Проблемы развития и техники совладания
Дети должны научиться управлять широким спектром своих эмоций и чувств. Одни из них, такие как радость, любовь и гордость, доставляют удовольствие. Другие — гнев, страх, тревогу, ревность, фрустрацию и боль — приятными назвать нельзя. Однако независимо от того, являются чувства хорошими или плохими, дошкольники должны приобрести способы совладания с ними согласно принятым нормам общества, к которому они принадлежат.
Кроме того, дети должны находить свои собственные способы разрешения противоречий, возникающих в процессе развития. Им необходимо научиться мириться со своей зависимостью от других, устанавливать отношения с авторитетными для них людьми. Вместе с тем нужно уметь управлять и стремлением к автономии-- сильным побуждением действовать самостоятельно, занимать господствующее положение в своем материальном и социальном мире, быть компетентным и добиваться успеха. Решение детьми этих задач было всесторонне изучено представителями психодинамического подхода. Так, по мнению Эриксона, дети, которым не удается справиться с этими ранними психосоциальными противоречиями, в дальнейшем могут испытывать затруднения при решении аналогичных проблем (Erikson, 1964).
Формирование чувства личной и культурной идентичности, происходящее между 2 и 6 годами, сопровождается разнообразными сильными эмоциями и переживаниями. Поиск приемлемых путей совладания с чувством страха и тревоги, горя и гнева, любви и радости, чувственности и сексуального любопытства — нелегкая задача, и часто в процессе своих поисков дети переживают конфликт.
Страх и тревога
Одна из самых значительных сил, с которой дети должны научиться справляться, — это стресс, вызываемый страхом и тревогой. Эти формы психологического и физиологического стресса переживаются очень тяжело как детьми, так и взрослыми. Страх и тревога — две различные эмоции. Страх— это реакция на вполне
366 Часть II. Детство
определенные стимулы или ситуации; например, ребенок может бояться темноты, грома и молнии, больших собак, высоты. Напротив, тревогаимеет более неопределенный, или генерализованный, источник. Хотя некоторые дети могут испытывать тревогу в определенных ситуациях, те из них, кого называют «тревожными», регулярно испытывают продолжительные опасения и беспокойство, часто не зная причины этих чувств. Переезд на новое место жительства или неожиданное изменение родительских ожиданий, например в период приучения к туалету, может быть косвенной причиной тревоги, которая кажется необоснованной. Многие психологи полагают, что тревога неизбежно сопутствует процессу социализации, так как ребенок пытается избежать неприятных переживаний вследствие родительского недовольства и наказания (Wenar, 1990).
Причины страха и тревоги.У страха и тревоги много причин. Маленькие дети могут тревожиться о том, что родители бросят их или перестанут любить. Обычно родители относятся к своим детям с любовью и пониманием, но иногда, часто в целях наказания, могут лишить ребенка своего расположения, внимания и защиты. Лишение любви — серьезнейшая угроза для ребенка, которая вызывает у него тревогу. Предчувствие других форм наказания, особенно физического — еще один источник тревоги маленьких детей. Двухлетний малыш считает своих родителей всесильными, у него нет реального представления о том, как далеко они могут зайти в наказании. Когда рассерженный родитель кричит: «Я тебе все кости переломаю!», ребенок может не знать, что это всего лишь простая угроза.
Страх и тревога могут усиливаться или даже порождаться воображением самого ребенка. Дети часто думают, что рождение братика или сестренки непременно приведет к тому, что родители не будут обращать на них внимания. Иногда тревога возникает в результате осознания ребенком собственных чувств, выходящих за рамки дозволенного: гнева на родителей или тех, кто о нем заботится, ревности к другу или брату, регрессивного желания залезть к родителям на руки, как маленький ребенок.
Происхождение некоторых страхов: перед доктором, который делает прививку, боязни, порождаемой запахом больницы или звуком работающей бормашины, а также широкого ряда реальных опасностей, иногда сваливающихся на нас из окружающего большого мира, проследить легко. О природе других страхов догадаться не так просто. У многих дошкольников развивается страх темноты, мешающий им заснуть после того, как родители выключают свет и оставляют их одних. Эта разновидность страха часто связана в большей степени с фантазиями и сновидениями самого ребенка, чем с какими-то реальными событиями его жизни. Иногда толчком к подобным фантазиям могут послужить вызванные развитием конфликты, с которыми в данный момент сталкивается малыш. Например, тигры и привидения могут возникать в его воображении в результате противоречия между его зависимостью и стремлением к автономии.
В классическом исследовании детских страхов Джерсильд и Холмс (Jersild, Holmes, 1935) обнаружили, что малыши в большинстве случаев пугаются определенных объектов и ситуаций, например чужих людей, незнакомых предметов, темноты, громких звуков или падения. Напротив, дети 5-6 лет сильнее боятся воображаемых и абстрактных вещей: чудовищ, грабителей, смерти, одиночества или насмешек. Полвека спустя ученые обнаружили у дошкольников практически тот же самый набор страхов, за исключением страха темноты, боязни одиночества,
Глава 8. Психосоциальное развитие в раннем детстве 367
Вряд ли хоть одному ребенку нравится ходить к доктору. Часто поход к врачу связывается в сознании ребенка с болезненными уколами
чужих людей и незнакомых предметов, которые появляются теперь в более раннем возрасте (Draper & James, 1985).
В современном мире существует множество источников страха, тревоги и стресса. Одни из них, такие как наказание за нечаянно сломанную вещь или дразнилки, придуманные братом или сестрой, можно рассматривать как непременный атрибут взросления. Другие более серьезны. К ним -можно отнести внутренние источники напряжения, такие как болезнь и боль, хронические стрессы, вызванные неблагоприятной социальной средой: нищетой, скандалами или пьянством родителей, а также небезопасной обстановкой (Greene, Brooks, 1985). На долю некоторых детей выпадают такие бедствия, как землетрясение, наводнение или война. Серьезные или длительные стрессовые ситуации могут подорвать силы, способности даже самого жизнестойкого ребенка (Honig, 1986; Rutter, 1983).
Хотя страх и тревога — это те эмоции, которые мы обычно стремимся свести к минимуму или избежать их совсем, они естественны и необходимы для развития. Проявляясь в мягкой форме, они могут явиться толчком к приобретению нового опыта. Многие виды страхов необходимы для нашего выживания. Наш мир полон такими потенциально опасными вещами, как камины и электроприборы, быстро ездящие машины и грузовики; существует много разных других вещей, угрожающих нашей жизни, в том числе и другие люди.
Совладание со страхом и тревогой. Как мы можем помочь детям справиться с их страхами? Применение силы или высмеивание, скорее всего, дадут отрицательный результат, так же как и игнорирование. Когда страхи невелики, детей следует мягко и дружелюбно побуждать противостоять им, содействовать их преодолению. Родители могут помочь ребенку, продемонстрировав, что бояться нечего. Например, в случае, когда малыш боится ночных «грабителей», отец или мать могут проверить с ним вместе замки на всех дверях и любыми другими способами убедиться в надежности, безопасности. Однако, чтобы справиться с более сильными страхами, приобретающими характер настоящей фобии, детям (да и взрослым тоже) может понадобиться профессиональная помощь, например систематическая десенсибилизация.В рамках этой процедуры, после изучения нескольких техник снятия напряжения (релаксации), пациент прорабатывает систему приемов, которая начинается с контакта с вызывающими минимальный страх видами целевого объекта или ситуации и постепенно доходит до настоящего пугающего события. На-
368 Часть II. Детство
пример, ребенок, боящийся собак, может потренироваться оставаться спокойным, просто глядя на рисунок собаки, затем смотря на ее фотографию и постепенно — на реальную собаку. Еще более эффективной процедурой является методика включенного моделирования, которая берет свое начало в исследовании Бандуры, посвященном детям и имитации (глава 1). В ходе этой процедуры (Bandura, Adams, 1977) клиенты сначала наблюдают за моделью, которая демонстрирует целевое поведение, не получая вреда для себя, и затем их поощряют самих включиться в этот процесс. Для ребенка, боящегося собак, цель — постепенно подойти к собаке и, со временем, приласкать ее так, как делала модель. В этом случае, с точки зрения Бандуры, ребенок, успешно приласкавший собаку, приобретает чувство «самоэффективности», куда «засчитывается» успешная попытка погладить собаку, и больше не боится и не избегает ее.
Лучший способ помочь детям совладать с тревогой и стрессом — снизить излишнее напряжение, с которым они должны справляться. Если у них обнаруживается необычайно высокий уровень напряжения или частые вспышки раздражения, полезно несколько дней помочь им посредством соблюдения установленного распорядка дня, четкой формулировки того, чего от них ожидают, и облегчения антиципации предстоящих событий. Неплохо также, чтобы дети реже становились свидетелями родительских ссор, видели сцены насилия, демонстрируемые по телевидению, были защищены от угроз местных хулиганов и забияк.
Некоторых стрессовых ситуаций просто невозможно избежать. Дети должны научиться справляться с рождением брата или сестры, переездом в новый дом или необходимостью посещать детский сад, равно как и с сильными, хотя и более редкими стрессами, вызванными, например, смертью близких, разводом родителей или стихийными бедствиями. В этих условиях учителя и родители должны пытаться достичь следующих целей (Honig, 1986).
1. Научиться распознавать и интерпретировать стрессовые реакции у детей.
2. Обеспечить детям теплое надежное пристанище, чтобы вернуть им уверенность.
3. Дать ребенку возможность рассказать о том, что он чувствует, так как с разделенной бедой справиться легче.
4. Не препятствовать регрессивному или не соответствующему возрасту поведению, такому как желание пососать палец, закутаться в одеяло, приставать с пустяками или просьбой посидеть на коленях.
5. Помочь детям понять смысл событий или обстоятельств, давая им необходимые объяснения.
Дети также разрабатывают свои собственные способы совладания со стрессом и тревогой. Например, совершенно нормальные 2- и 4-летние дети часто демонстрируют повторяющиеся виды поведения, аналогичные ритуалам, которые, в случае их возникновения у взрослого человека, были бы заклеймены ярлыком «об-сессивно-компульсивный» (Evans et al., 1997). Например, ребенок, боящийся темноты, может выработать высокоспецифичный ритуал пожелания спокойной ночи родителям, состоящий из действий, выполняемых в определенном порядке, с точным числом поцелуев и объятий, таким образом снижая тревогу относительно необходимости идти сейчас в постель.
Глава 8. Психосоциальное развитие в раннем детстве 369
Механизмы защиты.В ответ на более генерализованное чувство тревоги, особенно если она вызвана напряженной эмоциональной атмосферой в семье, включая размолвки по вопросам морали и половых ролей, дети осваивают стратегии, называемые механизмами защиты.Согласно теории психоанализа, защитный механизм — это способ снизить или по меньшей мере ослабить тревогу. Мы часто используем защитные механизмы для того, чтобы справиться с тревогой и фрустрацией. Например, когда мы не получаем нечто, что хотим, мы можем воспользоваться рационализацией.Если вы не получили продвижения, на которое рассчитывали, вы можете рационализировать свое разочарование, сказав себе, чтовам никогда не нравилось брать на себя повышенную ответственность. Если ребенка не приглашают на праздник, он может прибегнуть к рационализации и сказать, что ему на самом деле вообще не нравится проводить время на праздниках. Общие защитные механизмы, многие из которых были уточнены или впервые предложены дочерью Зигмунда Фрейда, Анной Фрейд, в ходе ее работы с детьми, перечислены в табл. 8.1. В возрасте 5-6 лет большинство детей приобретают такие способы совладания с напряжением.
Таблица 8.1 Некоторые механизмы защиты, применяемые детьми
Идентификация
Процесс инкорпорирования ценностей, установок и взглядов других людей. Дети перенимают установки таких могущественных в их глазах людей, как родители, чтобы стать похожими на них, т. е. более привлекательными, сильными и признаваемыми. Это помогает ослабить тревогу, испытываемую детьми из-за своей относительной беспомощности.
Отрицание
Отказ признать, что какая-то ситуация или какое-то событие произошли или имеют место. Дети могут реагировать на огорчающую их ситуацию непризнанием ее факта. Например, в случае смерти любимого домашнего животного делать вид, что оно все еще живет в доме и спит с ними по ночам.
Замещение
Подмена реального источника гнева или страха чем-либо или кем-либо другим. Например, Тайлер может злиться на свою младшую сестру, но не имеет права ударить ее. Возможно, он даже самому себе не может признаться в том, что ему этого хочется. Поэтому, вместо того чтобы ударить сестру, он мучает свою собаку или кошку.
Проекция
Приписывание свих собственных непозволительных мыслей или поступков кому-либо другому и искажение тем самым действительности. «Это сделала она, а не я» — проективное выражение. «Он хочет навредить мне» — более приемлемое утверждение, чем «Я хочу навредить ему». Таким образом, проекция закладывает фундамент для искаженной формы «самозащиты»: «Если он хочет навредить мне, я лучше наврежу ему первым».
Рационализация
Самоубеждение в том, что вы не хотите того, чем не можете обладать. Даже сравнительно маленькие дети способны разубедить себя в чем-то. Ребенок, не приглашенный на праздник, может подумать: «Ну ладно, мне все равно не было бы там весело». Рационализация — это общий защитный механизм, который продолжает развиваться и значительно оттачиваться в зрелости.
370 Часть II. Детство
Окончание табл. 8.1
Реактивность
Поведение, противоречащее желаемому. Когда дети испытывают мысли и желания, вызывающие у них тревогу, они могут отреагировать на них, начав вести себя противоположным образом. Например, они могут захотеть пристать к своему родителю, повиснуть на нем, но вместо этого отталкивают его, ведут себя с преувеличенной независимостью и уверенностью.
Регрессия
Возвращение к более ранним, не соответствующим возрасту ребенка формам поведения как к способу справиться со стрессовой ситуацией. Восьмилетний ребенок может внезапно начать сосать палец и кутаться в одеяло, т. е. демонстрировать поведение, не характерное для него уже в течение нескольких лет.
Вытеснение
Крайняя форма отрицания, в которой человек бессознательно стирает пугающее событие или обстоятельство в той области памяти, к которой у него есть сознательный доступ. Нет необходимости прибегать к фантазии, так как ребенок на самом деле не помнит, что данное событие когда-то произошло.
Уход
Простое удаление себя из неприятной ситуации. Это наиболее общий защитный механизм у дошкольников. Это самая прямая из всех возможных защит. Если ситуация кажется слишком трудной, ребенок просто уходит от нее, физически или мысленно.
Источник: адаптировано из Freud, 1946.
Исторические икультуральные влияния. В результате культуральных и семейных различий дети испытывают тревогу и страх относительно разных вещей. Сто лет назад дети боялись волков и медведей; 50 лет назад — гоблинов и «привидений». Теперь их кошмары населены пришельцами из космоса и роботами-убийцами. Существуют определенные культуральные различия в способах выражения детьми своих страхов, а также в том, насколько свободно они могут их выразить. В современной западной культуре не принято показывать, что ты чего-то боишься. Предполагается, что дети (особенно мальчики) должны быть храбрыми, и большинство родителей обеспокоены за тех детей, которые слишком боязливы. Однако подобная родительская установка не универсальна. Родители из индейского племени навахо считают, что детские страхи — достаточно нормальная и здоровая реакция; они полагают, что бесстрашным ребенком руководит невежество и безрассудство. Так, в одном из исследований родители из племени навахо перечислили около 22 источников страха своих детей, включая боязнь сверхъестественных существ. В противоположность этому англо-американские родители из сельских районов штата Монтана назвали в среднем по 4 причины страха своих детей (Tikalsky, Wallace, 1988).
Эмоциональная регуляция и саморегуляция.В западном обществе не одобряются не только проявления страха. Предполагается, что детям необходимо сдерживать проявления не только других отрицательных, а также и положительных эмоций: гнева и страдания, любви и радости, чувственности и сексуального любопытства. Большинство родителей хотят, чтобы их дети научились тому, что Клер
Глава 8. Психосоциальное развитие в раннем детстве 371
Копп (Корр, 1989) называет эмоциональной регуляцией— умению справляться со своими эмоциями социально приемлемыми способами.
Растушую способность детей управлять своим поведением Копп называет саморегуляцией.Саморегуляция предполагает, что дети принимают и интернали-зуют некоторое множество норм поведения, таких как соблюдение требований безопасности, уважение чужой собственности и тому подобных ограничивающих свободу действий правил. Послушание, которое также является компонентом саморегуляции, относится к разделению ребенком требований воспитывающих его взрослых. Когда ребенок только учится ходить, требования родителей что-то выполнить, например убрать игрушки, могут быть встречены плачем. К 3 годам дети плачут в такой ситуации гораздо реже, но чаще оказывают сопротивление в виде такого поведения, как отказ. К тому времени когда ребенку исполняется 4 года, случаев сопротивления становится меньше. Копп полагает, что само по себе сопротивление с развитием речевых навыков не исчезает, скорее ребенок становится способным более приемлемо и менее эмоционально заявлять о своих потребностях. Это говорит о значительном росте саморегуляции поведения.
Регулирование эмоций — естественная сторона детского психосоциального развития, особенно первые 8 лет жизни (Bronson, 2000). Чувства стыда и вины, источники которых могут лежать во 2-м и 3-м годах жизни (Hoffman, 1998), оказываются важными факторами, влияющими на эмоциональную регуляцию в раннем детстве. Современные исследователи развития считают стыд более болезненной и острой эмоцией, чем вина, потому что он проникает в самую суть чувства идентичности ребенка (Tangney, 1998). Стыд связан с желанием отказаться от некоторых аспектов себя, выбросить их. Вина, по контрасту, предполагает наличие желания избавиться от некоторых конкретных аспектов поведения. Таким образом, вина находится на некотором расстоянии от личности и поэтому не должна серьезно затрагивать сущность идентичности ребенка (Niedenthal, Tangney & Ga-vanski, 1994). Тем не менее исследователи обнаружили, что, несмотря на различия по интенсивности, стыд и вина, как у мальчиков, так и у девочек, непосредственно связаны с их эмоциональной регуляцией (Rothbart, Ahadi & Hershey, 1994).
В противном случае у детей, которые не смогли усвоить, что можно делать, а чего нельзя, возникают проблемы как незначительные, так и достаточно серьезные. Среди проблем, связанных с нарушением эмоциональной регуляции, можно назвать различные поведенческие расстройства, расстройства личности и аутизм (Cole, Michel, Teti, 1994).
Страдание и гнев.Очень рано дети узнают, что открытое проявление отрицательных эмоций недопустимо в общественных местах, в том числе в яслях и детских садах (Dencik, 1989). По мере взросления детей усиливаются ожидания родителей в отношении их возможности управлять своими эмоциями: если для младенца естественно громко плакать, когда он хочет есть, то для 6-летнего ребенка недопустимо реветь из-за того, что надо подождать до обеда несколько минут. Дети, не приобретшие подобного опыта в семье, рискуют вне дома оказаться социально отвергнутыми. Дошкольники, которые слишком часто плачут, обычно не пользуются уважением сверстников (Корр, 1989).
Возможно, еще важнее для них научиться сдерживать свой гнев. Было проведено лонгитюдное исследование детей, у которых в 10-летнем возрасте еще сохранились частые приступы гнева (Caspi, Elder & Bern, 1987). Первое обследование
372 Часть II. Детство
было проведено, когда этим детям было по 10 лет, и далее прослеживалось их дальнейшее развитие вплоть до зрелого возраста. Исследование показало, что, став взрослыми людьми, они испытывали множество неудобств из-за своей гневливости. Таким людям бывает трудно сохранить работу, а их браки часто распадаются.
Умение управлять отрицательными эмоциями не означает, что человек их никогда не будет испытывать; они являются неизбежным компонентом нашей жизни. Дети могут смириться с собственным гневом как с неотъемлемой частью себя, но научиться при этом сдерживать или перенаправлять свои ответные реакции, вызванные этими чувствами. Они могут использовать гнев как движущую силу, как способ преодоления препятствий или как средство постоять за себя и за других.
Любовь и радость.Во многих культурах дети должны ограничивать не только отрицательные, но и положительные эмоции. С такими стихийными чувствами, как радость и веселье, проявление привязанности и восхищения, 2- и б-летние дети справляются по-разному. Как и в случае с отрицательными эмоциями, двухлетки столь же открыто и непосредственно выражают положительные эмоции: кричат, подпрыгивают от радости и хлопают в ладоши от возбуждения. В процессе дошкольной социализации нам удается приучить детей подавлять такую непосредственную экспрессивность. Стихийная радость и восхищение начинают смущать самих детей: из-за того, что подобные проявления эмоций считаются «детскими», большинство из них научаются сдерживать свои чувства. С другой стороны, особые обстоятельства, такие как праздники или игры, требуют определенной эмоциональной экспрессии, которая считается неуместной в повседневной жизни.
Чувственность и сексуальное любопытство.Двухлетние дети — очень чувственные создания, получающие огромное удовольствие от сенсорного опыта. Им нравится трогать грязные, липкие предметы. Они чувствительны к прикосновению одежды к коже. Их очаровывают звуки, игра света, вкусы и запахи. В соответствии с психоаналитической теорией, в младенчестве чувственность сконцентрирована в области рта, но начиная со 2-го года жизни интерес ребенка переключается на зону гениталий. Мастурбация и игра половыми органами являются довольно распространенными в период дошкольного детства. Обнаружив, что подобные действия доставляют удовольствие, некоторые дети могут со временем все чаще при-
Маленькие дети весьма непосредственны в выражении таких положительных эмоций, как радость. Но к 6 годам они научаются в какой-то мере маскировать даже эти чувства
Глава 8. Психосоциальное развитие в раннем детстве 373
бегать к этой форме самовозбуждения; у большинства из них развивается активный интерес к собственному телу, они задают множество связанных с полом вопросов, на которые взрослым зачастую трудно подобрать ответ, соответствующий уровню развития ребенка. В разных культурах существуют свои представления о степени сексуальной осведомленности, считающейся приемлемой для ребенка. Так же как реакции окружающих влияют на то, как дети справляются с проявлениями собственной враждебности и бурной радости, так и господствующее в конкретной культуре и семье отношение к развивающейся чувственности ребенка оказывает мощное воздействие на формирование его личности. До недавнего времени в США родителям советовали оберегать своих детей от попыток исследований этой области (Wolfenstein, 1951), и многие родители поступают так до сих пор. Исследование собственной чувственности, предпринимается ли оно открыто или тайно, — естественная и жизненно важная часть опыта каждого ребенка, начиная с раннего детства и далее, в подростковом и зрелом возрасте.
Конфликты развития
Научиться выражать свои чувства так, как это принято в обществе, — не единственная задача, с которой сталкивается ребенок в дошкольные годы. Кроме того, в период, когда дети пытаются приспособиться к своим меняющимся потребностям, возникают специфические конфликты развития. Дошкольники разрываются между потребностью в автономии и зависимостью от родителей. К тому же им приходится преодолевать немало трудностей на пути к овладению новыми знаниями и умениями.
Автономия и зависимость.Дети дошкольного возраста пребывают в состоянии непрекращающейся борьбы с собой и другими. Из тесных симбиотических отношений двухлеток и ухаживающих за ними взрослых рождается новое чувство автономии: уверенность, что они способны действовать самостоятельно, без посторонней помощи. Таким образом, начало дошкольного периода проходит под знаком амбивалентности, вызываемой действием противоположных сил: стремлением к самостоятельности и потребностью в привязанности.
Зависимость и независимость обычно рассматривают как две противоположные формы поведения. Но в случае с маленькими детьми одно не всегда исключает другое. С возрастом независимость детей имеет более сложную траекторию развития. Младенцы обычно настроены на сотрудничество, однако все меняется приблизительно к 2-летнему возрасту. К этому времени многие дети становятся чрезвычайно своенравными, что является знаком наступления возраста, известного как «ужасное двухлетие». Для них характерны припадки гнева. В западных культурах, когда 2-летних малышей просят что-то сделать, они демонстрируют свою независимость, упрямо твердя: «Нет!» Однако, становясь старше, дети снова становятся более склонными к сотрудничеству и более покладистыми. Трехлетние дети охотнее выполняют то, о чем их просят, и не стремятся нарушить запреты в отсутствие родителей, что, по-видимому, является признаком развивающегося морального сознания (Emde, Buchsbaum, 1990;Howes, Olenick, 1986).
В одном исследовании (Craig, Garney, 1972) были прослежены возрастные тенденции проявления зависимости в процессе наблюдения за тем, как дети в возрасте 2,2,5 и 3 лет поддерживают контакт со своими матерями в новой для них обстановке. Двухлетние малыши проводят большую часть времени в непосредствен-
374 Часть II. Детство
Все дети нуждаются в том, чтобы почувствовать себя хозяевами положения в окружающей среде. И хотя такие попытки освоить жизненное пространство не всегда способствуют поддержанию порядка в доме, они важны для развития ребенка
ной близости от матерей, оставаясь с ними в одной части комнаты и часто поглядывая, чтобы убедиться, что мама все еще здесь. Дети постарше (2,5 и 3 лет) не держатся так близко к своим матерям и не так часто проверяют, находится ли она рядом. Чем старше ребенок, тем важнее для него вербальные, а не физические контакты. Дети всех трех возрастных групп, как правило, старались привлечь внимание к своей деятельности, но старшие были больше расположены показывать ее издали.
Умелость и чувство компетентности.Дошкольники открывают возможности своего тела и учатся владеть им. Если дети обходятся без посторонней помощи при выполнении основных действий, они становятся уверенными в себе. В случае, когда их усилия достичь самостоятельности подрываются критикой или наказанием, они считают себя виноватыми в неудаче, испытывают стыд и сомнение в себе (Erikson, 1964; Murphy, 1962; White, 1959).
В период между 3 и 6 годами содержание центрального конфликта развития Эриксон выразил формулой инициатива против чувства вины,что относится к результатам усилий ребенка достичь умелости и чувства компетентности. Инициатива связана с целеустремленностью маленьких детей, с которой они неутомимо исследуют окружающий мир. Они охотно осваивают новые навыки, взаимодействуют со сверстниками и ищут поддержки отца и матери в налаживании своих социальных связей. Чувство вины, вероятно, особенно сильно, когда дети идут против воли родителей, что неизбежно при их стремлении исследовать мир и подчинить его своей власти.
Ключ здесь в нахождении баланса между инициативой и чувством вины. Эриксон указывал, что слишком сильное чувство вины может притупить инициативу ребенка, особенно когда родители сурово подавляют или критикуют его естественное любопытство. В этом случае дети теряют уверенность и желание достигать в чем-то совершенства, и результатом становятся робость и боязнь неудачи, которые могут оказаться стойкими и стать постоянными спутниками детей на протяжении всей их жизни.
Конфликт инициативы и чувства вины является продолжением борьбы двухлеток за автономию. Тоддлеры начинают с того, что приобретают контроль над собственным телом и умение обслуживать себя, включая навыки еды, одевания, пользования туалетом, обращения с вещами и перемещения в пространстве. Дошкольник уже пытается разобраться в устройстве некоторых вещей, усваивает смысл социальных ситуаций и взаимоотношений, вырабатывает наиболее эффек-
Глава 8. Психосоциальное развитие в раннем детстве 375
хивные и приемлемые способы воздействия на людей. Становятся значимыми такие понятия, как хорошо и плохо, правильно и неправильно. В каком-то смысле такие ярлыки, как «младенец» или «неженка», могут иметь для ребенка самые разрушительные последствия. Родителям и педагогам необходимо следить за тем, чтобы их воспитательные методы не порождали у него тревогу и чувство вины. В сложном и запутанном социальном мире дошкольника инициатива может вести как к успеху и уверенности в своих способностях, так и к неудачам, фрустрации, чувству вины.
Учебная компетенция.Что происходит, если стремление ребенка к автономии или совершенствованию навыков наталкивается на постоянные неудачи и фрустрацию, когда у него практически нет возможности попробовать сделать что-то самостоятельно или когда его окружение настолько непоследовательно, что он не может определить, к чему приведут его действия? У всех детей существует потребность быть хозяином в своем окружении, потребность чувствовать себя компетентным, способным добиться успеха. Если их усилия достичь умения и чувства компетентности причиняют им слишком много неприятностей, они могут оставить свои попытки и стать пассивными. Многие исследования показывают, что такие дети не развивают у себя активного, исследовательского и уверенного подхода к учению, который Уайт и Уотс (White, Watts, 1973) назвали учебной компетентностью.Более того, когда ребенка заставляют переживать тревогу и беспокойство в связи с его потребностью в автономии, он обычно научается отказываться от стремления к самостоятельности и сводить к минимуму или маскировать такого рода потребности.
В ряде случаев дети неизбежно ограничены в своем стремлении к автономии. Например, ребенок с какими-либо физическими недостатками или хроническими болезнями практически не имеет возможности испытать свое мастерство в овладении окружающей средой (Rutter, 1979). Дети, растущие в условиях реальной угрозы или перенаселенной местности, свободу которых приходится ограничивать ради их собственной безопасности, как и те, за которыми наблюдают чересчур бдительно, также могут приобретать чрезмерную пассивность или тревожность (Zuravin, 1985).
Контрольные вопросы к теме
«Проблемы развития и техники совладения»
• Систематическая десенсибилизация - это техника, применяемая для лечения страхов у детей.
• Маленькие дети разрываются между двумя конфликтующими стремлениями: стремлением к автономии и стремлением к компетентности.
• Обычно дошкольники, пользующиеся популярностью, более креативны, чем их непопулярные сверстники.
• Развитие тендерных схем дошкольников зависит от уровня их когнитивного развития.
• Дети либеральных родителей обычно отличаются чрезвычайной адаптивностью.
Вопрос для размышления
Каковы преимущества и недостатки каждого из трех основных теоретических подходов к объяснению развития в раннем детстве?
376 Часть II. Детство