Модели влияния как системы упорядочивания 1 страница

Критически настроенный читатель может возразить здесь следующее: если методы так сильно подчинены второстепенной переменной («терапевту»), как это только что было показано, то психотерапевт может вообще отказаться от методов и свободно проводить психотерапию, исходя из особенностей своей личности. Читатель может обратить внимание в связи с этим на снова и снова повторяющийся успех психотерапевтов-неспециалистов или на успешность

– 685 –

применения терапии в полупрофессиональных областях. Значение теории, кон­цептов и специальных методов покажется нам иным, если мы будем исходить из того, что - и это обычно пытаются научно обосновать - профессия «психо­терапевт» накладывает соответственные социально-этические обязательства. «Психоанализ есть путь, для которого не имеется образцов в повседневной жизни». Это высказывание Фрейда не следует рассматривать как требование цельности (так как важные факторы влияния являются коммуникативными по­вседневными вариантами), в связи с чем из-за частичного отстранения от по­вседневности неизбежно снижается профессионализм. Это касается, например, необходимости экономии при повторном применении в психотерапии профес­сиональных действий. В соответствии с этим, определенная терапевтическая ситуация не предполагает существования привычных, повседневных инструк­ций к действию. Однако одновременно у психотерапевта возникает необходи­мость сокращать количество «обращений внутрь себя» и склонность удержи­вать установленную дистанцию, необходимую для сохранения своей личной безопасности.

Собственные функции имеют в психотерапии как «концепты», так и «спе­циальные методы». Концепты заранее подготавливаются внутренней системой упорядочивания, имеющейся у получателя информации (например, у психоте­рапевта). Методы же сами «прокладывают» себе очевидный путь и все больше и больше используются в зависимости от имеющейся информации. Они делают возможным, таким образом, осуществление только «чистой» коммуникации, исключая повседневную коммуникацию (однако они не отказываются от нее). Методы представляют собой практическую сторону познания и поведе­ния, которая позволяет и делает оправданным применение специфических форм коммуникации. Добавим, что каждая ситуация в каждую минуту психотерапии является неповторимой. Нельзя осуществлять контроль над ситуацией с помо­щью привлечения третьего лица, с помощью обращения к коллегам или учите­лям. Ситуация может стать контролируемой лишь в рамках социальной рефе­рентной системы, в которой возможно взаимопонимание благодаря обширной системе взглядов, благодаря понятности и благодаря схожести действий, кото­рые необходимо будет произвести, с теми, что имели место ранее. Способом осуществления контроля над проведением психотерапии является - и это при­нимается во внимание сторонниками всех направлений психотерапии - беседа с коллегами, которые сами не находятся в ситуации терапии (и, следовательно, у них нет предвзятого отношения). При этом безразлично, назовем ли мы этот контроль семинаром, контролем или надзором.

В то же время осуществление контроля является этической задачей психоте­рапии (если мы считаем психотерапию разделом общей медицины), которую можно полностью решить. Относительность доказательства психотерапевтами эффективности их приемов является одной из причин того, что психотерапия не

– 686 –

может считаться областью медицины, которая способна представлять такие доказательства. Очевидно, что психотерапия, которую называют коммуникативной медициной, может также достичь достаточного контроля при помощи расширения и укрепления системы коммуникаций. Ее расширение и укрепление, в свою очередь, зависит от реалий взаимопонимания (при помощи теорий, при помощи концептов, при помощи замены методического опыта) даже тогда, когда они в отдельном случае ограничивают свободу действий психотерапевта.

Авторы также признают тот факт, что этими высказываниями они меняют направление рассуждений. Мы обычно склонны думать, что общие факторы воздействия загоняют психотерапию в определенные рамки, только внутри ко­торых специфические методы могут оказывать влияние. Эти суждения, одна­ко, не подтверждаются при проведении метааналитической проверки психоте­рапии. Обстоятельства усложняются, и факты говорят о том, что теоретичес­кая убедительность, (коммуникативная) концепция и (коммуникативное) руко­водство к действию также, в свою очередь, задают неизбежные рамки для тера­пии как профессиональной и институциональной деятельности.

К счастью, теории и концепты, которые рассматриваются отдельными на­правлениями психотерапии как основные обычно всеми другими также - про­извольно - используются. Все «хорошие» теории опираются, даже если они созданы независимо от других, на глобальную модель изменения личности, которая является общепсихологической. Чем разнообразнее (исторически, кли­нически и эмпирически-экспериментально) эти модели изменения личности подтверждаются, тем обширнее и в какой-то степени «естественнее», а следо­вательно, лучше, они становятся. Здесь можно упомянуть следующие модели.

• Изменение личности в процессе (понимающих, особенных) межлично­стных отношений как отношений между двумя людьми, так и тех, что суще­ствуют в группе и обществе. Нормативная, помогающая ориентироваться и придающая уверенности способность к социальной эмпатии при этом являет­ся важнейшим динамическим фактором. Легко заметить, что почти все направ­ления психотерапии, пожалуй, за исключением консервативных сегментов в рамках поведенческой психотерапии, используют эту модель.

• Изменение личности при помощи взаимодействия. Согласно этой моде­ли (например, Strong and Glaiborn, 1982), личность формируется и развивается при стечении определенных обстоятельств. Психотерапия, напротив, представ­ляет собой область обучения и опыта, при помощи которого можно проверить эффективность старых образцов взаимодействия и приобрести и апробировать новые виды отношений.

• Изменение личности в результате преодоления кризисов развития и пе­реломов в жизни, которые происходят преимущественно благодаря регрессии (репетиция развития) и пертурбации. Автоматические действия, привычки вхо­дят в это время (в период кризиса), прежде всего, в новые образования и по-

– 687 –

зволяют переоценивать имеющееся или оценивать новое. Эта модель была адап­тирована психоанализом (систематическая интерпретация повседневного ок­ружения, конфронтация, интерпретация эффекта удивления, возможность рег­рессии) и приобрела значение в когнитивной поведенческой терапии. В проти­воположность этому, разговорная психотерапия отходит от использования ее как руководства к действию.

• Модель изменения личности при помощи научения является наиболее обобщенной. Она также является, как известно, основой для поведенческой психотерапии. Различные виды процессов обучения все же признаются в той или иной мере почти всеми психотерапевтическими направлениями и - в зави­симости от этого - систематически используются (применительно к психоанализу см. Heigl und Triebel, 1977).

• Следующая модель изменения подчеркивает соматопсихическое взаи­мовлияние, которое, конечно, имеет свое особое значение для так называемых телесно-ориентированных методов. Часто не учитывается, однако, что та мо­дель изменений имеет высокую степень обобщенности: полагают, что изменения в личности происходят благодаря телесным ограничениям или в результа­те преодоления тяжелой, опасной для жизни болезни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, ссылка психотерапевтической теории и концептов на основополага­ющую модель изменений позволяет отдельным психотерапевтам добиваться поставленных целей. Функцией специфических факторов воздействия, преж­де всего, является развитие структур психотерапии, без которых психотерапия становится научно-популярной. При всей специфичности выбора типа взаимо­действия в различных психотерапевтических направлениях доминируют обоб­щенная и интегративная модель воздействия, поскольку ее влияние можно об­наружить эмпирически. Идея об эквивалентности различных типов вмешатель­ства и способов установления отношений представляется нам интересной; она позволяет рассматривать проблему на более высоком уровне: при помощи ка­ких специфичных методов достигает психотерапия каких общих эффектов? Авторы должны взять на заметку, что применение концептов исследования, которые являются обобщенными (например, сопоставление личности терапевта и пациента), приводит к выявлению общего эффекта. Поэтому специфичес­кие факторы трудно обнаружить эмпирически. Это происходит также потому, что традиционно сравниваемые направления (например, психоанализ и пове­денческая психотерапия) однозначно разграничить невозможно. Бесспорно, ответ на вопрос о различных показаниях к применению того или иного метода

– 688 –

становится важной задачей исследований в области психотерапии ближайшего будущего. Правда, можно усомниться, соответствуют ли традиционные диаг­ностические, психологические и нозологические категории в качестве оценки психотерапевтического влияния своду правил системы «психотерапия», в свя­зи с чем, по мнению авторов, возникает необходимость в расширении личност­но-психологических аспектов социально-психологической модели и категорий (Enke, 1978; Czogalik, 1989). Многообещающим нам представляется в этом отношении исследование процесса взаимодействия (например, Smith and Benjamin, 1993). Мы думаем, можно ли будет однажды сказать о результатах, что они говорят о многом. Ведь до сих пор мы имели лишь возможность сопоставить программы различных направлений и не могли сравнить резуль­таты применения их методов воздействия.

– 689 –

ГЛОССАРИЙ

Адаптивная терапия(Adaptive Therapie). Терапевтический процесс, це­лью которого является содействие хронически или неизлечимо больным в их адаптации к своему болезненному состоянию.

Алекситимия(Alexithymie). Неспособность адекватно воспринимать и описывать собственные эмоции. Ее значение как фактора патогенеза психосо­матических заболеваний остается спорной.

Анамнез биографический(Anamnes, biographische). Диагностический метод, целью которого является тщательный сбор объективной и субъективной информации для получения как можно более полной картины настоящей и про­шлой жизни пациента и прояснения при ее помощи диагноза, дифференциаль­ного диагноза, показаний, дифференциальных показаний и прогноза. Наряду с фиксированием жалоб пациента важное значение имеет прежде всего получе­ние сведений о ситуации, порождающей проблемы пациента, и об относящей­ся к ней картине конфликтов и отношений.

Арт-терапия, терапия творческим самовыражением (Gestal­tungstherapie). Группа терапевтических методов, которые в ходе процесса и с помощью результатов продуктивного художественного творчества пациента, используя при этом игровые формы, предоставляют возможность доступа к бессознательным и предсознательным элементам конфликта: освобождают эмоции, стимулируют экспрессивные способности и, наконец, способствуют тому, чтобы в ходе диалога с арттерапевтом, происходящего в рамках вербаль­ной работы по достижению понимания и согласия и в контексте всего терапев­тического процесса в целом, пациент смог увидеть сущность своих проблем, а в его состоянии произошли позитивные изменения.

Аутотренинг(Autogenes Training). Метод аутосуггестивных упражнений, принцип которого состоит в том, чтобы посредством ряда упражнений добить­ся полного «перевода» пациента в гипноидное состояние. Упражнения началь­ной ступени направлены на то, чтобы посредством расслабления мускулатуры и переключения вегетативной нервной системы достичь общей психосомати­ческой гармонизации и приглушения аффективного резонанса. Наряду с вра­чебной беседой является важным методом, используемым при полном психо­соматическом уходе за больным.

Аффект(Affekt). У Фрейда - одна из двух форм, в которых репрезентиру­ется влечение; первоначально определяется количественно (как аффективный квант влечения), а затем также и качественно - как форма выражения этого

– 690 –

количества. В своем социально-психологическом аспекте аффект наряду с на­градой/наказанием, влечением и объектным отношением относится к извест­ным на сегодняшний день системам регуляции человека. Деление аффектов на регулирующие отношения, обрабатывающие информацию и саморефлексив­ные оказалось оправданным и с клинической точки зрения.

Базисная регуляция отношений(Basisbezihungsregulation). Необходимая при любом социальном взаимодействии способность участников этого взаи­модействия к управлению эмоциональной дистанцией (регуляция близости), распределением активности (регуляция активности) и сил (регуляция силы/бес­силия). Психические формы нарушений характеризуются ослаблением способ­ности к регулированию отношений. Вследствие этого при установлении отно­шений потенциальные пациенты вынуждают своих социальных партнеров к особенно интенсивным изменениям, тогда как то, в чем они нуждаются, это специфическая терапевтическая поддержка, например, для сохранения опре­деленной дистанции (Краузе).

Базисный врач(Basisarzt). Врач, оказывающий первую врачебную помощь.

Бессознательное(Unbewußtes, ubewußt). Один из топосов, систем психи­ческого аппарата топографической теории. Содержит в себе вытесненное, ко­торому цезурой запрещен доступ к предсознательному и сознанию. С момента появления структурной теории понятие выражается лишь при помощи имени прилагательного, используясь для обозначения психического качества, кото­рое свойственно как Ид, так и компонентам Эго и Суперэго.

Разговорная психотерапия(Gesprächpsychotherapie). Основывающаяся на базисе психологии научения и социальной психологии систематическая, спе­циально подбираемая форма вербальной и невербальной коммуникации и со­циального взаимодействия между двумя и более лицами, целью которой явля­ется уменьшение имеющихся у них психических недостатков посредством бо­лее дифференцированного восприятия ими самих себя и окружающего мира, дающее пациенту некую новую ориентацию.

Влечение к агрессии(Aggressionstrieb). Одно из двух противостоящих друг другу влечений в нашедшей сегодня клиническое применение дуалистической теории влечений. Согласно Фрейду, характеризует вторичное обращение вов­не первично направленного внутрь инстинкта разрушения или смерти, кото­рый с этого момента становится нацеленным на разрушение объекта. Понима­лось Хартманном как отдельная категория влечений, регулирующаяся в соот­ветствии с принципом удовольствия/неудовольствия.

Внутренняя потребность(Innerer Notstand). Состояние эмоциональной и когнитивной неуверенности участников терапевтической группы, появляющееся в результате структурной минимализации, соблюдения правил свободного вза­имодействия и установки терапевта на умеренность и нейтральность; данное состояние должно провоцировать и стимулировать регрессию.

– 691 –

Воздержание (Abstinenz). Основополагающая установка аналитика, в со­ответствии с которой он не удовлетворяет обращенные к нему потребности и желания пациента, а способствует их переводу в вербальную форму.

Врач-лекарство (Droge Arzt). Введенное M. Балинтом понятие, обозна­чающее «исцеляющий характер» отношений врач-пациент. Воздействие это­го отношения соответствует социогенным эффектам ухудшения и в полной мере сравним с эффектом, достигаемым при проведении терапии, основан­ной на иных принципах (например, фармакотерапии). См. также «Эффект плацебо».

Выбор объекта(Objektwahl). Процесс обращения субъекта к своему объек­ту, в котором различаются две разновидности: выбор объекта по типу опоры на кого-либо, определяемый внутренним образом предоставляющих заботу и за­щиту родителей, и выбор по нарциссическому типу, определяемый отношени­ем субъекта к самому себе.

Гипноз(Hypnose). Метод поддерживающей психотерапии, при котором пациент посредством определенных внушений вводится в состояние, характе­ризующееся измененным сознанием (фокальная концентрация восприятия при ослабленном периферийном внимании), чтобы посредством последующих вну­шений были достигнуты определенные изменения в его состоянии. В соответ­ствии с методом Эриксона таким образом достигается высокомотивированное состояние, в котором на фоне функциональных изменений происходит актив­ное бессознательное обучение.

Главная задача посещения больного(Kernvisite). Часть врачебного об­хода, для которой необходимо присутствие больного: беседа с пациентом и те­лесный осмотр. Обязательное выполнение главной задачи посещения больно­го подразумевает перераспределение функциональной значимости задач тра­диционного обхода и является предпосылкой его преобразования в посещение с психотерапевтическими функциями.

Групповые действия(Gruppenleistungen). Содержащие компромиссы про­работки, которые производятся в группе и могут представлять собой как выра­ботку нормативного регулирования, психосоциальных компромиссных обра­зований, так и совместное сновидение наяву (совместную, провоцируемую бессознательными желаниями фантазию).

Дидактический анализ(Lehranalyse). Ядро, основная часть специальной психоаналитической подготовки, которая знакомит будущего психоаналитика с его собственной внутренней структурой и в особенности с ее конфликтными компонентами и, следовательно, должна создать предпосылки для возможнос­ти рефлексии относительно феноменов переноса и контрпереноса.

Дифференциация аффектов(Affektdifferenzierung). Техника интервенции (вмешательства), которая в психоаналитической диагностике и терапии исполь­зуется для идентификации аффектов (по качеству, интенсивности и взаимодей-

– 692 –

ствию их компонентов) и для прояснения контекста их возникновения, а также для выяснения их функций в интрапсихических и межличностных конфликтах и отношениях.

Зависть к пенису(Penisneid). Согласно Фрейду, существенный элемент женской сексуальности, состоящий в том, что маленькая девочка переживает отсутствие у нее пениса как недостаток, как свидетельство того, что ей чего-то не дали или у нее что-то отобрали. Развитие зависти к пенису может про­исходить в разнообразных формах, как не связанных с нарушениями, так и патологических: желание иметь пенис в своем теле (как желание иметь детей или как желание коитального наслаждения, достигаемого при помощи пени­са), развитие фаллически-мужских моделей поведения, мстительное желание кастрировать мужчину, обвинения и затаенная обида, неприязненное чувство по отношению к матери, на которую возлагается ответственность за отсут­ствие пениса.

Защита(Abwehr). Все меры, предпринимаемые Эго с целью избежать со­знательного переживания связанных с невыносимым неудовольствием (стра­хом, депрессивным аффектом) конфликтов (тип: вытеснение), а также те дей­ствия Эго, которые при структурных нарушениях смягчают связанные с ними несоответствия посредством интеракционального ввода в этот процесс внешних объектов (тип: расщепление).

Защита от внешних раздражителей(Reizschutz). Наряду с восприятием внешних возражений важная функция Эго как той части Ид, которая претерпе­ла определенные изменения ввиду близости и под влиянием внешнего мира. Эта функция защищает организм от раздражений, исходящих от внешнего мира и настолько интенсивных, что они могли бы представлять опасность для орга­низма.

Защитные механизмы(Abwehrmechanismen). Защитные операции, про­текающие по фиксированному сценарию, соответствующие определенным формам болезней, определенным конфликтам и определенным генетическим стадиям.

Ид(Es). Одна из трех инстанций структурной модели (понятой как интеллектуальный конструкт), которую следует понимать как своего рода внутреннее (душевное) пространство, в котором сохраняются бессознательные остаточные образы как родовой (филогенез), так и индивидуальной истории (онтогенез). К содержанию Ид принадлежит ставшее благодаря защитным мероприятиям бессознательным содержание детских, пубертатных и более поздних конфликтов, которые стали невыносимыми для сознательного переживания. Если рассматривать Ид, Эго и Суперэго в аспекте их динамики, то на передний план выходят постоянно возникающие между ними конфликтные напряжения. И Эго, и Суперэго понимаются как своего рода потомки Ид, ведут от него свое происхождение.

– 693 –

Идентичность(Identät). Характеристика согласования и постоянства ре­презентаций самости, связанных с консолидацией структуры Эго и ее функций, а также соответствующего согласования и постоянства репрезентаций объекта.

Интроекция(Introjektion). Введенное Ференчи и понимаемое им как сим­метричное проекции и близкое идентификации понятие; в ходе этого процесса субъект в своих фантазиях позволяет объекту переместиться снаружи вовнутрь.

Исследование событий жизни(Life-event-Forschung - Lebensereignis-Forschung). Рабочее направление, которое исследует связь между биографи­ческими нагрузками (смерть родственника, потеря работы и пр., но также и женитьба, рождение ребенка и т. д.) и проявлением болезни. При этом психо­социальная нагрузка наделяется количественными характеристиками. В мно­гочисленных ретроспективных и проспективных исследованиях приводятся многочисленные доказательства того, что наступление болезней совпадает с периодами жизненных кризисов.

Кататимное образное переживание(Katathymes bildcrleben). Метод има­жинативной психотерапии, при котором в условиях контролируемой регрес­сии ведется работа с техникой сна наяву. Во время управляемого сна наяву воз­никают оптические проекции, спонтанно изображающие в образно-символи­ческой форме бессознательное или предсознательное внутреннее душевное состояние и обрабатываемые затем в процессе терапевтического диалога.

Комплайэнс(Compliance). Поведение пациента, которое характеризуется следованием предписаниям и советам врача, а также содействием медицинс­ким мероприятиям. Поведение противоположного характера называется нон­комплайэнсом.

Комплекс кастрации(Kastrationskomplex). Из-за анатомического различия полов и его интерпретации мальчиком (у лишенной пениса маленькой девочки пенис отняли) и из-за страха перед более сильным соперником-отцом, вызванно­го направленным на мать сексуальным желанием мальчика, у него развиваются фантазии о грозящем ему наказании (кастрация как возмездие отца-соперника). Маленькая девочка, у которой возникают ощущения, что она уже пережила кас­трацию, пытается отрицать свой недостаток, компенсировать его или восстано­вить, и у нее могут развиться фантазии о кастрации мужчин и/или о возмездии и воздаяний матери, которая отказалась дать ей пенис или отняла его у нее.

Компромиссное образование(Kompromißbildung). Разрешение психичес­кого конфликта, при котором с целью удаления невыносимого неудовольствия (страха и/или депрессивного аффекта) элементы бессознательного конфликта интегрируются таким образом, чтобы удовлетворить как защиту, так и бессо­знательное желание и притязания Суперэго. Следует отличать патологические компромиссные образования, носящие характер симптомов, от таких, которые расположены на границе внутренней и внешней адаптации, не связанной с на­рушениями.

– 694 –

Контрперенос(Gegenübertragung). Специфическая, часто бессознательная эмоционалъная реакция терапевта на специфический способ переноса пациента. В той степени, в какой оно доступно рефлексии терапевта, оно используется при вынесении клинических суждений; если же оно не поддается рефлексии, оно становится препятствующим терапии фактором, который должен быть прояснен с помощью либо самоанализа, либо анализа, проведенного другим терапевтом.

Конфронтация(Konfrontieren). Техника аналитического вмешательства; описана Гринсоном как одна из двух предварительных форм интерпретации; посредством ее использования внимание пациента должно быть направлено на определенные представляющиеся терапевтически значимыми содержания его поведения и тех переживаний, о которых он сообщил терапевту; это позволяет подготовить их к дальнейшей обработке (посредством прояснения и толкования).

Кризисная интервенция (вмешательство)(Krisenintervention). Меропри­ятия, предпринимаемые с целью установления контроля над острой реакцией на психосоциальный кризис. В большинстве случаев речь идет о комбинации психотерапевтических мер по поддержке, обеспечению необходимыми консультациями и уходу.

Либидо(Libido). Согласно Фрейду, сила (требование, потребность), с ко­торой в душевной жизни выступает половое влечение.

Мотивация к терапии(Therapiemotivation). Характеристика установки пациента в отношении терапии, в особенности его готовности признать гос­подствующую в определенной школе теорию болезни и лечения и связанные с ней нормы как составные части процесса лечения.

Музыкальная терапия (Musiktherapie). Терапевтический метод, при ко­тором в качестве коммуникационной среды, способствующей излечению, ис­пользуется музыка. Наряду с пассивно-рецептивными формами ее терапевти­ческого применения в современной музыкальной терапии особенно интенсив­но используются активно-продуцирующие формы свободной импровизации. Терапевтический смысл метода состоит в том, что с его помощью осуществляется непосредственный доступ к эмоциям, в том, что музыкальные инструмен­ты, музыкальный лад и синхронность противостоящих друг другу структур повышают способность к символизации, а также в гармонизирующем воздей­ствии музыки, в возможности катарсиса и не в последнюю очередь в невербальной коммуникации между людьми. Наряду с преследующей конкретные цели обработкой бессознательных конфликтов терапия направлена также на стимулирование функций Эго и их слаженности, а также на улучшение соци­ального взаимодействия и коммуникации.

Нарциссизм(Narzißmus). Понимался Фрейдом как либидозная привязан­ность Эго (любовь к самому себе). Фрейд различал первичный и вторичный нарциссизм; первый он характеризовал как раннее состояние, в котором Эго целиком привязано к либидо, а второй - как возвращение отвлеченного от сво-

– 695 –

их объектных содержаний либидо к Эго. В психоанализе это понятие употреб­ляется в различных значениях: во-первых, как либидозная привязанность са­мости, далее как стадия развития, расположенная между автоэротизмом и лю­бовью к объекту, кроме того, как система регуляции, необходимая для сохране­ния безопасности, целостности и постоянства самости, а также для сохранения доверия к самому себе и хорошего психофизического самочувствия.

Нарциссическая потребность (Narzißtische Bedürftigkeit). Нацелена на безо­пасность, защиту от внешних раздражителей, на стабилизацию самости и чувства собственной ценности, короче говоря, на хорошее психофизическое самочувствия.

Невроз (Neurose). Группа психогенных нарушений, истоком которых явля­ются душевные конфликты, возникшие в связи с катастрофами и потрясения­ми раннего детства (утрата объекта, утрата любви, кастрация и вина) и изгнан­ные в бессознательное. Эти конфликты приводят к патологическим компро­миссным образованиям (компромисс между желанием и защитой), которые ведут либо к появлению симптомов (как символическому выражению конф­ликта), либо к формированию определенных черт характера и стереотипов по­ведения. В нозографическом отношении различаются депрессивные неврозы, навязчивые неврозы, истерии и фобии.

Невротический характер (Charakterneurose). Форма конфликтного невро­за, отличающегося от симптоматического невроза тем, что в этом случае пси­хопатологическое формирование компромиссов проявляется в форме черт ха­рактера и поведенческих стереотипов, которые также представляют собой определенную психосоциальную адаптацию.

Нейтральность (Neutralität). Основополагающая установка аналитика, в соответствии с которой он прилагает усилия, чтобы сохранять равную дистан­цию по отношению к Ид, Эго и Суперэго пациента, то есть избегать каких бы то ни было предпочтений при контакте с внутренним миром пациента.

Нормативное регулирование поведения (Normative Verhaltensregulierung). Осуществляемое в ходе работы в группах, подвергаемых психоаналитически-интеракциональной терапии, групповое действие, на которое следует обратить первостепенное внимание; при этом для того, чтобы при помощи структурной минимизации и правил свободной интеракции вызвать потребность в интраиндивидуальных и интерперсональных контактах, на уровне явно выраженного поведения «определяется» некоторая ситуация и «достигается соглашение» о соответствующих этой определенной ситуации нормах. Эти нормы учитывают те или иные доминантные патологические объектные отношения и связанные с ними ослабленные функции Эго пациентов.

Обращение к психотерапии (Inanspruchnahme von Psychotherapie). Коли­чество, доля людей, образующих определенную субгруппу населения в целом (клиентура), обратившихся во всеобщую систему здравоохранения с просьбой о предоставлении психотерапевтической помощи.

Наши рекомендации