Тема №6: Мышление и интеллект
2. Цель: закрепить знания о высшем познавательном процессе человека – мышлении, рассмотреть мышление как процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности при обязательном участии языка (речи), показать значение операций и форм мышления для формирования клинического мышления.
3. Задачи обучения:
- Студент должен знать: основные термины и определения, используемые в изучаемой теме, овладевать основными операциями и формами мышления.
- Студент должен уметь:применять полученные знания для решения практических ситуаций и формирования клинического мышления.
4. Основные вопросы темы:
1. Общее понятие о мышлении. Физиологические механизмы мышления. Связь
мышления и речи. Речь и ее функции.
2. Основные операции мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение,
абстракция, их единство и значение в формировании клинического мышления.
3.Формы мышления: понятия, суждения, умозаключения, способы умозаключения:
индукция, дедукция, трансдукция.
4. Виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-
теоретическое, интуитивное и творческое.
5. Интеллект как способность мышления. Патология интеллекта: олигофрения, деменция.
5. Методы обучения и преподавания: устный ответ на 1 вопрос. Защита и обсуждение СРО«Этапы развития речи и мышления. Роль биологических и социальных факторов в развитии речи и мышления». Устные ответы и обсуждение 2-3 вопросов. Проведение теста на проверку логичности умозаключений и стереотипность мышления у студентов группы. Фронтальный опрос по последнему вопросу занятия.
Подведение итогов занятия – контрольное тестирование.
6. Литература:
Основная :
1. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учебник / Л. Д. Столяренко. - Издание семнадцатое. - Ростов-на -Дону : Феникс. 2008. – 592с.
2. Сидоров П.И. Клиническая психология: учебник / П. И. Сидоров, А. В. Парняков. - 3-е изд. испр. и доп. - М : ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 880с.
3. Сластенин В.А. Психология и педагогика. 8-е изд.: учебное пособие. М.: Академия, 2010. – 480с.
Дополнительная:
1. Тертель А.Л. Психология. Курс лекций: учебное пособие / А. Л. Тертель. - М.: "Проспект". 2006. – 448с.
Немов Р.С. Общая психология: учебник / Р. С. Немов. - СПб.: Питер (Краткий курс). 2006. – 687с.
2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учебное пособие / С. Л. Рубинштейн. - СПб: Питер. 2007. – 713с.
3. Столяренко Л.Д. Психология : учебное пособие / Л. Д. Столяренко. - [б. м.] : Лидер. 2007. – 589с.
7. Контроль:
1. Можно ли сказать, что мышление и речь – это одно и тоже?
2. Что вы знаете о феномене Маугли?
3. Почему анализ и синтез – главные операции мышления?
4. Как должно происходить сравнение?
5. Какой вид мышления называют ручным? Почему?
6. К какому виду мышления можно отнести высказывание ребенка: «Страус – это птица, только он жирафа»?
7. Творческое мышление присуще каждому человеку?
1. Какое из предложений не является суждением?
А. Откройте, пожалуйста, это окно.
В. В комнате душно.
С. Некоторые металлы легче воды.
D. Кит не рыба.
Е. Солнце вращается вокруг Земли.
2. Если все студенты психологического отделения хорошие экспериментаторы, а Иванов – студент этого отделения, то он должен быть хорошим экспериментатором. Как называется такое суждение?
А. Индуктивное умозаключение. С. Эвристика.
В. Установка на подтверждение D. Силлогизм.
3. Соотнесите термин и его определение.
А. Наглядно-образное 1. Мышление, характеризующееся использованием
Мышление понятий, логических конструкций,
функционирующих на базе языковых средств.
Б. Наглядно-действенное 2. Решение задачи осуществляется благодаря
мышление. реальному преобразованию ситуации с помощью
наблюдаемого двигательного акта.
В. Словесно-логическое 3. Мышление, характеризующееся опорой на
мышление. образы. Ситуация преобразуется лишь в образном
плане.