Вопрос 3. Развитие эмоций, мотивов и самосознания.
Дошкольный возраст – это период первоначального фактического склада личности. Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание.
1) Эмоции:
-для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аф и.фективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам;
- этот новый относительно стабильный эмоциональный фон определяет динамика представлений ребенка;
- появление представлений дает возможность ребенку отвлечься от непосредственной ситуации, у него возникают переживания, с ней не связанные, а сиюминутные затруднения воспринимаются не так остро, теряют свою прежнюю значимость;
- эмоциональные процессы становятся более уравновешенными;
- эмоции, связанные с представлением, позволяют предвосхищать результаты действий ребенка, удовлетворение его желаний;
- эмоционально предвосхищая последствия своего поведения, ребенок уже заранее знает, хорошо или дурно он собирается поступить, у него возникает тревожность – эмоциональное состояние, способное затормозить нежелательные для окружающих действия;
- механизм эмоционального предвосхищения последствий деятельности лежит в основе эмоциональной регуляции действий ребенка;
- в этот период изменяется и структура самих эмоциональных процессов;
- в структуру эмоциональных процессов входит: вегетативные и моторные компоненты, сложные формы восприятия, образного мышления, воображения;
- изменяется содержание аффектов, появляются такие эмоции как сочувствие другому, сопереживание;
- образные представления ребенка приобретают эмоциональный характер, и вся его деятельность является эмоционально насыщенной.
2) Мотивы.
- самым важным личностным механизмом, формирующимся в этом периоде, считается соподчинение мотивов;
- мотивы дошкольника приобретают разную силу и значимость:
1. уже в младшем дошкольном возрасте ребенок сравнительно легко может принять решение в ситуации выбора одного предмета из нескольких, это становится возможным благодаря более сильным мотивам, которые выполняют роль ограничителей;
2.наиболее сильный мотив для дошкольников – поощрение, получение награды, более слабый – наказание, еще слабее – собственное обещание ребенка, самым слабым оказывается прямое запрещение каких – то действий ребенка;
3. по мере развития плана представлений, он начинает сдерживаться при воображаемом контроле;
4. благодаря развитию механизма соподчинения мотивов старшие дошкольники легче ограничивают свои непосредственные желания, чем младшие;
5. наиболее благоприятные условия для подчинения побуждений ребенка правилам поведения, создаются в ролевой игре;
6. ребенок включается в новые системы отношений, новые виды деятельности и новые мотивы. Это мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием – мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества; мотивы, связанные с усваивающимися в это время моральными нормами;
7.на мотивацию и эффективность выполняемых ребенком действий влияют те отдельные удачи и неудачи, с которыми он сталкивается;
8.успех влияет положительно на работу ребенка, а неудача всегда отрицательно: она не стимулирует продолжения деятельности и проявления настойчивости;
9.в этот период начинает складываться индивидуальная мотивационная система ребенка;
10.выделяются доминирующие мотивы – преобладающие в формирующейся мотивационной иерархии, важно не столько что делать, сколько как делать, у них преобладает интерес к содержанию деятельности;
11.дошкольники начинают усваивать этические нормы, принятые в обществе;
12.во второй половине дошкольного детства ребенок приобретает способность оценивать и свое поведение;
13.усвоение этических норм и социализация нравственного поведения ребенка протекает быстрее и легче при определенных отношениях в семье;
14.усвоение норм морали, так же как эмоциональная регуляция действий, способствует развитию произвольного поведения дошкольника.
3) Самосознание.
Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства:
- самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки ( « я хороший») и рациональной оценки чужого поведения;
- ребенок приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем – собственные действия, моральные качества и умения;
- оценивая практические умения, 5- летний ребенок преувеличивает свои достижения, к 6 годам остается завышенная самооценка, к 7 годам у большинства самооценка умений становится более адекватной;
- адекватный образ «Я» формируется у ребенка при гармоничном сочетании знаний, почерпнутых им из собственного опыта ( что я могу сделать, как я поступил) и из общения со взрослыми и сверстниками;
- дети с точными представлениями о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени, уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе;
- дети с заниженными представлениями о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда - при посторонних не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни;
- детей с завышенными представлениями о себе в семьях считают более развитыми, чем их ровесников, часто поощряют, в том числе подарками, хвалят при других детях и взрослых и редко наказывают, уверены в том, что в школе они будут отличниками;
- осознание своих переживаний – для этого периода характерна половая идентификация: ребенок осознает себя как мальчика или девочку;
- осознание себе во времени – начинается в 6-7 лет, ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет себя в будущем.
Схема развития периода дошкольного детства:
1. Социальная ситуация развития – познание мира человеческих отношений и их имитация.
2. Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра.
3. Центральное новообразование – соподчинение мотивов. Самосознание.
4. Другие важнейшие новообразования – сформированная правильная речь. Развитая непроизвольная память; начало развития произвольной памяти. Целенаправленное анализирующее восприятие. Наглядно-образное мышление; в конце периода переход к словесному мышлению. Творческое воображение. Дифференциация перцептивных и эмоциональных процессов. Расширение круга эмоций. Эмоциональная регуляция поведения.
5. Становление жизненного мира – появляется сложность внутреннего мира. Дифференцируются линии онтогенеза, ведущие к будущим различным типам жизненного мира взрослого человека. Преобладает линия развития сложного и трудного мира (со значимыми сложностью и трудностью).