Особенности общения со взрослыми воспитанников домов ребенка и детей, посещающих ясли.
В яслях основное место в поведении ребенка занимали инициативные действия, направленные на привлечение внимания взрослого и организацию совместной с ним деятельности. Второе место принадлежит ярким положительным эмоциональным проявлениям детей. Отношение к экспериментатору характеризовалось доверительностью и раскованностью. При появлении экспериментатора дети с готовностью перестраивали свою деятельность, стремясь подключить к ней взрослого.
У воспитанников домов ребенка центральное место заняли ориентировочные действия. И хотя их меньше, чем в яслях, выяснилось, что дети, растущие в закрытых учреждениях, прежде всего обнаруживают робкое внимание к взрослому. Инициативные действия детей стоят на втором месте, их количество, как и всех других проявлений у детей, воспитывающихся вне семьи, намного меньше, чем у детей из семьи. Наибольшим разрывом характеризуются голосовые проявления детей. Их очень мало в домах ребенка. Латентный период первого коммуникативного акта у детей в домах ребенка в два с половиной раза длиннее, чем в яслях. Иными словами, в домах ребенка ребенок дольше не вступает в общение.
В целом сопоставление особенностей общения со взрослыми у детей, воспитывающихся в семье и вне семьи, позволяет сделать следующие выводы:
1. Воспитанники яслей по сравнению с детьми из домов ребенка намного быстрее вступают в контакт со взрослым, гораздо интенсивнее общаются с ним, обнаруживая и повышенную инициативность, и разнообразие ответного поведения.
2. В яслях дети строят свою коммуникативную деятельность более гибко, чем воспитанники домов ребенка, полнее учитывая особенности поведения взрослых. Они не только чутко реагируют на внимание, но и тонко дифференцируют похвалы и порицания, в то время как дети в домах ребенка слабо различают оттенки отношения взрослого к своим действиям.
3. Инициативность детей в общении со взрослым зависит от уровня активности взрослого. Но в яслях инициативность ребенка обратно пропорциональна активности экспериментатора, а в домах ребенка находится в прямой связи с последней.
4. На протяжении раннего возраста разница в общении детейсовзрослыми между воспитанниками яслей и домов ребенка увеличивается: вне семьи развитие общения происходит медленнее, и отставание от детей, воспитывающихся в семье, к трем годам усиливается.
В результате мы установили следующее.
1. Познавательная активность у детей с неодинаковыми условиями жизни существенно различается количественными характеристиками. У воспитанников яслей она значительно превосходит аналогичные показатели детей из домов ребенка.
2. Познавательную активность детей из семьи отличают живость, динамичность, легкость перехода от одного действия к другому. В яслях дети быстрее включаются в предметную деятельность и за одинаковый промежуток времени совершают значительно большее количество действий, обследуют больше предметов, чем их сверстники из дома ребенка.
3. Для детей раннего возраста, не испытывающих дефицита в общении со взрослыми, свойственно эмоциональное отношение к исследовательской и предметной деятельности. В яслях познавательная деятельность малышей имеет интенсивную эмоциональную окраску, а в домах ребенка предметные действия не только малодинамичны, но и очень слабо эмоционально заряжены.
4. Анализ результатов выявил зависимость познавательной активности детей от ситуации предметной деятельности, но степень этой зависимости в разных выборках различна. У ясельных детей она выступает отчетливее, чем у воспитанников домов ребенка, что свидетельствует о большей гибкости, вариативности поведения первых.
Развитие речи
Рассмотренные выше особенности общения со взрослым и характер предметной деятельности у детей, воспитывающихся в семье и домах ребенка, сказываются на сроках возникновения и темпах развития речи. Известно, что дети, воспитывающиеся в закрытых детских учреждениях, отстают в развитии речи (Н. М. Аксарина, Н. М. Щелованов, 1940; Е. К. Каверина, 1950; М. Ю. Кистяковс-кая, 1970; Ф. И. Фрадкина, 1955; и др.). Активная речь у них возникает позже, чем у детей, растущих в семьях. Дошкольники из дома ребенка реже используют речь в общении со взрослым, чем дети, растущие в семье; их речь беднее по содержанию, примитивнее по характеру грамматических конструкций и лексике, изобилует неточными звуками (М. И. Лисина, 1974в; Общение и речь..., 1985).
Существуют различные гипотезы о причинах подобного отставания воспитанников закрытых детских учреждений. Но все они сходятся в том, что в основе задержек вербального развития этих детей лежит дефицит общения с взрослым, и в первую очередь недостаток эмоциональных контактов с ним.
Исходно более низкий уровень, замедление темпа позитивных изменений с некоторой даже остановкой у воспитанников дома ребенка позволяют считать, что у них на рубеже раннего и дошкольного детства не складывается в полном объеме и соответствующей форме центральное новообразование возраста. Причем три его составляющие: отношение к предметному миру, к другим людям и к себе — оказываются несформированными в разной мере. Так, отношение к предметному миру пусть медленно, но все же прогрессирует у детей из домов ребенка. В старшей возрастной подгруппе практически во всех пробах задачи взрослого принимались, хотя в значительной части случаев и не доводились до своего логического решения. Более медленными темпами, чем у испытуемых из детского сада, развивались предметные действия, становясь с возрастом все менее импульсивными, бесцельными и неспецифическими. В то же время в отношении к другим людям — взрослым — позитивные изменения обнаруживались много слабее. Это, в частности, нашло выражение в том, что воспитанники домов ребенка не интересовались оценками взрослых, не стремились и не умели привлечь старших к помощи. Особенно страдающей оказалась такая важная составляющая личностного новообразования, как отношение ребенка к самому себе. У этих детей не складывалось переживание себя в связи со своим достижением.