Лечение болезни под названием ямбис
В 1990 году я выступал в Колорадо-Спрингс перед членами Национального фонда качества и развития бизнеса. Среди других ораторов на этом форуме был юный студент колледжа по имени Джон Фоппе. Я был под очень сильным впечатлением, что столь молодой человек, которому всего двадцать лет, может обращаться с такой решительностью и энтузиазмом к главам самых крупных компаний в мире. Даже к министру обороны и сопровождавшим его адмиралам и генералам — словом, это было изумительно.
Я сразу же решил получше познакомиться с ним, и за прошедшие несколько лет узнал, что в своей семье Джон — один из восьми сыновей, что он подрабатывал как публичный лектор еще в бытность студентом колледжа и с отличием завершил высшее образование за три с половиной года. Сегодня он выступает по всему миру в средних школах, церквях и перед аудиториями, состоящими из деловых людей. Это один из наиболее способных и самостоятельных молодых людей, которых я когда-либо видел, обладающий огромным чувством юмора.
Джон служит источником вдохновения для тех, кто стремится знать и наблюдать. Он родился без рук. Смотреть, как он управляет автомобилем, — впечатляющее зрелище. Он бреется, варит себе кофе, жарит яичницу с ветчиной и делает практически всё, что в повседневном режиме делаем вы и я.
В числе его умений есть и такие, чего большинство из нас не в состоянии делать ни в повседневном, ни в ином режиме, — например, он хорошо рисует. Можно даже сказать, что он и талантливый художник. В числе тех принадлежащих мне вещей, которые являются предметом особой гордости, — мой портрет, терпеливо нарисованный Джоном. Этот рисунок занимает видное место в моем кабинете. Вот вам молодой человек, научившийся не только адаптироваться к жизни, но и превосходить других.
Как это бывает у большинства людей, в жизни Джона имел место поворотный момент, когда одно происшествие оказало на него наглядное и чрезвычайно сильное воздействие. Когда Джону было десять лет, его мать, понимая, что подрастающему мальчику когда-нибудь придется покинуть дом и он окажется предоставленным самому себе, решила положить конец всякой помощи, которую тот привык получать от братьев. Джон в результате столь внезапной перемены дулся и обижался. В ответ его мать, не произнося ни слова, положила перед ним газетную вырезку. Это была история маленькой девочки, у которой тоже не было рук, но при этом она была лишена еще и ног. Джон говорит, что именно в тот день обратил внимание на то, что имел, а не на то, чего был лишен.
В тот самый момент Джон Фоппе начал взрослеть. Сегодня он заверяет своих слушателей, что каждый из нас в чём-то неполноценен, но люди, пребывающие на самой вершине, развивают и используют то, что у них есть, дабы стать победителями, для чего они, собственно, и были рождены.
СОСТОЯНИЕ ИЛИ ПРОБЛЕМА?
Замечательная история Джона Фоппе стала возможной благодаря тому факту, что его родители и особенно мать, женщина по-настоящему удивительная, не захотели превращать его физическое состояние в проблему. ПРИМЕР: сломанная рука — это проблема, которая может быть решена. Отсутствие рук — это состояние. Позже и сам Джон принял для себя указанную установку, что явилось одной из причин, почему он в 1993 году был отобран Юниорской торговой палатой Соединенных Штатов в качестве человека, входящего в лучшую десятку выдающихся молодых американцев.
У Джона и его родителей был выбор в вопросе о том, как совладать с его состоянием. Они могли противостоять этому состоянию, что является негативным подходом, либо реагировать на него, и это будет позитивным. К счастью, они выбрали вариант реагирования на состояние сына. Многие люди сочли бы, что нет и не может быть ровным счетом ничего позитивного, если ребенок родился без рук, но в реальной жизни подлинные победители смотрят на проблему и понимают, что для этой проблемы где-то имеется эквивалент или, возможно, в ней даже таится большая польза. В итоге они ищут разные решения, ищут альтернативу.
У вас вполне может возникнуть вопрос: "Да какая же польза могла бы проистекать из отсутствия рук?" Что ж, давайте исследуем его с реалистической точки зрения. Если бы Джон родился с самыми большими, самыми длинными и самыми сильными руками, какие только когда-либо росли из человеческого туловища, то в любом случае он мог бы сделать с их помощью далеко не всё. Поскольку имеется предел тому, что мы, обычные люди, можем сделать с помощью рук, существует предел и тому, что Джон потерял, не обладая ими.
Еще маленьким ребенком Джон ощутил свою утрату, когда понял, что не может играть в мяч с другими детьми и не может карабкаться на деревья со своими братьями. Один инцидент, оказавший самое большое воздействие на Джона, произошел, когда он был на Гаити в поездке, организованной церковной миссией. Он видел вокруг чрезвычайную бедность и изголодавшихся детей — изголодавшихся не только по пище, но также и по привязанности, по теплым чувствам, по любви. Маленький пацаненок, лет четырех или пяти, очень дружелюбный и открытый, подбежал к нему и обвил свои руки вокруг ног Джона. В этот момент Джон посмотрел вниз и ему ужасно захотелось в ответ тоже обнять ребенка, но он, понятное дело, не мог этого сделать. Да, возникали такие ситуации, когда Джону особенно хотелось бы обладать руками, но он согласился с их отсутствием и использует то, что у него есть, с убежденностью, доверием и благодарностью.
История Джона являет собой классический пример, подтверждающий заявление д-ра Натаниела Брандена о том, что "чем прочнее наше чувство собственного достоинства, тем лучше мы оснащены для того, чтобы справиться с неприятностями, которые возникают в нашей карьере и личной жизни".