Как может быть связано с йогой такое сознание, которое пребывает в возбуждённом состоянии?» (Вьяса, на Йога сутру, 2.1).
Если вы не готовы посвятить всю свою жизнь отречению и освобождению (а готовых к тому, чтобы осуществлять их, — единицы), вы должны начать вносить в свою жизнь элементы деятельной йоги (карма йоги), чтобы превратить проявления жизни в упражнения йоги и в заключение сделать всю жизнь средством Высшего Единения.
Если понимать йогу не как отрицание явленной действительности, а как последовательное преодоление, преображение её посредством управления сознанием, то любые наши действия могут дать поводы к такому управлению. Если ум направлен на простое избегание или прекращение неверных действий — это тупик, а не путь.
Человек, избегающий дел, недеяния не достигнет, ибо одним отреченьем ещё не стать совершенным.
Бхагавадгита, 3.6
Человек всегда выполняет различные действия, физические или умственные. Даже во сне работает ум, в лежачем положении — мышцы. Но нужно стремиться делать добрые и нужные дела, не завися от оценок этих дел другими как доброго или недоброго, похвального или хулимого.
Рассуждения о труде особого интереса теперь не вызывают. Раньше говорили: «труд — дело чести, доблести и геройства», — и все старались где бы ни работать, лишь бы не работать. Найти непыльную работу, устроиться. Тем более, попробуй не выполняй «дело чести» — будут судить как бесчестного тунеядца, особенно если противостоишь установленному порядку. Ныне труд — дело выживания или обогащения. Без труда сдохнешь с голода или опустишься до состояния попрошайки на вокзале.
Для многих людей заявляемая ими цель — трудиться ради людей, или помогать людям, или даже спасти их! — на самом деле является самообманом или прикрытием. За этими заявлениями лежат часто очень личные побуждения — от стремления властвовать или прославиться до стремления убежать от себя или своей внутренней пустоты в деятельность, направленную на других.
В современном обществе имеется множество трудяг или трудоголиков, для которых труд служит убежищем от неразрешённых умственных и телесных трудностей. При этом радость и осмысленность труда уходит, у человека появляется глубокая неудовлетворённость жизнью, которая проявляется в повышенном проценте болезней, преждевременных смертей и самоубийств. Особенно опасен трудоголизм в так называемых гуманистических профессиях — учителя, врача, литератора, — ибо они оправдывают поглощающе занятых этим людей долгом и высокой моральной ценностью этих профессий (помощь людям, воспитание и т. д.). Однако так как внутренняя жизнь таких людей несвободна, съёжена и искалечена, они приносят в мир больше разлада, чем лада.
Всё это труд, но не труд карма йоги. Для таких людей лучше была бы такая естественность, которая выражена в русской поговорке «хочу — работаю, не хочу — смотрю пупом в небо»
Часто мы не начинаем или бросаем труд по многим причинам:
• Мы не верим в свои силы, заранее ограничивая себя оценкой других, своим образованием, должностью, профессией.
• Вроде бы необходимый предстоящий труд нам кажется слишком трудоёмким, а его заключение — слишком отдалённым или сомнительным.
• Труд не сулит выгод, не оплачиваем, не престижен, не моден, не поддерживаем или опасен идеологически.
• Мы боимся согрешить деятельностью и неизбежными ошибками в ней, совершить нравственную ошибку, потерпеть неудачу, быть осмеянным. «Чтобы чувствовать себя гениальным, достаточно не брать в руки скрипку» (Ф.М.Достоевский).
И прочая и прочая...
Любое ли действие, работа или труд могут стать поводом для совершенствования? Да, любое. Но не для всякого и не сразу. И конечно, не всякая деятельность является карма йогой — но всякая деятельность может быть средством для карма йоги.
Во-первых, карма йога — это йога и, как все йоги, включает в себя ряд мировоззренческих обоснований и технических упражнений для определённого продвижения и достижений. Цель её — осуществить Целостность человеческого Существа в его Единстве с Сущим посредством действия. Такой вид йоги доступен каждому и особенно подходит для современного человека, нацеленного на деятельность в мире.
Совместимо ли желание неограниченной свободы (мокша) с деятельностью ради мира? С одной стороны, в мировоззрении и санскрите противопоставляются истинное существование (сущность) и действие. Настоящим считается постоянное и неизменное.[57] С другой, большинство индийских учений отвечают на этот вопрос положительно — даже адвайта веданта Шанкары, которая считает всякую деятельность, в которую человек вовлечён, рождающей чувство двойственности и дробящей единую истину. Деятельность без плодов и заблуждения возможна лишь для свободного при жизни (дживанмукти), не подчинённого закону кармы. Но та же адвайта выделяет два уровня познания — обыденный, или полезный (вьявахарика),и направленный к высшей цели (парамартха).Для того чтобы подойти к осуществлению запредельной цели, предварительно необходима познавательная работа на уровне вьявахарика, то есть выполнение личных и общественных дел и накопление так называемых светских знаний и мирского опыта. Это делается постепенно в делах и взаимоотношениях с людьми в повседневной жизни, но с наивозможнейшей сознательностью, добросовестностью и наилучшим качеством.