Упражнение 6. Ритуальный танец североамериканских индейцев
Участники располагаются общим кругом, лицом в центр, взявшись за опущенные руки. Основное движение – приставной шаг боком, влево по кругу: левой ногой шаг влево – правую приставить, левой шаг влево – правую приставить и т. д.
Танец можно исполнять с закрытыми глазами.
Упражнение 7. «Прилив – отлив»
Участники подражают шуму волн. Они располагаются общим кругом, лицом вовнутрь. Начинают с небольших, спокойных качаний вперед‑назад (стоя на месте и переводя тяжесть тела с передних частей стоп на пятки и обратно). Постепенно увеличивают амплитуду и переходят на продвижение легкими шагами к центру – от центра. При этом движение вперед, к центру круга, сопровождается звуком «ш‑ш‑ш» и плавным выведением рук вперед, а отход – беззвучным вдохом и отведением рук вниз. Общий рисунок выглядит как многократное попеременное сужение и расширение круга. Постепенно исполнители увеличивают силу и амплитуду движений и одновременно – громкость своих голосов, переходя на звук «а‑а‑а» (озвученный вдох). Достигнув кульминации, они так же постепенно уменьшают амплитуду и силу движения, пока не перейдут на спокойное качание на месте вперед‑назад (как в начале), которое тоже затихает до полной остановки; одновременно с движением затихает звучание голосов («а‑а‑а» переходит в «ш‑ш‑ш»), пока окончательно не смолкнет.
Примечание. Необходимо, чтобы качания и продвижения вперед‑назад выполнялись, как гармонические колебания (сходные с движением маятника). Иными словами, выход из крайней точки (где происходит смена направления движения) должен быть не резким рывком, а постепенным ускорением, так же как и приход в крайнюю точку – не резкой остановкой, а постепенным замедлением шагов. Выполнение упражнения требует, чтобы при продвижении к центру участники начали замедлять движение за несколько шагов до максимального сужения круга (когда соседи почти касаются друг друга плечами, но не сбиваются в кучу). Очень важно, чтобы движения выполнялись всеми участниками синхронно и чтобы целостность круга сохранялась на протяжении всего хода упражнения.
БЫСТРАЯ ЧАСТЬ
Состоит преимущественно из ритмичных прыжковых упражнений с обязательным приземлением на всю стопу и небольшим пружинистым сгибанием колен.
Упражнение 1. Заземление
Шаг на месте с правой ноги.
2 раза мах правой‑левой ногой.
Прыжок вперед на обе стопы.
Прыжок назад и твист.
Повторить 8 раз.
Прыжок с выставлением ноги вперед на пятку: правая‑левая.
Прыжок, ноги на ширине плеч, на всю стопу, колени чуть согнуты, и обратно.
Прыжки, ноги в сторону‑вместе, с подниманием рук над головой.
Повторить 8 раз.
3 раза подъем колена левой ногой, 3 раза подъем колена правой ногой.
1 раз подъем колена – правой‑левой.
1 раз подъем колена – правой‑левой.
Повторить 8 раз.
3 раза подъем колена правой ногой, 3 раза подъем колена левой ногой.
1 раз подъем колена – левой‑правой.
1 раз захлест ноги – левой‑правой.
Повторить 8 раз.
8 выпадов правой ногой с одновременным подъемом левой руки влево‑вверх.
8 выпадов левой ногой с одновременным подъемом левой руки вправо‑вверх.
4 выпада правой ногой с одновременным подъемом левой руки влево‑вверх.
4 выпада левой ногой с одновременным подъемом левой руки вправо‑вверх.
2 выпада правой ногой с одновременным подъемом левой руки влево‑вверх.
2 выпада левой ногой с одновременным подъемом левой руки вправо‑вверх.
Выпад вправо‑влево, обе руки резко выбрасываем вперед‑вверх.
Упражнение 2. Летка‑енка
Участники выстраиваются в круг друг за другом и берутся за талию стоящего впереди.
Подскок и мах правой ногой.
Подскок и мах левой ногой.
Прыжок вперед на обе стопы, ноги на ширине плеч.
Прыжок назад и твист.
Упражнение 3. Кантри
Исполняется под музыку «Кантри».
И. п. (исходное положение) – стойка прямо, пятки вместе, носки врозь, руки на талии, большие пальцы рук заложены за пояс.
Шаг с правой ноги вправо, перекрестный шаг левой ногой сзади за правой, еще шаг правой вправо, левую приставить к правой (такты 1–4).
Повторить в левую сторону (такты 1–4).
Шаг правой ногой назад, левую приставить (такты 1–2).
Прыжок ноги врозь – ноги вместе (такты 3–4).
Скольжение (slide) по диагонали вперед‑влево с левой ноги (такты 1–2).
Скольжение (slide) по диагонали вперед‑вправо с правой ноги, левую приставить (такты 3–4).
Шаг левой по диагонали вперед‑влево с одновременным двукратным покачиванием левым бедром влево (такты 1–2).
Двукратное покачивание правым бедром вправо (такты 3–4).
Одно покачивание правым бедром вправо – левым влево (такты 1–2).
Шаг с правой ноги с поворотом вправо на 90°, левую приставить (такты 3–4).
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Упражнение 1. Метафора «Одного шага»
(http://www.chart.ru/~bodywork/games.htm)
Принципы:
перетекание веса тела по синусоиде от 100 % на одной ступне к 100 % на другой ступне;
чувствительность:
а) во время несения «пустой» ноги над поверхностью пола – есть ли место для опоры?
б) стопы и колени проходят рядом друг с другом параллель‑
но, но не соприкасаясь;
в) опорная ступня «распластывается» на полу (женщинам
можно вспомнить ощущение «раскатывания теста»).
в любой момент положение тела является стабильным (устойчивым), т. е. по команде «стоп» тело не заваливается (принцип покоя в движении).
Пошаговое выполнение упражнения.
Стоя на полусогнутых в коленях ногах (ступни соприкасаются внутренними сторонами, руки вблизи живота), приседаем, опуская прямой позвоночник вниз. Когда мы почувствуем свои ноги «сжатыми пружинами», начинаем плавно и медленно скользить правой стопой параллельно земле на 1–2 см выше уровня пола (ощущаем, достаточно ли надежна поверхность, на которую собираемся поставить ногу, нет ли «обрыва в пропасть»), пока колено не окажется практически выпрямленным. Все это время вес на 100 % на левой ноге и, соответственно, центр тяжести тела в пределах площади опоры (устойчивое положение).
Опускаем правую стопу с пятки на носок (вес все еще на левой ступне). Переносим вес на правую ногу, живот опускается, макушка находится на том же уровне, глаза смотрят прямо. Вес переносится с «полной» ноги на «пустую» плавно, важно прочувствовать моменты этого перетекания со 100 % до 0 %. Корпус не наклонять.
Левая нога подтягивается к ступне правой только после установления опоры на правой ноге.
Цикл повторяется.
Упражнение 2. «Морская водоросль»
Инструкция ведущего: «Представьте, что вы водоросль, растущая на морском дне. Ваши стопы, являясь корнями, не могут сдвинуться с места, но голова, руки, плечи, туловище, бедра и колени являются стеблями водоросли и непрерывно колеблются под воздействием морского течения, которым в данном случае являются движения рук вашего партнера. Закройте глаза и двигайтесь, повинуясь „течению“, с той же скоростью и в том же направлении. Не следует забывать, что стопы должны быть надежной опорой, сильной и одновременно гибкой».
Партнер, который играет роль морского течения, может использовать различные виды воздействия на второго участника, варьируя скорость и интенсивность.
Упражнение 3. «Бульдозер и Пеньки»
Это упражнение можно выполнять как в парном, так и в групповом варианте.
Парный вариант
Один из участников исполняет роль Бульдозера, который должен выкорчевать Пенек – своего партнера. Пенек должен, укоренившись, стоять на месте и не сходить с него. Бульдозер пытается стащить партнера с этого места всеми способами – хватаясь за руки, толкая или спихивая его. Через какое‑то время партнеры меняются ролями.
Групповой вариант
Если в эту игру играют три человека, один становится Пеньком, а двое других – Бульдозерами, а затем меняются ролями.
Упражнение 4. Падение
Выполняется в несколько этапов, с постепенным усложнением. Каждый вариант упражнения выполняется по нескольку раз. Когда освоен более простой вариант, можно переходить к следующему, более сложному.
а) Стоя в полный рост, раскружиться на месте так, чтобы расслабленные руки отлетели в стороны, а кисти налились тяжестью. Затем резко остановиться и упасть, куда «поведет тело».
Как правило, падение идет с закручиванием, по спирали. Упражнение очень похоже на то, как играют (кружатся) дети.
б) Встать в полный рост. Полностью расслабив тело, упасть на пол мягко, с закручиванием (так, как это получалось после кружения в предыдущем варианте упражнения).
в) Встать в полный рост. Подпрыгнуть вверх и мягко упасть на пол (приземлившись на ноги с последующим перекатом на бок и спину).
г) Встать в полный рост на опоре, приподнятой над землей.
Оттолкнувшись от нее, подпрыгнуть вверх и с высоты упасть на пол (мягко приземлившись на ноги с последующим перекатом на бок и спину).
Примечание.Отношение человека к падению на пол отражает его восприятие жизненных «падений», т. е. неудач: насколько он их боится и насколько тяжело из них выходит. Важно понять, что травмирует не само падение, а сопротивление ему, ограничивающее естественную телесно‑психологическую адаптацию к ситуации.
Упражнение 5. Восхождение к устойчивости (работа с «внутренним ребенком»)
Упражнение направлено на то, чтобы дать опору другому человеку.
Работа в парах. Один участник (клиент) лежит, другой (ведущий) стоит и своими ногами упирается в его ступни. Надо позволить лежащему своими ногами перемещаться вверх, «идти» по ногам стоящего. Это и есть путешествие к устойчивости. Стоящий дает опору ногам лежащего. Затем «благодарность животом», т. е. стоящий удерживает недолго ноги партнера на своем животе. Потом следует плавный выход из контакта, стоящий понемногу отходит назад, пока ноги лежащего не лягут на пол. Затем стоящий берет лежащего за стопы – на вдохе надавливает на стопы, на выдохе – отпускает. Ведущий дышит в ритме клиента – это ассимиляция энергии.
Затем следует обсуждение: почувствовал ли лежащий состояние устойчивости, почему это было трудно. Когда было максимально удобно? Если на подъеме было трудно, а на животе удобно (т. е. как бы в утробе матери) – это хороший признак. Легко ли было выйти из контакта? Эта процедура демонстрирует сложности с матерью. Если клиент не может выйти из контакта, то это неблагоприятный знак. Если контакт разрывается очень резко, это свидетельство плохих отношений с матерью.
Поменяться ролями.
Техника 2. Работа с границами
Упражнения данного раздела позволяют: 1) выяснить, каковы твои границы и как их устанавливают; 2) расширять и устанавливать границы, адекватные ситуации.
РАЗМИНКА