Модуль 3. Возрастная психология (2 семестр)
Требования ГОС к содержанию курса
ОПД.Ф.01. «Возрастная психология»
Возрастная психология. Предмет, задачи, методы возрастной психологии. Условия, источники и движущие силы психического развития. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития. Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность. Основные новообразования. Особенности развития ребенка в разных возрастах.
Разработчики: И.Н.Протасова, Н.Е.Варшавская
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры психологии
Заведующий кафедрой _____________________ Н.Е.Варшавская
Одобрена Ученым советом факультета истории и права
«_______»_____________________ Председатель ____________________
Пояснительная записка
«Возрастная психология» является базовым теоретическим курсом психологии, дающим профессионально значимую систему знаний для будущих педагогов. При изучении возрастной психологии основной задачей является усвоение знаний о возрастной динамике психического развития, возрастных особенностях психического развития, а также предпосылках, условиях и движущих силах развития. Студенты должны получить представление о периодизации психического развития, категории возраста, роли ведущей деятельности в развитии, основных новообразованиях. Основные разделы курса - теории психического развития в отечественных и зарубежных исследованиях, развитие человека на разных возрастных этапах.
Содержание курса ориентировано как на требования государственного образовательного стандарта по направлению «Педагогическое образование», так и на учебные планы, действующие в реальном образовательном процессе вуза. Содержание курса «Возрастная психология» построено в соответствии с положениями отечественных и зарубежных теорий возрастного развития и актуальными проблемами современной теории и практики образовательного процесса.
Основной целью курса является формирование педагогической позиции и профессиональной компетентности будущего учителя на основе понимания возрастных особенностей ребёнка и осмысления механизмов, закономерностей и факторов возрастного развития.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- формирование у студентов научного представления о сущности и закономерностях возрастного развития;
- обеспечение понимания возрастных особенностей человека и его проблем на каждом возрастном этапе и наполнения предметных знаний личностным смыслом;
- формирование умений диагностической и прогностической деятельности в отношении детей и обеспечение готовности к выполнению таких видов педагогической деятельности как коммуникативная, управленческая, проектировочная, исследовательская.
В процессе изучения возрастной психологии студенты должны усвоить общие закономерности психического развития и формирования личности ребенка, научиться понимать внутренний мир школьника на разных этапах его развития, самостоятельно исследовать потенциальные возможности учащихся, выявлять их интересы и склонности, причины отставания в учении, выбирать пути устранения проблем.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Студент, изучивший возрастную психологию, должен
Знать: основные понятия возрастной психологии; механизмы перехода с одной возрастной стадии на другую; закономерности и показатели развития; новообразования каждого возрастного периода; условия и факторы, определяющие особенности развития в каждый возрастной период.
Уметь: понимать возрастные особенности человека и его проблемы; взаимодействовать с детьми разных возрастов.
Владеть навыками диагностической и прогностической деятельности в отношении детей.