Эмоциональные дифференциации в перцептивном мире и в когнитивной карте
Предметы и события по-разному включены в действие, в соответствии с этим меняется их психологическая значимость: пространство-время действия характеризуется эмоциональной дифференциацией.
Особенно выделяются в нем цель, предметы-средства и место субъекта действия. Разумеется, эмоциональные дифференциации в перцептивном пространстве-времени не сводятся только к тем целям, которые стоят перед субъектом в данном действии. Они значительно шире, они определяются предшествующим действием, деятельностями и отношениями между людьми. Немаловажным фактором является также состояние организма субъекта труда.
Идея эмоциональных дифференциации особенно полезна при рассмотрении границ процесса, который контролирует оператор. Стоящая перед оператором задача очень часто может быть сведена именно к удержанию процесса в определенных границах. Условность употребления в данном контексте пространственного понятия «граница» очевидна, но дело в том, что на приборах специальными метками и прочим действительно выделяются зоны нормального функционирования и опасные зоны, т.е. они разделены уже подлинными пространственными границами. Так возникает эмоциональная дифференциация разных участков шкалы. В качестве примера можно привести радиовысотомер, который звуком сигнализирует об опасности сближения с землей в момент прохождения стрелки через определенную метку на шкале. Метка заранее устанавливается экипажем в соответствии с профессиональным уровнем командира («минимум командира» определяется на предельно низкой высоте нижней кромки облачности, при которой командир данной квалификации имеет право заходить на посадку).
При заходе на посадку в условиях плохой видимости, при высоте облаков, близкой к минимуму, показания высотомера приобретают особую важность. Если стрелка достигнет метки, а самолет не выйдет из облаков, то командир обязан уйти на запасной аэродром. А это связано с расходами горючего, сил, разбором полета в отряде и с другими неприятностями.
Можно легко убедиться в «сгущении эмоций» на границе трассы, в области пересечения трасс (особенно для авиадиспетчеров), при приближении самолета, выполняющего рейсы в России, к государственной границе. Готовясь к полету, штурман выделяет границы трассы красной линией. Если летчик выполняет рейсы по хорошо известной трассе, он редко пользуется картой. О приближении к границам трассы он судит по показателям индикатора линейного бокового уклонения. Теперь эмоциональную окраску приобретают числа: по мере приближения к критической величине больше вероятность получить замечание от авиадиспетчера или от командира воздушного судна. Неодобрение, порицание, наказание усиливают эмоциональную дифференциацию величин бокового уклонения. Так отношения между людьми, оценка трудовой деятельности оседают в восприятии параметров управляемого процесса.
Эмоциональные дифференциации формируют ожидание субъекта и заставляют его действовать так, чтобы не допустить перехода параметров через граничные значения.
Эмоциональную окраску могут приобрести и события. Например, броски самолета, хлопки, звуки ударов всегда значимы для экипажа. Экипаж внимательно следит за ходом операции, связанной с выпуском или уборкой шасси. Любые нарушения в ее атрибутах (толчок, звуки, уменьшение скорости) мгновенно замечаются и остро переживаются экипажем. Невыпуск стойки шасси при заходе на посадку - событие, которое по своей значимости выделяется из общего ряда событий особенно сильно. В случае задержки события относительно его обычного момента возникает тягостное ощущение остановки времени.
По сути дела, когда мы говорим об эмоциональных дифференциациях в пределах определенной зоны, о «сгущениях» эмоциональной окраски около границ, здесь имеется в виду событие -приближение объекта к границе, параметра процесса к граничному значению. Чтобы точнее зафиксировать момент его наступления, оператор контролирует пространственные, временные и другие параметры технологического процесса. При наличии неточных приборов, в чрезвычайно сложных условиях труда и при большой скорости движения объекта, нежелательное событие может наступить неожиданно. Специально организованная и заранее проведенная подготовка к возможности наступления нежелательного события в определенном участке, с одной стороны, будет способствовать более выразительной эмоциональной дифференциации события в восприятии, а с другой - запуску механизмов действия, предупреждающих наступление такого события.
Однако эмоциональные дифференциации в перцептивном мире не всегда совпадают с теми, которые отмечаются в действии. Здесь возможно расхождение. Дифференциации между предметами (и событиями) внутри действия определяются их отношением к цели. Эмоциональные дифференциации в перцептивном мире субъекта строятся в зависимости от его потребностей, типа эмоциональности, функционального состояния и пр.
Решение вопроса о соотношении эмоции и когнитивных карт предполагает рассмотрение механизмов регулирования действия. Сам вопрос ставится двояко: либо карта имеет исключительно когнитивный характер, а эмоциональным является механизм ее применения, либо когнитивная карта изначально несет в своей структуре эмоциональное наполнение. Склоняясь ко второму, считаем целесообразным ставить в соответствие двигательному действию не когнитивную карту, а целостное психическое отражение пространства-времени действия. Характеризуя его, отметим следующее: 1) оно несет в себе следы прошлого. Скорость и точность выполняемых движений определяется переживаниями успехов и неудач при прежних попытках выполнить действие. Прошлые взаимодействия с предметами и пространственными зонами зафиксированы в их психологической привлекательности, так же как и те человеческие отношения, на фоне которых развертывалась деятельность; 2) вместе с тем на следы прошлого проецируется перцептивный мир с эмоциональной дифференцированностью его зон, предметов, путей; 3) устремленность в будущее (цели, потребности субъекта) не менее важна для характеристики такого отношения.
Каждый штурман при подготовке к полету отмечает наиболее сложные пункты, этапы и зоны, планирует свои действия, в его внутренней карте трассы появляются своего рода «горячие точки». Эмоциональная дифференциация этих точек не является одномерной, она чрезвычайно богата. В зависимости от навигационной обстановки в ней выделяются более или менее сложные зоны. На них могут накладываться ожидания опасных метеоявлений, что еще больше обостряет переживания. Разные пути и запасные аэродромы характеризуются разной психологической привлекательностью. Препятствия и ограничения имеют разную отрицательною валентность, но стоящие за нарушениями социальные санкции или физическая угроза определяют качественное различие эмоций.
Впоследствии эмоциональная дифференциация сыграет свою положительную роль: в соответствующих местах пространства на основе соответствующих тревожных сигналов сработают необходимые механизмы, обеспечивающие более внимательный контроль.
Такое понимание внутренних представлений пространства-времени оказалось полезным при исследовании, проведенном на штурманах и пилотах гражданской авиации. В первом исследовании 60 летчикам предлагалось нарисовать, как они представляют полет от Москвы до определенного пункта, и отметить наиболее сложные и опасные зоны маршрута. Во втором исследовании 80 летчикам были предложены серии картинок грозовых очагов, обнаруженных радиолокатором, по курсу следования. Требовалось изобразить фактическую линию пути. В рисунках получили отражение особенности видения ситуации пилотами и штурманами, индивидуальные стратегии решения, различие опыта действий в сложных метеоусловиях. В представлении о маршруте в целом выделяются сложные или опасные зоны, которые сильно отличаются по устойчивости. Важной особенностью внутренней карты является множество имеющихся в ней уровней - от весьма абстрактных, выражаемых уравнениями сферической тригонометрии, до конкретных, наполненных представлениями о движениях и яркими переживаниями. Интересно, что возможен прямой доступ к любому уровню, и таким же образом, без промежуточных опосредований, формы того или иного уровня могут реализоваться в приказе, команде или в двигательном действии.