Ранговые коэффициенты корреляции результатов в метании ядер разного веса с показателями метания ядра 800 г 3 страница

Дистанции <м) too Время отдыха (мин.) '85 - 1—3   3-5   4—7 3-5   5-7   6-6 5-7   7—9   8—10
: Т а бл и и а Зависимость между длиной отрезков, скоростью плавания к интервалами отдыха (по С. М. Гордону, 1962)


При повторном выполнении скоростных упражнений следует использовать активный отдых. Это позволит

i поддерживать возбудимость центральной нервной систе- j мы на достаточно высоком уровне. Средствами активно- I го отдыха могут быть здесь упражнения небольшой ин- | тенсивности, включающие функционирование тех же \ мышечных групп, что и в основном упражнении (В. В. Та- 1 варткиладзе). В этом случае постоянный приток аффе- | рентной им пульсации способствует поддержанию вы- I сокой возбудимости двигательных нервных центров, не[22] I .с^щих основную нагрузку в данном движении. В беге, например, следует заполнять паузы спокойной ходьбой или свободным медленным бегом, в плавании — нетороп­ливыми движениями,а воде и т. п.

"Поскольку при повторной скоростной работе интер- ! валы отдыха все же недостаточны для полного восстав \ новления, то относительно скоро наступает утомление, ' внешне выражающееся в снижении скорости. Это сниже­ние служит первым сигналом («критерием достаточнос­ти») для прекращения в этом занятии работы над вос-

Z

питанием быстроты: дальнейшие повторения способство­вали бы лишь развитию выносливости. , ' " При воспитании быстроты важным условием является оптимальное состояние возбудимости центральной нерв­ной системы, которое может быть достигнуто лишь, если занимающиеся не утомлены предшествующей деятель­ностью. Поэтому в занятии скоррстные упражнения ; обычно стремятся располагать ближе к его началу (С. Л. Корнеман и С. П. Летунов, 1941; Л. Г, Лешкевич И Др., 1960).*В тренировочном микрпп^.яр ппгтштянир быстроты планируют на первый или второй день после х дНя" отдыха, когда нет накопившихся следов неполного ■ восстановления отТТрёдШетвующих занятий.

П. 3. 3. Стабилизация скорости движений и пути борь­бы с ней*. Описанная в Л. 3. 2. методика имеет сущест­венный недостаток. Многократные повторения приводят к образованию двигательного динамического стереотипа и вследствие этого к стабилизации движения. При этом стабилизируются не только пространственные характе* ристики движения, но и временные — скорость и частота. Образуется так называемый «скоростной барьер» (Н, Г. Озолин, 1949, а). В этом заключается внутренняя.

Ътйворечйвость описанной методики воспитания быст­ры, С одной стороны, чтобы повысить скорость в ка- м-либо движении, надо его многократно повторять, другой — чем больше движение повторяется, тем проч­ее динамический стереотип, тем стабильней предельная ярость движения. При этом увеличение объема трени- "вочной работы не только не дает положительных сдви- ^в, но, наоборот, еще больше упрочивает определенную корость выполнения.

^Стабилизация скорости — главная причина, мешаю­щая значительному повышению скоростных возможнос­тей. В практике стараются строить занятия так, чтобы .стабилизация скорости не наступала. Пути предупреж­дения «скоростного барьера» несколько различны у на­чинающих и высококвалифицированных спортсменов, д-г- В занятиях с начинающими таким путем яв­ляется возможно более поздняя спортивная специализа­ция при предварительной всестдронней физической подго­товке на протяжении нескольких лет. Поясним это на •примере. Результата 11,0 сек, в беге на 100 м можно до­лбиться, идя к нему разными путями. В первом случае — .за счет узкоспециализированной тренировки в спринте; во фтором— путем всесторонней физической подготовки с • акцентированием внимания на упражнениях скоростно- силового характера. Хотя результат в. беге показан один и тот же, возможности для его дальнейшего улучшения Сбудут разными. Специализированная тренировка, неотъ­емлемой частью Которой будет повторное выполнение упражнений с максимальной скоростью, приведет к стаби­лизации временных характеристик движения, к образова­нию «скоростного барьера». Во втором случае подобный : стереотип не образуется. Результат спортсмена улучшит­ься благодаря переносу быстроты, возможному вследствие ^обобщенного характера скоростных качеств 'у начинаю- , щих. Если теперь приступить с этим спортсменом к спе­циализированной тренировке в спринте, то за счет приме­нения специальных средств его результат несколько вы­растет, и стабилизация скорости, если она наступит, проявится лишь при результатах в беге на 100 м, равных 10,0—10,2 сек^

Основ на1Г*5адача подготовки до начала специализа­ции в том, чтобы, не специализируя спортсмена в ка­ком-либо упражнении (а следовательно, не применяя в большом объеме стереотипного повторения этого движе­ния), добиться относительно высоких результатов, ис­пользуя иные средства при их широкой вариативности. Скоростные упражнения здесь необходимо применять не в стандартном, неизменном виде, а в вариативных, изме­няющихся ситуациях и формах. Очень, полезны подвиж­ные и спортивные игры, упражнения на местности и т. гг. Учитывая,, что наиболее широкие возможности для вос­питания быстроты существуют в детском и юношеском возрасте (В. С. Фарфель, 1959; В. М. Корецкий, 1961, и др.), целесообразно основную часть работы в этом на­правлении осуществлять в указанный возрастной период.

В тренировке квалифицированных спортсменов в последние годы наметилась Тенденция к уменьшению объема работы в основном виде и к увели­чению удельного веса скоростао-силовой подготовки и специальных упражнений. Например, у ведущих совет­ских прыгунов в высоту (по данным В. М. Дьячкова) прыжки через планку составляют не более 12—16% всех прыжков. Основное время занимают упражнения со штангой и разнообразные (нестандартные) прыжки. Ес­ли же сделать основным содержанием тренировочного процесса прыжки через планку s полной координации, то образуется динамический стереотип и скорость оттал­кивания стабилизируется. Сходная тенденция проявляет­ся в спринте (Г. В. Коробков, В. П. Филин, 1961). Силь­нейшие спринтеры мира очень мало (примерно один раз- в неделю) бегают с предельными нагрузками; основное же внимание уделяется скоростно-силовой подготовке (специальные упражнения, работа с тяжестями, много- скоки) и.бегу с относительно невысокими скоростями (около 23,0—25,0 сек. 200 м), выполняемому в основном с целью приобретения специальной выносливости и со­вершенствования в технике.

В случае, если стабилизация скорости все же насту­пила, применяют специальные приемы, которые делятся на 2 группы — приемы разрушения «скоростного барье­ра» н приемы его «угашения».

В основе приемов разрушения «скоростного барьера» лежит стремление поставить спортсмена в такие условия, чтобы он превысил свою наивысшую скорость и су мед запомнить эти новые ощущения большой скорости?. Для этого используют, например, бег вниз по наклонной до-

рожке (Д. И. Оббариус, 1953), бег за лидером, бег с i ускорением, метания облегченных снарядов, метание / утяжеленных снарядов поочередно со снарядами обыч- ■■ ного веса, уменьшение длины троса при метании молота ' и т. п. Это облегчение не надо делать излишне большим, . Скорость в облегченных условиях должна быть такой, | чтобы спортсмен мог в ближайшее время показать такую же в обычных условиях (В. М. Дьячков, 1961).

Приемы «угашения» основаны на том, что при прекра- < щении тренировки скорость угасания (забывания) тех или иных черт динамического стереотипа различна. В частности, пространственные характеристики движения ,, более стойки, нежели временные. Если некоторое время не выполнять основное упражнение, «скоростной барьер> может исчезнуть, техника же движений сохранится. Если в этот период с помощью иных средств повысить уровень скоростно-силовых качеств, то затем, после перерыва, можно ожидать роста результатов. Так, в одном экспе- л;'.рименте у квалифицированных прыгунов с шестом пере- рыв в прыжках в несколько месяцев не сказался отрица­тельно на технике. Весь этот период основное внимание . уделялось развитию скоростно-силовых качеств, и после . перерыва, когда снова в занятия были включены прыжки, f-- результаты спортсменов улучшились (В. М. Типаков).

Г Ц. 4. СИЛОВАЯ И ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В СВЯЗИ С ВОСПИТАНИЕМ БЫСТРОТЫ

11.4.1. Силовая подготовка. Обычно, когда от челове­чка требуется проявление наивысшей скорости, ему прихо­дится преодолевать значительное внешнее сопротивление /„.(например, вес и инерпию'собственного тела и пр.). В этих' «Случаях величина достигнутой скорости существенно за- V висит от силовых возможностей человека. В 1. 1. 2. отме­чалось, что связь между силой и скоростью в ряду дви- Г.жений с различным внешним сопротивлением выражается Й- гиперболой:

(P + a)(v + b)~ Const.

Для одного человека эта зависимость графически бу­дет выглядеть примерно так, как указано на рис. 23, а (жирная линия). Теперь представим, что в результате тренировки у него повысился уровень максимальной си­лы; тогда его индивидуальная кривая зависимости си­ла—скорость примет другой вид (тонкая линия; на том же рисунке). Видно, что в зоне больших внешних сопро­тивлений увеличение максимальной силы приводит и к увеличению скорости движений. Если же внешнее отяго­щение не велик<з, то рост силы практически не сказыва­ется на скорости. Наоборот, повышение уровня макси­мальной скорости (см. рис. 23, б) приведет к увеличению скоростных и силовых возможностей лишь в зоне малых внешних сопротивлений и практически не скажется на скорости движений, если внешнее сопротивление достато-

Рис. 23. Зависимости между показателями силы и скорости в движениях с максимальными усилиями (по Г. Хохмуту, 1962, добавлено и переработано)

чно велико. И только при одновременном повышении мак­симальных величин скорости и силы увеличится скорость во всем диапазоне внешних сопротивлений (см. рис. 23, в).

Поясним сказанное примером; измерим у человека наивысшую скорость движения руки а трех различных условиях: 1) рука дви­жется без дополнительного отягощения; 2) используемое отягоще­ние невелико (например, ракетка для пинг-понга); 3) отягощение более значительно (например, диск). Конечно, в третьем случае скорость движения будет ниже, чем в первых двух. Если теперь с помощью тренировки повысить уровень максимальной силы, то это приведет к увеличению скорости движения руки с диском и практически не скажется на скорости движения ненагруженной pykto или руки с ракеткой.

Из предыдущего видно, что добиться увеличения ско­рости в каком-либо движении можно в принципе двумя путями: 1) за счет увеличения максимальной скорости; 2) за счет увеличения максимальной силы. Опыт подска­зывает, что добиться существенного улучшения уровня Максимальной скорости чрезвычайно тяжело: задача до-
вышения силовых возможностей решается более просто [23]. Поэтому для повышения уровня скорости широко исполь­зуют силовые упражнения (А. А. Тер-Ованесян, 1946; Н. Г. Озолин, 1949, а; И. П. Ратов, 1961, и др.). Их эф­фективность здесь тем значительнее, чем большее сопро­тивление приходится преодолевать во время движения. Например, показатели в прыжках в высоту с места не­посредственно зависят от относительной силы ног (табл. 15); у толкателей ядра (вес 7257 г) результат в ме­таниях нередко изменяется пропорционально максималь­ной силе (рис. 24). В то же время у метателей копья (вес 800 г) зависимость между максимальной силой и спортивным результатом выражена менее четко.

Таблица 15 Сравнительные данные силы мышц-разгибателей ног я прыжка в высоту с места (по В. М. Дьячкову и Г. И.Черняеву, 1963 г.)
у Фамилия Относительная силамьшщ- разгнбйТелей ног {сумма кг силы двух ног) Приседание со штангой Прыжок с места вверх (см)
абсолют­ный ре­зультат (кг) относи­мте льна я сила (кг)
Брумель ....... 18,84 2,21
Большое.......................... 16,79 2,21
Рулин ............................. 14,66 1,98
Дык....................... 14,46 1,73
Шавлакадзе ..... 13,29 1,70
Глазков ........................... 12,30 1,83

В процессе силовой подготовки, направленной на по­вышение скорости движений, решаются две основные задачи:

1) повышение уровня максимальной (статической, аб­солютной) мышечной силы;

2) ^ЦЩрие гппгп^нпгти к прпящ^нШ ^"'-'""М силы в условиях быстрых движений (пинямической силы).

средства и методы решения первой задачи описаны в I главе («Методика воспитания силы») ; некоторые осо­бенности воспитания динамической силы указываются ниже.

При воспитании способности к быстрому проявлению силы используют метод динамических усилий. В данном случае максимальное силовое напряжение создается за - счет ^перемещения какого-то непредельного отягощения с наивысшей скоростью. При этом включают скоростно- силовые упражнения, выполняемые с полной амплитудой движения. Если применять движения с. ограниченной

Толкание ядра, м

17. 16 15 М 13 >2

амплитудой (остановкой), то могут закрепиться неже­лательные координационные отношения (М. П. Михай- лю'к, 1954), Здесь движущейся части тела сообщается в определенном направлении кинетическая энергия, кото­рая затем во избежание травмы должна быть погашена. Для этого мышцы-агонисты, начав сокращаться, тут же выключаются из работы и активными становятся антаго-- нисты, тормозящие движение. Если такая координация станет привычной, то и в других движениях завершающая фаза будет выполняться недостаточно активно. Поэтому рекомендуется, например, приседания завершать 'выпры­гиванием, шире использовать метания, ударные движе­ния и' т. п.

!В57 1350 Ш50 то 1961 I9C2 Годы Рис. 24. Изменение спортивного результата •■ и силы (средняя величина трех различных - движений) у толкательннцы ядра Р. Гар- риш (по Г, Гундлаху, 1962)

Метод динамических усилий должен применяться в единстве с другими методами воспитания силы, как бы

Опираться на них. Методы повторных и максимальных Шусилий служат при этом для' повышения абсолютного Ёуровня силовых возможностей; метод динамических уси- 1.лий — для воспитания способности к быстрому проявле­нию силы. При использовании только метода динамиче­ских, усилий не удается существенно повысить максималь- ный уровень силы. Это происходит из-за того, что в ^быстрых движениях воздействие на нервно-мышечный ап-

?,6 t, сек.

Рис. 25. Динамограмма опорных реакций при выпры­гивании из приседа с весом 40 кг (внизу) и приседании с весом 80 кг (Г. Гунд.чах, 1962). Максимальная величина силы в обоих случаях примерно оди­накова; вреня проявления силы различно

1арат очень кратковременно. При больших отягощениях меньших скоростях движения максимальное усилие длится дольше (рис. 25) — при этом удается добиться рос- : та силы. При широком применении методов повторных и максимальных усилий скорость движений обычно вре­менно снижается. Ее повышение .происходит лишь через 2—6 недель после исключения интенсивных силовых на­грузок (Д. Чернявский, 1963). В этот период используют ^главным образом метод динамических усилий. .

Силовые упражнения сказываются положительно на эте лишь тог да, когда сила увеличивается в том же зижении, в котором хотят показать наивысшую ско­рость. Так, нет зависимости между, скажем, силой кисти и скоростью полета шайбы после броска (Александер и др., 1964). Однако когда испытуемые (хоккеисты-про­фессионалы) стали использовать в качестве силовых упражнений движения с сопротивлением, аналогичные броску шайбы, то у них выросла сила, а за ней скорость бросков. Сходная картина и в других видах спорта. На­пример, у пловцов наличие большой силы в упражнени­ях ка суше (кистевая и становая динамометрия) не свя­зано с максимальной силой гребковых движений в воде, а следовательно, и скоростью плавания (Б. И. Онопри­енко, 1961). Но если на суше выполнять движения-, ана­логичные плавательным (например, лежа на груди, рас­тягивание резины движениями типа гребковых), то имеет место большая зависимость между силовыми по­казателями и скоростью плавания (табл; 16). -

Таблица 16 Зависимость между силовыми показателями на суше и длиной дистанции, проплываемой на руках за 30 сек. ______________________ (Миттенцвай, 1962)
Показатель ка суше Результат а плавания
коэффициент корреляции регрессия ~
Максимальная сила рук в гребковом 0,63 1,18 кг~
движении . ............................................ .
    I метру
Максимальное число движений с рези­    
ной за 10 сек. ............................................ 0,53 1,32 дв~
Максимальное число двиз&ений с рези­   1 метру
 
ной за 30 сек. . . ........................................ 0,70 0,72 дв-~
    1 метру

Примечание. Резина подбиралась такой, чтобы к концу дви­жения сила была равна 7 кг. Знак соответствия {—) в столбце «регрессия» указывает, какому приросту результатов на суше со­ответствует прирост в плавании. Так, если сила вырастает на 1,18 кг, то спортсмен может за 30 сек. проплыть на 1 метр больше.


При воспитании динамической силы надо стремиться : выбирать то наибольшее отягощение, которое не приво­дит к существенному нарушению структуры соревнова- I тельного движения. Это позволяет повысить силу в рам­ках основного спортивного навыка, т. е. одновременно совершенствовать и технику движения н физическое ка­чество (так называемый «метод сопряженного воздей-

б

—— ■ __

____ «_____ <_____ '______ i____ ...I__ fcSaBl

9 16 25 36 49 64

Рис. 26. Связь между весом снаряда и даль­ностью бросков (Е. Н. Матвеев, В. М. За-

цаорский, 1964). По оси ординат — вес ядра (кг); по оси абсцисс— значения квадратного корня из показателей в ме­таниях. Горизонтальны ии чертам» отмечены • стандартные отклонения от средних величия •


 


ствня» — по В. М. Дьяч- кову). Например, если движением, аналогичным метанию копья, метать яд­ра разного веса, то меж­ду полученными резуль­татами устанавливаются вполне определенные за­висимости (рис. 26 и |табл. 17).

Казалось бы, что для t воспитания динамической Ц силы можно использовать : любые ядра тяжелее ко- |пья (800 г), однако биоме­ханические исследования ' (Е. Н. Матвеев, В. М. За- циорский, 1964) показы­вают, что при больших Квесах существенно меня-

Та.блица 17

Ранговые коэффициенты корреляции результатов в метании ядер разного веса с показателями метания ядра 800 г

(Е. Н. Матвеев и В. М. Зациорский, J964)

Вес ядра (кг) Коэффициент корреляции
7,257 0,652
0,721
0,731
0,776
0,779
0,861
0,865
0,8 1,000
*0,6 0,840
0,4 0,824
0,15 0,769
0,08 0,681

ется техника метания. Поэтому для большинства мета-, телей I—II разряда и выше нецелесообразно применять веса для метаний больше 2,5—3 кг. Сходная картина и в других видах спорта. Так, когда ватерполисты включа­ют в тренировку броски мячей весом 1 кг или 2 кг, то дальность и скорость броска повышается в большей ме­ре, чем при использовании набивных мячей весом 4 кг (Регенер, 1961; К. В. Гусаров, 1964).

При воспитании динамической силы надо иметь в виду, что в некоторых случаях увеличение силы не приво­дит к повышению скорости (Смит, 1961, и др.). Иногда силовые упражнения положительно влияют на скорость движений лишь в первый период занятий ими (Динтиман, 1964)л>дальнейшее же увеличение силы уже не отражает­ся «а скорости (Смит, 1964). Хотя механизмы этого явле­ния не совсем ясны и нуждаются в дальнейших исследо­ваниях, можно наметить -все же, трн причины, которые здесь играют роль.

Первая — образование «скоростного барьера». Вто­рая— настолько значительное увеличение силы, что ве­личины преодолеваемого сопротивления становятся на­много меньше максимальных силовых возможностей спортсмена. В этом случае, как отмечалось в 1.1.3, связь между максимальной силой и скоростью исчезает. Наконец, третья причина — такое сокращение длитель­ности движения, что сила за время движения не успевает достичь наивысших значений (см. конец раздела 1.1.4). В этом случае основное значение будут иметь не макси­мальные силовые возможности спортсмена, а градиент силы. ,

41 П. 4. 2. Техническая подготовка! В И. 1. 2. отмечалось, что в скоростных движениях затруднены сенсорные кор­рекции ошибок по ходу выполнения движения. Поэтому технически верное выполнение движений с большой ско­ростью— сложная, но очень важная задача. ; Нередко отмечаются прямые корреляционные связи j между теми или иными показателями техники и макси- ' мальной скоростью движений (М Боун, 1956, и др.). Один из возможных примеров приведен в табл. 18. '

Как следует из табл". 18, у спортсменов,-поднимаю­щих бедро выше и ставящих ногу ближе к вертикали (но сохраняющих при этом большую длину шага)>( более высокая скорость бега. В практике обычно пытаются;

1&2

^овладеть техникой скоростных движений, идя одним из двух путей: 1) разучивая движение на' медленных ско- ростях с последующим увеличением скорости до макси­мальной; 2) пробуя осваивать технику сразу на макси­мальной скорости (Б. И. Бутенко, 1961; Е. И. Огуренков, 1959, и др.). Каждый из этих путей имеет недостатки. В -первом случае нередко наблюдается, что ученик, вы­учивший движение на небольшой скорости, затем не в состоянии воспроизвести его технически правильно на скоростях, близких к максимальной. Это происходят по­тому, что движения на небольшой и максимальной ско­ростях, будучи сходными по пространственным характе­ристикам, весьма разнятся по скоростно-силовым пара­метрам. Во втором случае ученик часто не может сосре­доточить внимание сразу на двух задачах — скорости и качестве выполнения движения, да и техническая слож­ность задания оказывается для него непосильной,— в ре­зультате ему не удается овладеть правильной техникой.

Таблица 58 Корреляция между показателями техники «скорости спринтерского бега (по Дешоиу и Нельсону, 1964)
№ п/п Показатели Коэффициенты корреляции
S ' 3
Скорость бега ..........   0,49 0,71 0,46
Длина двойного шага .......................     0,46 0,70
Угол постановки ноги на землю . ,        
Угол подъема бедра ............................       0,31

. Для избежания этих опасностей рекомендуется со­блюдать два' условия. Во-первых, обучение надо прово­дить на скорости, близкой к максимальной, но не равной ей (как говорят, «в 9/10 силы»), с тем чтобы скоростно- силовая структура движений не отличалась от таковой при максимальной скорости, но в то же время был воз­можен контроль за техникой движений (Д. Д. Донской, 1949). Такие скорости получили название «контролируе­мых» скоростей. Во-вторых, следует часто изменять ско­рости выполнения движения от сравнительно небольших до максимальной.

Глава III

МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ

га. 1. ВЫНОСЛИВОСТЬ КАК ФИЗИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО ЧЕЛОВЕКА

III. 1. 1. Определение понятия. Утомление и выносли­вость. Виды выносливости Если человек осуществляет какую-либо достаточно напряженную работу, то через некоторое время он ощущает, что выполнение ее стано­вится все более трудным. Посторонние наблюдатели мо­гут при этом объективно отметить ряд признаков этого состояния, начиная с таких легко видимых, как напря­жение мимической мускулатуры и появление испарины, и кончая более глубокими физиологическими показате­лями. Несмотря на возрастающие затруднения, человек может некоторое время сохранять прежнюю интенсив­ность работы за счет больших, чем прежде, волевых уси­лий. Описанное состояние можно назвать фазой ком­пенсированного утомления. Если работа про­должается, то, несмотря на возросшие волевые усилия, ее интенсивность снижается (фаза декомпенсмро- ва иного утомления). Утомлением называется вы­званное нагрузкой временное снижение работоспособ- <йости. Оно (утомление) выражается в повышении труд­ности или невозможности продолжать деятельность с прежней эффективностью. При выполнении одного и того же задания несколькими людьми утомление у них насту­пает через различное время — причиной этого является, ^очевидно, разный уровень выносливости. Выш о с л и - в остью «азы вается способность.к. длитель- ному-"впЕГ1Г6[24]л"нению какой-либо деятельнос- ти без" снижения ее эффективности. Иначе ю,о

Наши рекомендации