Субъект и профессиональная задача
Понятие действия требует введения субъекта, решающего задачу в ситуации. Принцип «Я-здесь-теперь» определяет начало отсчета при изучении поведения человека. Когнитивная психология изучает среди прочего некие структуры пространственного и временного опыта, управляющие поведением. Они работают автоматически, и человек, ведомый такими структурами, работает, словно автомат. При опоздании или пространственной ошибке человек переходит на сознательный уровень анализа, когда к делу подключаются опознание ориентиров и воспоминания, анализ воспринимаемой или представляемой карты, осознанное применение систем отсчета. Оба способа рассмотрения человека - как автомата и как сознательного существа - основаны на разных положениях и ведутся посредством разных понятийных аппаратов. В рамках первого подхода сохраняет силу информационно-аналитический подход, а второй должен учитывать динамические отношения между сознанием и бессознательными структурами (например, вытесненными желаниями или стремлением к власти). Оставаясь в рамках заданного Дж. Гибсоном «экологического подхода» в понимании пространства и времени на примере восприятия, мы вынуждены, исходя из предположения о необходимости множественности подходов к изучению поведения человека в ситуации, допустить необходимость применения множества временных и пространственных систем. Каждая адекватна своему подходу и фиксирует одну из сторон процесса. Для построения целостного описания необходимо найти способ совмещения подходов и построить переходы между отдельными пространственными системами. Аналогично и для временных систем описания процесса.
Движения человека изучали многие ученые. Но изучение велось в основном с целью восстановления двигательных функций, а интерпретация - в терминах действия. При описании профессиональной деятельности необходимо рассмотреть возможности моторики целого субъекта, возможности развития моторики и приспособления движений человека к особенностям стоящей перед ним задачи. Необходимо также установить, с какими препятствиями сталкивается человек и как он преодолевает эти препятствия.
В исследовании действий субъекта должны проявляться свойства субъекта по отношению к отдельным функциям: выступая как целостность, понятие «субъект» указывает на более высокий уровень по отношению к отдельным функциям. Понятие «субъект» особенно выпукло выступает на пересечении двух плоскостей: отдельных процессов и целого человека.
Психологическое описание функций строится узко, в терминах механизмов, которые работают автоматически. Субъект как понятие не участвует. Используется лишь термин, наименование, табличка, где полноценное и емкое понятие «субъект» фактически подменяется поверхностным - «испытуемый».
Пространство ставит перед субъектом такие жесткие требования, что не всякий может уложиться в них. Субъект старается приспособиться, ищет выхода из ситуации.
Рабочий, получивший сложное задание (сделать столько деталей, сколько ему никогда не приходилось делать), оказывается перед необходимостью найти компромисс между скоростью и точностью (величиной отклонения). Обычные координации усилий и амплитуды, возможности быстро собраться или расслабиться, фоновые напряжения и другие возможности субъекта в целом становятся препятствием для приспособления к особенностям задания. Они не позволяют субъекту увеличить точность и быстроту до требуемой величины. Иногда рабочему удается выполнить задание с требуемой точностью. Но в среднем его производительность оказывается низкой. Человек сам строит прогнозы успешности на основе усредненной оценки по ограниченному количеству проб.
Субъект знает свои возможности исполнения разных задач. Он классифицирует задачи на доступные и недоступные для него. Субъект выходит за рамки движений или действий, ситуации исполнения. Он интегрирует результаты по многим действиям, ситуациям и задачам. Он помнит результаты предыдущих действий и свои ошибки. Субъект способен соотнести возможности своего тела и задачу, которую поставили перед ним. Субъект соотносит условия, опознает их как ситуацию в целом и оценивает их как знакомую или незнакомую ситуацию. Он соотносит ситуацию с предполагаемым результатом задачи, которую он должен выполнить в данных условиях. Оценив условия таким образом, субъект утверждает, что не сможет выполнить задачу в данных условиях. Такое утверждение становится возможным в силу того, что он знает собственные возможности и ограничения.
Субъект знает свои ошибки: когда и что ему не удавалось обнаружить из-за недостатков его зрения, обоняния или слуха. Здесь на уровне субъекта соединяются память и предвидение - оценка выполнения предстоящей перцептивной задачи. Субъект знает недостатки своей памяти. Если память не всегда его подводила, он надеется, что память не подведет, и соглашается попробовать выполнить задачу, которая требует запоминания информации.
До начала действия субъект получает задание (выслушивает) и оценивает свои возможности, сопоставляя их с требованиями задачи. Соглашается принять задачу или отказывается от нее. Отказ от задачи основан на анализе исполнения предыдущих задач, на том, как оценили исполнение люди.
Выполняя действие, субъект воспринимает окружающий мир. Тем самым субъект выходит за рамки действия.
Выполняя действие, человек сравнивает качество, ход, характер исполнения с тем, что было при выполнении других задач.
Выполняя действия и оценивая ход исполнения по отношению к предыдущим случаям, субъект готовится с следующему действию, когда он возьмет на себя более высокие обязательства, либо отступит назад - снизит уровень качества, но постарается испытать новые приемы.
Говорят, что субъект - интегрирующая инстанция, что субъект интегрирует психические функции. Вместо термина «интегрировать», который не всегда применим, мы использовали деепричастный оборот. Он позволяет выразить двойственность положения, показывает, что наряду с включенностью в действие субъект совершает нечто, выходящее далеко за рамки действия.
Здесь мы можем найти путь к пониманию того, почему специалист может отказываться от выполнения задачи. После многократных попыток исполнить задачу или после обдумывания причин одиночной неудачи субъект знает недостатки своего восприятия, ограничения памяти, недостатки мышления и эмоциональные срывы. Субъект способен сравнить свои исполнения действия в данных условиях с действиями других людей, отметить их успешность или недостатки по сравнению со своими. Продолжая моторное исполнение действия, субъект работает мыслью. Мысль выходит за рамки исполняемого. Человек прогнозирует, вспоминает и сравнивает происходящее с прошлым. Оставаясь в настоящем, продолжая выполнять текущее действие, субъект выходит за рамки настоящего. При этом субъект воспринимает свое действие, оценивает себя в выполнении действия.
Субъект - это не просто инстанция, которая интегрирует функции восприятия, памяти, движения, речь и другие (П.Я.Гальперин). Субъект способен работать параллельно в разных пространствах. Работая «здесь» и воспринимая себя и свое действие здесь, субъект может одновременно анализировать то, что будет «там».Речьидет не просто о том, что в основе пространств, в которых одновременно работает субъект, лежат разные меры длины. Пространства могут быть по-разному организованы, в основе каждого может быть своя пространственная схема, своя система координат и соответственно особая операциональная система.
Таким образом, осмысливая понятие «субъект», мы приходим к пониманию того, что «субъект» становится основанием для разработки идеи множества пространств в одной точке, в рамках одной ситуации, одного действия. Об этом же говорит известный принцип, согласно которому субъект, выполняя ориентирующие функции, руководствуется глобальными и локальными когнитивными картами.
Субъект, действуя, выходит за пределы действия, за пределы воспринимаемого пространства, за пределы переживаемого настоящего. Но важно то, что при этом субъект продолжает действовать, выполняя свою задачу в воспринимаемом пространстве и переживая течение времени. Как это совместить?
Действуя, субъект выходит за пределы действия: решает несколько задач, которые начались в разное время и в разные моменты закончатся. Задачи выполняются в разных пространствах и требуют разной пространственной точности. Задачи различаются по сути. Субъект оценивает свои возможности выполнения каждой из задач: одни задачи удавались ему чаще, другие - реже. Решая задачу, субъект переносит принцип решения из другой задачи, пользуясь принципом аналогии. Успех в решении однойиззадач может укрепить уверенность человека в себе, и он быстрее продвинется вперед в решении пока еще не законченной задачи.
Так накапливается и функционирует опыт. Он выступает теперь как возможность переходить по сложной системе связей из одной задачи в другую. Субъект выполняет эти переходы, продолжая решать задачу или несколько задач сразу. Субъект подобен сложному процессору, который выполняет задачи разного масштаба, фиксирует успехи в продвижении или неудачи. Субъект работает с разными группами людей и приспосабливается к каждому, запоминая привычки, поступки и особенности поведения каждого. Субъект - это сложная система опыта, позволяющая отслеживать и продвигать вперед отношения с разными людьми, которые развиваются с разной скоростью, сравнивать успехи и неудачи и делать все это в рамках какой-то конкретной ситуации, в ходе решения конкретной задачи. Субъект способен подняться над ситуацией, взглянуть на нее сверху, откуда менее видны детали и текстура, но зато хорошо схватывается конфигурация в целом: внешняя и внутренняя. С такой «высоты» субъекту лучше виден весь комплекс задач, видна конфигурация каждой отдельной задачи, смысл каждой отдельной задачи, разница между задачами, границы и пограничные области между смежными задачами - переходы между ними. Опыт выступает как сложная мыслительная работа объединения и разделения, привлечения отдельных задач и отказа от других в ходе решения одной из них. При этом в деле участвуют восприятия и воспоминания, мысли, движения, ценности и переживания.
«Субъект» не означает «хозяин», когда когнитивная карта пространства или времени указывает, что, где и когда делать. В этом случае субъект выступает в роли пассивного исполнителя.
Сознание не делает человека хозяином, поскольку оно обеспечивает всего лишь обостренное чувство присутствия и просветленность.
Цельность, невозможность «раздвоиться» на «исполняющего» и «наблюдающего», что часто бывает при выполнении сложной задачи, становится сложным препятствием на пути изучения практических действий человека. После решения сложных задач человеку остается лишь разбирать происшедшее, поскольку он не имеет возможности изменить что-либо.
Принцип «Я-здесь-теперь» неэффективен при изучении быстрых процессов, по крайней мере он должен применяться вместе с теми подходами, которые расшифровывают суть быстрого процесса.
Не всегда правильно утверждать, что субъект способен включать свое сознание или отключать его. Сознание вряд ли подвластно субъекту.
Сознание не менее абстрактное понятие, чем понятие субъекта.
Если человек в трудовом процессе действует как автомат, его вряд ли следует называть субъектом труда. Невозможно называть субъектом автомат. Здесь важнее рассматривать автоматизацию и деавтоматизацию. Что происходит при деавтоматизации? Она наступает сама собой при встрече с трудностью, при утомлении и пр. Автоматические действия тоже начинают выполняться сами собой. Автомат становится субъектом? Если подразумевать под субъектом просто способность к наблюдению за своими действиями - да, а если хозяина действий, то нет. Человек, индивид не может быть хозяином своего действия в полном смысле слова. Он может планировать свои действия, наблюдать за ними со стороны, иногда контролируя их исполнение, разбирать их после окончания. Но это не значит, что он - хозяин.
Сознание и время - неразрывные понятия. Как связаны понятия субъект и время? Можно ли говорить о субъекте помимо времени? Нет, поскольку телесно и деятельностно субъект пребывает в какой-то системе ритмов, которые необходимо сочетать с ритмами ближайшей группы и организации, с ритмами географического пункта, с поясным временем.
Понятия «свертывания» и «сокращенности» - основные в деятельностном подходе А.Н.Леонтьева. Они означают именно временную трансформацию. Свертывание и развертывание - преобразования прежде всего временного типа. Мы не можем использовать их, пока не поймем, каков характер этой временной трансформации.
Идея уровней - высших, сознательных, и низших, автоматического исполнения, - неотчетлива, потому что непонятно, как устроено соподчинение уровней в условиях сосредоточенной, нереф-лексирующей разумности, какие уровни являются верхними, а какие - нижними. Она неэвристична, поскольку конструкция уровней не остается неизменной - она меняется. Рассуждение об уровнях - это рассмотрение пространственной организации действия или субъекта.
Пространство и субъект. Работа в знакомом пространстве сопровождается чувством уверенности и легкости. Попадая в незнакомое пространство, мы теряемся, испытываем тревогу и страх. Разумеется, эти переживания сопровождаются осознанием факта: «Я в незнакомом месте!» Осознание приходит само собой. Субъект работает с ориентирами. Эта работа имеет образный и вербальный характер. Память сама подсказывает, что должно быть, самостоятельно работают когнитивная карта, образная память. Субъект заставляет себя овладеть своим состоянием и выбирает путь поиска выхода. Человек преодолевает отказы своего тела двигаться, действовать. Вопросы: что?, как?, когда?, куда? задает сам себе субъект: он ставит себе задачу найти выход, пускается на поиски и находит его, преодолев все препятствия. Вообще, вся волевая деятельность - проявление именно субъекта в человеке, субъекта-хозяина.
Понятие субъекта требует разработки понятия пространства (жизненного, деятельности, отношений, поиска и др.). Как соотносятся понятия «пространство действия» и «пространство субъекта»? Пространство и сознание связываются через ориентиры. Пространство возникает для субъекта, когда субъект теряет ориентировку. Тогда он начинает думать о пространстве, осознает себя в пространстве. В нормальных условиях пространство не дано в сознании субъекта. Интересна ситуация, когда он потерялся или просто ищет дорогу другой. Спрашивая дорогу, другой заставляет нашего субъекта рассуждать о пространстве, осознавать схему и ориентиры, мысленно двигаться по пути и т.п. Нельзя забывать о телесности субъекта.
Встреча разных систем временного описания и разных систем пространственного описания происходит при использовании многих подходов к субъекту и его действию. Видимо, при каждой такой встрече необходимо сводить в единое целое разные пространственные и временные описания.
Стоит рассматривать не уровни, а подходы. Если пользоваться понятием уровней, то нет возможности определить, к какому из уровней может быть отнесен информационно-преобразующий подход или подход, рассматривающий когнитивные аспекты психологии, что делать с активным или пассивным субъектом. Понятием уровней мы не пользуемся потому, что приоритеты могут меняться. Высшими являются то автоматические процессы, то воля субъекта. Смена уровней определяется тем, насколько знакомы условия, окружающие люди и привычны действия. До сих пор не решен вопрос о том, как они коррелируют. По-видимому, пока нельзя свести разные подходы к одному. Пока речь может идти о необходимости множества подходов.
Мышление профессионала
В труде опытного специалиста велика доля рутинного элемента. Представители профессий иногда утверждают, что оператор не должен думать, он обязан действовать - быстро и четко. Мыслит ли оператор? Требует ли мышления операторский труд? О необходимости мышления в операторском труде необходимо говорить в связи с рассмотрением сложных задач.
Есть и другие основания. Сложность и условность знаковых систем, применяемых для описания устройства и правил работы системы, ограничения возможностей применения системы –все это должен освоить оператор и учитывать при решении любой сложной задачи. Решение задачи - это процесс преобразований, выполняемых на основе анализа ситуации, совершаемого в терминах усвоенной знаковой системы. Преобразования практические предваряются преобразованиями в системе значений, два типа преобразований могут происходить и одновременно; важно то, что они неотрывны друг от друга. Назовем некоторые основные ситуации, которые не могут быть решены без мышления:
освоение системы;
анализ необычных ситуаций при разборе;
построение новых режимов эксплуатации техники;
возвращение системы из неустойчивого, переходного состояния в режим нормального функционирования;
определение сложности задания, сроков исполнения, экономической цены, физиологической стоимости работ.
Необходимость мышления в операторском труде обнаруживается при всяком техническом нововведении. Освоение системы в процессе обучения (при переходе на другой тип техники или при изменении условий и правил работы) требует немалых усилий, которые связаны также с переделкой хорошо заученных схем мышления. Применяя автоматически старые схемы и принципы, специалист оказывается в тупике. Это заставляет его искать правильное решение, объяснять причины ошибки, заставляет строить метасхемы - заставляет мыслить. Сложность новых знаковых систем, которые должен заучить оператор, и особенно их условность, необходимость многое понять и запомнить - все это делает процесс переучивания еще более трудным, чем повседневная работа на прежней установке.