Понятие организационной структуры.
Организационная структура– модель должностей и групп должностей в организации, важный мотив индивидуального и группового поведения. Существуют 2 подхода:
· рассматривает ОС просто как модель с названиями должностей и их группировкой,
· более широкое понимание, включающее также механизмы координации между ячейками и контроля над ними.
Структура организации – это совокупность методов разделения процесса труда на конкретные рабочие задания и координации их выполнения. (Г.Минцберг, 1989)
Традиционно принято понимать под структурой обезличенное распределение и формализацию функций, норм служебного поведения, информационных связей и взаимоотношений.
Регулярное воспроизведение таких видов деятельности, как распределение заданий, руководство и координация действий сотрудников, формирует структуру организации, а потенциальная возможность различных их комбинаций детерминирует различия организационных структур. (Д.Пью и Д.Хиксон, 1989)
Существуют две трактовки роли ОС в развитии организации:
· традиционное - ОС является средством для достижения стратегических целей компании. (А.Чандлер: технология®стратегия®структура). ОС считается средством, которое, будучи своеобразным "скелетом", обеспечивает стабильность и устойчивость компании, но в то же время - само должно изменяться по мере того, как изменяется окружающая предприятие бизнес-среда.
· неортодоксальное - ОС может определять стратегию, потому что ОС влияет на систему получения и обработки и информации, на систему принятия решений, на развитость тех или иных навыков у сотрудников – соответственно, определяет возможные стратегии. Так, например, в высокобюрократической структуре сложно придерживаться стратегии быстрого реагирования, и т.д.
Влияние организационной структуры на поведение.
Задать вопрос студентам: как ОС может влиять на поведение в организации?
ОС определяет, что должны делать ее сотрудники, и каким образом контролируется их поведение, с кем и каким образом им предписано взаимодействовать в организации, и т.д. Должности сами по себе дают мощный стимул индивидуальному поведению: требования к работнику и его собственные желания могут иметь своим результатом высокий уровень личного удовлетворения или, наоборот, стресса, беспокойства, вплоть до нарушения физиологических функций. Служебные взаимосвязи могут требовать общения только с непосредственным руководством, или, наоборот, с широким спектром людей, от коллег до клиентов, поставщиков, и т.д., что может вызывать чувства дружбы, соревнования, совместимости, удовлетворенности, или могут быть причиной стресса, девиантного поведения на рабочем месте, и т.д. Кроме того, в зависимости от определенного взаимного положения должностей и структурных подразделений, группы могут быть более или менее сплоченными. Например, структурное подразделение, состоящее из 10 человек, выполняющих одну и ту же работу, скорее всего как группа окажется менее сплоченной, менее открытой новым идеям, и менее общительной, чем группа = структурное подразделение, состоящее из 10 сотрудников, выполняющих разные работы.
Среди важнейших характеристик ОС следует отметить:
влияние на поведение в организации – как люди ведут себя на рабочем месте, по отношению к коллегам, групповая динамика, и т.д.
повторяющаяся деятельность – позволяет создать устойчивую, непрерывно возобновляющуюся, регулярную форму деятельности, что очень важно для стабильного развития организации.
целенаправленность и преднамеренность – отражает тесную связь ОС с организационными целями, то, что выбор каждый раз основан именно на наибольшей эффективности данной ОС данным целям.