Речевые свойства человека не существуют сами по себе - в них проявляются особенности личности. 7 страница
Инструкция испытуемому: «Для выявления уровня эмпатийных тенденций необходимо, отвечая на каждое из 36 утверждений, приписывать ответам, слева от номеров вопросов, следующие числа: если Вы ответили «не знаю» — 0; ответу «нет, никогда» припишите -1; «иногда» — 2; «часто» — 3; «почти всегда» — 4; и ответу «да, всегда» — 5.
Отвечать нужно на все пункты.
Текст опросника.
1. Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем книги из серии «Жизнь замечательных людей».
2. Взрослых детей раздражает забота родителей.
3. Мне нравится, рассуждать о причинах успехов и неудач других людей.
4. Среди всех музыкальных передач предпочитаю передачи о современных музыкальных направлениях.
5. Чрезмерную раздражительность и несправедливые упрёки больного надо терпеть, даже если они продолжаются годами.
6. Больному человеку можно помочь даже словом.
7. Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя лицами.
8. Старые люди, как правило, обидчивы без причин.
9. Когда в детстве слушал грустную историю, на мои глаза сами по себе наворачивались слёзы.
10.Раздраженное состояние моих родителей влияет на моё
настроение. 11 .Я равнодушен к критике в свой адрес. 12.Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с
пейзажами. 13.Я всегда всё прощал родителям, даже если они были неправы. 14.Если лошадь плохо тянет, её нужно хлестать. 15.Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то
чувствую, словно это происходит со мной. 16.Родители относятся к своим детям справедливо. П.Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь. 18.Я не обращаю внимания на плохое настроение своих родителей.
19.Я подолгу наблюдаю за поведением животных, откладывая другие дела.
20.Фильмы и книги могут вызвать слезы только у несерьёзных людей.
21.Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением
незнакомых людей. 22.В детстве я приводил домой бездомных кошек и собак. 23.Все люди необоснованно озлоблены. 24.Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как
сложится его жизнь. 25.В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам. 26.При виде покалеченного животного я стараюсь ему чем-то
помочь.
27.Человеку станет легче, если внимательно выслушать его жалобы.
28.Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число
свидетелей. 29.Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идею, дело или
развлечение.
ЗОЛюди преувеличивают способность животных чувствовать
настроение своего хозяина. 31.Из затруднительной конфликтной ситуации человек должен
выходить самостоятельно. З2.£ели ребёнок плачет, на то есть свои причины. ЗЗ.Молодежь должна всегда удовлетворять любые просьбы и
чудачества стариков. 34.Мне хотелось разобраться, почему некоторые мои
одноклассники иногда были задумчивы. 35.Беспризорных домашних животных следует отлавливать и
уничтожать. 36.Если Мои друзья .начинают обсуждать со мной' свои личные
проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему. Обработка результатов и выводы
1. Шкала лжи.
2. Испытуемый получает по одному баллу за ответы «не знаю» на утверждения под номерами: 3 ,9 ,11 , 13, 28, 36, и за ответы «да, всегда» на утверждения под номерами: II, 13, 15, 27. Результатам тестирования можно доверять, если по всем перечисленным утверждениям дано не более трех неискренних ответов. При четырех неискренних ответах следует сомневаться в достоверности результатов, а при пяти — данные можно считать недостоверными.
3. Показатель развитости эмпатийных тенденций определяется через сумму всех баллов. Приписанных ответам на утверждения под номерами: 2, 5, 8, 9, 10, 12, 13, 15,16,19,21,22,24,25,26,27,29,32.
Интерпретация
От 82 до 90 баллов — очень высокий уровень эмпатийности.
Чрезмерно развитое сопереживание.
От 63 до 81 балла — высокая эмпатийности, неподдельный интерес к людям, эмоциональная отзывчивость, общительность.
От 37 до 62 баллов — нормальный уровень эмпатийносги.
От 12 до 36 баллов — низкий уровень эмпатийности, затруднения в установлении контактов с людьми, недостаточное понимание других.
11 баллов и менее — очень низкий уровень эмпатии, трудности в контактах с людьми, большая продуктивность в индивидуальной работе.
Опишите и приведите соответствующие примеры.
К кому из перечисленного у Вас наиболее выражена эмпатия: животным, героям художественных произведений, детям, родителям, старикам и т.п. Сделайте вывод ваших эмпатийных способностях е целом.
Самостоятельная работа
ПОТРЕБНОСТИ И МОТИВЫ.
План
1. Понятие о потребностях.
2. Виды и иерархия потребностей.
3. Направленность и мотивы.
Литература: 1, 24, 35,48, 70, 73, 83.
Теоретическое основание
Общепринятым в психологии является положение о том, что потребности человека выступают источником его активности, побудителями побудительных сил человека.
Потребность - испытываемая человеком нужда в чем-либо. Это состояние физического и психологического дискомфорта, возникающего у человека при нарушении устойчивого равновесия во взаимодействии с материальной и духовной средой его жизни и деятельности. Оно взывает у человека стремление предпринимать меры, действовать по устранению возникшего негативного состояния дискомфорта.
В потребностях человека выражается характер и степень его зависимости от конкретных условий существования, жизни и деятельности.
По мере удовлетворения та или иная потребность перестает существовать, функционировать (и действовать) как реальное состояние дискомфорта.
Потребности человека обусловлены внешними обстоятельствами, предметами и явлениями объективно существующей вне человека реальности - объектами потребностей.
Потребности различают по видам: потенциальные и актуализированные.
Потребности у человека могут быть: здоровыми (полезными) и нездоровыми (вредными)
В зависимости от предмета выделяют потребности: материальные духовные.
По происхождению потребности различают как естественные, социальные, культурные.
В зависимости от носителя потребности бывают индивидуальные, групповые, общества в целом.
У человека могут проявляться:
Ведущие, основные потребности, невозможность удовлетворения которых угрожает его существованию, приводит к разрушению физиологических систем организма, деградации личности.
Дополнительные (второстепенные).
Выделяют также потребности:
Доминантные, определяющие линию поведения личности в тот или иной момент или в течение определенного отрезка времени.
Недоминантные, косвенно влияющие на особенности реализации первых.
Различают три типа доминантных потребностей человека;
1. Ситуативные, кратковременные потребности.
2. Жизненные, определяющие жизненную стратегию, линию поведения человека.
3. Потребности деятельности - потребности текущих дел, относительно длительные.
Иерархия потребностей, по А. Маслоу, включает:
1. Физиологические потребности
2. Потребность в безопасности
3. Потребность в социальных связях, привязанности и любви.
4. Потребность в признании (компетентности) и оценке.
5. Потребность в самоактуализации.
Направленность личности - это обусловленная системой побуждения личная целеустремленность человека.
Система направленности личности включает следующие основные компоненты:
1. Систему ценностно-смысловых образований личности.
2. Притязания личности, как основанные на оценке ею своих
возможностей и ситуации, обстановки ожидания личностью
определенных результатов своих действий, поведения, отношения к
ней окружающих и т.д. Притязания личности - интегральная форма
выражения ценностей, уровня и характера самооценки личности.
Направленность личности характеризуется:
- Уровнем зрелости (степень общественной значимости основных устремлений личности, ее нравственным обликом, идеологической позицией.
- Широтой (диапазоном сфер устремлений личности по реализации поставленных целей).
- Интенсивностью (силой устремлений личности по реализации
поставленных целей).
- Иерархией видов направленности конкретной личности. ■<-.
Мотивы личности - внутренние психические побуждения к
деятельности и поведению, обусловленные актуализацией тех или иных потребностей личности. Это опредмеченная потребность и конкретные формы проявления потребностей.
Люди могут по разному осознавать свои потребности. В зависимости от этого различают следующие мотивы:
Эмоциональные мотивы - желания, хотения, влечения.
Рациональные мотивы — стремления, интересы, идеалы,
убеждения.
Можно выделить две группы взаимосвязанных между собой мотивов жизни, поведения и деятельности личности:
■•:•
Мотивы целей (генерализованные мотивы, содержание которых выражает предмет потребностей и направленность устремлений личности).
Мотивы выбора путей, средств, способов достижений, реализациицели: инструментальные мотивы.
По степени общественной значимости выделяют: мотивы широкого социального плана (идеологические, этнические, профессиональные, религиозные и др.), мотивы групповые и индивидуально-личностные мотивы.
Различают также мотивы достижения цели, ( противоположный -избегания неудач) , аффилиации (стремление к людям), альтруистические мотив, мотив власти.
Мотив достижения - устойчивое стремление в достижении результата в работе. Мотив достижения показывает, насколько человек^стремиться к повышению уровня своих возможностей. В основе мотива достижения выделяются три компонента: стремление к мастерству (ориентация в трудной работе на свой внутренний стандарт качества), к соперничеству (стремление к состязанию и лидерству), работе (удовольствие от хорошо выполненной сложной работы).
Мотив аффилиации - это стремление к таким контактам с людьми, которые предполагают доверие, сотрудничество, присоединение, дружбу. Цель аффилиации - взаимный поиск приятия, принятие дружеской поддержки и симпатии. Существует две формы аффилиативного мотивы - надежда на аффилиацию и боязнь отвержения.
Альтруизм это самостоятельный мотив, который отличается от других мотивов, основанных на личной выгоде; в его основе лежит любовь и бескорыстная забота о других, способность на безвозмездную жертву ради других, потребность отдавать и чувство ответственности. Чаще оказывают помощь те, те, кто сам раньше ее получал, те, кто обладает эмпатией, способностью к сопереживанию.
Мотив власти можно определить как устойчивое и отчетливо выраженное стремление человека иметь власть над другими, склонность управлять социальным окружением.
Мотивы не только побуждают человека к действию, но и придают его поступкам и действиям личностный, субъективный смысл (А.Н. Леонтьев).
Практическая работа
■
Задание 1. Указывая на ошибки - отметьте улучшения.
Очень часто воспитатели, учителя, родители указывают на недостатки, ошибки, слабости детей, вследствие чего у детей формируется чувство беспомощности, снижается их самооценка.
Выходом из этой ситуации может послужить прием не только указывать на ошибки, но и активизировать внимание на достижениях, успехах детей. Даже когда ошибок и недостатков много, стоит отметить позитивные моменты в определенном компоненте деятельности:
1. Пусть ошибок еще много, но они не такие серьезные, как те, которые ты допускал раньше.
2. Пусть трудностей еще немало, но в этом компоненте ты продвинулся далеко вперед.
3. Пусть еще не все удается, но обрати внимание: над эти ты хорошо поработал и уже видны позитивные изменения. Есть возможность развития и в других направлениях.
Укажите на недостатки, ошибки ученика, ребенка, но вместе с тем акцентируйте внимание на достижениях, изменениях в лучшую сторону. Примеры запишите.
Задание 2. Избегание неудач
Рассмотрим одну из форм поведения, направленного на избегание неудач: откладывание на потом. Откладывание работы - типичный случай избегания неудачи. Люди часто прибегают к нему, оправдываясь: «Я еще успею это сделать», «Не следует спешить», «Я обязательно начну это с понедельника». Но с понедельника не начинают, не начинают и со следующего, ссылаясь на обстоятельства, нехватку времени и-т.п.
1. Поразмышляйте над тем, какими бы вы хотели себя видеть: достаточно способным, но неорганизованным (т.е. человеком, который боится поражения и постоянно откладывает дело на потом) или недостаточно способным, но настойчивым и организованным (человеком, который боится неудач).. Подумайте, определяется ли поражение только отсутствием способностей? Какие другие факторы, по вашему мнению, могут определить неудачу? Свой ответ аргументируйте
3. Запишите позитивные моменты, связанные с неудачей (что дает
вам неудача, чему учит?) Приведите примеры из вашей жизни.
4. Поразмышляйте, что бы вы сказали человеку - неудачнику. Запишите, как бы вы попробовали не только утешить, но и вдохновить человека на дальнейшую деятельность.
5. Подумайте и запишите, что бы вы сказали самому себе в минуты неудачи и разочарования. Какие слова смогли бы не только восстановить потерянное душевное равновесие, но и побудить к деятельности?
6. Придумайте текст, усовершенствуйте его и запишите крупными буквами на обложке тетради или карточке, попробуйте применять эти слова в сложных жизненных ситуациях.
Задание 3. Определите ведущий мотив поведения Сони Мармеладовой, Раскольникова, Печорина, Обломова, Хлестакова, Чацкого. Приведите свои примеры из истории, из художественной литературы (кинофильмов) героев с ярко выраженными мотивами. Как Вы считаете какие мотивы преобладают в вашем поведении?
Задание 4. А.Б. Орлов выделяет семь основных центраций учителя, каждая из которых может доминировать в педагогической деятельности в целом, так и в конкретных педагогических ситуациях. Внимательно прочтите их, и подумайте, какая из них оказывает наиболее негативное влияние на учеников (студентов)? А какая, по-вашему, оказывает позитивное влияние? Аргументируйте свой ответ.
а) Эгоистическая (в основе - интересы своего «Я»
б) Бюрократическая (в основе - интересы администрации,
руководителей);
в) Конфликтная (в основе - интересы коллег);
г) Авторитетная (в основе - интересы родителей учащихся);
д) Познавательная (в основе - требования средств обучения
и воспитания);
;-е) Альтруистическая (^основе - интересы и потребности
ж)''" Гуманистическая (в основе - интересы (проявления) своей сущности и сущности других людей).
Самостоятельная работа
96
воля
План
1. Понятие о воле. Физиологические основы воли.
2. Этапы сложного волевого действия.
3. Волевые качества личности.
4. Пути и средства выработки воли.
Литература: 7, 28, 30, 65, 71, 72.
Теоретическое введение
Воля - произвольное управление, самоуправление.
Воля - потребность преодоления препятствий (П.В. Симонов)
Воля - отношение человека к субъективным трудностям
Воля - цель, усилие, самоконтроль
Воля - реализация самоприказа по преодолению трудностей, устранению личностных недостатков
Воля - сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в способности и умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. (В.Н. Селиванов).
Волевая регуляция - вид произвольного управления, связанный с преодолением трудностей.
Волевые действия - это разновидность произвольных действий, спецификой которых является использование при достижении цели волевого усилия.
Волевое усилие - это сознательное и преднамеренное напряжение физических и психических сил человеком, направленное на преодоление возникших трудностей (внешних и внутренних, объективных и субъективных).
Волевое усилие - дополнительное побуждение на преодоление трудностей.
Физиологическая основа воли - доминирующий очагвозбуждения (доминанта А.А.Ухтомского); сильная и инертная нервная система.
Этапы сложного волевого действия: \. Стремление (чувство, потребность) к действию;
2. Представление о цели, ее постановка;
3. Размышление, борьба мотивов, выбор одной цели из нескольких;
4. Составление программы действия с помощью имеющихся средств;
5. Решение о начале действия;
6. Исполнение действия:
а) сравнение достигаемых результатов с конечной целью
(контроль);
б) возможная корректировка программы достижения результата;
в) привлечение дополнительной мотивации
7. Завершение действия, его оценка:
а) сопоставление достигнутых результатов с задуманными;
б) анализ хода реализации волевого действия;
в) возможная постановка новых целей.
Волевые качества личности
Волевое качество - длительно существующая, стабильная
характеристика, способствующая волевой регуляции,
последовательно проявляющуюся в различных ситуациях и имеющую широкий диапазон выражения у различных субъектов.
Основные волевые качества и их определение
Целеустремленность - сознательная направленность личности на достижение более или менее отдаленной по времени цели.
Терпеливость - однократное длительное противодействие неблагоприятным факторам физиологического характера.
Упорство - стремление достичь успеха в деятельности, желаемого или необходимого результата вопреки имеющимся трудностям и неудачам.
Настойчивость - систематическое проявление силы воли при стремлении человека достичь отдаленной по времени цели, несмотря на возникающие препятствия и трудности.
Выдержка - устойчивое проявление способности подавлять импульсивные, малообдуманные эмоциональные реакции, сильные влечения, желания, искушения.
Смелость - способность человека подавлять защитные реакции при возникновении страха, боязни и качественно осуществлять свои намерения в объективно или субъективно опасных для жизни, здоровья и престижа ситуациях.
Решительность - минимальное время принятия решения в значимой ситуации, которая может привести к негативным последствиям для субъекта или его окружения.
Самостоятельность - способность осуществлять какую-либо деятельность без посторонней помощи.
Инициативность - проявление почина, активности, энергичности, социальной смелости и ответственности в действиях отдельных людей или групп, приводящих к новому движению, изменению форм деятельности или уклада жизни.
Самообладание - сознательное контролирование себя в течение всего процесса деятельности: способность организованно влиять на исполнительные и регуляторные функции, не терять контроля над событиями при трудностях.