Глава 8. Вечеринка частей личности
В двух словах, «вечеринка частей» выглядит так. Есть ведущий, который управляет «вечеринкой» и главный участник – «звезда», человек которому и проводится терапия. Выбранная «звезда» становится перед группой, и затем уже сама выбирает 10 ролей, которые будут воплощать значимые персонажи, образы, символы, черты характера, а значит «части личности». Когда роли определены, «звезда» назначает 10 человек, для их исполнения. Персонажами могут быть знаменитые актёры, политики, историки, светские львы и львицы, писатели, бизнесмены, выбрать можно всё, что заблагорассудится. Такая роль может потребовать от актёра способность к агрессии, умение быть уступчивым, понимающим, успешным, сексуальным и прочее-прочее.
Итак, десятерых счастливчиков, назначенных на роли уводят в отдельную комнату, где они ассоциируются со своими новыми образами, «частями личности». Когда это произошло ведущий даёт им указание вести себя так, будто они на вечеринке.
Теперь у нас есть десять актёров, которые ведут себя сообразно с ролью, назначенной им «звездой». На следующем шаге, они должны начать этакую борьбу за власть и влияние. Кто из них станет лидером и возьмёт инициативу на себя? Эти «части личности» должны использовать весь свой потенциал, максимально реализовать сильные стороны, в общем, проявить себя во всей красе и блеске.
Довольно скоро, как вы понимаете, между частями личности на вечеринке возникает конфликт. В этот момент ведущий ставит всё на паузу, и «части» в прямом смысле замирают, сохраняя свои позы. В дело вступает наша «звезда»: начинает осознавать этот внутренний конфликт, и проговаривает его вслух, это - важно. Затем, вносит коррективы и процесс продолжается.
Такая вечеринка может идти несколько часов подряд, пока «части личности» будут объединяться, ссорится и всячески выяснять отношения, в финале они обычно приходят к согласию и интегрируются, тогда наступает внутренний мир. Иногда, во время техники, «части» меняют свой облик и становятся кем-то другим, а порой «схлопываются» противоположности, да чего только не происходит, внутренний мир всё-таки. Поскольку мы имеем дело одновременно с десятью «частями», то и конфликтов в один момент времени может быть несколько, и требуется изрядное мастерство, чтобы их всех примирить.
И вот, через несколько часов части начинают общаться в позитивном ключе, решают свои конфликты и всячески трансформируются и интегрируются. Порой весь этот процесс больше напоминает сумасшествие, чем терапию, ведь люди иногда очень упрямы и не ходят идти на уступки и договариваться. Честно говоря, не знаю, имеет ли это всё терапевтическую ценность, текущие или какие-то ещё результаты, но в любом случае, это весело и интересно.
Я сам участвовал в нескольких «вечеринках частей личности» под руководством Ричарда, и довольно хорошо изучил эту технику. Что касается самого Ричарда, он, наверное, за свою карьеру сотни таких «вечеринок» провёл.
Потом он насытился и решил идти дальше. Этим следующим шагом стали семейные реконструкции. Эта техника позволяет по-новому взглянуть на прошлые конфликты и опыт в его многообразии. Ричарду нравился такой новый взгляд, и он довольно часто прибегал к этой технике. Реконструкция помогает воссоздать его или её семейный конфликт и посмотреть на происходящее с точки зрения всей системы. Задачи этой техники: понять индивидуальность и своеобразие собственных родителей, осознать, как и чему вы тогда научились, и раскрыть подлинную ценность своей личности. Такая вот семейная реконструкция.
Однажды Ричард провёл очень яркую и сильную реконструкцию и для Джона. Это было на одном из обучающих тренингов, тогда перед нами развернулась очень важная и поучительная для Джона веха его личного развития. Тот семинар помог ему лучше почувствовать терапевтический процесс, и после этого он стал частым участником «семейных реконструкций» Ричарда.
Ричард и Джон часто занимались вместе, и Ричард посвящал своего друга, и, в общем-то, руководителя, в тонкости развития психотерапии. Джон был учеником на множестве тренингов, прежде чем сам начал проводить занятия. Постепенно Джон и Ричард стали вместе вести семинары, где давали Гештальт-терапию, техники Вирджинии Сатир и собственные наработки.