Интерпретация и обобщение результатов исследования.
Часто эту фазу называют теоретической обработкой, подчеркивая ее отличие от эмпирической статистической обработки. Эта фаза – наиболее захватывающий этап исследования, на котором особенно ярко проявляется творческий характер научного процесса.
Теоретическая обработка выполняет две главные функции: 1)преобразование статистически подготовленных данных в эмпирические знания и 2) получение на их базе теоретических знаний.
На стадии выдвижения гипотез научная мысль направлена от теории к объекту исследования, на стадии интерпретации – от объекта (фактов) к теории. Эмпирические данные делают возможными вначале только высказывания о существовании или отсутствии признака (факта), о степени его выраженности, частоте появления и т.п. Цель дальнейшего теоретического проникновения в информационный материал состоит в том, чтобы, исходя из выдвинутых гипотез, научно обработать отдельные данные или их совокупность так, чтобы можно было:
1) определить отношения между данными и гипотезами;
2) произвести проверку исходных гипотез;
3) уточнить, расширить, модифицировать и т.д. имеющиеся гипотезы и развить их до уровня теоретических высказываний;
4) гипотетическое объяснение проблемы довести до уровня решения этой проблемы.
Если статистическая обработка охватывает количественный аспект психологических явлений, то интерпретация делает видимым и их качественный аспект.
Чаще всего под интерпретацией понимают две процедуры: объяснение и обобщение. Но объяснить и обобщить что-либо невозможно без описания этого самого чего-либо. Количественная обработка дает описание не столько самого объекта (или предмета) изучения, сколько описание совокупности данных о нем на специфическом языке количественных параметров. Качественная обработка дает предварительное схематическое описание объекта как совокупности его свойств или как представителя той или иной группы сходных объектов. Далее требуется дать предельно полное описание изучаемого явления на естественном языке с использованием при необходимости специальной терминологии и специфической символики (математической, логической, графической и т.п.). В принципе подобное описание может быть самостоятельной целью исследования (об этом уже говорилось), и тогда на нем может завершиться исследовательский цикл. Особенно весомы системные описания, которые уже сами по себе могут выполнять объяснительную и предсказательную функции. Но чаще все-таки описание является лишь предтечей последующих теоретических действий.
Стадия интерпретации также включает процесс экстраполяции состояний, поведения или свойств изучаемого объекта. Если эта экстраполяция направлена в будущее, то речь идет о прогнозе и предсказании, основанных на причинных связях и объяснениях. Если же экстраполяция направлена в прошлое, - это ретрогноз, ретросказание, основанное на следственных связях и объяснениях.
Таким образом, интерпретация обеспечивает выполнение важнейших функций науки: описательной, объяснительной и прогнозирующей. Не умаляя роли ни одного из этих элементов, объяснение и обобщение все же следует признать ключевыми звеньями в общей цепи теоретических познавательных действий.
Интерпретация и обобщение результатов исследования означает поиск ответа на вопрос: как это произошло и почему?
Объяснение следует после того, как в исследовании установлены какие-то общие законы и факты. Наиболее простое объяснение состоит в определении того, «не является ли установленный тип отношений частным случаем известного и уже более-менее проверенного общего закона?» (П. Фресс).
Т.о. объяснение предполагает прибавление к установленным фактам или закономерностям нового элемента – других, уже известных законов.
При этом, полученная в результате объяснения система законов обязательно должна быть соотнесена с реальностью.
В зависимости от характера объясняющих суждений и положений в науке выделяю следующие типы объяснений:
- субстанциальное объяснение состоит в раскрытии субстрата, с которым объект закономерно связан;
- атрибутивное объяснение раскрывает закономерные связи объекта с его атрибутами. Атрибут – это неотъемлемое свойство объекта. Так, объяснение сознания может производиться через указание и раскрытие таких его качеств, как идеальность, целостность, рефлексивность и пр.;
- генетическое (или причинное) объяснение осуществляется через обращение к предшествующим состояниям объекта;
- контрагенетическое (или следственное) объяснение обратно генетическому и состоит в обращении к последующим состояниям объекта: зная нынешнее состояние (следствие), можно объяснить прошлые состояния (причины);
- структурное объяснение реализуется через выяснение элементарного состава объекта и способов сочетания этих элементов в единое целое (внутренняя структура) либо через выяснение места объекта в совокупности других объектов (внешняя структура);
- микроструктурное объяснение позволяет через микроструктуру познать и объяснить свойства макроуровня.
Приведенные виды объяснений в научной практике чаще используются в комплексе, образуя различные комбинации. Происходит, так называемое, смешанное объяснение.
Существует два основных типа объяснения в психологии:
1. Редукционизм или упрощающее объяснение – это поиск объяснения посредством сведения высшего к низшему, находящемуся за пределами психологии. Например, объяснение механизмов памяти через биохимические теории (на уровне нервной клетки), нейрофизиологические (на уровне нейронных групп).
2. Конструктивизм - сведение психического к фактам, не выходящим за пределы психологии, ссылка на первичные психологические законы. Например, объяснение поведения посредством ссылки на законы ассоциаций, подкрепления и т.д.
Эти типы также могут делиться на уровни объяснения:
- уровень физиологических механизмов;
- переменных ситуации;
- психосоциальный;
- физикалистского сведения;
- психогенетический;
- абстрактных моделей (теории решеток, принятия решений) и т.д.
Объяснениясчитаются причинными, если:
1. Независимая переменная предшествует зависимой.
2. Установлена связь с изменяющейся переменной.
3. Когда отсутствуют другие конкурирующие объяснения.
Ошибки при объяснении:
- наличие только корреляционной связи не может быть основанием для причинного объяснения, так как две переменные могут находиться в соподчинении третьей, неизвестной исследователю;
- какая-либо частная причина может быть принята за главную.