Социальные роли и социальный статус

Индивидуальные роли изменяются на каждой стадии человеческой жизни. Х.Перлман считает, что человек является продуктом не только физиологической и психологической среды, но и своих представлений о настоящем и будущем. В любом возрасте человек может потерять надежду и стремления, и тогда он будет занимать позицию клиента. По мнению Х.Перлман, то, что человек оказывается в положении клиента, объясняется следующими причинами:

• нехваткой жизненной энергии, необходимой для борьбы за выживание и сохранение своей целостности;

• отсутствием своевременной социальной поддержки;

• инфантилизмом или утратой надежды на изменение негативной ситуации.

Будучи последовательницей З.Фрейда, Х.Перлман считала, что человек постоянно находится в процессе становления и что культура является главным фактором, влияющим на формирование его основных социальных ролей. Индивидуальные роли имеют тенденции множиться, поскольку в процессе жизни человеческие связи расширяются. Однако среди них есть главные, выступающие в обществе в качестве знаковых, т.е. позволяющих идентифицировать и оценивать эти роли на у ровне общепринятых ожиданий. Так, например, каждое общество имеет представление о том, какими характеристиками должен обладать мужчина в качестве мужа и отца, женщина в качестве матери и жены, молодой человек в качестве сына и студента и т.д. Отклонение от ожидаемых норм вызывают изменения человеческих взаимодействий, приводят в конце концов к тому, что индивид оказывается клиентом, вынужденным обратиться в социальное агентство за помощью.

Рассматривая клиента как лицо, испытывающее определенный прессинг со стороны референтных групп, Х.Перлман считает важным установить его ролевую специфику в качестве клиента. Внутренние и внешние проблемы должны быть представлены в связи с оценкой социальной роли индивида, которая является не только «двигателем» его социального благополучия, но и определенным внешним давлением. При неблагоприятных условиях это внешнее давление может стать препятствием в личном и социальном развитии. Принятие и осознание проблемы, как и понимание неспособности самостоятельно справиться с нею, по мнению исследовательницы, усиливается осознанием индивидом своей роли как клиента8.

Разработанный Х.Перлман биопсихосоциальный подход позволил С.Бриару и Г.Миллеру сформулировать ролевую концепцию подхода к клиенту.

Ролевой подход

С.Бриар и Г.Миллер определяют субъектность клиента исходя из его роли. Клиент — это социальная роль, которая формируется у индивида благодаря четырем источникам: социальному агентству; нормативным ожиданиям социального работника и его референтных групп; самооценки клиента; социальным группам, чьи требования и ожидания воздействуют на клиента, социального работника и агентство.

Социальное агентство

Социальное агентство имеет систему «допуска», т. е. те требования, которые регламентируют его права на оказание поддержки. Нормативные ожидания клиента и агентства должны совпадать, чтобы удовлетворить запросы клиента. Только в этом случае агентство может гарантировать соблюдение его прав и требовать от него исполнения соответствующих обязанностей. Услуга может быть оказана, если клиент соответствует нормам, принятым агентством. Ожидания клиентов существенно меняются в зависимости от типа учреждения. Терапевтическая эффективность агентства зависит также от общественного мнения и формальных ограничений, а также от ожиданий клиента, которые могут иметь различные ориентации. В этой связи образуется специфический континуум, который формирует различные ролевые ожидания клиента. Опираясь на классификацию Этуниони, Бриер и Миллер выделяют следующие роли агентств на основании ориентации клиента:

«нравственная ориентация» — клиент желает получить то, что может дать агентство, он разделяет ценности социального работника и охотно сотрудничает с ним;

«расчетная ориентация» — клиент охотно сотрудничает с агентством, но не разделяет ценностей социального работника;

«отчуждающая ориентация» — клиент не разделяет ценностей агентства, оказывает сопротивление, идет на соглашение при применении санкций.

Наши рекомендации