Организация тренинга менеджеров

Сеттинг

Под сеттингом мы понимаем время, продолжительность и место проведения тренинга. Время, место и продолжительность всего курса и отдельных сессий — это взаимосвязанные вопросы. Так, если есть возможность вывозить менеджеров за пределы города, из привычной среды, что дает возможность участникам полностью погрузиться в процесс обучения, целесообразен интенсивный тренинг по 8—10 часов в день в течение 3—5 дней в зависимости,от программы обучения. Об опыте и уровне эффективности такого интенсивного процесса обучения мы писали в разделе 1. Если тренинг проводится в рамках высшего учебного заведения, сеттинг приходится приспосабливать к возможностям организаций.

Опыт показывает, что меньше восьми часов в неделю тренинг проводить нецелесообразно. И лучше, во всяком случае на стадии формирования группы, эти часы не разбивать по разным дням, а проводить тренинг один раз в неделю, например в субботу. Когда группа достигла фазы развития, которую характеризуют как рабочую, тогда можно тренинг проводить два раза в неделю по четыре часа.

Продолжительность всего тренинга будет во многом определяться целями и задачами, которые предопределяют программу обучения. При этом лучше придерживаться длительности не меньше трех дней (по 8—10 часов) и не больше пяти дней (по 8—10 часов). Длитель-

Раздел 3. Тренинг основных коммуникативных навыков менеджеров

ность меньше трех дней не дает возможности группе пройти все стадии развития; у участников мало возможности для проявления своих поведенческих особенностей, мало времени для осознания своих ошибочных, неэффективных паттернов поведения; освоения новых навыков общения и их закрепления. Длительность более пяти дней при интенсивной форме может привести к переутомлению, снижению внимания, мотивации, ухудшению качества процесса обучения.

Если со стороны участников или заказчика высказаны пожелания о продолжении тренинговой работы, лучше провести продвинутый тренинг, с дополнительными задачами, рассчитанный на тех, кто прошел первую ступень, через определенный промежуток времени (2-3 месяца). На время интервала участникам можно дать задание: апробировать новые, усвоенные коммуникативные навыки и приемы в условиях работы в своих организациях. Затем по возвращении на второй этап тренинга проводится обсуждение того, что удавалось применить, а что нет, какие были помехи; носили они внешний или внутренний характер.

Каждая встреча должна быть разбита на отдельные сессии. Длительность одной может составлять 1,5 часа, после чего следует 10— 15-минутный перерыв. Иногда сессии приходится несколько затягивать или сокращать. Например, если поставленная задача еще не решена, цель не достигнута, а перерыв нарушит создавшуюся атмосферу или снизит необходимое эмоциональное напряжение, правильнее будет продолжить сессию. Если же задача выполнена, а в дальнейшем вы планировали заняться другими вопросами, переключиться на что-то принципиально другое, целесообразно сделать перерыв.

Итак, у вас два пути: жестко определять длительность сессий и перерывов и обрывать процесс хоть на полуслове или определять ее гибко, опираясь на свои планы, наблюдения за группой, контрпереносные чувства. Второй путь более сложный, но и более эффективный, на наш взгляд.

Что касается места проведения тренинга, то »то часто вопрос возможностей, мало зависящих от тренера. И все-таки, если есть выбор, рассмотрим возможности. Вопрос первый: на чьей территории проводить тренинг? Если на территории заказчика, то будьте готовы к тому, что участников могут вызывать прямо с середины сессий к начальнику или для выполнения срочной работы. И у вас будет очень мало возможности повлиять на них, если, конечно, вы не оговорили эти вопросы заблаговременно с руководством пред-

Глава 1. Организация тренинга менеджеров

приятия. Опыт показывает, что даже в этом случае вы можете проводить тренинг с разными участниками в разные дни. Кроме того, вы сами будете себя чувствовать иначе в непривычной обстановке. Это следует учитывать, поскольку состояние тренера играет не последнюю роль в эффективности тренинга.

Если тренинг проводится в высшем учебном заведении, у тренера, в случае, если он является его сотрудником, есть ряд преимуществ. Тренер может сам определять и следить за соблюдением правил, необходимых для тренинга. Это в первую очередь касается опозданий и пропусков. И конечно же, в своей организации и «стены помогают», поэтому психологически тренер будет чувствовать себя более комфортно, работать продуктивнее. Однако не исключено, что и здесь участников могут срочно вызвать по телефону.

Наиболее выгоден в этом смысле вариант, когда менеджеров вывозят за город (чем дальше, тем лучше). В этом случае у участников не возникает даже мыслей о работе. Они охотно о ней забывают. В выездных тренингах много положительных моментов. Обычно члены группы быстро сплачиваются, так как все время проводят вместе: едят, гуляют, занимаются и т. д. Интенсивный процесс развития группы позволяет быстрее достичь рабочей фазы. Возможность наблюдения друг за другом в течение дня в разных ситуациях позволяет поднимать те вопросы, которые мы относим к личностному уровню тренинга. Обстановка туристической базы или санатория, будучи «нейтральной зоной», является одинаково новой как для тренера, так и для членов группы, не создавая преимуществ никому.

Что касается самого помещения, в котором проводится тренинг, то оно может быть сугубо деловым: стулья, столы — или более комфортным: кресла, мягкое напольное покрытие, цветы и проч. Желательно, чтобы оно хорошо освещалось естественным светом из окон, было достаточно теплым и просторным. Нужно иметь в виду, что долго сидеть на жестких стульях или банкетках без спинок будет очень тяжело. Поэтому тренер должен позаботиться о максимально удобных посадочных местах.

Состав группы

Многолетний опыт проведения тренингов показывает, что можно достаточно гибко относиться к численности или размеру группы. Так, нам приходилось проводить тренинг при численности и 3

Раздел 3. Тренинг основных коммуникативных навыков менеджеров

и 30 человек. Оптимальным все-таки назовем число от 7 до 18 человек. Очевидно, что групповые процессы при крайних вариантах численности групп будут протекать по-разному. Здесь встает вопрос управляемости, который определяется опытом и возможностями тренера. Если вы хотите, чтобы пользу от тренинга извлек каждый участник, тогда лучше не увлекаться большой численностью и по возможности ее сокращать до 15—16 человек. Очень маленькая группа, меньше 7 человек, создает свои трудности. Но иногда даже в группе с 4—5 менеджерами достигаются очень хорошие результаты. Это зависит, по-видимому, от личности участников. В группе должен быть определенный уровень напряжения, что мы в свое время обнаружили, исследуя процесс групповой психотерапии больных неврозами (Бакирова, 1983,1999). Снижение его приводит к уменьшению эффективности групповой психотерапии, а возможно, и тренинга.

Таким образом, состав группы, это не только вопрос количества членов группы. Нужна определенная композиция личностей в группе. Наш опыт работы как на ПО «Ижорский завод», так и более поздний, в 1990-х гг., дает возможность прийти к заключению, что гетерогенные по полу группы более эффективны. Это не значит, что нельзя работать в чисто мужских или женских группах. Они бывают вполне успешными, но таким группам чего-то не хватает, особенно если тренер того же пола, что и участники. Появление лиц другого пола, видимо, вызывает определенное возбуждение, сексуальное по своей природе, которое и позволяет оживить процесс, поднять напряжение до оптимального уровня. Кроме того, если в группе есть лица разного пола, возможно возникновение проекций, проявление проблем, которых бы не было в однополой группе (например, сложности управления женщинами, женским коллективом мужчинами и др.).

Желательно, чтобы члены группы различались по своим личностным особенностям. Так, лучше исключить одновременное нахождение в группе двух женщин или мужчин с истерическим складом характера. Если это поведенческий, межличностный тренинг, то в группу лучше не включать человека с доэдипальными проблемами.

В профессиональном плане в группу лучше набирать людей с приблизительно одинаковым статусом, работающих в сходной сфере, выполняющих похожую работу. Обычно не рекомендуется включать в группу начальника и его подчиненного. Но иногда тренер не

Глава 1. Организация тренинга менеджеров

можете на это повлиять. Так же как и на состав группы. Если же есть возможность выборочного комплектования, помогает предварительное интервью с потенциальными участниками.

Наши рекомендации