Разработка критериев анализа текстов
Анализ текстов будет проводиться, опираясь на положения ТАТа относительно интерпретации материала, учитывая фокусы интерпретации, выделенные Мюрреем и опираясь на метод контент-анализа.
Как это будет выглядеть:
1. Для начала надо выделить критерии, по которым можно будет идентифицировать проявления описания идеальной формы в подростковом тексте. Это будет служить категориями анализа, которыми пользуются при контент-анализе. Также это, фактически будут содержательные показатели, по которым проводится анализ рассказов ТАТ [22, с.115].
2. Очищаем текст, оставляя содержательные фрагменты по следующим «темам»: характеристика главного персонажа, второстепенные персонажи и их характеристики, взаимодействие главного героя и второстепенных персонажей, конфликты, напряжения, в которые попадает главный герой. Также, выделяем «мораль» или основную тему, которой посвящена сказка.
3. Описываем главного героя, основной конфликт, на котором базируется текст, конфликты, в которые вступает главный герой.
4. Ищем в выделенных содержательных фрагментах текста (п.2) критерии идеальной формы.
5. Распределяем тексты на основе результатов анкетирования авторов по трем группам: тексты авторов, еще не находящихся в подростковом кризисе, тексты авторов, находящихся в подростковом кризисе, тексты авторов, уже не находящихся в подростковом кризисе.
6. С помощью U-критерия Манна – Уитни для независимых выборок [4, с.403] выясняем, есть ли значимая связь между проявлениями в тексте выделенных критериев идеальной формы и возрастной характеристикой автора.
7. Описываем типажи героев текстов, смотрим, есть ли сходство типажей у авторов, относящихся к одной возрастной группе (по результатам анкетирования).
Для того чтобы сформулировать критерии для выделения в текстах признаков проецирования идеальной формы подростничества, кратко обобщим теоретический материал предыдущих глав относительно идеальной формы и противоречия подросткового возраста.
Б.Д. Эльконин пишет о том, что идеальная форма существует, проявляется только в форме события. Структурой события является переход от реального мира в совершенный (идеальный) и от наличного (привычного, освоенного) способа функционирования (жизни) к иному способу жизни. Переход этот требует некоторого особого действия (что важно, осмысленного) и происходит (его происхождение воспринимается) на подобии Чуда (способом преодоления границы этих двух миров является метаморфоза).
Чем хороша сказка, так то, что сама ее форма предполагает, что ее главный герой будет такой переход совершать. Однако не факт, что полученные подростковые тексты будут соответствовать классической сказочной форме. Тем не менее, при анализе текста нужно будет выделять момент перехода главного героя из одного семантического пространства в другое, обратить внимание на характеристики этих пространств (имеет ли то другое пространство признаки волшебности, идеальности). Так же, важно обратить внимание на то, как меняется герой при переходе, начинает ли он действовать по другому, появляются ли у него новые умения, достижения, приобретает ли он что-то ценное и «волшебное», раскрывается ли в герое что-то, чего в нем не было раньше или что раньше не замечалось. Важно отметить, как обустроен сам переход, что послужило его причиной (лежит ли в его основе конфликт и какой), этот переход должен прерывать обычное течение жизни. Также нужно отметить, какое действие делает герой для (в момент) перехода.
Чтобы конкретизировать вышеописанную структуру события (как формы проявления идеальной формы) до критериев, которые будут искаться в текстах, вспомним выделенные в теоретической части основные тематики подростковых конфликтов:
· признание подростком самого себя (я такой и таким себя принимаю, меня устраивает быть тем, кто я есть – я не принимаю себя таким, я не хочу быть тем, кто я есть)
· признание подростка окружающими людьми (я такой и люди меня таким принимают – люди меня таким не принимают, но у меня есть потребность быть принятым)
· поиск своего места в мире (мое – не мое, совместность – отчужденность, потребность в социализации – выпадение из социума)
· самоопределение (я могу определить себя через… – я не могу определить себя, не знаю, кто я; потребность в идентификации себя через что-либо, идентичности с чем-либо – отсутствие ресурсов для этого).
Совместив основные тематики подростковых конфликтов со структурой событийности, получаем следующие критерии для анализа текстов на предмет проецирования идеальной формы подросткового возраста:
1. Наличие перехода из одного семантическое пространство в другое
2. В новом пространстве появляется ресурс для принятия (признания) героем самого себя.
3. В новом пространстве герой получает признание окружающих
4. В новом пространстве герой находит свое место
5. В новом пространстве появляется ресурс для самоопределения героя
6. Совершая переход из старого пространства в иное, герой себя признает (принимает)
7. Герой, совершив переход, добивается признания окружающих
8. Совершив переход, герой находит свое место
9. Совершив переход, герой самоопределяется
10. Непринятие себя толкает героя на совершение перехода
11. Герой совершает переход ради признания (из-за непринятия) окружающими
12. Герой совершает переход для того (из-за того), чтобы найти свое место
13. Желание самоопределиться (понять себя, найти себя) толкает героя на переход
14. Герой в момент перехода из одного пространства в другое совершает героический, неординарный поступок
15. Переход героя связан с фигурой посредника (учителя, наставника)