Германия. Социальная работа является активной составной частью социальной системыФРГ.
В широком смысле под социальной работой понимается весь социальный потенциал отдельных организационных служб и учреждений, функционирующих на приватной или государственной основах. Сюда же относится и структура социального управления.
Социальная работа, понимаемая в узком смысле, входит в эту особую систему не пассивно, но активно содействуя претворению идеи социального государства в социальную реальность.
При этом социальная реальность даже в развитом социальном государстве характеризуется наличием многоплановых социальных проблем. Соответственно является многоплановой и социальная работа, выступающая на приватном (частном), «добровольно-общественном» (благотворительные общества), «коммунальном» (местном: городском, приходском и т.д.) и государственном уровнях44.
В 60-е гг. развернулась дискуссия о реальном вкладе социальной работы в общественную ситуацию. Критика касалась как индивидуализированных подходов к помощи в отдельных случаях и к педагогическим концепциям в групповой социальной работе, так и гармонизирующих направлениях в работе обществ. Речь зашла о так называемой «новой предметности», сконцентрировавшись на целях, предмете, институционных и политических рамках социальной работы и на ее вкладе в гармонизацию общества.
Классические методы были отчасти отодвинуты в сторону психологическими теориями и приемами. Набор технологий был дополнен диагностическими и лечебными методами и расширен включением терапевтической работы. Наряду с методами краткосрочного лечения кризисного вмешательства при оказании единовременной помощи дискутировался и метод поддерживающего долговременного контакта, основанного на концепции системной работы с семьей. Таким образом, социальная работа приобретала все более структурированный характер.
США. Развитие теории социальной работы здесь развивалось по трем направлениям:
• теоретическое развитие традиционных методов;
• развитие комплексного подхода, объединяющего теорию и практику в единую систему;
• разработка специальных подходов к специфическим группам клиентов.
Развивая концепции диагностических и функциональных подходов, Ф.Холлис (F.Hollis) и Р.Смолли (R.Smalley), выдвинули так называемую «концепцию приближения». Выделив пять теоретических концептов (оценка, личность в ситуации, процесс, взаимоотношения и вмешательство — «интервенция»), они использовали в своей концепции методологии теории систем и теории коммуникации. Впоследствии они применили свой подход не только к теории индивидуальной работы, но и к теории работы с группой и работы в общественных объединениях (коммьюните).
Дж.Конопка (G.Konopka), X.Нортон (H.Northen), M.Pocc (M.Ross), Р.Перлман (R.Perlman) и другие исследователи начинают искать общее основание, которое позволило бы осмысливать практические установки всех видов социальной работы. Дискуссии, которые проходили в это время, ввели наряду с такими понятиями, как «лечение», «диагноз», понятия «оценка» и «интервенция» в понятийный ряд теории процесса помощи.
Тогда же активизируется разработка теории социальной работы, которая непосредственно выходит на практику: получают освещение различные аспекты подготовки специалистов, формулируются базовые подходы к необходимым умениям и навыкам, рассматривается связь теории с практикой. Получают дальнейшее развитие такие проблемы социальной работы, как социальное функционирование, профессиональная оценка, акции интервенции, процессы индивидуализации и другие.
Именно в это время начинают складываться интегративные подходы к теории и практике социальной работы, в том числе адаптируются подходы, разработанные в трансактном анализе, рациональной терапии, в подходах модификации поведения.
Тогда же подводятся определенные итоги развития теория и практики социальной работы, достигнутые к этому времени, подробно анализируются основные концепции социальной работы, получившие признание вXX в.В таблице 1 представлены основные методы социальной работы, широко распространенные, а также теории, на которых они базируются.
Таблица 1
Дата | Метод | Теория (автор) | Сущность метода | Основатель |
Индивидуальной работы | З.Фрейд | Анализ детских переживаний,диагностика случая | М.Ричмонд | |
Функциональный метод | О.Ранк | Воля, способность к переменам, помощь как процесс | Дж.Тафт | |
Коммъюните-метод | Парсонс— Мертон | Функция/дисфункция; идеология социального консенсуса, интеграция групп | М.Росс | |
Метод решения проблем | В.Джеймс, М.Фоллет | Прагматизм, действие со смыслами; мотивация, способность, ресурсы | Х.Перлман | |
Посредничество | Д.Мид | Социальный интерационизм | В.Шульман | |
Социальное лечение | Х.Селье, Х.Парад | Реконструирование «Я» | П.Каплан | |
Метод, центрированный на задачи | - | Кратковременное воздействие, объективный контракт | Л.Эпштейн | |
Семейная терапия | П.Алто | Коммуникация и воздействие | П.Ватц |