Тип 1. Вспомогательный персонал материальной сферы
I. Примеры профессий и конкретных трудовых постов
Наиболее типичный представитель данного типа – это рабочий на конвейере, выполняющий 2-3 (а нередко – и всего одну) несложные технологические операции. К подобным видам труда относятся, например: контролер-отбраковщик на поточной линии в пищевой промышленности, упаковщик на конвейере комбината химического волокна, укладчик на конвейере хлебозавода, упаковщик на конвейере полиграфкомбината.
Однако для подобного труда необязательно физическое наличие именно конвейера, т.е. некой движущейся транспортерной ленты и т.п. Главное здесь – постоянное, циклическое выполнение одних и тех же, хорошо известных, повторяющихся несложных действий и операций при практической неизменности условий их выполнения. Поэтому к данному типу относится множество видов деятельности, связанных с малоквалифицированным ручным трудом, например: судомойка (мойщица посуды) в столовой, кафе, ресторане; мойщик машин на автомойке; автослесарь низкой квалификации, выполняющий повторяющиеся операции по обдирке, зачистке, шлифовке и т.п.; грузчик, дворник, уборщица, землекоп, подсобный строительный рабочий. Важное условие, позволяющие отнести все указанные виды труда к данному типу – низкий уровень коммуникации при их выполнении, поэтому все они выполняются, как правило, вне рабочей бригады, или только формально в составе подобной бригады при фактически редком общении между ее участниками.
Кроме того, к данному типу относятся такие виды труда, которые связаны с обучением некоторым (преимущественно – рабочим) профессиям, причем – с ранней стадией овладения профессией, когда ученик фактически еще не способен работать самостоятельно и отрабатывает только отдельные действия, элементы деятельности. К подобным видам труда относятся, например: помощник ветеринара, ученик автослесаря, ученик автомеханика, ученица швеи, ученик повара.
II. Социально-демографические требования и особенности
По социально-демографическим свойствам работники этого типа разнородны, что связано с тем, что здесь высок процент «случайных», «приходящих» работников, выбравших ее не в силу ее наиболее полного соответствия своим интересам и возможностям, а в силу ее малоквалифицированного характера, позволяющего выполнять ее без наличия специального обучения и опыта работы (студенты, школьники, пенсионеры, временно безработные и т.д.). В связи с этим широки спектры возраста (от 16 до 65 и более лет) и образования (от неполного среднего – до высшего), хотя в принципе для успешного выполнения подобных видов деятельности либо достаточно неполного общего образования, либо требования к уровню образования отсутствуют.
Большинство трудовых постов, относящихся к данному типу, индифферентны к полу работников, т.е. на них работают как мужчины, так и женщины. Однако встречаются и посты как преимущественно «женские» (например, уборщица, судомойка, контролер-отбраковщик), так и преимущественно «мужские» (например, грузчик, автослесарь, подсобный строительный рабочий, мойщик машин, токарь).
III. Психофизиологические и психологические особенности и требования
По предмету и средствам труда работник данного типа имеет дело преимущественно с какими-либо материальными объектами, в том числе – с объектами живой природы (животными, растениями и др.) и техникой. Соответственно, от работника данного типа требуется высокая выраженность направленности на тип операций «Чувственный», связанный с выполнением различных физических (психомоторных) действий, а также с непосредственным восприятием материальных объектов с помощью своих органов чувств. В силу этого, от работников данного типа, в зависимости от конкретного вида труда, требуется, чтобы были хорошо развиты те или иные, важные для выполнения деятельности, так сказать, «чувственные» свойства, связанные с «чувственным» восприятием и исполнением действий:
- физические (хорошее физическое развитие определенных органов и групп мышц, необходимых для выполнения деятельности; отсутствие критических для выполнения деятельности физических дефектов);
- сенсорно-перцептивные (хорошее зрение, глазомер, слух, цветоощущение и/или цветоразличение и т.д.);
- психомоторные (сила, ловкость, точность и/или координация движений
- ресурсные психофизиологические (выносливость, способность переносить различный температурный режим, устойчивость к шуму, пыли, неприятным запахам и другим неблагоприятным физическим условиям труда).
При этом требования к скоростным параметрам выполнения действий могут быть различными: если, например, на конвейере скорость восприятия и выполнения действий задает сам конвейер, то в таких видах труда, как грузчик, дворник, землекоп и т.п. работник может сам регулировать темп выполнения деятельности.
В силу низкой коммуникации в данном труде требования к коммуникативным свойствам (способностям, умениям, навыкам) здесь низкие.
Подобный труд имеет ярко выраженный исполнительский характер, управленческие функции в нем практически отсутствуют. В силу низкой выраженности коммуникации и отсутствия управленческих функций требования к свойствам социального взаимодействия (таким, как организаторские склонности, лидерские качества, нормативность, независимость, дипломатичность и др.) здесь низкие (хотя, это, разумеется, не исключает стандартных для любой профессиональной деятельности требований соблюдать трудовую дисциплину и не проявлять на работе «вредных привычек»).
По уровням деятельности здесь доминирует текущая организация и регуляция деятельности, при этом и долговременная, и оперативная организация и регуляция деятельности выражены слабо. Из-за низкого уровня квалифицированности подобного труда требования к интеллектуальным свойствам работников (таким, как оперативность мышления, аналитическое мышление, рефлексивность, креативность, творческое воображение, объем оперативной памяти, переключаемость внимания и др.) здесь низкие.
К эмоционально-волевым свойствам (таким, как чувствительность, эмоциональная устойчивость, самоконтроль и др.) особых требований, как правило, не предъявляется.
По потребностно-мотивационным свойствам формальных, официальных требований к работникам данного типа, как правило, пока не существует. Тем не менее, для большинства работников данного типа характерны следующие особенности:
а) по предмету труда:
- для женщин – повышенный уровень типа «Природа»; невысокий уровень типа «Художественный образ»;
- для мужчин – повышенный уровень типа «Природа»; невысокий уровень типов «Человек» и «Знак».
б) по типу профессиональных сред:
- для женщин – повышенный уровень типов «Реалистичный» и «Конвенциональный; невысокий уровень типов «Исследовательский», «Социальный» и «Артистический»;
- для мужчин – повышенный уровень типов «Реалистичный» и «Конвенциональный; невысокий уровень типов «Исследовательский», «Социальный» и «Артистический».
в) по ключевым признакам профессиональной деятельности:
- для женщин – невысокий уровень направленности на управление, долговременную и оперативную организацию и регуляцию деятельности, типы операций «Межсубъектный» и «Информационный»; повышенный уровень направленности на тип операций «Чувственный»;
- для мужчин – невысокий уровень направленности на управление, долговременную и оперативную организацию и регуляцию деятельности, типы операций «Межсубъектный» и «Информационный»; повышенный уровень направленности на исполнение и тип операций «Чувственный».