Отклонения, связанные с конструктом

Отклонения, связанные с конструктом, могут появиться, если дефиниции конст­рукта в разных группах не вполне совпадают. Выше упоминалась работа Хо (Но, 1996) на тему сыновней благодарности. Другой пример касается работы по иссле­дованию личности. Янг и Бонд (Yang & Bond, 1990) предъявили американские и китайские личностные дескрипторы группе испытуемых из Тайваня. Факторный анализ показал различия в китайских и американских факторах. Подобным образом, Чеунг и соавторы (Cheung et al., 1996) пришел к выводу, что пятифакторная модель личности (McCrae & Costa, 1997), в основе которой лежат западные пред­ставления, не включает всех аспектов, уместных, по мнению китайца, при описа­нии личности. Помимо западных факторов (экстраверсия, согласие, сознатель­ность, невротичность/эмоциональная устойчивость и открытость) были обнару­жены два китайских фактора: лицо и гармония.

Отклонения, связанные с конструктом, могут также быть вызваны различиями в адекватности поведения, которое связано с данным конструктом в разных куль­турах. Можно привести пример из исследования умственных способностей. Запад­ные тесты умственных способностей обычно уделяют основное внимание способ­ности к рассуждениям и логическому мышлению (как делает это Тест прогрессив­ных матриц Равена), проверка которых дополняется, как правило, множеством тестов для определения суммы приобретенных знаний (такие, как шкалы оценки словарного запаса среди векслеровских шкал). Когда представителя западной культуры спрашивают, какие характеристики он связывает с понятием умный че­ловек, в ответ часто упоминаются способность к логическому мышлению и обшир­ные знания. Кроме того, упоминаются социальные аспекты интеллекта. Соци­альные аспекты значат гораздо больше в представлении об интеллекте для групп, представляющих незападные культуры. В племени кокуэт (Кения) матери счита­ют, что умный ребенок знает свое место в семье и умеет вести себя должным обра­зом, например знает, как следует обращаться к другим людям. Умный ребенок послушен и не создает проблем (Mundy-Castle, 1974, цит. по Segall, Dasen, Berry & Poortinga, 1990). Исследования, проведенные в Замбии (Serpell, 1993) и Японии (Azuma & Kashiwagi, 1987), также показывают, что описание умного человека вы­ходит за пределы области, связанной с обучением, с которой, как правило, ассоци­ируется интеллект в Соединенных Штатах и Европе, и что социальные аспекты, возможно, считаются в незападных странах более релевантными. Куо и Марселла (Kuo & Marsella, 1977), которые изучали макиавеллизм в Китае и Соединенных Штатах, приводят еще один пример. Сравнение результатов факторного анализа ясно показывает различия в характеристиках поведения, которые ассоциируются с данным конструктом в этих странах.

И, наконец, слишком узкая выборка релевантных видов поведения, показатель­ных для данного конструкта, также может послужить источником отклонений. Триандис (Triandis, 1978) более 20 лет назад жаловался, что, желая оценить доста­точно обширный конструкт, мы подходим к нему со слишком узкими критериями, которые дают лишь частичное представление о нем. Введенное Эмбретсоном (Embretson, 1983) понятие о неполном представлении конструкта связано с той же проблемой неудовлетворительных тестов для оценки широкого конструкта. При­зывы изменить эту практику, как правило, пропускают мимо ушей. Слишком уз­кое определение выборки может проистекать и из другого источника. В процессе ряда эмпирических исследований отклонений, связанных с тестовыми заданиями, обнаруживалась столь значительная доля тестовых заданий, приводящих к откло­нениям, что их исключение приведет к неполному представлению конструкта. Ван Лиист (Van Leest, 1997a, 1997b) обнаружил, что в Нидерландском личностном опроснике более половины вопросов вызывают отклонения при сравнении претендентов на работу, которые являются коренными жителями, и иммигрантов. Подоб­ным образом, в процессе кросс-культурного Раш-анализа[6] Культурно-свободного теста интеллекта Кеттелла, который был предложен американским и нигерийским студентам, Ненти и Динеро (Nenty & Dinero, 1981) были вынуждены снять 24 из 46 заданий, поскольку они либо не соответствовали модели Раша, либо вели к кросс-культурным отклонениям.

Наши рекомендации