий?

14. Любите ли отгадывать кроссворды?

15. Часто ли посещаете музеи и выставки?

16. Получаете ли удовольствие от интересной беседы?

17. Есть ли у вас привычка шагать по лестнице через ступеньку?

18. Считаете ли вы, что успеваете делать больше других людей?

19. Предпочитаете ли вы активный отдых спокойному?

20. Становится ли вам скучно, если нечего делать?

Ключ к тесту

Каждый положительный ответ приносит один балл, каждый отрицательный – ноль.

Однако, в вопросах с 12 по 16 – все наоборот: «да» – 0 баллов. «нет» – 1 балл.

От 12 до 20 баллов – вы, конечно, занимаетесь скорее делами, а не размышляете: делать что-то или нет. Вы предпочитаете быть занятым, делать дела, а не говорить об этих делах. Вам нравится быть активным и иметь много дел.

От 6 до 11 баллов – вам нравится и быть занятым, и иметь возможность размышлять. Вы можете приспособиться практически к любым обстоятельствам.

5 и менее баллов – вы, несомненно, более склонны к размышлениям. Вы предпочитаете читать книги и заниматься своими мыслями, а не активно заниматься делами. Вы легко можете сами себя развлечь. И хотя вы получаете удовольствие от общения с интересными людьми, вы вполне хорошо чувствуете себя в одиночестве.

ПРИЛОЖЕНИЕ 10

Опросник «ОРГАНИЗОВАННЫЙ ЛИ ВЫ ЧЕЛОВЕК?»

В разделе 3.9 изучается личность как субъект деятельности. Важную роль в успешной деятельности играет личная организованность человека. Предлагаемый опросник может послужить не только для проверки личной организованности, но и выступить средством побуждения к постижению секретов самоорганизации, к выработке организационных навыков и привычек.

Предлагается в каждом вопросе выбрать наиболее подходящий для вас вариант ответа.

1. Имеются ли у вас главные цели в жизни, к которым вы стремитесь?

а) У меня такие цели есть;

б) разве нужно иметь какие-то цели? Ведь жизнь так изменчива;

в) у меня есть главные цели и я подчиняю свою жизнь их достижению;

г) цели у меня есть, но моя деятельность мало способствует их достижению.

2. Составляете ли вы план работы, дел на неделю, используя для этого еженедельник, специальный блокнот и т.д.?

а) Да;

б) нет;

в) не могу сказать ни «да» ни «нет», так как намечаю главные дела в голове, а план на текущий день – в голове или на листке бумаги;

г) пробовал составлять план, используя для этого еженедельник, но потом понял, что это ничего не дает.

3. Отчитываете ли вы себя за невыполнение намеченного на неделю, на день?

а) Отчитываю в тех случаях, когда вижу свою вину, лень или неповоротливость;

б) отчитываю, несмотря ни на какие субъективные или объективные причины;

в) сейчас и так все ругают друг друга, зачем же еще отчитывать самого себя?

г) придерживаюсь такого принципа: что удалось сделать сегодня – хорошо, а что не удалось – выполню, может быть в другой раз.

4. Как вы ведете свою записную книжку с номерами телефонов деловых людей, знакомых родственников, приятелей и т.д.?

а) Я хозяин (хозяйка) своей записной книжки. Как хочу, так и записываю телефоны, фамилии, имена. Если понадобится чей-то номер телефона, то обязательно найду;

б) часто меняю записные книжки с записями телефонов, т.к. нещадно их эксплуатирую. Переписывая телефоны, стараюсь все сделать «по науке», однако при дальнейшем пользовании сбиваюсь на произвольную запись;

в) записи телефонов, фамилий, имен веду «почерком настроения». Считаю важным, чтобы был записан телефон, фамилия, имя отчество, а на какой странице записано, прямо или криво, это не имеет значения;

г) использую общепринятую систему: в соответствии с алфавитом записываю фамилию, имя отчество, номер телефона, если нужно, то и дополнительные сведения (адрес, место работы, должность).

5. Вас окружают различные вещи, которыми вы часто пользуетесь. Каковы ваши принципы расположения вещей?

а) Каждая вещь лежит там, где ей хочется;

б) придерживаюсь принципа: каждой вещи – свое место;

в) периодически навожу порядок в расположении вещей, предметов затем кладу их туда, куда придется, чтобы не загружать голову «расположением» спустя какое-то время опять навожу порядок и т.д.;

г) считаю, что этот вопрос не имеет никакого отношения к самоорганизации.

6. Можете ли вы по истечении дня сказать, где, сколько и по каким причинам вам пришлось напрасно потерять время?

а) Могу сказать о потерянном времени;

б) могу сказать только о месте, где было напрасно потеряно время;

в) если бы потерянное время обращалось в деньги, тогда бы я считал (считала) его;

г) всегда хорошо представляю, где, сколько и почему было напрасно потеряно время;

д) не только хорошо представляю, где, сколько и почему было потеряно время, но и пытаюсь сократить потери в похожих ситуациях.

7. Каковы ваши действия, когда на совещании, на собрании начинается «переливание из пустого в порожнее»?

а) Предлагаю обратить внимание на существо вопроса;

б) любое совещание или собрание представляет собой сочетание как «полного», так и «пустого». Когда наступает пустое, то ждешь полного. Когда подходит полоса полного, то немого утомляет и для разрядки… ждешь пустого. В таком чередовании и проходит совещание или собрание. И ничего тут не поделаешь;

в) погружаюсь в «небытие»;

г) начинаю заниматься теми делами, которые взял с собой в расчете на «переливание».

8. Вам предстоит выступить с докладом. Будете ли вы при подготовке уделять внимание не только содержанию доклада, но и его продолжительности?

а) Буду уделять самое серьезное внимание содержанию доклада. Думаю, что продолжительность нужно определять лишь приблизительно. Если доклад будет интересным, то всегда дадут время, чтобы закончить его;

б) уделяю в равной степени внимание содержанию и продолжительности доклада, а также его вариантам в зависимости от времени.

9. Стараетесь ли вы использовать каждую минуту для выполнения задуманного?

а) Стараюсь, но у меня не всегда получается в силу личных причин (упадок сил, настроение и др.);

б) не стремлюсь к этому, так как считаю, что не нужно быть мелочным в отношении времени;

в) зачем стремиться, если время все равно не обгонишь;

г) стараюсь и пытаюсь, несмотря ни на что.

10. Какую систему фиксации поручений, заданий и просьб вы используете?

а) Записываю в своем еженедельнике, что выполнить и когда;

б) фиксирую наиболее важные поручения, просьбы, задания в своем еженедельнике. «Мелочи» пытаюсь запомнить. Если забываю о «мелочи», то не считаю это недостатком;

в) стараюсь запомнить поручения, задания и просьбы, так как это тренирует память. Однако, должен (должна) признаться, что память часто подводит меня;

г) придерживаюсь принципа «обратной памяти»: пусть о поручениях и заданиях помнит тот, кто их дает. Если поручения нужное, то о нем не забудут и вызовут меня для срочного исполнения.

11. Пунктуальны ли вы (идя на деловую встречу, на собрание, совещание, заседание)?

а) Прихожу раньше на 5-7 минут;

б) прихожу вовремя, к началу собрания, совещания или заседания;

в) как правило, опаздываю;

г) всегда опаздываю, хотя пытаюсь прийти раньше или вовремя;

д) если бы было издано научно-популярное пособие «Как не опаздывать», то я, вероятно, научился (научилась) бы не опаздывать.

12. Какое значение вы придаете своевременности выполнения заданий, поручений, просьб?

а) Считаю, что своевременность выполнения – это один из важных показателей моего умения работать, своего рода триумф организованности. Однако мне кое-что не всегда удается вовремя;

б) своевременность выполнения – это зверь, который может «укусить» именно в ту минуту, когда задание выполнено. Лучше немного затянуть время выполнения задания;

в) предпочитаю поменьше рассуждать о своевременности, а выполнять задания и поручить в срок;

г) своевременно выполнить задание ил получение – это верный шанс получить новое. Исполнительность всегда своеобразно «наказывается».

13. Предположим, вы обещали что-то сделать или в чем-то помочь другому человеку. Но обстоятельства изменились таким образом, что выполнить данное обещание довольно затруднительно. Как вы себя ведете?

а) Сообщу человеку об изменившихся обстоятельствах и о невозможности выполнить обещанное;

б) постараюсь сказать человеку, что обстоятельства изменились и выполнить обещание затруднительно. Одновременно скажу, что не нужно терять надежду на обещанное;

в) буду стараться выполнить обещанное. Если выполню – хорошо, не выполню – тоже не беда, так как я довольно редко не сдерживал (не сдерживала) своих обещаний;

г) ничего не сообщу человеку. Однако выполню обещание, во что бы то ни стало.

Ключ к опроснику

Для подсчета баллов и определения своего результата воспользуйтесь следующим «ключом»:

1. «а» – 1, «б» – 0, «в» – 6, «г» – 2;

2. «а» – 6, «б» – 0, «в» – 3, «г» – 0;

3. «а» – 4, «б» – 6, «в» – 0, «г» – 0;

4. «а» – 0, «б» – 0, «в» – 0, «г» – 6;

5. «а» – 0, «б» – 6, «в» – 0, «г» – 0;

6. «а» – 2, «б» – 1, «в» – 0, «г» – 4, «д» – 6;

7. «а» – 3, «б» – 0, «в» – 0, «г» – 6;

8. «а» – 2, «б» – 6;

9. «а» – 3, «б» – 0, «в» – 0, «г» – 6;

10. «а» – 6, «б» – 3, «в» – 1, «г» – 0;

11. «а» – 6, «б» – 6, «в» – 0, «г» – 0, «д» – 0;

12. «а» – 3, «б» – 0, «в» – 6, «г» – 0;

13. «а» – 2, «б» – 0, «в» – 0, «г» – 6;

До 63 баллов – ваш образ жизни, ваше окружение научили вас быть кое в чем организованными. Организованность то проявляется в ваших действиях, то исчезает. Это признак отсутствия четкой системы самоорганизации. Существует объективные организационные законы и принципы. постарайтесь проанализировать свои действия, расходы времени, технику работы. Вы увидите то, о чем и не подозреваете в настоящее время.

От 63 до 71 балла – вы достаточно организованный человек. Вы считаете организацию неотъемлемой частью работы. Это дает вам несомненное преимущество перед теми людьми, которые призывают организацию «под ружье» в случае крайней необходимости. Вам следует присмотреться внимательнее к самоорганизации, улучшить ее.

От 72 до 78 баллов – вы очень организованный человек. Единственное что можно вам посоветовать – не останавливайтесь на достигнутом уровне, развивайте и дальше самоорганизацию. Пусть вам не кажется, что вы достигли предела. Организация, в отличие от природы, дает наибольший эффект тому, кто считает ее ресурсы неисчерпаемыми.

ПРИЛОЖЕНИЕ 11

Опросник Спилбергера–Ханина

«ОЦЕНКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ»

(уровень реактивной и личной тревожности)

В разделе 3.10 изучается эмоциональный мир личности. Тест позволяет с помощью приведенных в нем утверждений, определить уровень своей тревожности, на момент выполнения теста, то есть реактивную тревожность, отражающую реакцию на кратковременную сиюминутную ситуацию. Кроме того, с помощью теста можно установить и уровень тревожности, отражающий привычное (долговременное) для вас состояние.

Выберите на каждое утверждение один из вариантов ответов:

«нет, это не так» – 1 балл;

«пожалуй так» – 2 балла;

«верно» – 3 балла;

«совершенно верно» – 4 балла.

Отвечая на первые 20 утверждений, необходимо выбрать вариант ответа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент.

Отвечая на утверждения с 21 по 40 надо выбрать вариант ответа, как вы себя чувствуете обычно.

1. Я спокоен.

2. Мне ничто не угрожает.

3. Я нахожусь в напряжении.

4. Я испытываю сожаление.

5. Я чувствую себя свободно.

6. Я расстроен.

7. Меня волнуют возможные неудачи.

8. Я чувствую себя отдохнувшим.

9. Я встревожен.

10. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения.

11. Я уверен в себе.

12. Я нервничаю.

13. Я не нахожу себе места.

14. Я взвинчен.

15. Я не чувствую скованности, напряженности.

16. Я доволен.

17. Я озабочен.

18. Я слишком возбужден и мне не по себе.

19. Мне радостно.

20. Мне приятно.

21. Я испытываю удовлетворение.

22. Я обычно быстро устаю.

23. Я легко могу заплакать.

24. Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие.

25. Нередко я проигрываю от того, что недостаточно быстро принимаю решения.

26. Обычно я чувствую себя бодрым.

27. Я спокоен, хладнокровен и собран.

28. Ожидаемые трудности обычно тревожат меня.

29. Я слишком переживаю из-за пустяков.

30. Я вполне счастлив.

31. Я принимаю все слишком близко к сердцу.

32. Мне не хватает уверенности в себе.

33. Обычно я чувствую себя в безопасности.

34. Я стараюсь избегать критических ситуаций.

35. У меня бывает хандра.

36. Я доволен.

37. Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня.

38. Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть.

39. Я уравновешенный человек.

40. Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах.

Ключ к опроснику

С помощью данного теста определяется уровень тревожности на момент его выполнения (РТ), отражающий реакцию на кратковременную сиюминутную ситуацию и уровень тревожности, отражающий привычное (долговременное) для вас состояние (ДТ).

Показатели реактивной (ситуативной) тревожности (РТ) и личной тревожности (ДТ) подсчитываются по следующим формулам:

РТ = Е1 – Е2 + 50,

где Е1 – сумма баллов по пунктам 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18;

Е2 – сумма баллов по пунктам 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20.

ДТ = Е1 – Е2 +35,

где Е1 – сумма баллов по пунктам 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40;

Е2 – сумма баллов по пунктам 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39.

Оцените свои результаты по следующей шкале:

от 0 до 30 баллов – низкая тревожность;

от 31 до 45 баллов – умеренная тревожность;

выше 45 баллов – высокая тревожность.

Значительные отклонения показателей тревожности от «зоны психологического комфорта» (31–45 баллов) требуют специального внимания.

Высокая тревожность вызывает появление неприятного и затрудняющего деятельность состояния человека, в этом случае необходимо сменить акценты с боязни неудачи и неодобрения окружающих на содержание деятельности, ее смысл, процесс осуществления. Можно, например, спланировать деятельность по отдельным подзадачам, которые легче осуществить и тем самым уменьшить чувство тревоги за конечный результат.

Низкая тревожность, наоборот, требует пробуждения активности личности, заинтересованности и чувства ответственности.

ПРИЛОЖЕНИЕ 12

Тест «КАКОЙ ВЫ РУКОВОДИТЕЛЬ?»

В разделе 4.1 рассматривается профессионально-психологический портрет руководителя. Если человек имеет хотя бы небольшую практику и навыки руководящей работы, то данный тест позволяет установить уровень его управленческого мастерства.

Предлагается внимательно прочитать вопросы, и ответить последовательно (не пропуская ни одного вопроса)

«да» (+) «нет» (–).

1. Охотно ли вы беретесь за решение задач, требующих нестандартного подхода?

2. С легкостью ли вы освобождаетесь от привычных навыков работы?

3. Долго ли вы оказываете внимание своему прежнему коллективу, уйдя на повышение?

4. Стремитесь ли вы освоить универсальный стиль руководства, пригодный для многих ситуаций?

5. Умеете ли вы безошибочно оценивать своих подчиненных, выделяя среди них сильных, средних и слабых?

6. Легко ли вам выйти за рамки симпатий или антипатий, занимаясь кадрами?

7. Считаете ли вы, что нет универсальных методов работы, а поэтому желательно постоянно сочетать различные методы в зависимости от специфики конкретных ситуаций?

8. Считаете ли вы, что вам легче избежать конфликтов с вышестоящим руководителем, чем со своими подчиненными?

9. Вас беспокоят стереотипы отношения к работе, сложившиеся у ваших подчиненных?

10. Часто ли оказываются точными ваши первые впечатления о руководителях как личностях?

11. Часто ли вы объясняете свои неудачи в работе объективными условиями?

12. Часто ли вы ощущаете нехватку рабочего времени?

13. Вы уверены, что ваше частое пребывание среди подчиненных способствовало бы повышению эффективности руководства ими?

14. Всегда ли охотно делегируете перспективным работникам свои властные полномочия?

Ключ к тесту

Для подсчета баллов воспользуйтесь следующим «ключом»:

1. «да» – 1, «нет» – 0; 8. «да» – 0, «нет» – 2;

2. «да» – 0, «нет» – 1; 9. «да» – 1, «нет» – 0;

3. «да» – 0, «нет» – 1; 10. «да» – 1, «нет» – 0;

4. «да» – 0, «нет» – 2; 11. «да» – 0, «нет» – 2;

5. «да» – 2, «нет» – 0; 12. «да» – 0, «нет» – 1;

6. «да» – 1, «нет» – 0; 13. «да» – 0, «нет» – 2;

7. «да» – 1, «нет» – 0; 14. «да» – 2, «нет» – 0;

До 5 баллов – вы больше специалист, чем руководитель. Если представится возможность, то вам лучше освободиться от административной работы. Ваше амплуа – роль такого функционального организатора, как главный специалист, главный инженер, главный технолог, старший менеджер и т.п. Сделайте это, не колеблясь!

От 6 до 10 баллов –вы еще не сложились как руководитель. Если в вашем коллективе дела идут неплохо, то лучше не предпринимать каких-то значительных перемен. Больше прислушивайтесь к мнению опытных людей, консультируйтесь с руководителями. Особое внимание обратите на кадровые проблемы, коллегиальные формы выработки управленческих решений. Смелее утверждайте в коллективе интересные традиции.

От 11 до 15 баллов – вы относитесь к руководителю административного типа. У вас недюжинные организаторские способности, что особенно заметно подбирать и расставлять кадры, разумно планировать работу, выделяя в ней приоритеты. Вы не идете на поводу у кого-либо, не боитесь высказывать свое мнение. Одно лишь пожелание: не запускайте текущие дела, активнее перепоручайте их своим подчиненным, но при условии их превентивной подстраховки.

От 16 до 20 баллов – вы незаурядный, хороший руководитель. Вам присущ новаторский подход ко всем делам. У вас прекрасные бойцовские качества, проявление которых во многом способствует вашей служебной карьере. Однако вы бываете излишне категоричны и резки в оценках, позволяя себе иногда «разгул» эмоций. Поубавьте некоторую свою пристрастность в оценках действий вышестоящих руководителей. Не остывайте в своем духовном и физическом совершенствовании, профессиональном росте.

ПРИЛОЖЕНИЕ 13

Тест «МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ БЫТЬ РУКОВОДИТЕЛЕМ?»

В разделе 4.2 изложены требования к современному руководителю. В числе требований важную роль играют личные качества, как природные, так и приобретенные. Данный тест позволяет установить, обладает ли человек качествами, которые необходимы современному руководителю, есть ли у него потенциальные возможности к эффективному управлению.

Предлагается выбрать подходящий для вас вариант ответа на вопросы теста. Помните, что «правильных» или «неправильных» ответов здесь нет.

1. Можете ли вы командовать людьми?

а) Да;

б) нет.

2. Любите ли вы работать на приусадебном участке?

а) Да;

б) нет.

3. Доставляет ли вам удовольствие возражать кому-либо?

а) Да;

б) нет.

4. Какое из двух достоинств (авторитетность или нежность) вы цените больше?

а) Первое;

б) второе.

5. Любите ли вы произносить речи?

а) Да;

б) нет.

6. Чем, по вашему мнению, можно определить уровень цивилизации?

а) Степенью эмансипации женщин;

б) уровнем развития техники.

7. Раздражает ли вас чья-то неумелость, неловкость?

а) Да;

б) нет.

8. Любите ли вы работу, требующую контактов с людьми?

а) Да;

б) нет.

9. Считаете ли вы, что в детстве слишком долго находились под влиянием матери?

а) Да;

б) нет.

10. На что во время знакомства вы в первую очередь обращаете внимание?

а) На внешность нового знакомого;

б) на то, что и как он говорит.

11. Впадаете ли вы в ярость, если не можете настоять на своем?

а) Да;

б) нет.

12. Какой вид карьеры кажется вам наиболее привлекательным:

а) известного актера Гарри Купера;

б) Джимми Кларка, чемпиона автогонок.

13. Часто ли вас выдвигают на выборочную (руководящую общественную) работу?

а) Да;

б) нет.

14. Бываете ли вы инициатором смелых начинаний?

а) Да;

б) нет.

15. Ждете ли вы, пока дела решаться сами по себе?

а) Да;

б) нет.

16. Раздражает ли вас то, что вы живете, к примеру, в комнате без штор на окнах?

а) Да;

б) нет.

17. Какой цвет вам больше нравится?

а) Голубой;

б) красный.

18. Легко ли вы принимаете решения?

а) Да;

б) нет.

19. Какие виды спорта вам больше по душе?

а) Те, которые развивают ловкость;

б) те, которые развивают силу.

20. Признаете ли вы руководителя, представляющего противоположный пол, если он достаточно компетентен?

а) Да;

б) нет.

Ключ к тесту

Для подсчета баллов и определения своего результата воспользуйтесь следующим «ключом»:

1. «а» – 5, «б» – 0; 11. «а» – 5, «б» – 0;

2. «а» – 5, «б» – 0; 12. «а» – 0, «б» – 5;

3. «а» – 5, «б» – 0; 13. «а» – 5, «б» – 0;

4. «а» – 5, «б» – 0; 14. «а» – 5, «б» – 0;

5. «а» – 5, «б» – 0; 15. «а» – 0, «б» – 5;

6. «а» – 0, «б» – 5; 16. «а» – 0, «б» – 5;

7. «а» – 5, «б» – 0; 17. «а» – 0, «б» – 5;

8. «а» – 5, «б» – 0; 18. «а» – 5, «б» – 0;

9. «а» – 0, «б» – 5; 19. «а» – 0, «б» – 5;

10. «а» – 0, «б» – 5; 20. «а» – 5, «б» – 0;

80 и более баллов – вы тот человек, который имеет большую потребность доминировать над людьми. Несмотря на то, что вы проявляете инициативу и бываете хорошим организатором, ваша горячность, стремление быть признанным любой ценой, желание манипулировать другими значительно снижают эффект ваших действий. Сильное нервное напряжение, неумение расслабляться приводят к тому, что, будучи взволнованны, вы легко можете обидеть другого человека. Вы часто хвастаете, зазнаетесь, бываете агрессивным. Но если вам удастся изменить ваше отношение к людям, то предрасположенность к управлению может принести хороший эффект.

От 40 до 75 баллов – у вас высокие запросы, вы часто бываете самоуверенны, любите подчеркнуть собственное «Я». Умение управлять своими эмоциями и склонность к анализу поступков приводят к тому, что необходимость руководить другими не принимает у вас крайней формы. Вы любите ходить «непроторенными» дорогами, имеете собственное мнение, которое не всегда совпадает с мнением других. Вы не любите навязывать себя другим, и с трудом подчиняетесь. Вам безразлично то, что о вас говорят. Вы имеете склонность критиковать других. Любите, чтобы ваше слово было последним.

35 и менее баллов – вы человек, который склонен больше быть подчиненным, чем руководителем. В роли «шефа» вы не чувствовали бы себя хорошо. Вы, скорее всего, человек несмелый, скромный, не уверенный в себе. Вы редко выступаете с инициативой, с удовольствием подчиняетесь руководству со стороны других. Чаще всего вы предпочитаете компромиссные решения и остаетесь «в тени» других людей.

ПРИЛОЖЕНИЕ 14

Тест «ЛИДЕРСТВО»

В разделе 4.3 изучаются вопросы руководства и лидерства. Данный тест позволяет определить степень индивидуальной выраженности лидерства. Каждый из 50 приведенных вопросов предназначены для выявления особенностей поведения. Вопросы содержат два возможных варианта ответа. Выберите тот, который наиболее совпадает с вашим мнением. Плохих ответов здесь нет. Отвечать надо быстро, не раздумывая долго над ответом.

1. Часто ли вы бываете в центе внимания окружающих?

а) Да;

б) нет.

2. Считаете ли вы, что многие из окружающих вас людей занимают более высокое положение по службе, чем вы?

а) Да;

б) нет.

3. Находясь на собрании людей, равных по служебному положению, испытываете ли вы желание не заявлять своего мнения, даже когда это необходимо?

а) Да;

б) нет.

4. Когда вы были ребенком, нравилось ли вам руководить играми друзей?

а) Да;

б) нет.

5. Испытываете ли вы большое удовлетворение, когда вам удается убедить кого-либо, кто вам до этого возражал?

а) Да;

б) нет.

6. Случается ли, что вас называют нерешительным человеком?

а) Да;

б) нет.

7. Согласны ли вы с утверждением: «Все самое полезное в мире есть творение небольшого числа выдающихся личностей»?

а) Да;

б) нет.

8. Испытываете ли вы настоятельную необходимость в советчике, который бы мог направить вашу профессиональную активность?

а) Да;

б) нет.

9. Теряли ли вы иногда хладнокровие в беседе с людьми?

а) Да;

б) нет.

10. Доставляет ли вам удовольствие, когда вы видите, что окружающие побаиваются вас?

а) Да;

б) нет.

11. Во всех обстоятельствах (рабочее совещание, дружеская компания) стараетесь ли вы занять свое место за столом, расположенное таким образом, чтобы оно позволяло вам легче всего контролировать ситуацию и привлекать к себе некоторое внимание?

а) Да;

б) нет.

12. Считают ли обычно, что ваша внешность производит внушительное (импозантное) впечатление?

а) Да;

б) нет.

13. Считаете ли вы себя мечтателем?

а) Да;

б) нет.

14. Легко ли вы теряетесь, если люди, которые вас окружают, не согласны с вашим мнением?

а) Да;

б) нет.

15. Случалось ли вам по личной инициативе заниматься организацией рабочих (спортивных, развлекательных и т.п.) групп?

а) Да;

б) нет.

16. Если мероприятие, которым вы занимаетесь, не дает намечавшихся результатов:

а) Вы рады, если ответственность возложат на кого-то другого;

б) вы сумеете взять на себя всю ответственность за решение, которое было принято.

17.Какое из этих двух мнение приближается к вашему собственнику?

а) Настоящий руководитель должен сам уметь делать дело, даже в мелочах;

б) настоящий руководитель должен уметь управлять.

18. С кем вы предпочитаете работать?

а) С людьми покорными;

б) с людьми строптивыми.

19. Стараетесь ли вы избегать горячих дискуссий?

а) Да;

б) нет.

20. Когда вы были ребенком, часто ли вы сталкивались с властностью вашего отца?

а) Да;

б) нет.

21. Умеете ли вы в профессиональной дискуссии повернуть на свою сторону тех, кто раньше с вами был не согласен?

а) Да;

б) нет.

22. Представьте такую сцену: во время прогулки с друзьями в лесу вы потеряли дорогу. Приближается вечер. Нужно принять решение?

а) Вы считаете, что вопрос должен решить человек, наиболее компетентный в группе;

б) вы просто полагаетесь на решение других.

23. Есть выражение: «Лучше быть первым в деревне, чем вторым в городе». Если бы вы делали выбор, то что бы вы предпочли?

а) Быть первым в деревне;

б) быть вторым в городе.

24. Считаете ли, что вы – человек, сильно влияющий на других людей?

а) Да;

б) нет.

25. Может ли неудачный прошлый опыт заставить вас никогда больше не проявлять значительной личной инициативы?

а) Да;

б) нет.

26. С вашей точки зрения, истинный лидер группы тот, кто:

а) Самый компетентный;

б) У кого самый сильный характер.

27. Всегда ли вы стараетесь понимать (оценивать) людей?

а) Да;

б) нет.

28. Умеете ли вы уважать дисциплину вокруг вас?

а) Да;

б) нет.

29. Какой из двух типов руководителей кажется вам более значительным (предпочтительным)?

а) Тот, который все решает сам;

б) тот, который постоянно советуется.

30. Какой из двух типов руководства, по вашему мнению, является наиболее благоприятным для хорошей работы предприятия (фирмы)?

а) Коллегиальный тип;

а) авторитарный тип.

31. Часто ли у вас бывает впечатление, что другие вами злоупотребляют?

а) Да;

б) нет.

32. Какой из двух следующих портретов ближе к вашему образу?

а) Громкий голос, экспрессивные жесты, за словом в карман не полезет;

б) негромкий голос, неторопливые ответы, сдержанные жесты, задумчивый взгляд.

33. На рабочем совещании вы один имеете мнение, противоположное мнению других, но уверены в своей правоте. Как вы поведете себя?

а) Будете молчать;

б) будете отстаивать свою точку зрения.

34. Называют ли вас человеком, который подчиняет и свои, и чужие интересы только интересам дела?

а) Да;

б) нет.

35. Если на вас возложена очень большая ответственность за какое-то дело, то испытываете ли вы при этом чувство тревоги?

а) Да;

б) нет.

36. Что вы предпочли бы в своей профессиональной деятельности?

а) Работать под руководством хорошего руководителя;

б) работать независимо.

37. Как вы относитесь к такому утверждению: «Чтобы семейная жизнь была удачной, нужно, чтобы важные решения принимались одним из супругов»?

а) Да;

б) нет.

38. Случалось ли вам покупать что-то, в чем вы не испытывали необходимости, под влиянием мнения других лиц?

а) Да;

б) нет.

39. Считаете ли вы, что ваши организаторские способности выше средних?

а) Да;

б) нет.

40. Как вы обычно ведете себя, встретившись с трудностями?

а) Трудности обескураживают;

б) трудности заставляют действовать активнее.

41. Часто ли вы делаете резкие упреки сотрудникам (сокурсникам), когда они их заслуживают?

а) Да;

б) нет.

42. Считаете ли, что ваша нервная система успешно выдерживает напряженность жизни?

а) Да;

б) нет.

43. Если вам предстоит произвести реорганизацию, то как вы поступаете?

а) Ввожу изменения немедленно;

б) предлагаю медленные, эволюционные изменения.

44. Если это необходимо, сумеете ли вы прервать болтливого собеседника?

а) Да;

б) нет.

45. Согласны ли вы с мыслью: «Чтобы быть счастливым, надо жить незаметно»?

а) Да;

б) нет.

46. Считаете ли вы, что каждый из людей благодаря своим человеческим способностям должен сделать что-то выдающееся?

а) Да;

б) нет.

47. Кем (из предложенных профессий) вам в молодости хотелось стать?

а) Известным художником, композитором, поэтом и т.д.;

б) руководителем коллектива.

48. Какую музыку вам приятнее слушать?

а) Торжественную, могучую;

б) тихую лирическую.

49. Испытываете ли вы волнение при встрече с важными личностями?

а) Да;

б) нет.

50. Часто ли вы встречаете людей с более сильной волей, чем у вас?

а) Да;

б) нет.

Ключ к тесту

Вы можете начислить по 1 баллу за ответы «а» на 1, 2, 4, 5, 7, 10, 11, 12, 15, 20, 21, 22, 23, 24, 26, 31, 32, 33, 34, 37, 39, 41, 42, 43, 44, 46, 48-й вопросы,

и по 1 баллу за ответы «б» на 3, 6, 8, 9, 13, 14, 16, 17, 18, 19, 25, 29, 30, 35, 36, 38, 40, 47, 49, 50-й вопросы. Суммируйте баллы.

До 25 баллов – лидерство выражено слабо;

от 26 до 35 баллов – лидерство выражено в определенной степени;

от 36 до 40 баллов – лидерство выражено в сильной степени;

свыше 40 баллов – склонность к диктату.

ПРИЛОЖЕНИЕ 15

Опросник «ВАШИ КОМПЛЕКСЫ»

В разделе 4.6 изучается проблема саморазвития руководителя. В осуществлении самоизучения существенную помощь может оказать данный опросник.

Практически никто не бывает полностью доволен собой. Каждого что-то «грызет», у каждого свои комплексы. Человеку свойственно сравнивать себя с другими, чтобы убедиться, что мы чего-то стоим. Лучше понять собственные комплексы поможет данный опросник.

Выберите для каждого пункта опросника «свой» ответ.

1. Люди меня не понимают:

а) часто;

б) редко;

в) такого не бывает

2. Чувствую себя «не в своей тарелке»:

а) редко;

б) все зависит от ситуации;

в) очень часто.

3. Я оптимист:

а) да;

б) только в исключительных случаях;

в) нет.

4. Радоваться чему попало, это:

а) глупость;

б) помогает пережить трудные минуты;

в) то, чему стоит научиться.

5. Хотел бы иметь такие же способности, как другие:

а) да;

б) временами;

в) это меня не трогает.

6. У меня слишком много недостатков:

а) это правда;;

б) это не мое мнение;

в) неправда.

7. Жизнь прекрасна!

а) и это действительно так;

б) слишком общее утверждение;

в) вовсе нет.

8. Я чувствую себя ненужным:

а) часто;

б) временами;

в) редко.

9. Мои поступки окружающим непонятны:

а) часто;

б) иногда;

в) очень редко.

10. Мне говорят, что я не оправдываю надежд:

а) часто;

б) иногда;

в) очень редко.

11. У меня масса достоинств:

а) да;

б) все зависит от ситуации;

в) нет.

12. Я пессимист:

а) да;

б) в исключительных случаях;

в) нет.

13. Как всякий думающий человек, анализирую свое поведение:

а) часто;

б) иногда;

в) редко.

14. Жизнь – грустная штука:

а) вообще – да;

б) утверждение слишком общее;

в) это не так.

15. «Смех – это здоровье»:

а) банальное утверждение;

б) об этом стоит помнить в трудных ситуациях;

в) вовсе нет.

16. Люди меня недооценивают:

а) увы, это не так;

б) не придаю этому большого значения;

в) вовсе нет.

17. Сужу о других слишком сурово:

а) часто;

б) иногда;

в) редко.

18. После полосы неудач всегда приходит успех:

а) верю в это, хотя знаю, что это вера в чудеса;

б) может и так, но научного подтверждения этому нет;

в) не верю в это, потому что это вера в чудеса.

19. Веду себя агрессивно:

а) часто;

б) иногда;

в) редко.

20. Бывает одиноко:

а) очень редко;

б) иногда;

в) редко.

21. Люди недоброжелательны:

а) большинство;

б) некоторые;

в) вовсе нет.

22. Не верю, что можно достичь того, чего очень хочешь:

а) потому что не знаю того, кому это удалось;

б) иногда это удается;

в) это не так, я – верю!

23. Требования, которые поставила жизнь, превышали мои возможности:

а) часто;

б) иногда;

в) редко.

24. Наверное, каждый человек недоволен своей внешностью:

а) я думаю, да;

б) наверное, иногда;

в) я так не думаю.

25. Когда я что-то делаю или говорю, бывает, меня не понимают:

а) часто;

б) иногда;

в) очень редко.

26. Я люблю людей:

а) да;

б) утверждение слишком общее;

в) нет.

27. Случается, я сомневаюсь в собственных способностях:

а) часто;

б) иногда;

в) скорее редко.

28. Я доволен собой:

а) часто;

б) иногда;

в) редко.

29. Считаю, что к себе следует быть более критичным, чем к другим людям:

а) да;

б) не знаю;

в) нет.

30. Верю, что мне хватает сил реализовать свои жизненные планы:

а) да;

б) по-разному это бывает;

в) нет.

Ключ к опроснику

Для подсчета баллов и определения своего результата воспользуйтесь следующим «ключом»:

1. «а» – 0, «б» – 3, «в» – 5; 16. «а» – 0, «б» – 3, «в» – 5;

2. «а» – 5, «б» – 3, «в» – 0; 17. «а» – 0, «б» – 3, «в» – 5;

3. «а» – 5, «б» – 3, «в» – 0; 18. «а» – 5, «б» – 3, «в» – 0;

4. «а» – 0, «б» – 3, «в» – 5; 19. «а» – 0, «б» – 3, «в» – 5;

5. «а» – 0, «б» – 3, «в» – 5; 20. «а» – 5, «б» – 3, «в» – 0;

6. «а» – 0, «б» – 3, «в» – 5; 21. «а» – 0, «б» – 3, «в» – 5;

7. «а» – 5, «б» – 3, «в» – 0; 22. «а» – 0, «б» – 3, «в» – 5;

8. «а» – 0, «б» – 3, «в» – 5; 23. «а» – 0, «б» – 3, «в» – 5;

9. «а» – 0, «б» – 3, «в» – 5; 24. «а» – 0, «б» – 3, «в» – 5;

10. «а» – 0, «б» – 3, «в» – 5; 25. «а» – 0, «б» – 3, «в» – 5;

11. «а» – 5, «б» – 3, «в» – 0; 26. «а» – 5, «б» – 3, «в» – 0;

12. «а» – 0, «б» – 3, «в» – 5; 27. «а» – 5, «б» – 3, «в» – 0;

13. «а» – 0, «б» – 3, «в» – 5; 28. «а» – 5, «б» – 3, «в» – 0;

14. «а» – 0, «б» – 3, «в» – 5; 29. «а» – 0, «б» – 3, «в» – 5;

15. «а» – 0, «б» – 3, «в» – 5; 30. «а» – 5, «б» – 3, «в» – 0;

От 0 до 40 баллов – к сожалению, вы особа закомплексованная. Чем меньше баллов, тем больше комплексов, и в этом вы виноваты. Вы думаете о себе негативными категориями, «зациклены» на своих слабостях, недостатках, ошибках. Постоянно боретесь с собой, и все это только усугубляет и ваши комплексы, и еще больше осложняет саму ситуацию, но это вовсе не конец света. Попробуйте подумать о себе иначе: сконцентрируйтесь на том, что есть в вас сильного, хорошего и радостного. Увидите, что скоро изменится ваше отношение к себе и к окружающему миру, и люди вокруг стали лучше.

От 41 до 80 баллов – у вас есть все возможности самому справляться со своими комплексами. В общем-то, они не очень мешают жить. Чем больше набрали баллов, тем меньше они мешают. Тревожит, пожалуй, только то, что временами вы боитесь анализировать себя, свои поступки, когда они появляются. А появляться они будут, ведь это неизбежно. Запомните: прятать голову в песок – дело совершенно бесперспективное, до добра оно не доведет и может только на время разрядить обстановку. От себя не убежишь. Помните, у вас хватит сил справиться с любыми проблемами. Смелее!

От 81 до 130 баллов – вы не лишены комплексов, как и всякий нормальный человек, но прекрасно справляетесь со своими проблемами. Чем больше баллов, тем лучше. Оцениваете свое поведение и поступки людей взвешенно и объективно. Ваше ровное душевное состояние помогает вам преодолевать превратности судьбы. Вы никогда не опускаете рук и считаете, что только от вас зависит, как сложится ваша жизнь. Не полагайтесь на судьбу и счастливый случай. Может, именно поэтому судьба к вам благосклонна. В компании чувствуете себя легко и свободно, и люди чувствуют себя также легко в вашем обществе. Если кто-то утверждает обратное, не верьте, наверняка этот кто-то» сам имеет массу комплексов. Вам же можно посоветовать одно – так держать!

От 131 до 150 баллов – вы думаете, что у вас вообще нет комплексов. Не обманывайте себя, такого просто не бывает. Лучше все-таки знать свои сильные и слабые стороны и «брать быка за рога», когда этого требует ситуация, нежели просто повторять себе: у меня нет проблем, у меня «все о’кей». Придуманный вами мир и собственный образ – далеки от реальности. Это может быть причиной того, что ваша способность твердо стоять на земле в один прекрасный момент подведет вас. Прислушайтесь к тому, что о вас говорят другие, позвольте им говорить искренне. Может, услышите о себе что-то такое, что позволит вам оценить себя более реально. Самообман вообще небезопасен, потому что в конце концов приведет к ощущению постоянного беспокойства и напряжения. Это может стать причиной расстройства вашего здоровья, например головных болей, хотя врачи будут утверждать, что с медицинской точки зрения у вас все в полном порядке. Попробуйте посмотреть на себя со стороны. Комплексы ведь для того и существуют, чтобы с ними справляться или чтобы их полюбить. Вас хватит и на то и на другое!

ПРИЛОЖЕНИЕ 16

Наши рекомендации