Анализ выполнения пробы на свободные зрительные ассоциации

ЗРИТЕЛЬНЫЕ АССОЦИАЦИИ

Сформированность зрительных представлений может быть проанализирована с помощью проб на рисование предметов. Среди них получили распространение следующие пробы: свободные зрительные ассоциации, направленные зрительные ассоциации (ограничение ассоциаций может быть задано как вербально — называнием классов предметов, так и невербально, например геометрической фигурой, которую нужно использовать при рисовании).
Кроме того, используются задания на рисование и дорисовывание по слову-наименованию (Цветкова, 1972; Калита, 1974; Цветкова, Гришина, 2000; Дьяченко, Кириллова, 1980; Пороцкая, Дьяченко, 1996; Пережигина, 1999).
В нашей практике хорошо себя зарекомендовали пробы на свободные и направленные зрительные ассоциации, которые можно давать в условиях и индивидуального, и группового обследования.

Процедура

Детям предлагается лист бумаги формата А4, разделенный (расчерченный) на 8 или 6 частей (количество ячеек выбирается в зависимости от возраста, развития моторики, утомляемости ребенка).
Для выполнения заданий детям даются следующие инструкции.
В пробе на свободные ассоциации:

В каждой клеточке нарисуй что-нибудь одно. Рисуй, что хочешь, но следи, чтобы рисунки не повторялись.
(Если ребенок начнет рисовать сюжет, то можно посоветовать ему в следующей клетке нарисовать что-нибудь одно, один предмет.)
В пробе на вербально направленные ассоциации:
Теперь в каждой клеточке рисуй разные растения. Следи внимательно, чтобы рисунки не повторялись.
В пробе на невербально направленные ассоциации:
Вспомни, в каких предметах можно увидеть эту фигуру, и нарисуй их — в каждой клеточке разные.
(Фигуры — круг, квадрат и др. — могут быть заранее нарисованы в каждой ячейке или предъявлены на карточке.)
Детям младшего возраста инструкцию можно задать иначе:
Ты — волшебник. Дорисуй эти фигуры так, чтобы они превратились в разные предметы.
После того как ребенок закончит рисовать, он должен назвать свои рисунки. Психолог фиксирует высказывания детей.

Анализ выполнения пробы на свободные зрительные ассоциации

К возрасту 6–7 лет дети достаточно хорошо овладевают графическими навыками, так что до 95% их рисунков узнаваемы (эксперт относит предмет к той же семантической области, что и ребенок). Чаще всего дети рисуют дерево, цветы, дом, машину, животных. Доля оригинальных рисунков составляет в среднем 6%.
Из 8 рисунков в среднем 6 — это предметные изображения, а остальные 1-2 рисунка представляют собой геометрические фигуры, буквы, цифры. Увеличение числа непредметных рисунков (свыше четырех) может быть показателем бедности зрительных предметных представлений ребенка. Такая бедность представлений наиболее часто проявляется у детей с недостаточным развитием функций правого полушария (см. рис. 1, 2).
Среди рисунков детей встречаются и рисунки с сюжетом. С одной стороны, это может быть проявлением хорошо развитого воображения, с другой стороны — рисование сюжета может быть обусловлено тем, что у ребенка возникают трудности создания новой программы изображения предмета и он выполняет стереотипную программу рисования. По нашим данным, у детей-первоклассников сюжетный рисунок встречается с одинаковой частотой, независимо от успешности обучения.
При анализе зрительных ассоциаций особое внимание нужно обратить на возможность передачи детьми конкретных видовых признаков предмета. Например, ребенок говорит, что на рисунке изображен корабль, а взрослый воспринимает этот предмет как лодку. Такие особенности изображения, когда фиксируются только родовые признаки предмета, а видовые отсутствуют или смешиваются, характерны для детей-дошкольников. У детей подготовительной группы с хорошим развитием вербально-перцептивных и графических функций отсутствие видовых признаков встречается в 1-2 рисунках из восьми. Как у дошкольников, так и у первоклассников количество неузнаваемых, непредметных или обобщенных изображений не должно превышать 3-х.
При анализе необходимо учитывать и наличие повторов. Единичный повтор — достаточно распространенное явление, но наличие двух повторов и больше должно настораживать.

Интерпретация

Большое количество непредметных изображений и наличие трудностей в передаче видовых признаков предмета (при наличии графических возможностей) свидетельствуют о недостаточной сформированности у ребенка зрительно-перцептивной сферы.
Повторы в зрительных ассоциациях могут быть обусловлены той же причиной, а также инертностью ребенка.
Время выполнения задания — от 1,5 до 20 минут. Замедленное выполнение рисунков может свидетельствовать о слабости активационных процессов.

Наши рекомендации