Методы социального менеджмента
Реализация рассмотренных ранее законов и принципов управления осуществляется путем применения различных методов.
Метод управления — это совокупность приемов и способов воздейсШия на управляемый объект для достижения поставленных целей.
Слово «метод» греческого происхождения (methodos — способ достижения какой–либо цели). Характеризуя методы управления, необходимо раскрыть их направленность, содержание и организационную форму. Направленность методов управления выражает их ориентированность на конкретный объект управления. Содержание – это специфика приемов и способов воздействия. Организационная форма– специфика воздействия на реально сложившуюся ситуацию: прямое или косвенное (постановка задачи и создание стимулирующих условий воздействия).
Можно выделить следующие методы управления:
• личностно–психологические, использующиеся для формирования мировоззрения и личности управленцев как основных субъектов управления;
социальные и социально–психологические, применяемые с целью повышения социальной активности людей;
экономические, обусловленные экономическими стимулами;
• организационно–административные, основанные на прямых директивных указаниях;
самоуправление как разновидность саморегулирования социальной системы;
• моделирование, прогнозирование, экспертные оценки, диагностика;
• Методы глобального регулирования, ориентированные на
планетарно–космические масштабы управления.
Все методы можно разделить на основные и комплексные. В основных методах четко выделяется содержательный аспект по признаку соответствия методам управления, требованиям тех или иных объективных законов (например, социальных, экономических и др.). Комплексные методы представляют собой комбинации основных методов.
Любой метод основан на познании объективных закономерностей и реализации их требований, но в нем отражены требования не только объективной реальности, но и человеческого сознания, рефлексии, которые служат преобразованию действительности на основе научной методологии, позволяющей оптимизировать сам процесс познания с помощью совокупности приемов, операций, процедур. Они могут быть традиционными, рутинными и инновационными, творческими.
Сегодня востребована новая парадигма управленческой теории, основанная на приоритете главного субъекта управления — творческой личности, для которой вопросы познания действительности, культуры мышления приобретают особую остроту. Субъект управления выбирает и применяет методы управления, поэтому творческий человеческий фактор стал решающим условием достижения успеха.
Управленческая деятельность должна начинаться с того, что каждый управленец должен трезво оценить свои способности, используя современные методики развития творческих личностей, успешно работать в плане самосовершенствования, активно взаимодействовать с окружающим миром.
Для формирования современного мышления — созидательного, продуктивного, творческого, моделирующего и способного обустроить мировое сообщество на основе современных ценностей (добра, справедливости и гармонии) — служит метод формирования целостного мышления. Кроме того, лидер управления должен осваивать разнообразные знания: теоретические, технологические, инструментальные — посредством активных методов обучения (участия в «деловых играх», «мозговых штурмах»), позволяющих анализировать конкретные ситуации и использовать частные методы, направленные на получение эффекта управленческой деятельности в конкретном случае.
Важно понимать, что являясь социальным управленцем, человек как открытая самоорганизующаяся система в каждый момент времени, вначале по отношению к самому себе выступает и как субъект управления и как его объект, и только затем он может выступать как субъект управления по отношению к «внешнему миру».
«Учитесь властвовать собой», учитесь прежде организовывать в себе красоту, гармонию, радость. Только воспитав в себе эти умения, можно говорить о возможности изменения к лучшему окружающей действительности, иначе результат деятельности может оказаться неожиданным: «хотели как лучше, а получилось как всегда».