Первая менструация и менопауза
Когда природное явление совпадает с созревшим осознаванием, мы открыты для нового опыта. Эти природные спонтанные инициации, новые начинания формируют основу нашего взросления и мудрости. Все культуры и общества рассматривают порог физического взросления как время перехода к новой стадии осознавания. Во многих традициях половая зрелость отмечается специальными церемониями, что освящает физическую взрослость и пробуждает жизнь души. Это время, когда девушки должны быть введены в практику Йоги. Йогические практики помогают поддерживать здоровье, эмоциональную стабильность, а также закладывают фундамент для духовного опыта.
Первая менструация
Половое созревание – это время, когда девушка становится сексуально зрелой, способной рожать детей. Это также процесс роста, который занимает несколько месяцев, или даже больше года, но который субъективно кажется очень внезапным событием. У девушек первым сигналом приближающейся зрелости является обычно развитие грудей, хотя это может произойти после появления волос на лобке. Первая менструация (menarche) – кульминация этого естественного процесса, отмечающего физическую зрелость девушки. Это также отмечает начало ее заключительного врастания в социальную зрелость.
Обряды, церемонии
Во многих традиционных культурах половая зрелость, как для юношей, так и для девушек, окружена многими символическими ритуалами. Среди некоторых австралийских аборигенов юную девушку в этом случае закапывали по пояс в теплый песок в священном месте, чтобы помочь первому течению, и ее поддерживала и охраняла мать. Позже она возвращалась на племенную стоянку, где ее ждал праздничный обряд в честь вступления в женскую зрелость.
В некоторых частях Индии во время первой менструации совершается обряд Кумари Пуджа. В первый день достигшую женской зрелости девушку поздравляют члены семьи и друзья. Она рассматривается как Кумари, воплощение девичьего аспекта Шакти, символ чистоты и надежды. Кумари позже вырастает в Парвати, которая становится супругой Шивы. Кумари осыпают ливнем подарков и цветов, ей преподносят ее первое сари. Иногда проводится фестивальная процессия и церемониальный праздник. На четвертый день, после ритуального омовения, она идет в храм выполнить пуджу, и с этих пор она участвует в постах и других религиозных предписаниях, практикуемых набожными индусскими женщинами.
Время для открытий
Такие ритуалы по возможности смягчают трудный переход и публично открывают новый статус юному взрослому. Однако многие культуры больше не проводят таких церемоний, и некоторые девушки приходят к своей первой менструации полностью неподготовленными. Весьма желательно, чтобы девушка не стеснялась говорить со своей матерью о том, что случилось с ее телом, ибо она должна осознавать, какие процессы идут в ее теле, и что они не вредны, а нормальны. Доверие и сочувствие в их отношениях подготавливает благоприятную возможность укрепить фундамент теплых родственных отношений между женщинами в последующие годы.
Часто здесь, в Индии, мать стесняется обсуждать такие темы, но чуткий, откровенный разговор будет высоко оценен ее дочерью. Возможно, мать чувствует, что ее знания недостаточны, это самое время освежить в памяти биологические факты. Это также подходящее время для пересмотра ее собственных отношений, ибо негативность не только вредна ей самой, но и легко передается ее дочери, что дает неудачный старт ее юному девичьему опыту.
Метаморфозы
Для юности характерны стрессы и напряжения, сопровождающие период быстрого персонального роста. Физические изменения, приводимые в движение при половом созревании, продолжаются несколько лет, пока не установится гормональный баланс. В эти первые годы месячные часто нерегулярны или болезненны. Десятилетние девочки могут становиться очень полными, на лицах могут появиться прыщи и прыщики. Гибкие и проворные маленькие девочки становятся неловкими и неуклюжими, пока они не приспособятся к своему новому телу.
Не только тело становится незнакомым, но юная девушка начинает осознавать свою новую роль и ответственность, что часто создает эмоциональный конфликт. В это время она открывает для себя свое сексуальное влечение и учится, как с этим быть. Окружающие, конечно, отрицают существование этих чувств, привыкнув считать ее ребенком. Девушки также могут иметь проблемы, когда они замечают, что мужчины теперь осознают их сексуально. Некоторые находят это естественным и даже лестным, но многие ощущают себя вещью, а не человеком. И требуется некоторое время, чтобы выработать способы борьбы с этой деперсонализацией. В ортодоксальных обществах девушки так «защищены» и предостережены против общения с юношами, или даже разговора с ними, что они чувствуют неестественный страх, который только увеличивает их отчуждение.
В юношеские годы давление на девушку увеличивается еще и приготовлением к замужеству и материнству, и она находит, что теряет много свободы по сравнению с ее детством. Поведение, которое было позволено маленькой девочке, больше не допустимо для юной леди, которая должна облекать свою энергичность в более скромные манеры. В этом возрасте девушки осознают множество образов женственности: миловидная, скромная, любящая и, сверх всего, прекрасная. Большинство из них принимают эту модель и стараются сформировать себя по ней, но они испытывают стресс, если не могут достичь этого. Юные девушки обычно много проводят времени в хлопотах о своей внешности и в размышлениях о своей застенчивости.
Это время, когда девушка должна сделать некоторые компромиссы между своими собственными желаниями и требованиями сдержанности и полезности, она должна развивать способности стать членом взрослого общества. Как результат, солнечная маленькая девочка часто становится унылой и обидчивой, сердитой, строптивой и хмурой, или по очереди в каждой ипостаси. В большей или в меньшей мере она может начать действовать антисоциально или саморазрушающе. Новые проблемы стали хуже, чем те, которые были в раннем детстве, и горе или конфликт девушки могут выражаться в раздражительности, ночных кошмарах, энурезе, хихиканье, обкусывании ногтей, лежании, пугливости, замкнутости, чувствительности или плаксивости.
Временами поведение девочки так сильно аффектировано, что ее семья думает, что она тронулась умом. Часто родители и взрослые члены семьи не могут понять, что случилось с девочкой, ибо они не осознают родства между изменениями ее тела и таковыми в ее уме. В таких случаях уже страдающую юную женщину могут отправить к психиатру или в больницу для душевнобольных, где транквилизаторы могут блокировать симптомы, но делают ее беспомощной в каком-нибудь жизненном испытании впоследствии. В Индии выполняются пуджи, магические заклинания и мантры, но все это не дает пользы.
Конечно, столь безнадежная ситуация не является обязательной для каждой девушки, что, тем не менее не гарантирует ей свободу от горестных жизненных впечатлений. Однако большинство девушек будут испытывать эти взлеты и падения на протяжении нескольких лет. Большая напряженность чувств во время этой фазы делает ее такой тяжелой.
Материнский дар
Без слов ясно, что и для матерей это время также трудное. Обычно в это время девочки будут обращаться к своим матерям, хотя отцы тоже могут многое дать им. Совершенно точно, что родители в это время могут дать своим детям поддержку, так нужную им. Однако определенная независимость также необходима, иногда стоит предоставить дочери свободу для эксперимента и исследования, наблюдая за ней со стороны.
Предоставляя ее йоге, великодушная мать делает своей дочери подарок мужества и оптимизма, необходимых на тропе ее собственного уникального предназначения. Поэт Халил Джебран сказал:
Ваши дети – не ваши дети,
Они сыновья и дочери
Жизней, жаждущих себя.
Они приходят через вас, но не от вас,
И хотя они с вами,
Они принадлежат не вам.
Дикша
В Индии был обычай, теперь давно умерший, посылать девушек в ашрам для образования под руководством Гуру, точно так же, как это делается для юношей. Классическая санскритская «Абхидьяна Шакунталам» информирует нас, что юные девочки обучались там до полных 12 лет. Девушки также получали инициацию (посвящение) в упаянам. В эту эпоху девушки так же, как и юноши, получали эту дикшу вместе с инструкцией по сурья намаскар, пранаямой и Гаятри мантрой. В других религиях эта дикша соответствует таинству конфирмации среди христиан, навзоте среди последователей зороастризма, и бармитвах среди иудеев. Все эти обряды одинаково относятся, как к юношам, так и к девушкам.
В то время, когда жизнь девушки открывается перед ней, и становятся очевидными новые возможности, чуткая мать поощряет дочерние исследования, вводя ее в йогу. Практика йоги оказывает полезное воздействие на весь организм, регулируя функции органов и гормональный баланс. Асаны, особенно сурья намаскар, будут регулировать месячные, контролировать вес, очищать кожу, и надежно избавлять от агрессивной энергии. Пранаяма и джапа принесут расслабление, успокоение эмоций и помощь в развитии позитивного самосознания, чтобы противодействовать болезненному самосознанию. Практика йоги может помочь заложить основы эмоциональной стабильности и дать юной девушке уверенность и равновесие, чего в противном случае ей будет не хватать.
Более важно то, что практика йоги поможет сохранить особую связь, которую все дети имеют со своим внутренним миром. В этом случае при переходе во взрослую жизнь эта особая связь не разрушится, но превратится в зрелую духовность.
Изменение жизни
Веды говорят о четырех ашрамах или стадиях жизни, очерчивая обычное течение социальной и духовной жизни. Первый из них брахмачарья-ашрам, управляющий поведением молодежи до женитьбы. Сначала они были подвластны своим родителям и семье, затем юные мужчины и женщины покидали дом и шли в жизнь вместе, служа своему учителю. В течение этого времени они продолжали свое образование с упором на духовное развитие, которое подготовит их к будущим обязанностям.
Женитьба отмечала начало второго ашрама – грихастха, где духовный рост стимулируется поднятием семьи и принятием на себя активной роли в обществе. И вот дети выросли, и супружеская пара снимает с себя ответственность за них, и вступает в ванапрастха-ашрам, уходя от общества, чтобы систематично развивать свою духовную практику. Получив жизненный опыт, они удаляются от мира для саньяса-ашрама.
Посвящение в упанаянам при половом созревании отмечает начало брахмачарья-ашрама, и ванапрастха-дикша в среднем возрасте отмечает переход от жизни человека, полной хозяйских забот, к более интенсивной садхане. Для многих женщин физический факт менопаузы кристаллизует «изменение жизни», что является изменением большим, чем просто биологическое. Во время ванапрастха-ашрама нет необходимости зависеть от менопаузы, эта естественная зрелость стимулирует женщин к пересмотру своей социальной роли и духовной позиции, что возвещает новую эру в росте ее души.
Менопауза
С возрастом тело вырабатывает все меньшее и меньшее количество репродуктивных гормонов. Это естественный процесс старения. Яичники и матка сжимаются, и менструальный цикл прекращается. Этот момент назван менопаузой или климаксом.
Подобно половому созреванию, менопауза – постепенный процесс, который может растянуться на несколько лет. Обычно это случается между 45 и 55 годами, хотя были случаи и более раннего начала. В холодных странах женщина, которая начинает менструировать позже, испытывает климакс обычно позже. В жарких странах и первая менструация, и менопауза имеют тенденцию происходить немного раньше. Другими факторами, влияющими на возраст начала климакса, по-видимому, являются: обычный стандарт питания, вес, имела женщина детей или нет.
Ранняя менопауза может случиться, как результат болезни или хирургического удаления яичников. Удаление матки обычно не ускоряет менопаузу, если не удалены также оба яичника. Современная практика показывает, что в этом случае, если организм здоров, в нем продолжает продуцироваться достаточно эстрогена, чтобы замедлить наступление менопаузы до обычного возраста.
Уменьшение эстрогена и прогестерона запускает малые изменения в костях, коже и циркуляторных системах, но существенней всего тот факт, что женщина не может больше зачать ребенка. Все другие дарования и способности остаются нетронутыми, и определенно нет препятствий для продолжения развития личности.
Физические симптомы
Постепенное уменьшение производства гормонов начинается за несколько лет до прекращения менструаций, и когда происходит уменьшение, менструации длятся меньше, протекают легче и с большими промежутками. В некоторые месяцы менструации может не быть совсем. У некоторых женщин после долгого перерыва менструации могут быть обильными и тяжелыми, но в других случаях окончание бывает более внезапным. Среди малого процента женщин (некоторые исследователи говорят, что около 15%) менструальный цикл возобновляется ненадолго после года или более полного их отсутствия, затем они прекращаются полностью.
Пока тело приспосабливается к быстро меняющемуся химическому балансу, женщина обычно испытывает некоторый физический дискомфорт. Он не является именно психологическим, а определенно имеет физическую основу, и его испытывают даже некоторые женщины, которые при других обстоятельствах являются здоровыми, активными и позитивными.
Горячие приливывнезапно окатывают сердце и груди, верх спины, горло и голову, иногда наблюдаются покраснение кожи и появление пятен. Когда подкатит эта горячая волна, человек обильно потеет, и впоследствии может чувствовать озноб и слабость. Горячие приливы длятся минуту или две, но в некоторых случаях могут продолжаться до 15 минут. Они непредсказуемы и могут случаться несколько раз в день. Некоторые женщины находят, что приливы происходят в дни, в которые должны были бы начаться месячные.
Горячие приливы в большинстве случаев происходят ночью («ночное потение»), часто они так тяжелы и обильны, что делают простыни и постельные принадлежности насквозь мокрыми. Так как они нарушают человеку сон, они могут быть главной причиной усталости и раздражительности в дневное время. Природа горячих приливов еще не полностью понята, но, кажется, они являются попыткой гипоталамуса бороться с внезапным изменением гормонального состава. Когда тело приспосабливается к низкому уровню эстрогена, они прекращаются.
Атрофия влагалища – медицинский термин для обозначения явления сухости и потери эластичности у влагалища в результате сильного уменьшения секреции его стенок, Сухость влагалища может сделать половые сношения болезненными, это делает женщину более уязвимой в отношении инфекций. Это происходит обычно в конце менопаузы, и серьезные случаи не развиваются, пока не пройдет 5-10 лет после окончания менструаций.
Увеличение веса не обязательно есть следствие менопаузы, но в это время аппетит изменяется и может увеличиться. С другой стороны, когда мы достигаем пожилого возраста, действительные потребности тела в пище уменьшаются. Регулярная йогическая диета и внимание ко внутреннему уму тела будут предотвращать увеличение веса.
Синдром менопаузы – термин, предложенный докторами, чтобы обозначить не только перечисленные выше признаки, но и ряд других симптомов, включающих головную боль, пищевые нарушения, периоды головокружения, болезненное сердцебиение, ненормальное кровяное давление, бессонницу, сонливость, раздражительность и депрессию. Эти проблемы не прямо связаны с падением уровня эстрогена. Однако стресс от гормонального отклонения определенно влияет на настроение женщины, и эти трудности у чувствительных женщин могут быть усилены.
Меньшинство
Наличие каких-либо из этих физических или эмоциональных трудностей постоянно изменяется, и некоторые женщины совсем не испытывают их. Исследования в Америке и Англии показывают, что только горячие приливы, ночное потение и атрофия влагалища прямо связаны с климаксом. Вообще кажется, что большинство женщин (9 из 10) будут испытывать некоторый вид дискомфорта, но не в такой степени, чтобы позволить этому влиять на свою жизнь или чтобы заставить обратиться к медицинской помощи. Только меньшинство женщин (2 из 10) испытывают большее количество проблем, или находят имеющиеся проблемы очень серьезными, разрушающими нормальную жизнь.
Терапия
Лечение гормональными препаратами, предписываемое докторами в серьезных случаях расстройств менопаузы, заключается в повторяющихся дозах синтетического эстрогена. Хотя этот способ воздействия часто эффективен, он имеет противопоказания, потому что влечет за собой высокий риск endometrial рака, сверхнапряжения, тромбоза и сердечных болезней.
Гомеопатия – превосходная помощь, особенно совместно с Йога-садханой. Сепия обычно эффективна при депрессии, пульсатила - при горячих приливах.
Соответствующая диета может помочь свести к минимуму менопаузные и постменопаузные трудности. Недостаток кальция, являющийся иногда результатом недостатка гормонов яичников, должен компенсироваться употреблением продуктов, содержащих кальций (молоко, зеленые овощи) и витамин Д (солнечные ванны). Это поможет сохранить кости прочными, и предохранит от osteoporosis (пористость костей). Нехватка определенных протеинов (особенно триптофана) вовлекает в депрессию, и может увеличиться при недостатке эстрогена. Небольшое увеличение протеинов значительно поможет предотвратить депрессии по этой причине, так что в диету должны быть включены молоко, горох, соя, арахис, пшеница, рис и другие зерновые.
Регулярная практика йоги от 20-30 лет будет сохранять максимум здоровья во всех системах тела. В этом случае, когда приходит менопауза, почки, кишечник и легкие оказываются адекватно подготовленными к противостоянию химическим изменениям.
Негативные позиции
В давние времена возрастные изменения в жизни женщины делали ее более удрученной, потому что их скрывала завеса суеверия и стыдливости. Люди верили, что женщина приходит к полной потере женственности, что женские соки иссякли и ничего не осталось, кроме сморщенной старой карги. Хотя в наше время увеличение знаний в большей степени изменило такое положение, оно до сих пор остается основанием для страхов и тревог, которые испытывают женщины в это время. Эти дополнительные испытания очень реальны, но они не имеют под собой физической причины. Исследованиями подтверждено, что женщины, которые всегда следовали внутренней дисциплине и вдобавок имели семью, обычно испытывали меньше сожалений и опасений в это время. Женщины, которые приближаются к менопаузе со знанием и позитивно, не испытывают психологических страданий и депрессии.
Исследования Паулины Барт, Bernice Neugarten и «Бостонского коллектива женского здоровья» показывают, что многие беды менопаузы совсем не обязательны для многих женщин на этой стадии жизни. Эти исследования нашли, что прямые сигналы менопаузы (горячие приливы, атрофия влагалища) испытывают все женщины во время менопаузы, даже те, кто является оптимистом и ведет активный образ жизни. Однако депрессия, бессонница, головная боль и другие симптомы «менопаузного синдрома» действительно встречаются у женщин 25-40 летнего возраста. Казалось бы, эти проблемы не являются специфическими для менопаузы, а отражают реакцию женщин на их неудовлетворенность на протяжении взрослой жизни. Эти проблемы и неудовлетворенности не обязательно связаны с менопаузой, но просто выступают в это время на передний план.
Ложные страхи
Вообще говоря, именно молодые женщины наиболее негативно относятся к возрастному «изменению жизни». Вместе с этим негативным ощущением они заранее получают очень искаженные представления по этому вопросу и склонны ожидать, что она (менопауза) будет намного хуже, чем она есть на самом деле. Женщины, которые действительно прошли менопаузу, часто меняют негативное отношение к ней. Очевидно, что теперь они получают более благоприятную перспективу, и менопауза потеряла для них значение во всем контексте их персонального роста и самореализации. Думается, что молодые и старые женщины могли бы встречаться и более откровенно обсуждать этот вопрос друг с другом.
Одна из центральных причин появления страха и сомнений заключается в представлении, что при менопаузе у женщин будут угасать чувственные желания. Разговаривая со старыми женщинами, мы находим, что это не редкость - продолжение старыми женщинами активной супружеской жизни много лет спустя после менопаузы. В противовес старому мифу о "карге", для смотрящих вперед женщин не удивительно испытать и новый расцвет близости со своими мужьями, и возникновение других интересов и талантов.
Другое опасение состоит в том, что менопауза является началом конца – быстрым переходом к старости. Около 1900 года, в пределах эры наших бабушек и прабабушек, продолжительность жизни в большинстве стран была намного меньше, чем сейчас. В Америке, например, в 1900 году женщина могла надеяться прожить в среднем 50 лет, а ее менопауза приходилась примерно на 40 лет. В наше время менопаузы приходят примерно в то же время или несколько позже, и среднее число женщин могут надеяться дожить до своего семидесятилетия. Подобное явление можно наблюдать во всем мире.
Итак, мы можем видеть, что менопауза едва ли является концом активной жизни женщины. У нас все еще приблизительно одна треть жизни впереди, и в это лучшее время мы имеем то преимущество перед молодыми годами, что накопили очень большое количество жизненного опыта и имеем намного меньше обязанностей и отвлекающих моментов.
Йогическая перспектива
Для женщин, которые практиковали йогу в ранние годы, физические трудности менопаузы являются менее интенсивными, а какие-либо эмоциональные расстройства отсутствуют практически совсем, так как йогасаны имеют очень сильный стабилизирующий эффект при любом гормональном дисбалансе. Некоторое количество эстрогена продолжает производиться печенью и почками даже после того, как яичники прекратили свою секрецию, и соответствующая йогическая практика может стимулировать эти дополнительные источники как частичную компенсацию потери гормонов яичников. Даже если вы не практиковали йогу прежде, никогда не поздно начать, и женщины, которые перенесли hysterectomy или другие большие операции, тоже способны заниматься.
Практика перевернутых асан, таких как випарита карани, сарвангасана, ширшасана полезна всем, особенно в сочетании с асанами с прогибом назад. Пранаяма, высоко почитаемая многими женщинами, в это время может помочь снять раздражительность и потерю сна. Наиболее ценными являются мудры, бандхи: и мулабандха, и джаландхара бандха, и уддияна бандха совместно с различными медитативными практиками.
С одной стороны, медитативные практики представляют собой средства, противодействующие страхам и тревогам, которые могут усилить физические страдания. Они также дают чистоту и стремление нарабатывать хорошие привычки на годы вперед. С другой стороны, многие старые женщины находят себя в это время жизни очень чувствительными и способными к медитативным практикам. Они пережили многие из своих амбиций и находят, что их привязанности естественно исчезают, так что теперь, когда они практикуют медитацию, встречают меньше отвлекающих моментов.
Карма саньяса
В ведические времена муж с женой обычно удалялись в лес и изящно вступали в стадию жизни, называемую ванапрастха ашрам. В наши дни это непрактично или даже невозможно для большинства людей, однако многие женщины выходят из своего «изменения жизни» с другими приоритетами и новой шкалой ценностей, которые дают толчок их внутренней жизни.
Инициация, которая усиливает и поддерживает это новое осознавание, называется ванапрастха дикша или карма саньяса. Эта дикша и наша йога садхана не заставляет нас удаляться от мира, но жить в нем с другой философией и более широким и глубоким осознаванием.
Чтобы завершить нашу жизнь и осуществить наши важнейшие цели в жизни, мы должны испытать расцвет в сфере осознавания, который может быть вызван с помощью вичары, дхьяны и прочих садхан. Без этого высшего опыта, без атма анубхути, жизнь подходит к концу без самореализации, с жаждой познать смысл этой жизни. К тому же саньяса обеспечивает нас каркасом, на котором собираются вместе уроки всех наших предыдущих переживаний и снабжает садханой, чтобы мы привели нашу духовную жизнь к зрелости в безмятежности и истинной мудрости.
Развитие женственности
Каждое общество определяет различные персональные характеристики для мужчин и для женщин. Мужчины, предполагается, должны быть мужественными, женщины – женственными, и предполагается, что одно противоположно другому. Что человеческое существо в мужском теле должно проявлять мужественную личность, а существо в женском теле должно иметь женственную личность - это общепринятая норма. Принято большей частью бессознательно, что мужское и женское поведение является врожденным, что репродуктивная роль определяет личность.
Женщины традиционно рассматриваются как любящие, нежные, понимающие, чуткие, легко поддающиеся влиянию и неагрессивные. Считается, что их роль – приспособиться к другим, а не главенствовать над ними, смущаться, а не конкурировать. Женщины определяются, как чувствующие существа, а не как думающие, скорее поглощенные внутренним миром, чем стремящиеся вовне. Они не рассматриваются, как сильные, независимые, обладающие достоинством или самоутверждающиеся – все эти качества ассоциируются с мужской личностью. Это представление (идеальная модель) так широко распространено, несмотря на доказательства противоположного, что стало стереотипом, по которому оцениваются все женщины.
Так много общего
Исследованиями эндокринологов по поводу воздействия гормонов на личность установлено, что специфические мужские и специфические женские гормоны могут иметь слабое и тонкое влияние на личность. Высокий уровень мужского гормона тестостерона, кажется, связан с более агрессивными личностями и может быть биологической основой для утверждения, что мужчины более агрессивны, чем женщины, тогда как женский гормон эстроген, кажется, имеет феминизирующее влияние. Однако даже эти исследования настаивают, что гормональные уровни могут не более, чем создать фон, располагающий к развитию определенных потенциальных паттернов личности. Они, возможно, устанавливают легкую предрасположенность, но это вторично по отношению к окружению, в котором человек растет, и к возможностям для выражения врожденного в данной конкретной культуре.
Наиболее сдерживающей находкой в этих исследованиях является то, что различия между какими либо двумя женщинами или двумя мужчинами часто бывают намного большими, чем различия между конкретными мужчиной и женщиной. Определенные различия между мужчинами и женщинами неоспоримы, но они практически незначительны по сравнению с огромными возможностями, открытыми для обоих полов.
Этот мужчина действует, как мужчина, эта женщина ведет себя, как женщина, казалось бы – это биологический факт – правильное, естественное, безальтернативное, неизменное выражение глубин человеческой натуры. Это не биологический факт, это социальное приобретение. Мужественный мужчина и женственная женщина – продукт длинного процесса социализации, это тонкие образовательные процессы, которые отливают вновь рожденную индивидуальность в человека, социальное существо. Этот необъятный труд выполняется семьей ребенка, друзьями, сверстниками и всей широкой общественностью (через различные средства массовой информации). Ребенок развивается не только как индивидуальность, но он или она формируются как члены общества, способные жить в нем. Это всеобъемлющее образование проводится миллионами различных способов днем и ночью, годами. Оно пропитывает каждую черточку личности, что определяет в дальнейшем паттерн и текстуру человеческой жизни.
Социальные процессы
Во время взросления человека в женском теле к нему относятся, как к существу женского пола и мужчины, и женщины. Это отношение отличается от отношения к такому же существу мужского пола. Почти незаметно человек формирует представление, что значит быть женщиной среди женщин, и женщиной среди мужчин.
Различие в отношении людей к мужчинам и женщинам начинается с детства. Матери и няни поднимают девочек более осторожно, они не перемещают их далеко или быстро, и они же используют более активные тона в голосе, когда обращаются с ребенком-мальчиком. Они касаются девочек более нежно. С другой стороны, они поднимают детей-мальчиков более размашистыми жестами, и касаются их немного более грубо. Люди говорят с ними более громко. Это основано на предположении, что мальчики сильнее, и что девочки больше нуждаются в защите. То, что внушено ребенку через эти и многие другие опыты, без всякого сомнения, является для него важным.
Люди почти не реагируют на ребенка мужского или женского пола, они взаимодействуют с потенциальными мужчиной или женщиной, и, более или менее бессознательно играя, принимают участие в формировании будущей личности ребенка.
Когда дети вырастают старше, каждый пол подчиняется их собственной системе одобряемых поступков и поощрений. Бегание, прыгание, лазание и грубая игра – это развлечение маленьких мальчиков во всем мире, это развлечения, которые у девочек обычно не одобряются, потому что они могут повредить что-нибудь у себя, или развить нежелательную грубость. Девочки больше ограничены домашним хозяйством и тихими играми. Их наиболее часто направляют в вербальные и манипулятивные игры, они обычно ограничены в физической активности. Игры с куклами или младшими детьми универсальны для девочек, и их обучают с раннего детства забавлять себя иголкой и ниткой. В дальнейшей жизни ловкость рук женщины, ее внимание к малым деталям в какой-либо деятельности и другие подобные черты, рассматриваются как врожденные, ибо эта ранняя тренировка считается «надлежащей игрой».
Обычно думают, что девочки нуждаются в более защитном воспитании, которое, к слову сказать, заключается в том, что за ними постоянно и тщательно наблюдают, и они больше времени проводят со взрослыми. Это, возможно, объясняет наблюдение, что маленькие девочки «более взрослые», чем мальчики того же возраста. Эта похвала «взрослости» девочек измеряется часто мерой ее пассивности. В то время, как определенная сумма упрямства и непослушания терпима в мальчиках, как знак их самостоятельности, на девочек строго хмурят брови, а хвалят их как существ более «чувствительных», что значит более послушных родительским (социальным) требованиям и ожиданиям.
Ввиду этой тренировки легко понять находку психологов, что девочки достигают умения продолжительно удерживать внимание в более раннем возрасте, чем мальчики, что они научаются сидеть спокойно раньше, чем мальчики. До полового созревания девочки показывают большую легкость в самовыражении через слова, чем это делают мальчики. Хотя мальчики лучше схватывают, девочки чаще лучше излагают свои мысли словами. В то время, как мальчики выражают гнев и враждебность физическими способами, девочки, вероятнее всего, будут делать это словами. Таким образом, женщины заслужили репутацию существ неагрессивных, но это не соответствует действительности. Они только научены другим способам выражения. Женщины могут быть точно так же агрессивными, упрямыми, независимыми, безжалостными или сильными, как мужчины, но их манера выражения отличается от таковой у мужчин.
Насколько эффективным является этот тренинг в детстве, как рано он устанавливается, показывает исследование американских школьников. Хотя, возможно, американские дети могут быть более быстро социализированы с помощью большего применения радио, телевидения, комиксов. Исследователи взяли три группы школьников в возрасте 5,9 и 14 лет, и измеряли их позицию к роли мужчин и женщин в семье и обществе, и к их социальным характеристикам. Наличие работающих матерей, принадлежность к разным социальным классам, и расовая принадлежность отходят на задний план, т.к. все дети имеют похожие взгляды в своей возрастной группе.
Исследования нашли, что даже пятилетние дети имеют довольно заметные стереотипные взгляды, независимо от социального фона. Из этих трех групп девятилетние дети были наиболее открыты, но даже они определяли социальные и эмоциональные роли и мужчин, и женщин в соответствии с превалирующими социальными идеалами мужественности и женственности. У 14-летних стереотипы были наиболее сильными, они верили, что эмоциональные и межличностные качества присущи женщинам, но не мужчинам. В то время как младшие дети более благосклонно относились к женщинам, работающим в стороне от семьи, то из 14-летних только девочки поддержали эту идею. Мальчики этой группы, менее гибкие относительно роли экспансии, отвергли идею работающих женщин почти единодушно.
Эти исследования показывают нам степень, до которой дети впитывают социальные взгляды на поведение и деятельность обоих полов. В детстве, когда дети верят, что жизнь открыта для них, такое некритичное принятие, ограниченность этих стереотипов мешают созданию правильного представления о себе и своих возможностях.
Средства передачи этих знаний, очевидно, настолько тривиальны, так повсеместно распространены, что их принимают за врожденные или не замечают совсем. Люди перестают осознавать, что результат «мужественности» и «женственности» личности выходит из социальной игры, что правила и ограничения - не естественные границы, а соглашение человека с обществом и, следовательно, могут быть изменены соответственно нуждам общества и индивидуума, из которых и для которых общество существует.
Через культуры
Девушкам западных стран позволена большая степень свободы, если сравнивать с их сестрами в Южной Европе или на Востоке. Юные девушки 17-25 лет могут работать и жить отдельно от своих родителей, тогда как, например, в Греции или Индии девушки могут покидать дом только в сопровождении взрослой женщины. Западные девушки, следовательно, сравнительно более независимы, самостоятельны и уверенны в себе, и могут показаться слишком дерзкими и не женственными, если они окажутся в странах с более строгими нравами. С другой стороны, девушки из более традиционных обществ могут казаться слишком боязливыми, зажатыми и бесцветными при сравнении. Это не какая-нибудь биологическая причуда, что женщины имеют такие качества, это результат их воспитания в культурах, которые имеют разные ценности.
Антропологи после изучения ряда примитивных племен, нашли, что нет врожденных мужских и женских характеристик. Эти племена названы примитивными, потому что их образ жизни ближе к природе. Следовательно, они могут быть ближе к любым качествам человека в их естественном состоянии. Когда люди становятся слишком цивилизованными, их образ жизни изменен настолько, что фундаментальное вынуждено просачиваться через все более глубокие слои обучения и культуры. Таким образом, примитивные народы, стиль жизни которых не менялся, возможно, на протяжении тысячелетий, являются идеальным объектом для получения данных о врожденных основах нашего человечества.
Такие исследования, как «Пол и темперамент» Маргарет Миид демонстрируют, что нет врожденных мужских и женских темпераментов. Изучая три новогвинейских племени, она открыла, что в одном из них, Arapesh, женщины действительно демонстрировали такие черты темперамента, как пассивность, нежность, неагрессивность, что ассоциируется с врожденной женственностью, но с другой стороны, и мужчины у них были такими же. В соседнем племени, Mundugumor, мужчины проявляли эгоизм, дерзость и агрессивность, - черты, которые длительное время асоциировались с врожденной мужественностью. Однако, и женщины там поступали так же. В третьей общине, Tchambuli, «мужские» черты демонстрировали женщины, а «женские» - мужчины. Доктор Миид сделала очевидный вывод: «Стандартизированные личностные различия между полами создаются культурами, к которыми каждое поколение мужчин и женщин приспосабливается с помощью обучения».
Синтез
Стереотипы не всем людям подходят точно. Они существуют и оказывают моральное воздействие еще и потому, что им верит большое количество людей на протяжении длительного времени. Социальные идеалы «мужественности» и «женственности» - это стандарт, по которому отдельные мужчины и женщины измеряют себя, по которому их поощряют приспосабливаться. Чтобы проверить эти стереотипы, не обязательно вовлекаться в «битву между полами» и тщетно аргументировать, который из них лучше. Думается, что следует просто увидеть, чем мы являемся и чем мы не являемся, чтобы мы могли узнать, чем мы можем стать.
Было изобретено множество психологических тестов для измерения степени «мужественности» или «женственности», имеющейся в данной личности. Оказалось, эти тесты измеряют, насколько близко соответствует личность данного человека принятым стереотипам для данного пола. Исследования, проведенные с этими тестами-приспособлениями, собрали значительные данные о том, что люди, следующие традиционным характеристикам полов, не согласовываются с оптимальным ментальным здоровьем. Например женщины, которые имеют высокий уровень женственности (т.е. которые близко подходят к массовому идеалу женственности), также проявляют высокую тревожность, низкий уровень самооценки самоуважения и приятия себя, которые на жаргоне выражаются как нервозность, недостаток уверенности в себе и очень большая неудовлетворенность собой. Мужчина, который подходит под идеал «мужественности», испытывает меньше проблем в юности, но проявляет те же симптомы позже, они беспокойны, нервозны, очень не удовлетворены собой.
Кроме того, чем выше интеллектуальное развитие, тем соответственно выше рейтинг мужских черт у девушек и женских у юношей. Было видно, что юноши с более женскими чертами и девушки с более мужскими имеют тенденцию к интеллигентности по сравнению со сверстниками. Юноши с сильно выраженными мужскими чертами и девушки с женскими показывают низкий уровень интеллекта, духовных склонностей и отсутствие творческого начала.
Так как люди учатся на протяжении школьных лет подавлять какое-либо нежелательное или неподходящее для их пола поведение, то должно казаться очевидным, что половой «идеальный образ» ограничивает поведение. Различные психологические исследования нашли это положение верным.
В одном исследовании мужчины с высоким рейтингом «мужских» черт (с высоко стереотипным мужским поведением), делали мужские дела очень хорошо, но не делали женских. Они были независимы и дерзки, когда надо было, но недостаточно способны выражать теплоту, игривость, заботу, т.е. черты, традиционно важные для женщин. Подобным образом, женщины проявили ограниченность в способности выражать женские характеристики. Например, они не были независимы в суждениях или настойчивы в их собственных предпочтениях.
Эти исследования использовали термин андрогин (андро - мужчина, гине – женщина) для тех людей, которые не близко соответствовали стереотипу своего пола, но показывают смесь мужских и женских характеристик. Они нашли, что андрогины не были ограничены ярлыками в чувствах и поведении. В контрасте с людьми, действующими строго по половому стереотипу, андрогины - и мужчины и женщины - проявляли себя одинаково хорошо, как в мужской, так и в женской деятельности. Когда надо, они могли быть независимыми и настойчивыми, а в других ситуациях теплыми и отзывчивыми.
Устранение бремени стереотипов позволяет людям свободно выражать лучшие черты - как мужчинам, так и женщинам. Освобождение людей от жестких половых ролей и позволение им быть андрогином должно сделать их более гибкими при встрече с новыми ситуациями, и не ограниченными в том, что они могут делать и как они выразят себя. В современном обществе взрослые иногда должны быть дерзкими, независимыми, самоуверенными, но традиционная женственность делает многих женщин неспособными следовать этому пути. С другой стороны, мы должны быть способны устанавливать отношения с другими людьми, быть чуткими в их нуждах, быть заинтересованными их благосостоянием, давать и получать эмоциональную поддержку. Приверженность к традиционной мужественности удерживает мужчин от реагирования подобным образом, предпочтительно женским.
Андрогин по отчетливому контрасту поощряет каждого человека быть самостоятельным и нежным, смелым и уступчивым, мужественным и женственным, как того требует ситуация. Свобода от стереотипов сильно расширяет рамки поведения, открытого для каждого. Таким образом, людям дается возможность более действенно справляться с различными ситуациями. Наиболее успешные и счастливые индивидуумы это те, у кого развиты как мужские, так и женские стороны их личности, ибо отказываться - это увечить и деформировать себя.
Йога делает ударение на том, что мы должны сломить преобладание эго и уменьшить до надлежащих размеров его функционирование. Один из способов, которым эго проявляет себя, являются половые стереотипы. Через распознавание этих стереотипов мы можем точно узнать, насколько наше поведение социально детерминировано, и насколько оно выражает нашу истинную природу (свабхаву). В то время, как мы должны учиться распознавать наши ограничения, нет нужды присоединяться к ним. Однажды мы сможем увидеть эти социально наложенные ограничения, и, возможно, преобразовать сообразно своим личностным качествам. Популярные идеалы мужественности и женственности здесь полезны, выявляя нам наши недостатки, показывая нам какие качества нам надо развивать, чтобы стать совершенным.
Трасцендентность
Медитируя, мы открываем и расшифровываем бессознательные символы, которые определяют наше отношение к себе и другим. Среди этих символов женщина найдет и свое представление об идеальном мужчине. На каком-то уровне это представление является просто персонификацией эротического желания, это одновременно также связь между сознательным и бессознательным. К тому же сложившийся в течение жизни мужской идеал является дополнением к личности женщины, выявляющий мужские элементы, дополняющие данную женскую личность. В процессе узнавании и принятия символа она может пройти через определенный поток чувств, который обогатит ее путь познания мира. Это заставляет женщину более осознанно коснуться потаенной стороны своей внутренней природы, которая, хотя и спрятана, как кирпич фундамента, определяет множество граней ее личности, помогая женщине достичь органичной цельности в ее отношении к миру.
Единство и равновесие мужских и женских элементов в личности в Индии символизируется андрогинным божеством Ардханаришварой. В облике этого божества статуи и барельефы представляют одну половину – мужчиной, вторую половину – женщиной; Шива – справа, Шакти – слева. Это божество воплощает древнюю истину, что Бог – не мужчина и не женщина, а трансцендентальное слияние обоих. В каждом из нас Ардханаришвара представлен в виде нади – ида и пингала. Это два главных потока праны, которые текут с двух сторон позвоночника, ида – слева, пингала – справа. Эти нади определяют как конституцию тела, так и характер нашего ума и эмоций. В традиционных рукописях ида рассматривается как женский потенциал, а пингала – как мужской, но оба они присутствуют в каждом человеческом существе, неважно, в мужском или женском.
Написание «женский» и «мужской» было использовано древними в их широчайшем и наиболее позитивном смысле, как слова-ключи или сокращения для множества полярных качеств и ассоциаций. Когда большинство нашей энергии циркулирует в одном или другом из этих каналов, она активизирует особую форму восприятия и действия, весь способ бытия в нашем мире.
Все древние культуры обнаружили этих близнецов, основу души. В алхимии ида и пингала изображались как Луна и Солнце, или как Лев и Олень. В картах Таро это две колонны с левого и правого края. В китайской философии иде и пингале соответствуют инь и ян. В настоящее время ученые подходят к пониманию роли этих потенциалов через изучение левого и правого полушарий головного мозга.
Далее, если оценивать значение мужественности и женственности, мы могли бы определять эти силы, как путь восприимчивости, которая держит нас открытыми миру, чтобы увидеть новые возможности, как вне нас, так и внутри. Пингала представляет нашу инициативу, творческую деятельность, нашу способность выражать и формировать возможности в мире. Мы могли бы сказать, что способ бытия мы испытываем под влиянием как ида нади, дающей толчок (вдохновение) для деятельности, так и пингала нади, которая реализует наши способности к творческому самовыражению.
Задача для любого йога-садхака - понять, как эти силы убывают и прибывают, как они дополняют и компенсируют друг друга. Когда ида и пингала находятся в превосходном балансе, когда мы открываем и принимаем оба влияния, тогда пробуждается сушумна нади – дорога и потенциал трансцендентности.