Индивидуальная теория личности - Альфред Адлер(1870-1937)

Ключевые слова методология Предмет изучения Содержание Технология Критика
ключевые концепции 1)«жизненный стиль»- «путеводный образ»- включает в себя уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, которые, взятые в совокупности, определяют неповторимую картину существования индивидуума. Творческая сила человека играет жизненно важную роль в создании определяющей фиктивной цели и ее результата — стиля жизни. 2) социальный интерес-«чувство солидарности»-люди подчиняют свои личные потребности делу социальной пользы.— Врожденное стремление вступать во взаимные социальные отношения сотрудничества. Оно также включает в себя значение членства в человеческом сообществе, то есть чувство идентификации с человечеством и сходства с каждым представителем человеческой расы. Наши жизни ценны только в той степени, в какой мы способствуем повышению ценности жизни других людей. 3)Творческое Я – « позиция творца»-является самым главным конструктом адлеровской теории. Стиль жизни формируется под влиянием творческих способностей личности. Каждый человек имеет возможность свободно создавать свой собственный стиль жизни. Люди сами ответственны за то, кем они становятся и как они себя ведут. Эта творческая сила отвечает за цель жизни человека, определяет метод достижения данной цели и способствует развитию социального интереса. Та же самая творческая сила влияет на восприятие, память, фантазии и сны. Она делает каждого человека свободным (самоопределяющимся) индивидуумом. Творческое « Я» основной мотивационный компонент в структуре креативности у взрослых. 4)Самоопределение- возможность свободно создавать свой собственный стиль жизни. Творческая сила человека представляет собой результат долгой истории эволюции. Люди обладают творческой силой, потому что они являются людьми. 5) порядок рождения - основная детерминанта установок, сопутствующих стилю жизни. Опыт старшего или младшего ребенка в семье по отношению к другим детям, особенности влияния родительских установок и ценностей — все это меняется в результате появления в семье следующих детей и сильно влияет на формирование стиля жизни. 6)фикционный финализм- поведение индивидуума подчинено им самим намеченным целям в отношении будущего. Превосходство как фиктивная цель является результатом самостоятельно принятого решения; эта цель сформирована собственной творческой силой индивидуума, что делает ее индивидуально-уникальной. Таким образом, стремление к превосходству как к фиктивной цели, являясь субъективно понимаемым идеалом, имеет огромное значение. 7)Комплекс неполноценности-- является источником всех устремлений человека к саморазвитию, росту и компетентности. Стремления к превосходству - фундаментальный законон человеческой жизни- Мы никогда от него не освободимся, потому что это стремление и есть сама жизнь.; «великая потребность возвыситься» от минуса до плюса, от несовершенства до совершенства и от неспособности до способности смело встречать лицом к лицу жизненные проблемы развита у всех людей. Творчество как компенсация- Чувство неполноценности, с точки зрения Адлера, стимули­рует не только индивидуальное развитие, но и развитие общества в целом благодаря самосовершенствованию и открытиям, сделан­ным отдельными людьми. Социально-когнитивноге направление. По убеждению Адлера, главное требование к индивидуальной психологии состоит в том, чтобы доказать единство в каждом индивидууме: в его мышлении, чувствах, действиях, так называемом сознании и бессознательном, в каждом проявлении личности.   Психотерапия по Адлеру - направлена на коррекцию ошибочного стиля жизни, устранение ложных целей и формирование социального интереса.   Неврозы и невротические состояния. «Невроз — это естественное, логическое развитие индивидуума, сравнительно неактивного, эгоцентрически стремящегося к превосходству и поэтому имеющего задержку в развитии социального интереса, что мы наблюдаем постоянно при наиболее пассивных, изнеженных стилях жизни» Краеугольным камнем в системе взглядов Адлера является положение о том, что индивидуум не может быть отделен от социума. Основой индивидуальной теории личности является убежденность в творческой природе человека. Теория построена на способности людей: 1- творить свою судьбу- люди обладают творческой силой,которая обеспечивает возможность распоряжаться своей жизнью, 2-преодолевать примитивные побуждения и неконтролируемую среду в борьбе за более удовлетворительную жизнь; 3- совершенствовать себя и окружающий мир посредством самопознания. Люди живут в ими же созданном мире, в соответствии с их собственной «схемой апперцепции», они мотивированы фиктивными целями — личными мнениями о настоящих и будущих событиях, регулирующими их поведение. Человек стремится к совершенству - люди не отталкиваются от внутренних или внешних причин, а скорее, тянутся вперед — они всегда находятся в движении к личностно значимым жизненным целям. Цели, а также индивидуальные пути их достижения дают ключ к пониманию того, какое значение они придают своей жизни. Достигая намеченных целей, человек не только повышают самооценку, но и находит свое место в жизни. Постоянство нашей личности на протяжении жизни объясняется стилем жизни. В жизни три глобальных проблемы: работа, дружба и любовь — они всегда взаимосвязаны, и их решение зависит от нашего стиля жизни. Три адлеровских типа установок – 1-Управляющий тип. Люди самоуверенные и напористые, с незначительным социальным интересом, если он вообще присутствует. Берущий тип - относятся к внешнему миру паразитически и удовлетворяют большую часть своих потребностей за счет других. Избегающий тип- нет ни достаточного социального интереса, ни активности, необходимой для решения своих собственных проблем. Социально-полезный тип — воплощение зрелости в системе взглядов Адлера. В нем соединены высокая степень социального интереса и высокий уровень активности.       Процесс психотерапии по Адлеру преследует четыре цели: 1) создание и поддержание «хороших» отношений; (понимаются дружественные отношения между равными) . 2) раскрытие динамики пациента, его стиля жизни, его целей, а также того, как они влияют на ход его жизни. Для этого Адлер использовал такие средства анализа, как эмпатия, интуиция и предположения 3) интерпретация, кульминацией которой является инсайт. Пациент должен достичь инсайта о происхождении своих ложных целей, стиля жизни и обусловленных ими невротических симптомов. 4) переориентация – пересмотр фиктивной цели и повышение социального интереса. Наиболее важный этап в терапии. Опросники самооценки: «Шкала социального интереса» и «Индекс социального интереса» — два теста, используемые для проверки адлеровской концепции социального интереса.   Психотерапию по Адлеру критиковали в первую очередь за ее холизм, а также за то, что она слишком когнитивна, слишком социально ориентирована и слишком проста, так как чрезмерно полагается на здравый смысл. 1-он считал, что людей толкает вперед потребность преодолевать глубоко укоренившееся чувство неполноценности и стремление к превосходству. Эти взгляды встретили широкий протест. 2-Адлера много критиковали за то, что он делает упор на эгоистических мотивах, игнорируя социальные.

Наши рекомендации