Творческие техники визуализации

Другой способ помочь детям взглянуть внутрь себя и настроиться на внутреннее «Я» — техника, называемая творческой визуализацией, которая дает позитивные предложения через воображение. Поскольку у большинства детей активное воображение это мощнейший инструмент для медитативной жизни.

Дайте детям отдохнуть и устроиться поудобнее, лучше всего лечь с закрытыми глазами. Когда они готовы, вы можете неторопливо, последовательно провести их через визуализацию, которая еще больше успокоит их, а также улучшит их самочувствие.

Я регулярно практиковала визуализацию с дочерьми, когда они были маленькими; мы называли это «внутренним путешествием». Каждый вечер после ванны и чтения, когда они были готовы ко сну, я просила их закрыть глаза и слушать мой голос, пока я говорила им, как прекрасен их Дух, и просила думать обо всем, чем они гордятся. Я просила их вспомнить победы, дать уйти злобе и огорчениям, представить то,

о чем мечтают, и затем мирно отойти ко сну, зная, что Бог, их ангелы, наставники и все члены семьи и родственники их любят.

Я меняла свой рассказ от ночи к ночи, но всегда давала 5-6-минутную визуализацию их хорошего самоощущения перед тем, как укладывать спать. Это была форма целительства.

Каждый может делать это со своими детьми — все, что нужно, это умиротворенное состояние, ничего отвлекающего, приятный тон голоса и ощущаемое сердцем течение картинок, приятных и добрых. Однако для этого могут потребоваться некоторые приготовления. Например, лучше совершать визуализацию «внутреннего путешествия» после того, как ваши дети уже легли в кровать. Вы можете начать с ароматической ванны, перед тем как укладывать их спать, добавив в воду масла ромашки и лаванды. Две или три капли масла в теплой ванне успокаивают детскую нервную систему и творят чудеса.

Выработка новых привычек

Разгрузка дня. Предложите детям по очереди поделиться своими тревогами и желаниями, и пусть это будет способ соедине

Часть текста отсутствует

Этот вечерний ритуал целителен, он стал важной частью нашей семейной жизни. Несмотря на то что он занимает всего пять или шесть минут, он настолько эффективно помогает родителям соединяться с детьми, учит детей расслабляться и смотреть внутрь себя и давать каждому чувствовать поддержку Вселенной, что делает чудеса. Мои дочери получали такое удовольствие и поддержку от нашей особой поэмы, что я даже завела для них магнитофон, чтобы вечерами слушать запись, если меня нет дома.

Я поделилась своими идеями творческой визуализации, но только как условной моделью. Верьте, что ваши собственные слова, которые важны для вас и ваших детей, потекут свободно и легко. Позвольте себе быть естественным, и визуализация придет сама.

И последнее, что следует учесть. Выключите телевизор и восстанавливайте тишину время от времени. Мы настолько перегружены шумом, что становится невозможным услышать тихий голос души. Когда вы обращаетесь к своей интуиции, не сосредотачивайтесь на методе, просто думайте о концепции. Если вы цените необходимость несколько минут своего дня потратить на созерцание и поощряете своих детей делать то же самое — не как обязанность, а как подарок самим себе — то их пробудившаяся интуиция будет возвращать их к этому.

Выработка еще нескольких новых привычек

Поощряйте своих детей:

• спокойно сидеть в кресле-качалке и медленно качаться минут 15;

• плавать с закрытыми глазами в бассейне на надувном матрасе;

• лежать на земле и смотреть на облака или считать звезды;

• медитировать, перед тем как уснуть;

• представлять своих наставников;

• слушать барочную музыку, лежа с закрытыми глазами на полу;

• заниматься садоводством;

• лепить из пластилина или пластика;

• рисовать;

• учиться вязать или клеить модели;

• смотреть на рыбок в аквариуме.

Размышления

• Какие любимые способы ваших детей медитировать? А ваши?

• Есть ли у ваших детей особое место, чтобы расслабляться и настраиваться на себя?

• Нужно ли им поощрение, чтобы заняться этим? Как вы помогаете им?

• Можете ли вы устроить спокойное время для себя? Когда и как? Есть ли у этой практики преимущества?

Напоминания

Вы:

• реализуете свои творческие таланты?

• напоминаете себе просить о помощи?

• узнаете своих наставников?

• не забываете устраивать спокойное время?

Глава 14

Несколько лет назад моя клиентка Карла позвонила мне, потому что была расстроена повторяющимися ночными кошмарами своей дочери. Ночь за ночью восьмилетняя Энн просыпалась в поту, звала маму и отказывалась снова засыпать, если только Карла не оставалась с ней до утра, а свет не был включен. Измотанная этими ночными подъемами и не знающая, как их остановить, Карла попросила совета.

«Чего именно она боится?» — спросила я.

«Она напугана тем, что мы все умрем или что-то вроде этого. Я продолжаю говорить ей, что с нами все в порядке и что об этом не нужно думать, но это совсем не помогает».

«Так вот в чем проблема, — сказала я. — Ваша дочь начинает осознавать смерть, и ей необходимо поговорить с вами об этом для того, чтобы понять и быть утешенной. Если вы не хотите это обсуждать, она чувствует, что все куда страшнее, чем она представляет. Ее страх смерти принимает еще больший размах».

«Но я сама не люблю эту тему. Она угнетает и меня, — ответила Карла. — Каждый раз, когда я думаю о потере девочек или мужа — и особенно престарелого отца, — я слишком сильно расстраиваюсь».

«Ну, Карла, очень может быть, что это ваши чувства вызывают кошмары Энн, — сказала я ей. — Ваша собственная боязнь смерти может интуитивно ею восприниматься и вызывать гипертрофированную реакцию. Затем эти страхи появляются в ее снах. Для вас обеих куда более здоровым вариантом будет обсудить реальность смерти».

Я предложила Карле повидаться с духовным наставником, потому что для нее пришло время узнать кое-что о смерти.

Принятие колеса жизни

Моя подруга Лу Энн любит поговорку: «То, чем не владеешь ты, владеет тобой». Те части жизни, которые некомфортны, такие как смерть или потеря, нужно принять с такой же готовностью, как счастливые. Не принимая печаль, вы не готовы пережить радость. Если вы не готовите детей иметь дело со всеми фазами жизни, и с приятными и с печальными, то когда колесо повернется и появится смерть или несчастье, дети будут травмированы и сбиты с толку — или, еще хуже, станут винить себя в потере, с которой столкнулись.

У другого моего клиента Рекса в детстве было много вещих снов. Особенно хорошо он запомнил, что когда ему было примерно десять, у него был повторяющийся сон о смерти бабушки. Он говорил родителям о своих снах несколько раз, но вместо того чтобы обсудить их и их значение, взрослые убеждали мальчика, что с любимой бабушкой все в порядке. К сожалению, через несколько недель она неожиданно умерла от инсульта.

Все в семье были потрясены, особенно Рекс. Поскольку его родители последовательно игнорировали его сны, он ощущал, что каким-то образом виноват в том, что произошло с бабушкой. Он впал в ужасную печаль и депрессию, не говоря никому о том, что он уверен, что «убил бабушку», из страха наказания. Он мучился годами, страх все время был в его подсознании.

Так продолжалось до тех пор, пока, уже взрослым, он не прошел терапию, во время которой смог обсудить свою детскую травму и ощущение вины. С помощью проницательного интуитивного врача он пришел к пониманию того, что его сны были предсказанием. Он понял, что душа его бабушки просто пыталась сказать ему, что она готовится покинуть земной мир и, быть может, говорила «до свидания». Потребовалось множество встреч с терапевтом и самостоятельное изучение темы смерти и души, чтобы Рекс наконец избавился от темного облака вины, которое висело над ним на протяжении всей его жизни.

Пролейте свет на смерть

Многие из моих клиентов унаследовали нездоровые, неразвитые, полные страхов представления о жизни, смерти и природе бессмертной души, которые не позволяли им естественным образом достичь своего полного потенциала. В конце концов, «жизнь» означает «быть живым», а как это возможно, если каждый шаг представляет собой усилие для избегания смерти?

Если ваше понимание недостаточно или страх смерти слишком велик, то, быть может, сейчас самое подходящее время открыть новые духовные идеи по этому поводу. Есть несколько книг, которые могут дать вам комфорт и понимание. Две мои любимые — «Четверги с Морри» Митча Элбома и «Прожить год» Стефена Ливайна.

Другая возможность — встретиться с духовным наставником, чтобы обсудить свои страхи и делать это до тех пор, пока вы не придете к некоторому их приятию. Если вы потеряли близкого человека — из-за болезни например — вы можете связаться с хосписом. Там вы найдете профессионалов, которые помогут вам своим духовно квалифицированным руководством.

Часто родители избегают говорить с детьми на тему смерти, потому что не хотят их пугать. Но, как показали мне мои учителя, запрет не форма защиты. Например, моя клиентка Дженни недавно потеряла отца из-за рака. Как бы тяжело ей ни было, она не хотела, чтобы ее пятилетняя дочь Шелли, которая была очень близка с дедушкой, пострадала. Все время, пока дедушка был болен, от Шелли это скрывалось. Когда болезнь дедушки стала заметна, они придумывали объяснения того, почему они к нему не приходят, чтобы не испугать маленькую девочку его видом.

В конце концов, дедушка умер, и после похорон Шелли сказали об этом. Она была потрясена, а также зла и обижена, потому что она любила его и не смогла сделать ему ничего приятного или попрощаться с ним. Что еще хуже, она потеряла уверенность в том, что хоть кто-то в ее семье находится в безопасности. Если дедушка пропал из ее жизни неожиданно, что мешает этому повториться? Теперь она настолько боялась потерять родителей, что ночь за ночью кричала или просыпалась от кошмаров.

Проблемы Шелли сделались серьезными, и Дженни вынуждена была искать психологическую и духовную поддержку. Она поняла, что несмотря на благие намерения, они с мужем совершили ошибку, не позволив дочери узнать о болезни дедушки и прожить ее как естественную часть жизни. Сейчас и мать и дочь на пути к восстановлению после своего горя, в чем им помогли священник и духовный психолог.

Самым удивительным в этой истории для Дженни было то, насколько легче для Шелли было принять смерть дедушки, когда священник объяснил девочке, что пришло его время и что он, каким-то образом, завершил свое земное путешествие, а его дух возвращается к Богу. Когда Шелли поняла, что мы все, находясь здесь, должны пройти свой путь и что его окончание это тоже радость, она успокоилась. Хотя она не в полной мере поняла колесо жизни и смерти, она нашла утешение в осознании того, что души продолжают жить и что у каждой свой путь. После этого долгого и непростого испытания Дженни и ее семья теперь ближе друг другу и ощущают большее единение и комфорт.

Если у вас нет мирного восприятия смерти, найдите способ справиться с этим. Поделитесь тем, что узнали и во что верите, с вашими детьми. Моя собственная духовная традиция научила меня, что хотя у нас есть физическая форма, мы больше, чем она. Мы духовные существа и приходим за земным опытом с целью роста души и творческого выражения. Физическое тело предоставляет средство для достижения целей, выбирает семью, наилучшим образом соответствующую нашему дальнейшему духовному развитию. Когда мы завершаем нашу жизнь, тело — которое больше не нужно — умирает, а душа возвращается в реальность Духа.

Поскольку рост души может быть медленным и сложным, она обычно не слишком прогрессирует на протяжении нашей жизни. Вот почему, когда она отдохнула и оценила прогресс за последнюю инкарнацию, она выбирает вернуться на земной план, войти в другое тело и семью и продолжить с новой фазой духовного развития.

Как однажды сказал мой учитель доктор Талли: «Жизни как классные комнаты, а смерть каникулы». Он научил меня, что наше физическое «Я» сосуществует в гармонии со всей природой, частью которой мы являемся в той же мере, как деревья, растения и животные.

Дух живет и после смерти

Понимая циклы души, я пришла к видению того, что смерть — просто естественный аспект колеса жизни, и поделилась этим с детьми. Быть может, ваша духовная традиция отличается от моей и вы верите, что душа отправляется на небеса или просто растворяется во Вселенной. Ни одно живое существо не может быть уверено в подобных концепциях полностью — мы можем только ощущать это. Однако те убеждения, которые вы считаете правильными, верны для вас, если дают утешение и надежду на будущее.

Наилучшим образом мы можем научиться у природы. Предложите детям изучать ее циклы; укажите на сезоны появления жизни, смерти и возрождения. Объясните, что и мы, люди, — часть непрерывного процесса. Дети легко принимают это, потому что это естественно.

Однажды Соня спросила: «Куда отправляется наш Дух после того, как мы умираем?»

Я подумала об этом с минуту, а потом ответила: «Наши души возвращаются к Источнику, к Богу, но наш Дух продолжает жить в сердцах и памяти тех, кто знал и любил нас». И она была удовлетворена.

Многие люди отстраняют детей от темы смерти из защитного инстинкта, но что бы мы ни делали, мы не можем оградить детей от этого. Наше нежелание напугать или причинить боль естественно, но дети обладают врожденной мудростью и адаптивностью к жизненным циклам. Изоляция от реальности лишает их шанса понять свое место в более крупной схеме. Пытаясь избежать неприятного, многие родители теряют контакт с естественной интуитивной открытостью детей и недооценивают, насколько их дети настроены на правду — даже когда они совсем маленькие.

Смерть как естественный процесс

Когда моей племяннице Николь было три года, у нее была любимая золотая рыбка по имени Голди, которую она выиграла на дошкольной ярмарке. Голди была ее первым домашним животным, и Николь обожала ее.

Однажды утром, недели через четыре после появления Голди, моя сестра Ноэль высадила Николь у школы и вернулась домой, где обнаружила, что рыбка умерла. Ноэль испугалась, думая о том, как это расстроит Николь. Тут зазвонил телефон; это был ее свекр.

«Боже мой, Ноэль, что случилось?» — спросил он, услышав ее расстроенный голос.

«Голди умерла, — ответила Ноэль со вздохом. — И я не хочу говорить об этом Николь».

Зная, как Николь ценила свою рыбку и будучи заботливым дедушкой, он сказал: «Не беспокойся, Ноэль, я сейчас приеду».

Через полчаса дедушка появился с другой золотой рыбкой, только что купленной в лучшем зоомагазине в городе, но она не выглядела как Голди, которая была обычным экземпляром. Это был «Роллс-Ройс» в мире золотых рыбок.

«Спасибо, дедушка, — сказала Ноэль, — но Николь не согласится. Она сразу поймет».

«Нет, не поймет, — настаивал он, выплескивая новую рыбку в аквариум. — Просто действуй естественно».

Вернувшись из школы, Николь выскользнула из машины и побежала в кухню увидеть Голди. Удивленная встретить там дедушку, она поцеловала его в щеку и сказала: «Хочешь посмотреть мою рыбку, дедуля?» Она взяла его за руку и повела к аквариуму. Взрослый задержал дыхание, пока Николь изучала.

«Эй! — воскликнула она после проверки. — Это не Голди! — она повернулась и посмотрела на обоих взрослых, оторопевших от страха. — Что происходит?»

Затея Ноэль и дедушки провалилась.

«Николь, милая, Голди умерла. Я нашла ее плавающей на боку этим утром», — сказала моя сестра.

«Она? Почему?»

«Я не знаю, — ответила Ноэль. — Должно быть, она болела».

«Что ты с ней сделала?»

Ноэль медленно открыла буфет и вынула чашку с водой, в которой была Голди. Николь молча смотрела на рыбку целую минуту. «Бедная Голди», — пробурчала она.

Никаких слез. Никакой драмы. Просто: «Бедная Голди». Затем она удивила взрослых, спросив: «Мы должны бросить ее в туалет?»

Ее мать и дедушка с облегчением вздохнули и сказали: «Да, Николь. Так и сделаем».

«Это как небеса?» — спросила Николь, бросив Голди в туалет.

«Для рыбки да», — ответила Ноэль. И, сливая воду, все они помахали Голди на прощание.

Ноэль и дедушка переглянулись и начали смеяться. Николь изящно справилась с потерей. Взрослые чувствовали себя смешно из-за того, через что заставили пройти сами себя. Как бы глупо это ни было, это тем не менее показало Ноэль, что дети могут принять смерть.

Наши рекомендации