Содержательные теории мотивации
В настоящее время в исследовании мотивации выделяют два подхода: содержательный и процессуальный. Содержательный подход основывается на определении специфических мотивационных факторов. К нему относятся теория иерархии потребностей А. Маслоу, трехуровневая иерархия Альдерфера, двухфакторная теория мотивации Герцберга и теория приобретенных потребностей МакКлелланда.
В соответствии с теорией иерархии потребностей американского социолога А. Маслоу люди постоянно испытывают различные потребности, которые можно объединить в группы, находящиеся в иерархическом отношении друг к другу. Маслоу выделил пять таких групп и расположил их в виде пирамиды, поскольку чем более высокое место занимают потребности в иерархии, тем для меньшего числа людей они становятся реальными мотиваторами поведения.
Физиологические потребности (в пище, жилье, отдыхе)
Потребность в безопасности и уверенности в будущем
Потребности в общении и поддержке со стороны окружающих
Потребности в признании и самоутверждении
Потребность в самовыражении
Неудовлетворенные потребности, по мнению Маслоу, побуждают людей к активным действиям, а удовлетворенные перестают воздействовать, и их место занимают другие неудовлетворенные потребности. Потребности, находящиеся ближе к основанию пирамиды, требуют первостепенного удовлетворения, и лишь после того, как оно будет в основном достигнуто, начинают действовать потребности следующего уровня, удовлетворить которые можно гораздо более разнообразными способами.
Заслугой А. Маслоу считается разработка иерархической модели потребностей человека, нашедшей широкое применение в практике менеджмента.
Но теория А. Маслоу подвергается острой критике:
Опровергается концепция ранжирования потребностей человека в строгую иерархию;
Она не учитывает индивидуальные отличия людей.
Известной моделью мотивации, основанной на потребностях, является двухфакторная теория Герцберга. Ф. Герцберг вместе с сотрудниками опросил 200 инженеров и служащих разных компаний. Им были заданы два вопроса: Когда Вы испытывали наиболее полное удовлетворение от работы и что его пораждало? Когда вы относились к работе хуже и что пораждало это отношение?
Ответы были занесены в таблицу: на первый вопрос – с одной стороны, на второй – с другой. На основании этого были сделаны выводы, что удовлетворенность работников связана с содержанием работы (эти факторы он назвал мотиваторами), а неудовлетворенность – с внешними условиями (это гигиенические факторы).
К мотиваторам относятся достижение, признание, ответственность, продвижение по службе, работа, карьерный рост.
Гигиенические факторы – это зарплата, гарантии рабочего места условия труда, статус, деятельность компании, качество руководства, качество внутрифирменных отношений по вертикали и горизонтали.
Герцберг был первым, кто установил наличие факторов, только поддерживающих разумный уровень мотивации, и факторов, которые по-настоящему мотивируют труд людей. Для удовлетворения работой и достижения высокой эффективности труда необходимо использовать обе группы факторов.
Д. МакКлелланд выдвинул теорию приобретенных потребностей. В ней по-своему представлены высшие уровни потребностей Маслоу, но уже без иерархичности. Автор выделяет три их вида: в успехе, во власти и в причастности.
Потребность в успехе проявляется как стремление человека достигать поставленных целей более эффективно, чем прежде. Эти цели многие люди предпочитают ставить самостоятельно, чтобы они были реально достижимыми, и, если будут гарантированы получение конечного результата и общий успех, с удовольствием берут на себя персональную ответственность и готовы принять брошенный вызов.
Потребность в причастности реализуется через поиск и установление хороших отношений с окружающими, получение от них поддержки. Для ее удовлетворения необходимы постоянные широкие контакты, обеспеченность информацией и проч.
Потребность во власти состоит в стремлении оказывать влияние на поведение людей, брать на себя ответственность за их действия. Однако в данном случае речь идет не только об административной власти, но и власти авторитета, власти таланта и т.п. Одни люди ищут власть ради самой власти, ради того, чтобы командовать окружающими, утверждаясь таким образом в собственных глазах; другим нужна власть для решения назревших проблем организации, которые они понимают лучше других и готовы взвалить на себя все связанные с этим тяготы. Именно последнюю форму потребности МакКлелланд считает главной для менеджера.
Теория Альдерфера родилась в результате попытки преодолеть слабости предыдущих теорий. Он предложил трехуровневую иерархию потребностей и назвал ее ERS – existence (существование), relatedness (родственность), growth (рост).
Первый уровень объединяет физиологические и другие материальные потребности человека, второй - потребности в межличностном взаимодействии, отношениях и оценке, третий – потребности развития и саморазвития.
Согласно его теории, движение потребносте идет не только снизу вверх, но и вниз. В этом случае речь идет о фрустрации.
Теория Альдерфера полагает, что индивиды склонны ориентироваться на достижение одной из трех ступеней потребностей. Это увеличивает возможности менеджера при мотивации работников.