В контексте управления бизнесом
Как уже говорилось, целью выслеживания себя в личной истории является выяснение основных стрессовых моментов жизни, в которых формировались неудачные стереотипы; технические приемы выслеживания часто позволяют восстановить цепочку таких моментов до самого раннего детства.
Например, если человек в детстве привык бояться отца, он может переносить эти отношения на лидера (подобные ситуации хорошо известны в психологии). Для такого человека на каком-то уровне лидер бессознательно воспринимается как жесткий отец – не потому, что он себя жестко ведет, а потому, что у данного сотрудника выработан стереотип восприятия испытывать страх перед подобной фигурой.
В контексте нашего исследования интересны методы, позволяющие практикующему самостоятельно находить такие стереотипы в различных сложных ситуациях деловой жизни. Для этого используется практика выслеживания в том виде, как она объяснялась в предыдущих главах. Практикующему предлагается освоить следующие приемы:
1. по телесному ощущению восстановить эмоцию, а затем
2. найти серию эпизодов с такой же эмоциональной окраской.
3. Просматривая серию эпизодов, установить, какой стереотип создает данную трудность, проявляющуюся в данной эмоциональной реакции и телесном напряжении.
Приведем еще несколько примеров такого выслеживания.
Руководитель большого бизнеса, будучи человеком творческим, порождает идеи перспективных проектов и сообщает о них партнерам. Однако после того как проект начинает осуществляться, руководитель чувствует, что ему в проекте участвовать уже не хочется. Таким образом он оказывается участником разнообразных проектов, которые ему не по душе, вызывают уныние и отвлекают его от основного дела; это превращается в проблему.
Использование практики выслеживания в данном случае означает следующее:
· Найти в теле ощущение уныния по поводу участия в проектах.
· Подобрать эталонный образ, создающий такое уныние.
· Найти ряд недавних эпизодов, где было подобное переживание, используя найденный выше образ как эталонный.
· Найти соответствующие эпизоды в разные периоды жизни, и в особенности в детском периоде (по-прежнему ориентируясь на эталонный образ).
Применяя эту практику, он внезапно осознает, что именно так поступал в юности, желая привлечь к себе внимание сверстников. В детстве и в подростковом возрасте он часто переживал ощущение ненужности и невостребованности, и постепенно сформировал этот стереотип, который в свое время помогал ему поддерживать свой статус и всегда быть в центре внимания. Теперь же детский страх, что он неинтересен и никому не нужен, заставляет его растрачивать себя на лишнюю суету.
Попутно выясняется, что похожий стереотип он до сих пор использует и в отношениях с женщинами.
Другой пример.
Участница тренинга страдала от привычной суеты и усталости, которой наполнена ее жизнь. Суета и усталость казались ей естественными и неизбежными, т.к. такова жизнь современной деловой женщины.
Однако, применив практику выслеживания, участница обнаружила, что сама порождает эти ситуации. Оказалось, что она следует собственному детскому стереотипу: берет на себя сверхсложные задачи, ставит себе только высокие планки, потому, что «нужно соответствовать чему-то большому и важному» (т.е., в конечном счете, соответствовать ожиданиям отца), но по-прежнему, как в детстве, боится таких задач и не верит, что сможет с ними справиться.
Суета и усталость в жизни бизнес-леди оказались порождением детских страхов.
Еще один пример.
Участник тренинга работает с убеждением, которое заставляет его жить в постоянном напряжении: «надо быть всегда на высоте».
В процессе выслеживания выясняется, что это убеждение основано на чувстве растерянности, которое он испытывал в том возрасте, когда еще не умел говорить.