ГЛАВА 14 Аутогенные особые состояния сознания 7 страница

истине, что все познается в сравнении. Для того, чтобы лучше понять это искусство, необходимо сравнить его с другими областями творчества или науки. Основой для медитаций на музыке служит сравнение с цветовыми и геометрическими

аналогами.

Медитация на музыке

Медитируют сидя, хотя можно это делать и лежа. Закройте глаза и максимально расслабьтесь. При первых же звуках мело­дии «переводите» все, что слышите, в яркие того или иного цвета вспышки, круги и т. д. (первая ступень). Эта простая вещь уже после нескольких раз начнет развивать ассоциативное мышление, логические способности интеллекта. При хорошем подборе мелодии возникает чувство красоты и гармонии, ощу­щение сопричастности Вселенной. Именно эта медитация по­зволяет выработать интуитивное постижение «золотой пропор­ции» — одной из формул красоты, известных человечеству с древности1. В терапевтических целях данная медитация способ­ствует устранению чувства неуверенности в себе и страхов.

Можно заранее настраиваться на различные геометрические образы (вторая ступень). Во время звучания мелодии попробуй­те с закрытыми глазами построить на внутреннем «экране» объемную геометрическую картинку («даршану»), которая, по вашему мнению, соответствует прослушиваемому музыкально­му произведению. Не следует опасаться, что ваша «даршана» будет носить субъективный характер: восприятие любого искус-

1 «Из многих пропорций, которыми издавна пользовался человек при создании гармонических произведений, существует одна, единственная и не­повторимая, обладающая уникальными свойствами. Она отвечает такому де­лению целого на две части, при котором отношение большей части к меньшей равно отношению целого к большей части. Эту пропорцию называли по-раз­ному — «золотой», «божественной», «золотым сечением», «золотым числом». Золотая пропорция является величиной иррациональной, то есть несоизмери­мой, ее нельзя представить в виде отношения двух целых чисел, она отвечает простому математическому выражению

(1 + V5") : 2 = 1,6180339...

Характерно, что золотая пропорция отвечает делению целого па две нерав­ные части, следовательно, она отвечает асимметрии. Почему же она так при­влекательна, часто более привлекательна, чем симметричные пропорции? Оче­видно, эта пропорция обладает каким-то особым свойством. Целое можно поделить на бесконечное множество неравных частей, но только одно из таких сечений отвечает золотой пропорции» (Н- А. Васютинский, 1990).

Золотая пропорция обнаружена во всех областях художественного творче­ства (см., например, исследования Сабанеева, Шевелева, Мартынова). Кроме того, если за центр тела человека взять пупок, то у мужчин соотношение нижней части тела к верхней будет равно в среднем 1,7 (1,618), а у женщин — 1,3-

ства всегда содержит большую долю субъективизма. В процессе медитации вы можете увидеть кольцо, венок, вращающийся треугольник в окружности и т. п. Поскольку любая мелодия динамична, в построенном вами рисунке обязательно должны быть элементы динамики, например, смена одной фигуры дру­гой, вращение одной или нескольких фигур вокруг своей оси и т. п. В связи с этим эффективность медитации во многом связана с богатством геометрических образов, с которыми вы можете сравнить прослушиваемую музыку. Кроме квадрата, окружности, многоугольников и других простейших структур, мы рекомендуем вам обратить внимание на тор, катеноид, простой и косой геликоид, конус вращения, гиперболический и эллиптический параболоид, астроид и другие более сложные фигуры. Из линий, употребляемых в качестве элементов «дар-шаны», можно также рекомендовать винтовую и логарифмиче­скую спираль, циклоиду, спираль Архимеда, кардиоиды, улитку Паскаля, овалы Кассини, конхоиды и другие.

Если получаемая «даршана* фиксируется достаточно четко, то имеет смысл запомнить ее и через некоторое время еще раз прослушать ту же музыку, сопоставив затем новый и зафикси­рованный ранее образы. Время фиксации получаемого в созна­нии образа-эквивалента будет увеличиваться постепенно, поэ­тому на первых порах для медитации следует избирать одну-две мелодии и работать только с ними. К другим музыкальным произведениям следует переходить только после того, как пер­вая мелодия хорошо освоена.

Освоив вторую ступень, попробуйте совместить ее с первой в одно целое.

На третьей ступени, после сосредоточения, постарайтесь выявить:

сходные по звучанию части, их границы, временные пропор­ции по сравнению со всей длительностью произведения;

вариации какой-то одной (основной) мелодии, которые, возможно, встроены в дальнейшее звучание произведения;

конкретный способ образования вариаций: перестановка некоторых нот, изменение длительности звучания, замена нот и т. д.;

сдвиги, повороты, отражения, инверсии: длительность их звучания, интервалы;

количество тактов всей мелодии, сходных частей, вариаций и др.;

самые высокие по тембру части и самые низкие, их взаимное расположение;

такие части, на которых данное произведение могло бы окончиться без ущерба для целостности звучания или смысла (то есть представьте себя в качестве автора попурри);

679

возможность превращения данной музыки в нано (путем ведения дополнительных имитационных голосов с отставанием или опережением).

Медитация «Кто я?»

Вначале выполните упражнение по разотождествлению. За­тем начните спрашивать себя: «Кто я?» Не спешите с ответом, хорошо подумайте. Когда найдете несколько ответов, спросите: «Кто он такой — тот, кто отвечает?»

Понаблюдайте за своим разумом, размышляющим над этим вопросом. Затем спросите: «Кто он, этот думающий?» Каждый ответ должен порождать новый вопрос. Если ответ гласит: «Я психотерапевт», то заметьте: «Психотерапевт — это профес­сия. Кто такой этот Я, который лечит души людей?» Если ответ, скажем, таков: «Человек, любящий людей», тогда ответьте: «Это признак, свойство. Кто он, этот человек, питающий чувство любви к людям?», и т. д. и т. п. Кто такой Я, который счастлив сегодня, но был печален вчера? Кто такой Я, который два часа назад был сердит, а теперь нежен? Кто такой Я, который наблюдает за этим меняющимся настроением? Кто такой Я, который видит сны, когда засыпает тело? Кто такой Я, кото­рый говорит: «У меня есть тело, но я — это не мое тело»? Кто такой Я, который говорит: «Я не знаю!»?

Медитация на собственном теле

Займите медитативную позу. Сконцентрируйте внимание на своем теле: «Я лежу спокойно... мое тело расслаблено... MOHi| руки и ноги расслаблены... я чувствую пальцы ног... они рас­слаблены полностью... чувствую свои голени... мои голени расслаблены полностью... чувствую свои бедра... мои бедра расслаблены... все мое тело расслаблено... моя грудная клетка расслаблена... мое тело расслаблено... чувствую свой живот... он расслаблен... чувствую свою шею... она расслаблена... чувствую свое лицо... каждая мышца лица расслаблена... я все больше и больше расслабляюсь...»

Произносятся фразы медленно, с одновременной активной концентрацией на частях тела. Со временем, в процессе трени­ровок, глубина мышечного расслабления увеличивается.

На определенном этапе медитирующий как бы превращается в постороннего наблюдателя собственной мыслительной дея­тельности. В сознании появляются самые различные реалвные

680

или фантастические картины. Необходимо отстраниться от эмоциональных переживаний этих картин и следить за ними как бы со стороны, как зритель, смотрящий фильм.

При углублении медитации картины начинают все быстрее сменять друг друга. Происходит распад мыслительного процес­са. При настойчивой тренировке можно добиться глубокого транса.

Медитация на позе

Все внимание направьте на правую руку. Сконцентрируйтесь на ощущениях, которые испытываете в руке. Переместите руку и снова сконцентрируйтесь на изменившихся ощущениях. Те­перь сосредоточьте внимание на позе тела. Ощутите его про­странственную конфигурацию. Представьте, что вы совершаете различные действия — плаваете, ныряете, танцуете, прыгаете, выполняете гимнастические упражнения, наносите удары, за­щищаетесь. Эта медитативная техника являлась основой подго­товки в древних восточных боевых искусствах и используется сейчас в дзюдо, каратэ, кунг-фу, айкидо и др.

В оккультных науках многих народов считается, что у чело­века существует эфирный двойник, в котором находятся пси­хические центры. Индийские йоги полагают, что они имеют форму лотоса, и называют их чакрами (в переводе с санскрита — энергетическое колесо, силовой круговорот). Эфирный двой­ник через вращающиеся чакры постоянно впитывает из Кос­моса энергию и посылает эти силы к железам физического тела. Таким образом, чакры являются основными точками кон­такта между эфирным и физическим телами, а точнее, провод­никами, через которые мы питаемся энергетическими силами Вселенной.

Семь чакр распределяют в позвоночнике жизненную энер­гию через железы внутренней секреции, а также управляют кровообращением человека. Они располагаются снизу вверх.

Муладхара (корневая) чакра соответствует элементу земли; анатомически — предстательная железа у мужчин, матка у женщин; символический цвет — красный; отвечает за качество физического тела, волю к жизни, безопасность.

Свадхистаиа (сексуальная) чакра соответствует элементу во­ды; анатомически — поясничное сплетение; символический цвет — оранжевый; отвечает за любовь, творческий потенциал, страсти.

Манипура чакра соответствует элементу воздуха; анатомиче­ски — солнечное сплетение; символический цвет — желтый, отвечает за силу и власть.

681

Анахата (сердечная) чакра соответствует элементу огня; ана­томически — сердечно-аортное сплетение; символический цвет — зеленый; отвечает за духовную любовь и отношения с людьми.

Вишудха (горловая) чакра соответствует «Акаше»; анатоми­чески — щитовидная железа; символический цвет — голубой; отвечает за выражение себя, карьеру, воплощение идей, уровень самоактуализации.

Аджна (межбровная) чакра, «третий глаз», соответствует духовной воле, ясновидению; анатомически — слизистая желе­за; символический цвет — синий; отвечает за восприятие идей, связь с миром, ясновидение.

Сахасрара (венечная) чакра, «корона», соответствует макуш­ке головы; анатомически — шишковидная железа; символиче­ский цвет — фиолетовый; отвечает за связь с бесконечным, Космосом, Богом, Абсолютом.

Медитация на чакрах

Данная техника является эффективным средством воздейст­вия на вегетативную нервную систему.

В своей книге «Лайя-йога» Госвами описывает технику сти­мулирования вегетативной нервной системы. Она состоит из следующих этапов.

1. Концентрация на чакре муладхара. Нужно сконцентриро­вать воображение на спирали кундалини (символ потенциаль­ной нервной энергии), которая излучает красный цвет.

2. Концентрация на чакре совершается одновременно с мысленным произнесением мантры «хапг». Воображение фоку­сируется на спирали кундалини, которая начинает постепенна нагреваться и излучать тепло. Одновременно она медленно раскручивается и поднимается вверх по позвоночнику. После­довательно она проходит через все чакры и достигает теменной области — чакры сахасрара.

3. Воображение направляется на сегмент спирали, находящей­ся между чакрами муладхара и анахата. Медитирующий пред­ставляет, что эта часть спирали излучает огненно-красный све

4. Далее воображение концентрируется на сегменте спирал* между чакрами аджна и вишудха; спираль излучает бело-крас­ный свет.

5. Наконец, воображение концентрируется на окончаш спирали в чакре сахасрара. Спираль раскалена добела, здес! сосредоточена огромная энергия, которую медитирующий мо­жет контролировать.

Для медитации в йоге часто используется шавасана (по: трупа). Это неудивительно, так как считается, что расслабление

682

в этой позе приблизительно в пять раз глубже, чем в аутогенной тренировке (С. А. Гуревич, 1985). При шавасане человек с за­крытыми глазами лежит на спине: ноги раздвинуты прибли­зительно на 30 градусов, руки отведены от туловища на 15 гра­дусов. Предплечья повернуты, пальцы полусогнуты. Дыхание медленное, ритмическое, диафрагм ал ьное, с короткой паузой после каждого вдоха и более продолжительной — в конце выдоха. Внимание концентрируется обычно на ощущениях в ноздрях. Мышечная релаксация достигается путем последова­тельного расслабления мышц до ощущения тяжести.

Медитация на шавасане имеет много модификаций. Мы приведем лишь одну из наиболее эффективных форм — энер­гетическую.

Энергетическая медитация на шавасане

Она происходит в три этапа: расслабление с помощью само­внушения, мыслительная работа с активными областями орга­низма, расслабление с использованием «образа энергии».

В первой части медитации медленно и монотонно прогова­ривают формулы самовнушения, позволяющие добиться мы­шечного расслабления. Формулы рекомендуется формировать в триаде — в виде законченных блоков из трех предложений, первое из которых предназначено для переключения внимания, второе представляет собой динамическое самовнушение, третье вызывает статическое состояние. Для концентрации внимания можно использовать образ потока внимания — «луча света», «освещающего» ту область тела, с которой ведется работа. Так, например, проговаривая «Мое внимание на лице», человек может представлять, будто луч фонарика освещает его лицо.

Отметим, что, в отличие от классической аутогенной трени­ровки, расслабление проводится снизу вверх, от ног к голове. Медитация начинается и завершается формулой успокоения: «Я (мысленно представляется все тело) успокаиваюсь. Я спо-коен(-йна)». Затем следуют формулы релаксации, охватываю­щие по мере усвоения все большие группы мышц. Каждую формулу мысленно произносят лежа в шавасане, полностью сосредоточившись на нужном участке тела, повторяют три-че­тыре раза с четырехсекундным промежутком. По мере усвоения упражнения из триады самовнушения удаляется динамиче­ская часть («такая-то часть тела расслабляется»), и формула звучит так: «Мое внимание на... Такая-то часть расслаблена». Полное выполнение первого этапа шавасаны обычно занимает 30—40 минут.

683

Согласно концепциям восточной медицины в человеческое теле существуют области, которые являются «выключателями»: если на них сконцентрировать внимание, то расслабляютс* определенные группы поперечно-полосатой и гладкой муску­латуры. Поэтому на втором этапе не нужно произносить фразы самовнушения; достаточно лишь направить на активную об­ласть внимание и потом представить, что эта зона становится мягче, «тает», «растворяется». Выделяют 16 основных зон и одну дополнительную: пальцы ног, лодыжки, колени, область поло­вых органов, область ануса, кисти рук, область пупка, локти (дополнительная), область желудка, область сердца, плечи, гор­ло, губы, кончик носа, точка между бровей, середина большого родничка головы, макушка черепа. На расслабление каждой активной зоны по мере усвоения упражнения должно уходить все меньше времени (в среднем 15—20 секунд).

После усвоения этого этапа переходят к третьей ступени — находясь в шавасане, человек мысленно представляет, что энер­гия медленно поднимается от ног к голове и через точку между бровей («третий глаз») «выливается» наружу. Образ энергии рисуется по-разному: в виде тепла или холода, «мурашек» и т. п. Иногда в процессе упражнения возникает мелкое подергивание мышц, что считается явлением положительным: «энергия про­мывает тело». Длительность этого этапа расслабления в шава­сане — около трех-четырех минут.

Выход из медитации на шавасане плавный: подтягивают носок правой ноги, далее — оба носка, пятки при этом выдви­гают вперед. В дальнейшем руки сжимают в замок и, медленно поднимая вверх, выворачивают. Все тело тянется вслед за руками, и человек садится.

Заметим, что медитация на шавасане дает значительный эф­фект при многих психосоматических заболеваниях и неврозах (особенно осложненных гипертоническим синдромом и диссом-нией — расстройством сна), быстро снимает психическое напря­жение, тревожность, усталость, компенсирует недостаток сна Она не имеет противопоказаний, но ею не рекомендуется зани­маться более 45 минут из-за возникающей гипотонии.

Мандала

. Это динамический вид медитации. Может выполняться в группе или индивидуально. Начинается с психофизических движений, а затем через особое состояние сознания приводит в состояние покоя и концентрации. Для удошгетворительного усвоения требуется два-три месяца систематических занятий. Упражнения делают по утрам, в течение 15 минут, с чувством

ЛА'4

отрешенности и наслаждения. Алгоритм выглядит следующим образом.

1. Бег на месте, высоко поднимая колени (можно под музыку) и ударяя пятками по ягодицам. Глаза закрыты, дыхание ритмичное, ровное. Мысленная концентрация на ощущении пробуждения и иррадиации внутренней энергии.

2. Резко выдыхая, успокоить дыхание и пульс, открыть расслабленный, слегка обвисший рот, сесть в удобную позу с прямым позвоночником. Начать легкие, почти непроизвольные покачивания, продолжая концентрацию на движении внутрен­ней энергии по всему телу к пупку.

3. Лечь на спину, открыть глаза и выполнять быстрое вра­щение глазами по часовой стрелке. Вызвать ощущение легкости и невесомости во всем теле, получить эффект «отсутствия тела» и движения энергии в область переносицы.

4. Закрыть глаза и раствориться в медитации, сосредоточив внимание в области переносицы.

Тибетская техника надабрама

Эту технику можно выполнять в любое время дня, хотя лучше рано утром.

1. Сесть в удобную позу или на край стула с выпрямленным позвоночником. Успокоиться, расслабиться, закрыть глаза, вы­звать чувство легкости и невесомости во всем теле. Сжатыми губами начать громко гудеть (звук «хум») в течение 20—40 минут, до возникновения вибрации во всем теле. Возможны спонтанные плавные движения любой частью тела, которое ощущается как наполненный гудением пустой сосуд. Наконец появляется четкое ощущение самостоятельного внутреннего гула. Концентрируясь на этом ощущении, переходите ко второй части.

2. Добиться эффекта «всплытия рук», затем в течение 7—8 ми­нут плавно выполнять обеими руками, ладонями вверх, круговые движения от туловища наружу, концентрируясь на ощущении исхода из тела энергии. После этого двигать руками в обратном направлении — к туловищу, ладонями вниз, концентрируясь па ощущении прилива энергии во все поры тела, еще 7—8 минут.

3. Прекратить движения. Сесть удобно или лечь и погрузиться в особое состояние сознания, растворив сознание в медитации.

Техника Гермеса

Такую технику рекомендуется проводить в вечернее время, перед сном. При выполнении ее утром необходим последующий 15-минутный отдых, чтобы снять возможное остаточное оцепе-

685

нение и ощущение легкого тумана в голове. Цель — энергети­ческая зарядка благодаря слиянию с космической энергией.

Объект концентрации — представление своего тела в каче­стве посредника, через который в биосферу планеты проника­ет космическая энергия. Общая длительность упражнения от 15 минут до часа. Упражнение выполняют в следующей после­довательности.

1. Стать лицом к востоку, расслабиться, успокоиться. Закрыв глаза, вызвать во всем теле ощущение легкости и невесомости.

2. Поднять голову к небу, поднять на эффекте всплытия обе руки ладонями к небу. Вызвать ощущение слияния и отождест­вления с Космосом.

3. Усилить ощущение тока космической энергии по рукам вниз (при этом возможна легкая дрожь).

4. Усилить ощущение иррадирующей по всему телу энергии и вибрации. Отключить сознание, раствориться в этом процес­се, испытывая огромное наслаждение и радость.

5. Почувствовав себя совершенно наполненным и обновлен­ным, открыть глаза и наклониться вниз к проводящей чистой части земли, коснуться ее 5—10 раз лбом.

6. Повторить весь комплекс сначала несколько раз, в зависи­мости от рекомендации психотерапевта. В древности эта техника выполнялась в виде молитвы.

Даосская техника

Вначале проводится подготовка. Выбирают полутемное, естественным освещением, полностью изолированное от все) посторонних раздражителей место на свежем воздухе, на при­роде, в тихом месте.

Подушка для упражнения должна быть мягкой и толсто! удобной для сидения. Одежда свободная, без пояса, ничто не должно мешать свободному дыханию и кровообращению. П варительно необходимо опорожнить кишечник, мочевой пузыр! и очистить носовые проходы. Техника выполняется натощв Лучшее время — 4 часа утра.

Наиболее употребительная поза — «лотос» или «полулотося Опишем подробнее первую позу с даосскими деталями технш

Тело выпрямлено, грудь слегка наклонена вперед, понижа желудочную впадину и расслабляя диафрагму. Ягодицы чуп чуть отодвинуты назад, чтобы выпрямить позвоночник, кото­рый изогнут согласно естественной кривизне. Естественное положение позвоночника поддерживается без усилий и напря­жения. Нижняя часть живота приводится в устойчивое положе ние путем опускания центра тяжести методом временной ко*

центрации вглубь на точке, расположенной на 5—6 сантиметров ниже пупка (нижний дань-тянь).

Сидя на подушке, полностью вытяните ноги. Затем согните правую в колене и положите ее под себя, на основание бедра левой ноги, ступни подошвой кверху. Левую ногу аналогично расположите на основании правого бедра. Положение пяток должно быть таким, чтобы они почти встречались напротив лобковых костей и каждая пятка нажимала на живот. Внешние стороны колен прижаты к подушке — это придает телу устой­чивость: оно не должно наклоняться ни вправо, ни влево, ни вперед, ни назад. Бедра, таким образом, образуют как бы две стороны треугольника с общей вершиной и, если все выполнено правильно, центр тяжести всего тела автоматически установится в нижнем дань-тяне.

Затем положите удобно правую кисть ладонью вверх на обе пятки или на нижнюю часть живота, а левую — свободно сверху. Кисть, лежащая сверху, слегка удерживается нижней, без на­пряжения. Обе кисти лежат удобно и расслабленно. Большой палец левой руки касается ее среднего пальца, а большой палец правой руки согнут над ладонью левой.

Такое положение ног и рук означает, что «отрицательное» охватывает «положительное», при этом образуется цепь из вось­ми каналов. Даосы утверждают: «Соединение четырех конеч­ностей замыкает четыре прохода, что позволяет удерживать центр».

Голова и шея выпрямлены и обращены вперед. Слух «вы­ключен». Рот закрыт, язык касается неба, образуя место для движения психической энергии от носа к горлу. Глаза закрыты и направлены к переносице (фиксация духовности в ее перво­начальной полости — тсу чиао). Общее самочувствие сидящего в позе должно быть естественным, непринужденным и нена­пряженным. Далее выполняется анальное сокращение. Освоив лозу, приступают к получению устойчивых начальных навыков концентрации сознания и умения правильно дышать.

Мыслительный процесс контролируется путем фиксации и удерживания внимания на нижнем дань-тяне. Метод обраще­ния внутрь себя, «смотрение в глубину», уменьшает поток мыслей. Можно прибегнуть также к легким невербальным усилиям, хотя большинство специалистов не рекомендуют этого делать, считая, что должно быть полнейшее отсутствие произ­вольных мыслей и усилий. Спокойно следуя по течению потока сознания, недопустимо проявлять нетерпение, надо оставаться абсолютно невозмутимым, тогда автоматически выключится слух. Качество медитаций будет улучшаться в процессе непре­рывных, систематических тренировок и при условии беспре­дельной веры в успех.

Такую концентрацию сознания рекомендуется выполнять в начале занятий три раза в день в течение часа, а затем продол­жать все время — при ходьбе, когда вы стоите, сидите или лежите. Чем продолжительнее медитация, тем лучше результат.

Дыхание должно быть естественным, гармоничным с дви­жениями живота и диафрагмы. Затем осваивают контрарное дыхание. Вдохи и выдохи должны быть медленными, непре­рывными и тонкими, пока появится ощущение будто вы дыши­те не легкими, а всеми порами тела.

Правильное даосское дыхание является контрарным, или «обращенным». Как и естественное, контрарное дыхание дости­гает живота, но с расширяющими и сжимающими движениями нижней части живота и диафрагмы. Оно выполняется следую­щим образом.

1. Вдох тонкий, неощущаемый, непрерывный, медленный и глубокий, проходя от ноздрей, достигает низа живота, наполняя полностью всю грудь и частично живот воздухом, расширяя грудную клетку, одновременно сокращая мышцы нижней части живота. Толкаемая сокращающимися мышцами диафрагма ста­новится активной и, прогибаясь вверх, усиливает давление в грудной клетке. Вдох должен длиться не менее одной минуты, выдох — столько же, хотя в древних текстах рекомендуется делать вдох чуть дольше выдоха, а в современной литературе — наоборот.

2. Выдох медленный, тонкий, неощущаемый и непрерыв­ный, нижняя часть живота расширяется и становится твердой. При этом нижний дань-тянь наполняется энергией. Грудь пус­тая и вместе с диафрагмой расслаблена. Правильное дыхание и концентрация на нижнем дань-тяне делают позу устойчивее, диафрагму более активной и сильной, благодаря контрарному расширению и сжатию живота. Рекомендуется дышать правиль­но все время, выработать навык и во время медитации не отвлекаться для контроля правильности дыхания.

Первое время надо выполнять дыхательные тренировочные упражнения до или после каждой тренировки в течение 5—10 ми­нут и обязательно на чистом воздухе. Надо следить, чтобы каждый вдох достигал нижнего дань-тяня, а каждый выдох начинался оттуда и хорошо расслаблял грудь, позволяя желу­дочной впадине автоматически опуститься. Это способствует устойчивости и эффективности медитации.

Тратака

Полная концентрация на внешнем объекте (в отличие от внутреннего) называется «концентрацией с открытыми глаза­ми», или тратакой. Тратака — это самьяма (фиксация, внушение

688

и ощущение), пристальное сосредоточение внимания на каком-нибудь объекте — глазной комплекс йогов.

Овладение искусством концентрации на внешнем объекте с открытыми глазами занимает у индусов главное место после внушения. Тратака (внешняя самьяма) сдерживает и контроли­рует внутренние вибрации ума и необходима для достижения мастерства в пратьхаре и йоганидре.

Рассмотрим подробно древнеиндийскую психотехник)'.

1. Носовой взгляд (пасаджра дришти). Непосредственно вли­яет на всю центральную и периферическую нервную систему через зрительный и обонятельный нервы посредством ассоциа­тивных связей, идущих от различных лервных клеток в централь­ной нервной системе (1ДНС). Поэтому этот взгляд следует прак­тиковать медленно и осторожно, лучше после первоначальной инструкции у опытного инструктора.

Носовой взгляд будит кундалини шакти (скрытую потенци­альную энергию человека), по мнению йогов, находящуюся в потенциальной форме в сушумне (ЦНС). Тратака стимулирует все центры в мозге с помощью черепных и спинальных нервных центров, особенно зрительного и обонятельного, посредством ассоциативных связей. Вы или пациент начнете ощущать уди­вительные запахи вокруг себя. Прекращаются и исчезают все болезни головы. Удивительная память — это побочный продукт практики тратака. Благодаря этой практике пациент овладевает способностью контролировать свою психику и вегетативные процессы. Улучшается саморегуляция.

Техника исполнения состоит в том, чтобы, наполовину прикрыв глаза, направить взгляд на кончик носа. Практикуйте это регулярно утром и вечером. Если глаза устают и слезятся, закройте их полностью и медитируйте в течение минуты в этом состоянии «на отдых». Когда усталость пройдет — продолжайте тренировку. Иногда вначале вы можете испытать различные реакции: головную боль, головокружение. Не беспокойтесь — это реакция, и она проходит. Вообще полезно, когда вас одоле­вает какая-нибудь реакция, медитировать, закрыв глаза, на звуке Ом (анахата надам).

Время занятий надо увеличивать постепенно, начав с пяти минут.

2. Фронтальный взгляд (бхрумадья дришти). Является силь­ным, концентрирующим ум упражнением.

Техника исполнения: поверните ваши полуприкрытые глаза по направлению к междубровью — межбровному пространству — и зафиксируйте взгляд. Носовой и фронтальный взгляды возбужда­ют ЦНС и автономную нервную систему через различные связи черепных нервов (особенно иннервирующих нос, глаза, лицо, шею). При носовом взгляде фиксация, внушение и ощущение

689

потока сознания (самьяма) направлены непосредственно на кон­чик носа и через него в ЦНС, а при фронтальном взгляде — меж­ду глаз. При носовом взгляде верхняя половина глаз закрыта, а нижняя — открыта. При фронтальном ~ наоборот.

3. Тратака на внешнем объекте. Необходимо сделать черн} точку на белом фоне или белую — на черном. Установить удобж перед собой. Нужно думать, что это символ бесконечной природы, и устремить свой взгляд и сознание на высшую природу и высшее сознание. Смотреть до легкого утомления, затем, отдохнув с за­крытыми глазами, снова глядеть на точку не мигая, без напряже­ния и усталости. Занимайтесь постоянно, систематически, в теч« ние месяцев, пока не получите длительной тратаки (до 30 минут).

4. Тратака на голубой свет. Удобно сидя или лежа, направит взгляд на слабую синюю лампочку или на голубой свет лампочки, установленной позади объекта концентрации. Взпш устойчивый и непрерывный. Вначале выполняется пратьяхарг (отвлекаете чувства от объекта, расслабляете ноги, живот, грудь, шею, руки, голову; чувствуете, как они расслабляются). Мьшн энергетизированы, в теле ощущается магнитная пульсация, вс< сильнее и сильнее. Постепенно ощущение тела исчезает. Теле анестезировано, рот обвис. Вы входите в сампроджнята самад> (высшую степень созерцания и сосредоточенности). Выполня) дхарану, дхьяну и самадхи (фиксацию сознания, внушение ощущение потока сознания), стараетесь достичь растворенш обычного сознания.

Наши рекомендации