При упрочении в ахимсе - прекращение вражды в его присутствии
Если йогин упрочен в ахимсе, т.е. совершенно беззлобен и миролюбив, не отвечает злом на зло и даже не помышляет об этом, то в существах, окружающих его, также исчезает агрессивность: например, змея и мангуста не нападают друг на друга, тигр не трогает лань и т.п. Он приобретает способность укрощать диких зверей.
При упрочении в сатье - власть над результатами действий.
Слова йогина, упрочившегося в правдивости, не помышляющего о лжи, становятся безошибочными, обретают необычную силу. Если он говорит кому-то: "Живи праведно!", - тот начинает жить праведно. Если он выражает желание: "Достигни неба (сварга)", - то человек достигает неба.
При упрочении в астее - приход всех сокровищ.
К тому, кто не помышляет о воровстве, со всех сторон приходят сокровища.
При упрочении в брахмачарье - обретение энергии (вирья).
Правильный контроль полового влечения, упрочение в безбрачии, нерастрачивание половой энергии, ведет к достижению физической и психической энергичности (вирья), способствует духовному развитию. Йогин обретает духовную силу учить других, прочно запечатлевать знание, которым он владеет, в умах своих учеников.
39. При утверждении в апариграхе - осознание, каковы [были и будут] существования (джанма).
Привязанность к вещам и собственному телу ограничивает способность самопознания. Когда эта привязанность ослабевает в значительной степени, у йогина возникает способность к познанию своих прошлых и будущих существований и, соответственно, - совершенное знание о данной жизни. Таковы сиддхи, возникающие у того, кто упрочен в заповедях ямы. Теперь о силах, развиваемых соблюдением предписаний ниямы.
40. Вследствие очищения - отвращение к собственному телу и отсутствие контакта другими [телами].
Даже самое тщательное очищение (шауча) не может полностью и навсегда очистить тело. Поэтому йогин чувствует отвращение (джугунса) к нему и не имеет желания непосредственного контакта с телами других, которые еще более грязны. Любовь йогина выражается чувствами дружелюбия, сострадания и сорадости, которые свободны от чувственности.
41. А также чистота саттвы [от раджаса и тамаса], благое состояние ума, его сосредоточенность, подчинение индрий и способность к созерцанию атмана.
В этом афоризме описываются результаты внутреннего очищения. В чистой душе возникает состояние духовного блаженства (сауманасья). Вследствие этого - сосредоточенность, единонаправленность ума (экагрья). Сосредоточенный ум способен подчинить своему контролю беспорядочную деятельность органов чувств. Это ведет к еще более глубокой сосредоточенности и глубочайшему самопознанию.
Вследствие удовлетворенности - достижение высшего блаженства.
Прекращение желаний, привязанностей, жажды большего ведет к достижению блаженства. Об этом сказано в древних текстах: "Блаженство, достигаемое в этом мире (на этой земле) через наслаждение желанными объектами, или высшее небесное (божественное) наслаждение не составляют и одной шестнадцатой блаженства, возникающего от уничтожения желаний (тришна)".
Вследствие тапаса, благодаря уничтожению нечистоты - совершенство тела и индрий.
Совершенства (сидахи) - необычные способности, описываемые в третьей главе "Йога-сутры". Совершенства, относящиеся к телу - способность произвольно уменьшать его размеры и т. п. Совершенства индрий - способность видеть и слышать на огромном расстоянии и т.д. Но йогины практикуют тапас не с целью достижения сверхъестественных сил, а ради духовного совершенствования. Джняна-йогины, практикующие различение (вивека) и бесстрастие (вайрагья), могут достичь освобождения, не обладая сверхъестественными силами.