Воспитателю важно помнить, что

Детское воровство

  • Детское воровство – один из самых распространенных типов трудного поведения. Почти каждый ребенок хотя бы одни раз пробует что-нибудь украсть .
  • Причиной воровства у патронатного ребенка часто является просто незнание «правил игры» Ребенок, выросший в детском доме, может не знать ничего о назначении денег, о том, что они имеют определенную ценность. что их количество ограничено, что они кому-то принадлежат.Хороший способ ввести ребенка в курс дела – выделять ему карманные деньги и помогать ими распоряжаться. постепенно предоставляя все большую самостоятельность. Также необходимо подключать ребенка к планированию бюджета семьи, прививать ему отношения к деньгам, как ресурсу, которым нужно разумно распорядиться.
  • Клептомания, которой часто боятся люди, готовящиеся взять в семью ребенка – это не особенность детей из неблагополучных семей, а психическое расстройство, болезнь, которая никак не связана с социальным положением человека. Клептомания проявляется навязчивым воровством, причем человек ворует не ради получения ценностей, а ради процесса. Украденные вещи он теряет, отдает или забывает о них. Часто клептоман искренне пытается отказаться от привычки воровать, но может справиться с собой, иногда он просто не помнит, как все происходило и обычно не прилагает больших усилий. чтобы «замести следы». Клептоману не поможешь воспитательными мерами, с ним должен работать психиатр. Важно отметить, что клептомания – очень редкое заболевание, столкнуться с ним в реальной жизни крайне маловероятно.
  • Более часто встречается навязчивое воровство не психического, а невротического характера. Этим синдромом порой страдают очень состоятельные люди, представители самых высших слоев общества. Порой крадет какую-то вещицу в магазине человек, который при желании мог бы сию же минуту купить весь этот магазин целиком. Потребность украсть в данном случае связано с постоянным уровнем тревоги и неудовлетворенности. В момент кражи человек испытывает острые ощущения, бурю эмоций, которые затем дают чувство эйфории и расслабления. Это вид психологической зависимости, сходный с зависимостью от сигарет. Человеку, страдающего такой зависимостью, необходима помощь психолога. который будет работать не с воровством как таковым, а стой тревогой, которая гложет человека. заставляя его совершать кражу. Воровство этого типа может встречаться у детей, переживших психологическую травму, неуверенных в своем нынешнем положении, испытывающих страх перед будущим, имеющих низкую самооценку и не получающих достаточной эмоциональной поддержки.
  • Нередко дети воруют для того, чтобы привлечь внимание родителей или воспитателей, причем делают это именно в тех случаях, когда взрослые очень болезненно воспринимают воровство ребенка. Деньги или купленные на них сладости он может воспринимать как символическое замещение родительской любви или радости в его жизни. В этом случае детские кражи говорят о том, что ребенок не получает достаточно внимания, или что отношения в семье напряженные, и супруги объединяются вместе только перед лицом «общей опасности» – воровства.
  • Нередко воруют дети, родители или воспитатели которых уверены, что они лучше знают, «что ему в действительности нужно» и без достаточных оснований отказывают в покупке модной одежды, предметов увлечения (кассет, билетов на концерт и т. д.). Это заставляет ребенка чувствовать себя «белой вороной» среди сверстников, что для подростка очень тяжело. Причиной воровства в этом случае является систематическое пренебрежение потребностями ребенка.
  • Часто целью ребенка, крадущего деньги, становится подкуп ровесников, которые готовы общаться с ним, только если у него есть сладости или игрушки. В этом случае причиной воровства является одиночество ребенка в кругу сверстников, его неумение строить с ними дружеские и приятельские отношения. Это особенно бывает свойственно детям. которых детский коллектив отторгает из-за физических или других недостатков: полноты, маленького роста, заикания и т. д. В подобных случаях нужно прежде всего помочь ребенку завести друзей, научить его обходиться в отношениях с ровесниками без подкупа, повысить его самооценку и укрепить в нем уверенность, то он может быть интересен сам по себе.
  • Детское воровство часто бывает вызвано очень острым желанием обладания, которое охватывает ребенка порой из-за пустяка и бывает непонятно взрослым. Такое желание может подогреваться рекламой (маркетинговыми акциями под лозунгом «Собери их все»). Такое спонтанное воровство – важный жизненный опыт, опыт соблазна, проступка, стыда, раскаяния. Это не только чрезвычайное происшествие, но и возможность для развития ребенка, важная ступень в формировании его совести. Использует ли он этот шанс – во многом зависит от воспитателя.
  • Наконец, ребенок может воровать от безвыходности: если у него вымогают деньги путем угроз или он страдает наркозависимостью. Задача воспитателя построить такие отношения с ребенком, чтобы в подобных ситуациях он мог обратиться за помощью к взрослым, а не скрывал от них тяжесть своего положения.

Воспитателю важно помнить, что

  1. Трудное поведение патронатного ребенка подталкивает воспитателя к его восприятию через социальные стереотипы: если про родного ребенка мы подумаем: «он украл», то про ребенка из неблагополучной семьи можем подумать «он вор». Подобные стереотипы отражаются на нашем видении ситуации и поведении, нанося вред отношениям с ребенком
  2. Мы не можем знать всю предысторию патронатных детей, не всегда хорошо чувствуем и понимаем их. Поэтому следует быть вдвойне осторожными и тактичными.
  3. Многие патронатные дети подвергались жестокому или чрезмерному наказанию и поэтому могут остро реагировать на любое проявление недовольства со стороны воспитателя.
  4. Патронатные дети могут иметь жизненный опыт, очень сильно отличный от опыта детей из обычных семей. Не их вина, что многие их представления о правилах жизни не были вовремя и правильно сформированы. Помочь им в этом – задача воспитателя.

Наши рекомендации