В последней части будут даны в основном технические сведения.
Первое, что хочется подчеркнуть, это что продвинутых школ очень долгое время будет мало и состав их будет соответственно малочисленным... Во главе школы всегда будет Посвященный первой или второй степени, поскольку целью ее будет подготовка учеников к первому посвящению. А это необходимо требует Посвященного главы. Последний будет назначаться ответственным за школу Учителем и будет - в рамках школы - единственным судьей и самодержцем. Слишком велики опасности, сопровождающие оккультное, обучение, чтобы допустить легкомысленное к нему отношение, и любые требования Главы должны исполняться. Однако послушание будет не принудительным, а добровольным, поскольку каждый ученик будет понимать его необходимость и практиковать то послушание, которого будет требовать от него его духовное распознавание. Как упоминалось выше, эти оккультные школы будут практически лучевым и школами, чей преподавательский состав и ученики будут находиться на каком-то одном луче или на дополнительном к нему луче. Например, если школа второлучевая, - какая мыслится в Ирландии, - то ее наставники и ученики будут на втором, четвертом и шестом лучах. И по крайней мере один преподаватель, принадлежащий к пятому лучу, будет в каждой школе оккультизма. Если это перволучевая школа, ее преподаватели и ученики будут на первом, третьем и седьмом лучах, а один из наставников, опять-таки, на пятом луче.
Под началом посвященного Главы будут два других наставника: принятые ученики, а каждый учащийся должен будет пройти через подготовительную школу, закончить все ее низшие курсы. Эти-то трое и могут составить весь штат преподавателей, потому что учеников у них будет сравнительно мало, а работа наставников будет носить скорее наблюдательный, чем наставительный характер, так как оккультист всегда эзотерически сам себя обучает.
Бóльшая часть работы, исполняемой этими тремя, будет проходить на внутрених планах, и они будут больше работать в уединении собственных комнат, чем в классе с учащимися. Будет признано, что ученики готовы работать самостоятельно и могут сами искать дорогу к порталу посвящения. К наставникам будут обращаться только чтобы посоветоваться или что-то спросить, и они будут курировать работу, инициированную самим учеником, а не порученную наставником. Стимулирование вибрации, выравнивание тел, отслеживание работы на внутренних планах, вливание силы и обеспечение оккультными методами защиты от опасности - такой будет частично работа наставников, наряду с конкретной напряженной медитацией. Периодически они будут приводить учеников к Учителю, высказываться о том, готовы ли они перейти на другую ступень ученичества, докладывать о качестве их жизненного служения и помогать им в строительстве буддхического проводника, который к моменту первого посвящения уже должен наличествовать в зачаточном состоянии. Наставники также будут следить за практическим осуществлением преподанных в подготовительных школах теорий о другой - дэва-эволюции; наблюдать за тем, как ученик манипулирует материей и демонстрирует законы созидания; охранять его при контакте с дочеловеческими и сверхчеловеческими эволюциями и обучать его проводить закон и трансцендировать карму. Их инструкции будут содействовать тому, чтобы ученик мог вернуть себе знание о прошлых жизнях и читать акашические записи, но, как вы увидите, только сам ученик будет инициировать и исполнять свою работу - под наблюдением и защитой наставников, и его прогресс и продолжительность его пребывания в школе будут определяться его собственными усилиями и способностью к инициативе.
Правила приема в подготовительную школу будут примерно следующими, хотя я дам лишь вероятную, а не точную информацию:
1. Ученик должен быть свободен от кармы посторонних обязательств и волен учиться, не будучи вынужденным пренебрегать прочими своими обязанностями и семейными узами.
2. Никакой платы за обучение, денежных расходов и переводов не будет. Ученик должен сам себя обеспечивать и сам зарабатывать средства на жизнь во время пребывания в школе. Функционирование обоих видов школ будет поддерживаться добровольными пожертвованиями людей, знакомых с законами спроса и предложения в оккультном смысле.
3. Ученик должен соответствовать среднему образовательному уровню своего времени и поколения и должен показывать свою заинтересованность в каком-нибудь направлении мышления.
4. Его необходимо подвергнуть ясновидящему осмотру на предмет наличия определенной координации и выровненности, и его каузальное тело должно обладать определенным качеством, прежде чем он может быть принят. Наставники оккультизма не теряют времени на тех, кто не готов. Только если сияет внутренний свет, только если каузальное тело достигло необходимого объема, ученик готов к усвоению учебного курса. Поэтому решение относительно приема ученика будет выноситься в присутствии Главы школы. Это слово будет окончательным и будет произноситься после того, как Глава школы произведет надлежащий осмотр ученика с помощью ясновидения и каузального зрения, а также соотнесется с собственным Учителем человека.
5. Он обязан продемонстрировать за предыдущий период служения свою способность работать в групповой формации и мыслить понятиями других.
6. Его прошлые воплощения должны быть в какой-то мере проанализированы; на результаты анализа и будет опираться Глава, вынося свое окончательное решение.
7. Ученику должно быть больше двадцати одного, но меньше сорока двух лет.
8. Его эфирное тело должно быть в хорошим состоянии, являясь хорошим передатчиком праны; не должно быть никакого физического заболевания или физического уродства.
Таковы фундаментальные правила, которые можно в настоящее время изложить. Будут и другие, и процедура отбора может претерпеть изменения.
Правила приема в продвинутую школу гораздо более эзотерические, и их намного меньше. Ученики будут подбираться из подготовительной школы после того, как они пройдут несколько ступеней обучения. Однако отбор будет определяться не ментальным развитием и усвоением конкретного знания, а внутренним разумением и оккультным пониманием учащегося, качеством тона его жизни, звучащего во внутреннем мире, яркостью внутреннего света и его способностью к служению.
Этого на сегодня достаточно; завтра мы разберем последний раздел нашего третьего пункта: здания школы.
17 октября 1920
О зданиях обоих видов оккультных школ мало что можно сказать; возможен лишь общий обзор. Климатические условия и целесообразные размеры школ сильно различаются, их учебные комплексы, соответственно, тоже...
Здания подготовительной школы будут не очень отличаться от зданий обычного колледжа в экзотерическом мире. Будет наличествовать только одно условие: у каждого учащегося обязательно должна быть собственная отдельная комната. Тип зданий не имеет значения, лишь бы выполнялись необходимые условия. Каждая комната должна быть изолированной, соединяться только с центральным коридором и состоять из трех частей, небольших, но четко обозначенных. В одной учащийся будет жить и учиться, в другой - принимать ванну, а третья будет местом для медитации; в ней будут находиться завешенные изображения Великих. Эта третья часть будет предназначаться исключительно для медитации, и в ней ничего не будет, кроме коврика для сидения, кушетки, на которой будет располагаться физический проводник учащегося во время некоторых упражнений, и маленькой скамеечки с ладаном и цветочными подношениями перед изображениями Учителей.
Преподаватели будут жить вместе с учащимися, причем женщины будут отвечать за студенток, а мужчины - за студентов. Глава школы будет жить один в отдельном доме, в котором - кроме жилых комнат - будут небольшая приемная для работы с индивидуумами, более просторное помещение для собраний и комната для общей молитвы всего учебного состава.
Планировка здания продвинутой школы, которая, правда, не должна нас особо интересовать, имеет большое значение для тех, у кого есть глаза, чтобы видеть. Главной особенностью продвинутой оккультной школы будет центральный храм круглой формы, в котором у каждого ученика (а вы должны помнить, что их число будет невелико) будет отдельная молельня; входить в нее будут сзади через дверь, спереди же занавеска будет отделять ее от большой центральной молельни, в которой будут проходить групповые сборы.
На полу большой центральной молельни будет выложен треугольник; внутри треугольника будет сидеть группа, а на трех площадках вне его будут столы с разными символами, фундаментальными книгами о символах и большими кусками пергамента с изображениями космических символов.
Цвет этой молельни будет определяться лучом, который она представляет. Разделительные занавесы также будут окрашены в соответствующий лучевой цвет, и на занавесках индивидуальных молелен будут начертаны знаки рождения учеников: их знаки, восходящие знаки и контролирующие планеты. Такая занавеска будет собственностью ученика, как и молельный коврик, на котором будет изображен символ его луча, эгоического и личностного.
На стене большого круглого здания будут нарисованы знаки зодиака, и четыре входа будут олицетворять четырех Махарадж.
Квадратная стена будет обрамлять весь ансамбль, включая сад, ухаживать за которым будут сами ученики. В стене будет лишь один вход с северной стороны. Снаружи будут небольшие постройки не более, чем на трех учеников, и дом, в котором будут жить трое инструкторов. У Посвященного Главы будет собственное здание с куполообразной башней. Куполообразная башня будет служить двум целям: Она будет местом астрономического и астрологического обучения, снабженным новейшими научными приборами для изучения планет и микрокосмической жизни, а также будет служить безопасным убежищем для учеников, способных сознательно оставлять свое физическое тело и функционировать в другом месте на физическом плане.
Вот и все, что я могу пока сообщить. Запоминайте, наблюдайте и ждите часа, когда идеал осуществится.
29 октября 1920
Сегодня пришел черед обсудить наш четвертый пункт, в котором я дам кое-какие сведения о подготовительной оккультной школе, но почти ничего не скажу о продвинутой школе. Этот пункт касается степеней и предметов.
Степени и предметы
Мы в предыдущем письме обсудили учебную программу подготовительных школ, в которую входят развитие низшего ума, изложение основных принципов, на которых строится будущая работа, и формулирование, изучение и усвоение теорий и оккультных законов, на которых истинный оккультист будет позднее базировать свою практическую работу. Мы убедились также, что учебный материал в основном совпадает с экзотерическими учениями мира, поэтому школа должна быть в тесном контакте с центрами современного мышления. Сегодня я обозначу некоторые моменты, определяющие работу учащегося, и покажу метод, которым он последовательно руководствуется, пока не подготовится к более продвинутому колледжу. Мы как обычно разделим тему на три части:
а. Сроки учебы.
б. Типы работы.
в. Преображение потенциальных способностей в активные силы благодаря практике.
Сроки учебы
Вся работа в школе будет базироваться на оккультном знании сроков, и два условия будут тщательно соблюдаться:
1. Школьный год делится на два полугодия; в первом ученик получает концентрированное знание, - это период движения солнца к северу или первая половина года, во втором - отделенном от первого интервалом в шесть недель - он усваивает и воплощает на практике полученную информацию. Первые месяцы года - это период напряженной учебы, знакомства с новыми сведениями, глубокого исследования, накопления фактов и конкретного знания. Ученик ходит на лекции, прочитывает массу книг, занимается лабораторными изысканиями, с помощью микроскопа и телескопа расширяет свое видение и обогащает свое ментальное тело огромным количеством научных данных.
Во время шестинедельных каникул ему рекомендуется отключиться от всякого ментального усилия, за исключением того, что связано с практикой оккультной медитации. Он, памятуя об учебном цикле, на время удаляется в пралайю. По завершении шести недель он возвращается к работе; сейчас его задача - систематизировать массу информации, глубже разобраться в сообщенных фактах, практически реализовать, насколько это разрешено, оккультное учение, с тем чтобы набраться опыта и обнаружить свои слабые места. В "темный период" года он пишет статьи и очерки, книги и брошюры, обобщающие усвоенную информацию. Лучшие из книг ежегодно публикуются колледжем для сведения всех. Так он служит своему времени и поколению, сообщая расе высшее знание.
2. Ежемесячная учеба ученика аналогично организована таким образом, что то, что требует большего труда (то есть привлечения высшего ума) делается в так называемую светлую половину месяца, темная же его половина посвящается преимущественно действиям, связанным с низшим умом, и старанию лучше усвоить то, что получено в первые недели. Каждый день тоже делится на четкие периоды, и ранние часы посвящаются восприятию более абстрактных и оккультных сведений, тогда как конец дня отдается более практической работе.
Основой любого оккультного роста является медитация или периоды безмолвного созревания, когда душа молча набирает силу. Поэтому в течение дня у каждого ученика в школе имеются три интервала медитации - на рассвете, в полдень и на закате. На первых порах пребывания ученика в школе каждый интервал длится по тридцать минут. Позднее у него уходит по часу трижды в день на практику оккультной медитации, а на последнем году от него ожидают пятичасового ежедневного пребывания в медитации. Если он умеет успешно медитировать в таком режиме, он готов перейти в продвинутую школу. Это его большая проверка и показатель прогресса.
Занятия в школе начинаются на рассвете и заканчиваются на закате. После захода солнца и в течение часа после каждого из двух остальных медитативных интервалов ученику позволяется расслабиться, принять пищу и отдохнуть. Все ученики должны отходить ко сну в десять часов, после тридцатиминутного тщательного обзора дневной работы и заполнения анкет, которые пополняют сведения о них.
Продолжительность пребывания ученика в школе зависит исключительно от его прогресса, внутренней способности к усвоению знаний и внешней жизни служения. Стало быть, она определяется его точкой эволюции к моменту вступления в школу. Только что вступившие на Путь Испытания учатся в школе от пяти до семи лет, а при необходимости и дольше; старые ученики и принявшие посвящение в предыдущих жизнях задерживаются в ней ненадолго, быстро усваивая программу и учась лишь практически применять накопленное ранее знание. Период их учебы длится от одного до пяти лет, обычно около трех. Их поощряют вести обучение своих младших братьев, в ходе которого раскрывается их врожденное знание. Решение об окончании школы выносится не на основании сдачи учеником экзотерического экзамена, а всего лишь по заключению Главы школы, отметившим эзотерические изменения в телах ученика, чистоту цветов его ауры, тон его жизни и его ключевую вибрацию.
Типы работы
Первое и самое главное - это практика медитации, та, что описана в наших письмах и рекомендуется Главой школы. Один или два раза в год посвященный Глава школы, с которой связана подготовительная школа, осматривает учеников и вместе с Главой школы рекомендует каждому свою медитацию, исходя из его потребности. Раз в год Учитель, ответственный за обе школы, также осматривает учеников и сообщает Главе о том, что еще нужно урегулировать. (Напоминаю, что связь Учителя с учеником носит частный характер и, хотя Он может постоянно соприкасаться со Своим учеником частным образом, это не имеет отношения к Его официальному осмотру соединенной ауры школьной группы.)
Во-вторых, это последовательное научное изучение микрокосма, включающее изучение следующих предметов с использованием, при необходимости, микроскопа:
Микрокосм
а. Элементарная анатомия, физиология, биология.
б. Этнология.
в. Изучение эфирного тела и связанных с ним жизненности и магнетизма.
г. Изучение геологии, растительного царства (ботаники) и животного царства.
д. Изучение истории человека и развития науки.
е. Изучение законов микрокосмического тела.
Макрокосм
а. Изучение законов электричества, фохата, праны и астрального света.
б. Изучение астрономии и астрологии.
в. Изучение оккультной космогонии.
г. Изучение человеческой иерархии.
д. Изучение дэва эволюции.
е. Изучение законов солнечной системы.
ж. Изучение телепатии, ментального творческого процесса, психометрии.
Ум
а. Изучение ментального плана.
б. Изучение законов огня.
в. Изучение каузального тела.
г. Изучение пятого принципа.
д. Изучение цвета и звука.
Синтез
а. Изучение духа-материи-ума.
б. Изучение чисел и символогии.
в. Изучение высшей математики.
г. Изучение законов единства.
д. Изучение законов пола.
Психическое развитие
а. Изучение практического оккультизма.
б. Изучение психизма.
в. Изучение астрального света и акашических записей.
г. Изучение медиумизма и вдохновения.
д. Изучение прошлых жизней.
е. Изучение макрокосмических и микрокосмических центров.
Практическая работа
а. Служение расе.
б. Изучение групповой работы.
в. Обзор.
г. Работа над тонкими телами, с тем чтобы стяжать непрерывность сознания.
д. Изучении магии.
е. Изучение седьмого луча.
Вы сами видите, что по завершении изложенного курса ученик становится потенциальным магом и - в зачатке - членом Братства Света. Он оснащен и готов перейти в продвинутую школу, где его будут обучать использовать уже обретенное знание, где его центры будут научно раскрываться, чтобы он стал сознательным психиком ментального типа, где его будут учить входить в контакт с меньшими эволюциями и контролировать их, а также сотрудничать с другими эволюциями, такими как дэва, и где все его тела будут так выровнены и отрегулированы, что он сможет по окончании этапа - от двух до трех лет - встать перед Посвятителем.