Методы социального менеджмента

Реализация рассмотренных ранее законов и принципов уп­равления осуществляется путем применения различных методов.

Метод управления — это совокупность приемов и способов воздейсШия на управляемый объект для достижения поставлен­ных целей.

Слово «метод» греческого происхождения (methodos — способ достижения какой–либо цели). Характеризуя методы управления, необходимо раскрыть их направленность, содержание и органи­зационную форму. Направленность методов управления выража­ет их ориентированность на конкретный объект управления. Со­держание – это специфика приемов и способов воздействия. Орга­низационная форма– специфика воздействия на реально сложив­шуюся ситуацию: прямое или косвенное (постановка задачи и создание стимулирующих условий воздействия).

Можно выделить следующие методы управления:

• личностно–психологические, использующиеся для формирования мировоззрения и личности управленцев как основных субъектов управления;

социальные и социально–психологические, применяемые с целью повышения социальной активности людей;

экономические, обусловленные экономическими стимулами;

• организационно–административные, основанные на прямых директивных указаниях;

самоуправление как разновидность саморегулирования со­циальной системы;

• моделирование, прогнозирование, экспертные оценки, диагностика;

• Методы глобального регулирования, ориентированные на
планетарно–космические масштабы управления.

Все методы можно разделить на основные и комплексные. В основных методах четко выделяется содержательный аспект по признаку соответствия методам управления, требованиям тех или иных объективных законов (например, социальных, экономичес­ких и др.). Комплексные методы представляют собой комбинации основных методов.

Любой метод основан на познании объективных закономер­ностей и реализации их требований, но в нем отражены требова­ния не только объективной реальности, но и человеческого со­знания, рефлексии, которые служат преобразованию действитель­ности на основе научной методологии, позволяющей оптимизи­ровать сам процесс познания с помощью совокупности приемов, операций, процедур. Они могут быть традиционными, рутинными и инновационными, творческими.

Сегодня востребована новая парадигма управленческой тео­рии, основанная на приоритете главного субъекта управления — творческой личности, для которой вопросы познания действи­тельности, культуры мышления приобретают особую остроту. Субъект управления выбирает и применяет методы управления, поэтому творческий человеческий фактор стал решающим усло­вием достижения успеха.

Управленческая деятельность должна начинаться с того, что каждый управленец должен трезво оценить свои способности, используя современные методики развития творческих личнос­тей, успешно работать в плане самосовершенствования, активно взаимодействовать с окружающим миром.

Для формирования современного мышления — созидатель­ного, продуктивного, творческого, моделирующего и способного обустроить мировое сообщество на основе современных ценно­стей (добра, справедливости и гармонии) — служит метод фор­мирования целостного мышления. Кроме того, лидер управления должен осваивать разнообразные знания: теоретические, техно­логические, инструментальные — посредством активных мето­дов обучения (участия в «деловых играх», «мозговых штурмах»), позволяющих анализировать конкретные ситуации и использо­вать частные методы, направленные на получение эффекта уп­равленческой деятельности в конкретном случае.

Важно понимать, что являясь социальным управленцем, чело­век как открытая самоорганизующаяся система в каждый мо­мент времени, вначале по отношению к самому себе выступает и как субъект управления и как его объект, и только затем он мо­жет выступать как субъект управления по отношению к «внеш­нему миру».

«Учитесь властвовать собой», учитесь прежде организовывать в себе красоту, гармонию, радость. Только воспитав в себе эти умения, можно говорить о возможности изменения к лучшему окружающей действительности, иначе результат деятельности может оказаться неожиданным: «хотели как лучше, а получилось как всегда».

Наши рекомендации