Биологическая и психологическая жизнь
Жизнь, как правило, рассматривается как биологическое понятие. Однако главный интерес для консультантов по жизненным умениям представляет скорее психологическая, чем биологическая жизнь. Две эти концепции частично совпадают, так как психологическое существование имеет место в рамках биологической жизни. Биологическая жизнь может влиять на психологическую жизнь, например усталость приводит к возникновению ощущения неблагополучия. Психологическая жизнь также может влиять на биологическую жизнь, например так происходит в тех случаях, когда человек совершает самоубийство. Кроме того, при лечении некоторых тяжелых физических болезней, таких как рак, следует сосредоточиваться как на биологической, так и на психологической жизни.
После перечисления некоторых частичных совпадений рассмотрим основные отличительные черты психологической и биологической жизни. На рис. 15.1 в схематичной форме представлены различия, имеющие наибольшее значение.
Ниже конкретизируются различия, представленные на рис. 15.1. В большинстве случаев, несмотря на использование слова «против», различия заключаются скорее в степени выраженности, чем в наличии или отсутствии признака.
Тело против души. Ядро психологической жизни составляет скорее душа, чем тело.
Животное существование против осознания и выбора. По определению, любая форма биологической жизни имеет животное существование. С момента рождения жизненно важные органы людей достаточно развиты для того, чтобы поддерживать это существование. Органы могут получить энергию посредством дыхания и питания. Однако человеческая психологическая жизнь выходит за рамки животного существования, так как люди обладают уникальной способностью самоосознания и выбора. Они могут помнить прошлое, делать выбор в настоящем и планировать будущее. Психологическая жизнь — непрерывный процесс борьбы за то, чтобы делать выбор, усиливающий проявления жизни, а не ограничивающий ее. Психологическая борьба жизнь-против-смерти пронизывает биологическую жизнь.
Здоровье против достижения человеческого уровня развития. Главная цель биологической жизни — сохранение хорошего физического здоровья. Главная цель психологической жизни — достижение человеческого уровня развития. Психологическая жизнь связана со способностью людей использовать сознание с целью повышения качества существования посредством реализации своего уникального потенциала.
Жизнь/смерть против уровня функционирования. Противоположностью биологической жизни является смерть, прекращение существования в животной форме, или несуществование. На сегодняшний день не окончательно выяснено, когда людей можно считать клинически мертвыми. Однако большинство людей, даже когда они больны, выделяют в проблеме два полюса — жизнь и смерть. Цель психологической жизни заключается скорее в «усилении» существования, чем в выживании. Люди находятся на различных уровнях функционирования в зависимости от их способности утверждать свою психологическую жизнь. Существуют различные степени психологической жизни, в отличие от «или живой, или мертвый».
Созревание против научения. Созревание — важное понятие, характеризующее приобретение биологических способностей, например способности к воспроизведению самого себя. Качество психологической жизни в большей степени зависит от научения и воспитания, чем от созревания и природы. Однако некоторые области частично перекрываются; например, когнитивные способности созревают биологически, и у людей наблюдаются биологические тенденции вредить своей психологической жизни.
Жизненный цикл против ограниченной возрастом детерминированности. Существует концепция биологического цикла человеческой жизни, рождения, роста, зрелости, постепенного разрушения и смерти. Однако между психологической жизнью и биологическим возрастом нет четкой связи. Потенциал молодых людей может быть низким, а старики, напротив, могут активно контролировать свою жизнь.
Болезнь против «застревания». В несколько упрощенном виде можно представить следующее. Когда люди приходят к врачам, они физически, или биологически, больны и не знают, как им улучшить свое состояние. Когда люди решают обратиться к консультанту, они психологически «застряли» и не знают, как можно улучшить свой образ мыслей и действий.
Дефектная биохимия против недостаточно развитых жизненных умений. Болезнь можно рассматривать как приобретение и затем сохранение телом индивидуума дефектной биохимии. Психологическое «застревание» можно рассматривать как приобретение и затем сохранение сознанием индивидуума неадекватных жизненных умений или как дефектное мышление и совершение неадекватных действий.
Диагноз против оценки. Болезнь требует постановки медицинского диагноза для определения дефектной биохимии, нарушающей биологическое здоровье. «Застревание» требует психологической оценки для определения неадекватных жизненных умений, препятствующих достижению человеческого потенциала.
Медицинское воздействие против психологического. Медицинские воздействия, направленные на борьбу с болезнью и улучшение состояния человека, включают в себя использование лекарственных средств, назначение постельного режима и произведение хирургических вмешательств. Консультационные воздействия, направленные на развитие психологических жизненных умений, включают в себя установление и поддерживание оказывающих поддержку помощь отношений и обучение клиентов соответствующим жизненным умениям.
Лечение против постоянного оказания самопомощи. Часто концепция лечения используется в связи с необходимостью преодоления болезни. Концепция лечения не подходит для анализа психологической жизни. Психологическая жизнь обратима в том смысле, что люди могут идти как назад, так и вперед, имея способность делать выбор. Консультирование по жизненным умениям направлено на обеспечение клиентов навыками усиления психологической жизни и поддержания ее уровня. Поскольку нельзя исходить из того, что психологическая жизнь не будет изменяться, и нельзя гарантировать, что большинство клиентов пройдут полный курс консультирования, главной целью консультантов по жизненным умениям должно быть обучение клиентов навыкам оказания самопомощи.
Язык навыков
Что такое навыки?
Одно из значений слова «навыки» относится к областям умения; например, существуют навыки выслушивания, навыки раскрытия. Другое значение слова «навыки» связано с уровнем компетентности; например, человек может быть квалифицированным или неквалифицированным в конкретной области. Третье значение слова «навыки» касается знания и последовательности вариантов выбора, вытекающих из осуществления навыка. Существенный элемент любого навыка — способность составлять и осуществлять последовательности вариантов выбора для достижения целей. Например, если клиентам следует научиться самоутверждаться или управлять стрессом, они должны делать и осуществлять эффективные выборы в этих областях жизненных умений. Концепцию навыка не следует рассматривать с позиции или/или, при которой наиболее важным считается, обладают или не обладают люди данным навыком. Предпочтительнее думать о людях как об индивидах, обладающих сильными сторонами навыков (то есть компетентностью в навыке), или недостатками навыков (то есть недостаточно компетентных в навыке), или смесью того и другого. Хороший выбор в области навыков — сильные стороны навыков. Плохой выбор — недостатки навыков. Критерием хорошего выбора, сделанного клиентами, является укрепление психологической жизни, а критерием плохого выбора — неукрепление психологической жизни. Во всех областях жизненных умений люди обладают сильными сторонами навыков и их недостатками в различных степенях. Например, в области навыков выслушивания люди могут хорошо понимать собеседника, но недостаточно ясно показывать свое понимание. Цель консультантов по жизненным умениям — помогать клиентам в одной или нескольких областях навыков двигаться в направлении сильных сторон навыков, а не в направлении их недостатков.