Групповоп псинологической попоержки
Программа групповых занятий для подростков должна обеспечить, с одной стороны, формирование психологического здоровья в соответствии с его трехкомпонентной структурой, а с другой — выполнение возрастных задач развития. Основные направления групповой работы: аксиологическое, инструментальное, потребностно-мотивационное и развивающее.
Аксиологическое направление учит ребенка принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки. Инструментальное направление формирует умение осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы, то есть помогает личностной рефлексии ребенка. Потребностно-мотивационное направление для подростков предполагает прежде всего развитие умения сделать выбор, готовность нести за него ответственность, а также формирование потребности в самоизменении и личностном росте.
Развивающее направление отличается своим наполнением для учащихся разных классов, но в целом оно обеспечивает формирование к концу подросткового возраста эго-идентич-ности (Э. Эриксон), половой идентичности и личностного самоопределения (Л.И. Божович). При этом под эго-идентич-
HfiCTb I . TE0PETU4ECKUE ОСНОВЫ ПСиНОЛОГиЧЕСКОО РЙБОТЫ С ПЕТЫ*
ностью, согласно Э. Эриксону, понимается ощущение собственной целостности, активности и жизненной силы, осознание собственной ценности и компетентности. Половая идентичность — это представление о своем полоролевом поведении. Личностное самоопределение, по мнению Л.И. Божович, связано с формированием внутренней позиции взрослого человека, которая проявляется в осознании себя как члена общества и в понимании необходимости самому принимать решения относительно своего будущего. Оно предполагает сформированность у старших подростков определенной смысловой системы представлений о мире и самом себе, постановку вопроса о смысле собственного существования, а также выбор профессии.
Рассмотрим основные методические средства,используемые при разработке программы групповых занятий.
Психологическое информация
Для подростков начиная с 6-го класса достаточно эф
фективным методом, способствующим углублению их само
сознания, является изучение некоторых важных для этого
возраста психологических понятий. Сообщаемая информация
стимулирует подростка к размышлению о себе. Кроме того,
такая форма подачи материала придает занятию сходство с
уроком — привычной для ученика формой деятельности, а
следовательно, позволяет тревожным подросткам чувствовать
себя в безопасности, воспринимать ситуацию как подконт
рольную. Детям, склонным скрывать свой внутренний мир от
окружающих, такая работа позволяет избегать прямых выс
казываний о себе, но в то же время обсуждение нередко со
провождается серьезной внутренней работой. Необходимость
ведения записей в тетради позволяет улучшить дисциплину
на занятии, а также дает возможность вернуться к ранее рас
смотренным вопросам. . , , .и:
'./■ ill |
.'V.I:
>«■> |
xl.i: ■ОТ