Структура личности. Теоретические подходы

Вопросы к экзамену

Общая психология

Курс, 4 семестр

Вопрос

Введение в теорию ошибок

1. Селиванов ФА Поиск ошибочного и правильного:

- Что такое эррология? В разделе «Эррология»;

- Ошибка – неправильность. В разделе «Эррология»;

- Преднамеренная неправильность. В разделе «Эррология»;

- Ложь преднамеренная. В разделе «Эррология;

- Патологическая неправильность. В разделе «Эррология;

- Классификация ошибок. В разделе «Эррология;

- Ошибки и деятельность. В разделе «Эррология.

2. Шевнин А.Б. Эрратология. пути становления;

3. Попова Е.В. Истинность, правильность и адекватность;

4. Семенова ТИ Феномен ошибки в когниции, язык и речи;

5. Сопоставительный анализ русских слов ошибка, заблуждение, ляпсус;

6. Сафин АМ Ошибка как социальный феномен (Автореферат диссертации);

7. Бурьяк А. Общая теория безопасности. Теория ошибок;

8. Психологические причины совершения ошибок. В разделе «Психология в проблеме безопасности»;

9. Марков А. Уверенность в правильности ошибочных решений растет со сложностью задачи;

10. Плотников Н.И. Нечеловеческий облик феномена человеческого фактора;

11. Гринченко СН Метод проб и ошибок и поисковая оптимизация:

- Введение. Постановка проблемы;

-. МПиО: оценки негативного характера;

- МПиО: оценки нейтрально-критического и нейтрального характера;

- МПиО: оценки позитивного характера;

- Определения МПиО, явно характеризующие поиск как «слепой»;

- Определения МПиО, не разделяющие понятия «слепого» и «направленного» поиска;

- Общефилософский аспект;

- Биолого- и психолого-поведенческий аспект;

- Биолого-эволюционный аспект;

- Социально-экономико-эволюционный аспект;

- МПиО: формальные определения;

- МПиО: предварительные выводы;

- Оптимизация;

- Поисковая оптимизация и случайный поиск;

- Адаптивный случайный поиск;

- Память алгоритма как основа классификации методов поисковой оптимизации;

- Простейший случайный поиск (глубина памяти τ=1);

- Адаптивный случайный поиск (глубина памяти τ>1);

- Слепой поиск / слепые блуждания (глубина памяти τ=0);

- Место МПиО в классификаторе поисковых методов оптимизации;

- Трактовка понятий «естественный отбор» и «приспособленность»;

- МПиО и реконструкция схемы «дарвиновского» механизма биологической эволюции;

- Выводы и заключительные замечания.

12. Щедровицкий П.Г. От психологии ошибок к психологии развития;

И 2 вопросы

Речь. Психологический анализ речи

1. Общее представление о речи. Язык и речь.

2. Виды речи. Устная, письменная, монологическая, диалогическая, внутренняя речь.

3. Функции речи: коммуникативная, средство мышления, сигнификативная, номинативная, индикативная.

4. Теории речи.

5. Физиологические основы речи.

6. Развитие речи в онтогенезе.

7. Вербальное и невербальное общение.

Воображение и творческое мышление, творческая личность

1. Общее представление о воображении. Виды воображения.

2. Специфические функции воображения и их развитие.

3. Воображение и творческое мышление.

4. Креативность. Критерии креативности.

5. Гипотезы происхождения креативности.

6. Современные исследования креативности.

Сознание как психический процесс

1. Возникновение и развитие сознания. Признаки и свойства сознания.

2. Культурно-историческая парадигма в психологии.

3. Сознание в психологической теории деятельности.

4. Структура сознания.

5. Соотношение осознаваемых и неосознаваемых процессов в регуляции деятельности.

6. Различные подходы к изучению неосознаваемого. З.Фрейд о природе бессознательного.

7. Современные подходы к проблеме бессознательного.

8. Методы выявления неосознаваемых процессов.

Психические состояния

1. Общее представление о психическом состоянии.

2. Адаптация человека. Уровни адаптации.

3. Классификация психических состояний. Критерии оценки функционального состояния.

4. Стресс как неспецифическая реакция организма (Г. Селье).

5. Функции психологической защиты

6. Классификация видов психологической защиты.

Структура личности. Теоретические подходы

1. Понятие личности в системе человекознания. Соотношение понятий «индивид», «субъект», «личность» и ндивидуальность».

2. Генотипическое и фенотипическое, биологическое и социальное в индивидуальном развитии человека.

3. Концепции структуры личности.

4. Психоанализ о структуре личности (3. Фрейд, К. Юнг, А. Хорни).

5. Отношения как элемент строения личности (А.Ф.Лазурский, В.Н.Мя-

6. сищев, Б.Г.Ананьев, С.Л.Рубинштейн).

7. Проблема личности в гуманистической психологии (К. Роджерс, Г. Олпорт, А. Маслоу).

8. Факторный подход к структуре личности.

9. Поиск смысла жизни и самосозидание как движущая сила развития

личности (Ф.Франкл, К.Роджерс).

Наши рекомендации