Упражнения для развития коммуникативной компетентности

Упражнение «Подарок».

Каждый участник без слов, только с помощью мимики и жестов, должен показать, какой подарок он «дарит» имениннице, все пробуют угадать, что это за подарок.

Обсуждение: сложно или просто было выполнить задание?

Упражнение «Сообщение».

Разбиваются по парам, каждый должен без слов, жестами сообщить своему напарнику какое-то сообщение, а он должен понять и рассказать, в чем смысл сообщения. Затем меняются ролями.

Обсуждение: легко ли удалось Вам выполнить задание? Что Вы для этого использовали?

Упражнение «Подсказка».

Разбиваются на две команды, каждая команда придумывает несколько слов, записывает их на отдельные листочки бумаги. Затем из противоположной команды выбирают человека, которому дают прочитать слово, и он должен жестами объяснить своей команде, что это за слово, а команда должна угадать его, затем выбирается другой человек из чужой команды, который «показывает» новое слово. Сравнивается, какая команда лучше справилась.

Упражнение «Передача чувств».

Все встают в затылок друг другу и последний поворачивает предпоследнего и передает ему мимикой какое-либо чувство (радость, гнев, печаль, удивление и т.п.), второй человек должен передать следующему это же чувство.

У первого спрашивают, какое чувство он получил, и сравнивают с тем, какое чувство было послано вначале.

Упражнение «Речь без слов» (подготовительная часть).

При деловом общении основная часть коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения - жестов, мимики, телодвижений. Научиться читать эти невербальные сигналы полезно каждому человеку. Предлагаем вам к следующему занятию изучить основные сигналы этой азбуки. Возможно, придется воспользоваться специальной литературой, но многое можно подметить при повседневном общении или смоделировать логически и экспериментально. Например, известно, что если ребенок говорит неправду, он после этого неосознанно прикрывает руками рот. На протяжении всей жизни I человек непроизвольно продолжает использовать этот жест, меняется только скорость совершения жеста и его форма становится более завуалированной - иногда рот частично прикрывается одним пальцем, иногда рука прикасается к носу, к уху, шее.

Давайте подготовимся к тому, чтобы подмечать несоответствие между жестами, микросигналами организма и произнесенными словами. Подготовьтесь сделать некоторые заметки.

Ознакомимся с некоторыми известными наблюдениями. Ваша задача состоит в том, чтобы находить отличия в мимике и жестах вашего напарника при произнесении им каждой фразы. Что сигнализирует об обмане? Это может быть искривление лицевых мышц, расширение или сужение зрачков, испарина на лбу, поднятая бровь, бегающий взгляд, искривление уголков рта, румянец на щеках, учащенное моргание, нервозные движения и другие мелкие жесты, которые вы интуитивно можете заметить. Попробуйте в качестве домашнего задания понаблюдать разные позы собеседников при общении, чтобы на следующем занятии попытаться отличить правдивое или ложное утверждение.

Упражнение «Речь без слов» (игровая часть).

Давайте разделимся на три команды. В первую команду войдут те, кто не имел возможности ознакомиться со специальной литературой об изучении жестов и. телодвижений. Они будут испытуемыми. Кто желает участвовать в первой команде - просим вас выйти вперед. Пожалуйста.

Внимание! Каждый из представителей команды должен продумать два утверждения, одно из которых является правдой, другое - ложью. Например: «У меня на следующей неделе - день рождения», «Я получил очень выгодное предложение на новую работу» и т.д. Сформулируйте эти утверждения про себя. А пока давайте наберем вторую команду, в которой будут те, кто попытается определить, правдивы или ложны утверждения партнеров. Просим выйти тех, кто составит вторую команду экспертов и будет пытаться распознать ложные или правдивые утверждения. Внимание! Оставшиеся игроки составят третью команду, которая будет представлять жюри и постарается оценить деятельность первой или второй команды. Первая и вторая команды, занимают места в противоположных сторонах комнаты, жюри располагается посередине.

Сейчас предлагаем такую процедуру. Представитель первой команды выходит и здоровается с кем-то из представителей второй команды, вызывая его на разговор. Можно говорить стоя, а можно и расположиться на заранее подготовленных местах. В разговоре игрок сообщает свое первое утверждение, затем разворачивается и уходит на исходную позицию. Затем он повторяет свой выход, здороваясь с представителем второй команды, и сообщает ему второе, утверждение. В качестве собеседника он может выбрать того же самого игрока или любого другого, по своему усмотрению. Жюри внимательно смотрит и анализирует поведение собеседников. Игроки могут выбрать себе необходимый реквизит, подготовить места для размещения и создания необходимой ситуации. По окончании диалога жюри сообщает результат деятельности испытуемых и экспертов, с полным анализом жестов. Итак, представитель первой команды выходит, завязывается диалог с представителями второй команды, после чего эксперты определяют правдивые и ложные утверждения, а жюри производит анализ и оценку. Так повторяется несколько раз. Жюри руководит работой.

Завершается упражнение вопросами - что удалось и что оказалось сложным для чтения мыслей людей по их жестам, поступкам, телодвижениям. Все желающие могут взять слово. Жюри держит инициативу в своих •руках.

Упражнение «Превращения».

Вруках искусного артиста самый обыкновенный предмет может преобразиться и стать совсем не тем, чем он показался бы на первый взгляд. Для этого даже не нужно слов, ведь дать понять, что это за предмет, можно и пантомимой, жестами и движениями, имитируя действия с ним. Карандаш может стать подзорной трубой, лист бумаги - зеркалом, носовой платок - листом бумаги, подушкой или салфеткой. И все это - без единого слова. Итак, искусство пантомимы. Ведущий берет в руки некоторый предмет и превращает его в нечто другое. Когда всем становится ясно, во что же превратился этот предмет, ведущий передает его по кругу следующему участнику. Получив предмет, этот новый участник превращает его в нечто совсем-совсем другое и производит при этом соответствующие манипуляции, чтобы зрители могли догадаться, что это за предмет. Таким образом, предмет путешествует от одного участника к другому и постоянно меняет свою сущность. И все это ~ без единого слова. Итак, ведущий выбирает предмет и начинает его превращать. Он передает его по кругу так, чтобы волшебниками стали все. Заботимся о том, чтобы ваша пантомима была понятна и интересна. Подводим итоги. Пускаем по кругу свои листочки. Выставим оценку всем участникам конкурса пантомимы. Определим суммарный балл вашего выступления, который дала вам группа.

В ходе обсуждения, для прояснения позиций участников упражнения, целесообразно обсудить следующие вопросы: «Что вы делали для того, чтобы выполнить упражнение с максимальным эффектом? Каковы ваши впечатления от работы ваших коллег? Ваши пожелания тем, у кого, на ваш взгляд, не удалось полностью выполнить задание».

Упражнение «Зеркало».

Сейчас вам предлагается выполнить несколько несложных заданий, точнее - сымитировать их выполнение. Задания следующие:

1) Пришиваем пуговицу.

2) Собираемся в дорогу.

3) Выполняем работу по дому.

4) Выступаем в цирке.

Особенность этих заданий в том, что каждое из них вы будете выполнять попарно, причем напарники встанут друг напротив друга и один из них станет на время зеркалом, то есть будет копировать все движения своего партнера. Затем партнеры меняются ролями. Итак, все пары по очереди выполняют задания по своему выбору. Один из них исполнитель, а другой - его зеркальное отражение, подражающее всем движениям исполнителя. Остальные участники группы - зрители, они наблюдают за игрой пары и выставляют партнеру, играющему роль зеркала, оценку за артистизм. Затем партнеры в паре меняются ролями. Пары; по-очереди меняются, таким образом, перед группой выступают все ее участники. Каждый выступает в двух ролях: в роли исполнителя и в роли зеркала. Группа "оценивает актеров, играющих роль зеркала, по пятибалльной системе. Затем оценки всех участников будут суммироваться и каждый сможет узнать об успешности своей работы в роли зеркала.

Подведем итоги. Каждый участник вычисляет для себя суммарную групповую оценку, полученную им в роли зеркала. Вопросы паре победителей: «Что вы делали для того, чтобы выполнить упражнение с максимальным эффектом? Каковы ваши впечатления от увиденного отражения в «зеркале»? Как копировать действия человека, не вызывая у него негативных эмоций или настороженности по отношению к вам? Ваши пожелания тем, кому, на ваш взгляд, не удалось полностью раскрепоститься и выполнить задание».

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Что такое коммуникативная компетентность?

2. Значение коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности психолога?

3. Значение коммуникативной компетентности в жизни человека?

4. Раскройте содержание основных характеристик профессионального общения психолога.

5. Что может являться критерием оценки развития коммуникативной компетентности психолога?

6. Какие методики могут быть использованы для оценки уровня развития коммуникативной компетентности?

7. Найдите одну из методик оценки уровня развития коммуникативной компетентности и проведите ее.

Наши рекомендации