Ранговые коэффициенты корреляции результатов в метании ядер разного веса с показателями метания ядра 800 г 3 страница
: Т а бл и и а Зависимость между длиной отрезков, скоростью плавания к интервалами отдыха (по С. М. Гордону, 1962) |
При повторном выполнении скоростных упражнений следует использовать активный отдых. Это позволит
i поддерживать возбудимость центральной нервной систе- j мы на достаточно высоком уровне. Средствами активно- I го отдыха могут быть здесь упражнения небольшой ин- | тенсивности, включающие функционирование тех же \ мышечных групп, что и в основном упражнении (В. В. Та- 1 варткиладзе). В этом случае постоянный приток аффе- | рентной им пульсации способствует поддержанию вы- I сокой возбудимости двигательных нервных центров, не[22] I .с^щих основную нагрузку в данном движении. В беге, например, следует заполнять паузы спокойной ходьбой или свободным медленным бегом, в плавании — неторопливыми движениями,а воде и т. п.
"Поскольку при повторной скоростной работе интер- ! валы отдыха все же недостаточны для полного восстав \ новления, то относительно скоро наступает утомление, ' внешне выражающееся в снижении скорости. Это снижение служит первым сигналом («критерием достаточности») для прекращения в этом занятии работы над вос-
Z |
питанием быстроты: дальнейшие повторения способствовали бы лишь развитию выносливости. , ' " При воспитании быстроты важным условием является оптимальное состояние возбудимости центральной нервной системы, которое может быть достигнуто лишь, если занимающиеся не утомлены предшествующей деятельностью. Поэтому в занятии скоррстные упражнения ; обычно стремятся располагать ближе к его началу (С. Л. Корнеман и С. П. Летунов, 1941; Л. Г, Лешкевич И Др., 1960).*В тренировочном микрпп^.яр ппгтштянир быстроты планируют на первый или второй день после х дНя" отдыха, когда нет накопившихся следов неполного ■ восстановления отТТрёдШетвующих занятий.
П. 3. 3. Стабилизация скорости движений и пути борьбы с ней*. Описанная в Л. 3. 2. методика имеет существенный недостаток. Многократные повторения приводят к образованию двигательного динамического стереотипа и вследствие этого к стабилизации движения. При этом стабилизируются не только пространственные характе* ристики движения, но и временные — скорость и частота. Образуется так называемый «скоростной барьер» (Н, Г. Озолин, 1949, а). В этом заключается внутренняя.
Ътйворечйвость описанной методики воспитания быстры, С одной стороны, чтобы повысить скорость в ка- м-либо движении, надо его многократно повторять, другой — чем больше движение повторяется, тем прочее динамический стереотип, тем стабильней предельная ярость движения. При этом увеличение объема трени- "вочной работы не только не дает положительных сдви- ^в, но, наоборот, еще больше упрочивает определенную корость выполнения.
^Стабилизация скорости — главная причина, мешающая значительному повышению скоростных возможностей. В практике стараются строить занятия так, чтобы .стабилизация скорости не наступала. Пути предупреждения «скоростного барьера» несколько различны у начинающих и высококвалифицированных спортсменов, д-г- В занятиях с начинающими таким путем является возможно более поздняя спортивная специализация при предварительной всестдронней физической подготовке на протяжении нескольких лет. Поясним это на •примере. Результата 11,0 сек, в беге на 100 м можно долбиться, идя к нему разными путями. В первом случае — .за счет узкоспециализированной тренировки в спринте; во фтором— путем всесторонней физической подготовки с • акцентированием внимания на упражнениях скоростно- силового характера. Хотя результат в. беге показан один и тот же, возможности для его дальнейшего улучшения Сбудут разными. Специализированная тренировка, неотъемлемой частью Которой будет повторное выполнение упражнений с максимальной скоростью, приведет к стабилизации временных характеристик движения, к образованию «скоростного барьера». Во втором случае подобный : стереотип не образуется. Результат спортсмена улучшиться благодаря переносу быстроты, возможному вследствие ^обобщенного характера скоростных качеств 'у начинаю- , щих. Если теперь приступить с этим спортсменом к специализированной тренировке в спринте, то за счет применения специальных средств его результат несколько вырастет, и стабилизация скорости, если она наступит, проявится лишь при результатах в беге на 100 м, равных 10,0—10,2 сек^
Основ на1Г*5адача подготовки до начала специализации в том, чтобы, не специализируя спортсмена в каком-либо упражнении (а следовательно, не применяя в большом объеме стереотипного повторения этого движения), добиться относительно высоких результатов, используя иные средства при их широкой вариативности. Скоростные упражнения здесь необходимо применять не в стандартном, неизменном виде, а в вариативных, изменяющихся ситуациях и формах. Очень, полезны подвижные и спортивные игры, упражнения на местности и т. гг. Учитывая,, что наиболее широкие возможности для воспитания быстроты существуют в детском и юношеском возрасте (В. С. Фарфель, 1959; В. М. Корецкий, 1961, и др.), целесообразно основную часть работы в этом направлении осуществлять в указанный возрастной период.
В тренировке квалифицированных спортсменов в последние годы наметилась Тенденция к уменьшению объема работы в основном виде и к увеличению удельного веса скоростао-силовой подготовки и специальных упражнений. Например, у ведущих советских прыгунов в высоту (по данным В. М. Дьячкова) прыжки через планку составляют не более 12—16% всех прыжков. Основное время занимают упражнения со штангой и разнообразные (нестандартные) прыжки. Если же сделать основным содержанием тренировочного процесса прыжки через планку s полной координации, то образуется динамический стереотип и скорость отталкивания стабилизируется. Сходная тенденция проявляется в спринте (Г. В. Коробков, В. П. Филин, 1961). Сильнейшие спринтеры мира очень мало (примерно один раз- в неделю) бегают с предельными нагрузками; основное же внимание уделяется скоростно-силовой подготовке (специальные упражнения, работа с тяжестями, много- скоки) и.бегу с относительно невысокими скоростями (около 23,0—25,0 сек. 200 м), выполняемому в основном с целью приобретения специальной выносливости и совершенствования в технике.
В случае, если стабилизация скорости все же наступила, применяют специальные приемы, которые делятся на 2 группы — приемы разрушения «скоростного барьера» н приемы его «угашения».
В основе приемов разрушения «скоростного барьера» лежит стремление поставить спортсмена в такие условия, чтобы он превысил свою наивысшую скорость и су мед запомнить эти новые ощущения большой скорости?. Для этого используют, например, бег вниз по наклонной до-
рожке (Д. И. Оббариус, 1953), бег за лидером, бег с i ускорением, метания облегченных снарядов, метание / утяжеленных снарядов поочередно со снарядами обыч- ■■ ного веса, уменьшение длины троса при метании молота ' и т. п. Это облегчение не надо делать излишне большим, . Скорость в облегченных условиях должна быть такой, | чтобы спортсмен мог в ближайшее время показать такую же в обычных условиях (В. М. Дьячков, 1961).
Приемы «угашения» основаны на том, что при прекра- < щении тренировки скорость угасания (забывания) тех или иных черт динамического стереотипа различна. В частности, пространственные характеристики движения ,, более стойки, нежели временные. Если некоторое время не выполнять основное упражнение, «скоростной барьер> может исчезнуть, техника же движений сохранится. Если в этот период с помощью иных средств повысить уровень скоростно-силовых качеств, то затем, после перерыва, можно ожидать роста результатов. Так, в одном экспе- л;'.рименте у квалифицированных прыгунов с шестом пере- рыв в прыжках в несколько месяцев не сказался отрицательно на технике. Весь этот период основное внимание . уделялось развитию скоростно-силовых качеств, и после . перерыва, когда снова в занятия были включены прыжки, f-- результаты спортсменов улучшились (В. М. Типаков).
Г Ц. 4. СИЛОВАЯ И ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В СВЯЗИ С ВОСПИТАНИЕМ БЫСТРОТЫ
11.4.1. Силовая подготовка. Обычно, когда от человечка требуется проявление наивысшей скорости, ему приходится преодолевать значительное внешнее сопротивление /„.(например, вес и инерпию'собственного тела и пр.). В этих' «Случаях величина достигнутой скорости существенно за- V висит от силовых возможностей человека. В 1. 1. 2. отмечалось, что связь между силой и скоростью в ряду дви- Г.жений с различным внешним сопротивлением выражается Й- гиперболой:
(P + a)(v + b)~ Const.
Для одного человека эта зависимость графически будет выглядеть примерно так, как указано на рис. 23, а (жирная линия). Теперь представим, что в результате тренировки у него повысился уровень максимальной силы; тогда его индивидуальная кривая зависимости сила—скорость примет другой вид (тонкая линия; на том же рисунке). Видно, что в зоне больших внешних сопротивлений увеличение максимальной силы приводит и к увеличению скорости движений. Если же внешнее отягощение не велик<з, то рост силы практически не сказывается на скорости. Наоборот, повышение уровня максимальной скорости (см. рис. 23, б) приведет к увеличению скоростных и силовых возможностей лишь в зоне малых внешних сопротивлений и практически не скажется на скорости движений, если внешнее сопротивление достато-
Рис. 23. Зависимости между показателями силы и скорости в движениях с максимальными усилиями (по Г. Хохмуту, 1962, добавлено и переработано) |
чно велико. И только при одновременном повышении максимальных величин скорости и силы увеличится скорость во всем диапазоне внешних сопротивлений (см. рис. 23, в).
Поясним сказанное примером; измерим у человека наивысшую скорость движения руки а трех различных условиях: 1) рука движется без дополнительного отягощения; 2) используемое отягощение невелико (например, ракетка для пинг-понга); 3) отягощение более значительно (например, диск). Конечно, в третьем случае скорость движения будет ниже, чем в первых двух. Если теперь с помощью тренировки повысить уровень максимальной силы, то это приведет к увеличению скорости движения руки с диском и практически не скажется на скорости движения ненагруженной pykto или руки с ракеткой.
Из предыдущего видно, что добиться увеличения скорости в каком-либо движении можно в принципе двумя путями: 1) за счет увеличения максимальной скорости; 2) за счет увеличения максимальной силы. Опыт подсказывает, что добиться существенного улучшения уровня Максимальной скорости чрезвычайно тяжело: задача до-
вышения силовых возможностей решается более просто [23]. Поэтому для повышения уровня скорости широко используют силовые упражнения (А. А. Тер-Ованесян, 1946; Н. Г. Озолин, 1949, а; И. П. Ратов, 1961, и др.). Их эффективность здесь тем значительнее, чем большее сопротивление приходится преодолевать во время движения. Например, показатели в прыжках в высоту с места непосредственно зависят от относительной силы ног (табл. 15); у толкателей ядра (вес 7257 г) результат в метаниях нередко изменяется пропорционально максимальной силе (рис. 24). В то же время у метателей копья (вес 800 г) зависимость между максимальной силой и спортивным результатом выражена менее четко.
Таблица 15 Сравнительные данные силы мышц-разгибателей ног я прыжка в высоту с места (по В. М. Дьячкову и Г. И.Черняеву, 1963 г.)
|
В процессе силовой подготовки, направленной на повышение скорости движений, решаются две основные задачи:
1) повышение уровня максимальной (статической, абсолютной) мышечной силы;
2) ^ЦЩрие гппгп^нпгти к прпящ^нШ ^"'-'""М силы в условиях быстрых движений (пинямической силы).
средства и методы решения первой задачи описаны в I главе («Методика воспитания силы») ; некоторые особенности воспитания динамической силы указываются ниже.
При воспитании способности к быстрому проявлению силы используют метод динамических усилий. В данном случае максимальное силовое напряжение создается за - счет ^перемещения какого-то непредельного отягощения с наивысшей скоростью. При этом включают скоростно- силовые упражнения, выполняемые с полной амплитудой движения. Если применять движения с. ограниченной
Толкание ядра, м
17. 16 15 М 13 >2
амплитудой (остановкой), то могут закрепиться нежелательные координационные отношения (М. П. Михай- лю'к, 1954), Здесь движущейся части тела сообщается в определенном направлении кинетическая энергия, которая затем во избежание травмы должна быть погашена. Для этого мышцы-агонисты, начав сокращаться, тут же выключаются из работы и активными становятся антаго-- нисты, тормозящие движение. Если такая координация станет привычной, то и в других движениях завершающая фаза будет выполняться недостаточно активно. Поэтому рекомендуется, например, приседания завершать 'выпрыгиванием, шире использовать метания, ударные движения и' т. п.
!В57 1350 Ш50 то 1961 I9C2 Годы Рис. 24. Изменение спортивного результата •■ и силы (средняя величина трех различных - движений) у толкательннцы ядра Р. Гар- риш (по Г, Гундлаху, 1962) |
Метод динамических усилий должен применяться в единстве с другими методами воспитания силы, как бы
Опираться на них. Методы повторных и максимальных Шусилий служат при этом для' повышения абсолютного Ёуровня силовых возможностей; метод динамических уси- 1.лий — для воспитания способности к быстрому проявлению силы. При использовании только метода динамических, усилий не удается существенно повысить максималь- ный уровень силы. Это происходит из-за того, что в ^быстрых движениях воздействие на нервно-мышечный ап-
?,6 t, сек. |
Рис. 25. Динамограмма опорных реакций при выпрыгивании из приседа с весом 40 кг (внизу) и приседании с весом 80 кг (Г. Гунд.чах, 1962). Максимальная величина силы в обоих случаях примерно одинакова; вреня проявления силы различно |
1арат очень кратковременно. При больших отягощениях меньших скоростях движения максимальное усилие длится дольше (рис. 25) — при этом удается добиться рос- : та силы. При широком применении методов повторных и максимальных усилий скорость движений обычно временно снижается. Ее повышение .происходит лишь через 2—6 недель после исключения интенсивных силовых нагрузок (Д. Чернявский, 1963). В этот период используют ^главным образом метод динамических усилий. .
Силовые упражнения сказываются положительно на эте лишь тог да, когда сила увеличивается в том же зижении, в котором хотят показать наивысшую скорость. Так, нет зависимости между, скажем, силой кисти и скоростью полета шайбы после броска (Александер и др., 1964). Однако когда испытуемые (хоккеисты-профессионалы) стали использовать в качестве силовых упражнений движения с сопротивлением, аналогичные броску шайбы, то у них выросла сила, а за ней скорость бросков. Сходная картина и в других видах спорта. Например, у пловцов наличие большой силы в упражнениях ка суше (кистевая и становая динамометрия) не связано с максимальной силой гребковых движений в воде, а следовательно, и скоростью плавания (Б. И. Оноприенко, 1961). Но если на суше выполнять движения-, аналогичные плавательным (например, лежа на груди, растягивание резины движениями типа гребковых), то имеет место большая зависимость между силовыми показателями и скоростью плавания (табл; 16). -
Таблица 16 Зависимость между силовыми показателями на суше и длиной дистанции, проплываемой на руках за 30 сек. ______________________ (Миттенцвай, 1962)
|
Примечание. Резина подбиралась такой, чтобы к концу движения сила была равна 7 кг. Знак соответствия {—) в столбце «регрессия» указывает, какому приросту результатов на суше соответствует прирост в плавании. Так, если сила вырастает на 1,18 кг, то спортсмен может за 30 сек. проплыть на 1 метр больше. |
При воспитании динамической силы надо стремиться : выбирать то наибольшее отягощение, которое не приводит к существенному нарушению структуры соревнова- I тельного движения. Это позволяет повысить силу в рамках основного спортивного навыка, т. е. одновременно совершенствовать и технику движения н физическое качество (так называемый «метод сопряженного воздей-
б
—— ■ __
____ «_____ <_____ '______ i____ ...I__ fcSaBl
9 16 25 36 49 64
Рис. 26. Связь между весом снаряда и дальностью бросков (Е. Н. Матвеев, В. М. За-
цаорский, 1964). По оси ординат — вес ядра (кг); по оси абсцисс— значения квадратного корня из показателей в метаниях. Горизонтальны ии чертам» отмечены • стандартные отклонения от средних величия •
ствня» — по В. М. Дьяч- кову). Например, если движением, аналогичным метанию копья, метать ядра разного веса, то между полученными результатами устанавливаются вполне определенные зависимости (рис. 26 и |табл. 17).
Казалось бы, что для t воспитания динамической Ц силы можно использовать : любые ядра тяжелее ко- |пья (800 г), однако биомеханические исследования ' (Е. Н. Матвеев, В. М. За- циорский, 1964) показывают, что при больших Квесах существенно меня-
Та.блица 17
Ранговые коэффициенты корреляции результатов в метании ядер разного веса с показателями метания ядра 800 г
(Е. Н. Матвеев и В. М. Зациорский, J964)
Вес ядра (кг) | Коэффициент корреляции |
7,257 | 0,652 |
0,721 | |
0,731 | |
0,776 | |
0,779 | |
0,861 | |
0,865 | |
0,8 | 1,000 |
*0,6 | 0,840 |
0,4 | 0,824 |
0,15 | 0,769 |
0,08 | 0,681 |
ется техника метания. Поэтому для большинства мета-, телей I—II разряда и выше нецелесообразно применять веса для метаний больше 2,5—3 кг. Сходная картина и в других видах спорта. Так, когда ватерполисты включают в тренировку броски мячей весом 1 кг или 2 кг, то дальность и скорость броска повышается в большей мере, чем при использовании набивных мячей весом 4 кг (Регенер, 1961; К. В. Гусаров, 1964).
При воспитании динамической силы надо иметь в виду, что в некоторых случаях увеличение силы не приводит к повышению скорости (Смит, 1961, и др.). Иногда силовые упражнения положительно влияют на скорость движений лишь в первый период занятий ими (Динтиман, 1964)л>дальнейшее же увеличение силы уже не отражается «а скорости (Смит, 1964). Хотя механизмы этого явления не совсем ясны и нуждаются в дальнейших исследованиях, можно наметить -все же, трн причины, которые здесь играют роль.
Первая — образование «скоростного барьера». Вторая— настолько значительное увеличение силы, что величины преодолеваемого сопротивления становятся намного меньше максимальных силовых возможностей спортсмена. В этом случае, как отмечалось в 1.1.3, связь между максимальной силой и скоростью исчезает. Наконец, третья причина — такое сокращение длительности движения, что сила за время движения не успевает достичь наивысших значений (см. конец раздела 1.1.4). В этом случае основное значение будут иметь не максимальные силовые возможности спортсмена, а градиент силы. ,
41 П. 4. 2. Техническая подготовка! В И. 1. 2. отмечалось, что в скоростных движениях затруднены сенсорные коррекции ошибок по ходу выполнения движения. Поэтому технически верное выполнение движений с большой скоростью— сложная, но очень важная задача. ; Нередко отмечаются прямые корреляционные связи j между теми или иными показателями техники и макси- ' мальной скоростью движений (М Боун, 1956, и др.). Один из возможных примеров приведен в табл. 18. '
Как следует из табл". 18, у спортсменов,-поднимающих бедро выше и ставящих ногу ближе к вертикали (но сохраняющих при этом большую длину шага)>( более высокая скорость бега. В практике обычно пытаются;
1&2
^овладеть техникой скоростных движений, идя одним из двух путей: 1) разучивая движение на' медленных ско- ростях с последующим увеличением скорости до максимальной; 2) пробуя осваивать технику сразу на максимальной скорости (Б. И. Бутенко, 1961; Е. И. Огуренков, 1959, и др.). Каждый из этих путей имеет недостатки. В -первом случае нередко наблюдается, что ученик, выучивший движение на небольшой скорости, затем не в состоянии воспроизвести его технически правильно на скоростях, близких к максимальной. Это происходят потому, что движения на небольшой и максимальной скоростях, будучи сходными по пространственным характеристикам, весьма разнятся по скоростно-силовым параметрам. Во втором случае ученик часто не может сосредоточить внимание сразу на двух задачах — скорости и качестве выполнения движения, да и техническая сложность задания оказывается для него непосильной,— в результате ему не удается овладеть правильной техникой.
Таблица 58 Корреляция между показателями техники «скорости спринтерского бега (по Дешоиу и Нельсону, 1964)
|
. Для избежания этих опасностей рекомендуется соблюдать два' условия. Во-первых, обучение надо проводить на скорости, близкой к максимальной, но не равной ей (как говорят, «в 9/10 силы»), с тем чтобы скоростно- силовая структура движений не отличалась от таковой при максимальной скорости, но в то же время был возможен контроль за техникой движений (Д. Д. Донской, 1949). Такие скорости получили название «контролируемых» скоростей. Во-вторых, следует часто изменять скорости выполнения движения от сравнительно небольших до максимальной.
Глава III
МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ
га. 1. ВЫНОСЛИВОСТЬ КАК ФИЗИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО ЧЕЛОВЕКА
III. 1. 1. Определение понятия. Утомление и выносливость. Виды выносливости Если человек осуществляет какую-либо достаточно напряженную работу, то через некоторое время он ощущает, что выполнение ее становится все более трудным. Посторонние наблюдатели могут при этом объективно отметить ряд признаков этого состояния, начиная с таких легко видимых, как напряжение мимической мускулатуры и появление испарины, и кончая более глубокими физиологическими показателями. Несмотря на возрастающие затруднения, человек может некоторое время сохранять прежнюю интенсивность работы за счет больших, чем прежде, волевых усилий. Описанное состояние можно назвать фазой компенсированного утомления. Если работа продолжается, то, несмотря на возросшие волевые усилия, ее интенсивность снижается (фаза декомпенсмро- ва иного утомления). Утомлением называется вызванное нагрузкой временное снижение работоспособ- <йости. Оно (утомление) выражается в повышении трудности или невозможности продолжать деятельность с прежней эффективностью. При выполнении одного и того же задания несколькими людьми утомление у них наступает через различное время — причиной этого является, ^очевидно, разный уровень выносливости. Выш о с л и - в остью «азы вается способность.к. длитель- ному-"впЕГ1Г6[24]л"нению какой-либо деятельнос- ти без" снижения ее эффективности. Иначе ю,о