Методики изучения внутрисемейных отношений 4 страница

А это ведет к отчуждению, потому что каждый чувствует необходимость иметь рядом человека, который бы его понимал.

И такого человека ищут...



Часть 3. Общение, лидерство, межличностные отношения

методики изучения внутрисемейных отношений 4 страница - student2.ru

ВИСБАДЕНСКИЙ ОПРОСНИК

К МЕТОДУ

ПОЗИТИВНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

И СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

(WIPPF)

Методика предложена Н. Пезешкианом при сотрудничестве Х. Дайденбаха

Форма А

Код

Ф. И. О.

На следующих страницах вам предлагаются утверждения и высказывания из бесед с людьми раз­личного происхождения, возраста и пола. Предпо­лагается, что при этом будут отражены совершенно разные установки, чувства и образ действий.

Этот опросник не является тестом в обычном смысле; скорее вы отразите в нем самих себя. По­этому, оценивая эти высказывания, вы не можете сделать что-то неправильно, ведь каждый человек имеет право на свое личное мнение. И это ваше личное мнение.

Мы просим вас оценить эти высказывания. При этом у вас есть 4 возможности для ответа:

Если вы согласны с каким-нибудь утверждени­ем, поставьте крестик слева, под словом «да»:

да нет

т □ □ □

Если вы не согласны с каким-либо утверждени­ем, поставьте крестик справа, над словом «нет»:

да нет

Пппе

Может случиться и так, что вы затрудняетесь, как полностью подтвердить, так и полностью отвергнуть какое-либо высказывание, поскольку оно может быть для вас верно или неверно лишь при определенных условиях. В таких случаях у вас есть еще две возмож­ности: если вы склоняетесь к тому, что какое-либо утверждение чаще подходит для вас, нежели не подхо­дит, то вы можете поставить крестик ближе к «да»:

да нет

□ №□ □

Если вы скорее согласны с каким-либо утверж­дением, чем можете подтвердить это, то поставьте крестик ближе к «нет»:

да нет

□ □ № □

Пожалуйста, выберите для каждого высказыва­ния 1 вариант ответа. Поскольку вы не можете от­ветить неправильно, не раздумывайте долго, а быст­ро отмечайте свои ответы один за другим.

Слова «родители», «отец» и «мать» подразуме­вают в первую очередь ваших настоящих родите­лей. Если вы росли преимущественно у родст­венников, в семье попечителей или приемных родителей, а также в приюте или детском доме, то слова «родители», «отец» и «мать» подразумевают в таком случае тех воспитателей, которые играли для вас родителей (например, бабушка, дядя, сест­ра, сосед, няня, воспитатель детского дома и т. д.)

Пожалуйста, теперь приступайте к работе.

Мы уверяем вас, что все ваши ответы останутся в тайне.

Тест-опростник

ДА

НЕТ

 
 

1. Я прочитал инструкцию и готов честно оценить каждое высказывание.

2. Я всегда так планирую свое вре­мя, что мне никогда не приходится превращать день в ночь.

 

3. По форме общения человека
можно судить, чего он стоит.

 
 

4. Мои знакомые считают меня на­дежным человеком.

5. Ребенок, который даже при спо­койном обращении к нему не делает того, о чем его просят, должен испы­тать родительскую строгость.

6. Я часто бываю расслабленным, вялым, изможденным.

7. Моя мать была для меня приме­ром.

8. Терпение и выдержка являются для меня показателями внутренней силы.



Глава 4. Методики изучения внутрисемейных отношений

методики изучения внутрисемейных отношений 4 страница - student2.ru

9. Единство человечества — важ­
ная цель для меня.

10. Когда дела идут вкривь и вкось,
можно сойти с ума.

11. Я хотел бы быть нежным со многими людьми, а не только с одним.

12. Мое мировоззрение (религия, убеждения) я сохраняю, несмотря ни на какие внешние влияния.

13. Мои родители (отец и (или) мать) молились вместе со мной.

14. При покупке я особенно обра­щаю внимание на цену.

15. Мне часто кажется, что со мной обошлись несправедливо.

16. Частые рукопожатия опасны, потому что с ними могут передавать­ся бактерии.

17. На меня можно полностью по­ложиться.

18. Сначала работа, а затем уже удовольствия.

19. Личные контакты на работе, несмотря на занятость, для меня очень важны.

20. Мой отец был очень терпелив со мной.

21. Иногда я проглатываю обиду и не подаю виду, хотя потом очень злюсь на себя за это.

22. Большинство людей, с которы­ми я общаюсь, искренни.

23. Мне больше по душе прочные отношения с одним человеком, чем много кратковременных, сменяю­щихся контактов.

24. Когда у меня появляются пробле­мы, я всегда нахожу хорошее решение.

25. Я часто отвлекаюсь тем, что с головой ухожу в работу.

26. Прежде чем я что-то сделаю (на работе или в семье), я всегда все планирую.

27. Мои родители умели улаживать
возникшие между ними разногласия.

28. Мои родители (отец и (или)
мать) бывали дружелюбны с незна­
комыми людьми.

29. У меня широкий круг знако­мых.

30. Я не спешу, принимая важные решения, чтобы дать себе возмож­ность все обдумать.

31. На работе и дома я пашу, как вол.

32. Я действую по принципу «вре­мя — деньги».

33. Я стараюсь внутренне прини­мать и тех людей, которые имеют иные взгляды и установки, чем я.

34. Моих родителей беспокоил
вопрос о смысле жизни.

35. Когда кто-то не приходит к на­
значенному времени, я выхожу из себя.

36. Я открыто высказываю свои
потребности и интересы.

37. Моя мать была очень терпели­ва со мной.

38. Несправедливость по отноше­нию ко мне всегда доводит до болез­ни (появляются боли в животе, голов­ные боли и др.).

39. Даже в самых трудных ситуа­циях я обычно сохраняю спокойствие.

40. Ласки и физические контакты я нахожу очень приятными.

41. Верность (в дружбе и любви) для меня является абсолютной ценностью.

42. Мои родители участвовали в дея­тельности общественных организаций.

43. Даже если все настроены про­тив меня, я не сдаюсь.

44. При проявлении профессио­нальных проблем я обращаюсь к кол­легам, вместо того чтобы примирить­ся с неудачей.

45. Мои родители хорошо ладили друг с другом.

46. Мой организм очень чутко реа­гирует, когда я не могу найти реше­ние проблемы.

47. Я только тогда хорошо себя
чувствую, когда полностью погру­
жаюсь в работу.

48. Меня раздражает, когда в квар­
тире беспорядок.



Часть 3. Общение, лидерство, межличностные отношения

методики изучения внутрисемейных отношений 4 страница - student2.ru

49. Я вижу смысл своей жизни, да­же если у меня есть трудности.

50. Я не могу представить себе чело­веческое общество без пунктуальности.

51. Мне нравятся люди, которые открыто говорят, что они думают, да­же если у меня другое мнение.

52. Я всегда открыто высказываю свое мнение, даже если это будет для меня опасным.

53. Когда я был ребенком, мои ро­дители беседовали со мной на рели­гиозные и мировоззренческие темы.

54. Без взаимного доверия я не могу жить или работать с другими людьми.

55. Если я однажды что-то пообе­щал, значит, я обязательно сдержу свое слово.

56. Мне важно знать, существует ли жизнь после смерти.

57. Со всеми людьми нужно обра­щаться одинаково, иначе воцарится несправедливость.

58. По чистоте в квартире можно судить о чистоте характера.

59. Когда у меня есть трудности на работе, я обращаюсь к коллегам и (или) к начальству.

60. Мой отец был для меня приме­ром, когда я был маленьким.

61. Я охотно провожу время вне дома (в ресторане, кино, театре, ка­фе, на танцах и т. д.), потому что мне нравится знакомиться с новыми людьми.

62. К моим родителям часто при­ходили друзья, или их самих пригла­шали в гости.

63. Я трудолюбивый, старательный человек.

64. Я надеюсь достичь в своей жизни еще больших успехов.

65. Я очень вежлив, чтобы быть признанным другими.

66. Сексуальная любовь — это лучшее, что есть на земле.

67. У моей мамы всегда находи­лось для меня много времени.

68. Я длительно ищу контактов, чтобы не быть в одиночестве.

69. Я экономлю даже тогда, когда в этом нет необходимости.

70. Когда я знакомлюсь с людьми, я сначала бросаю им пробный шар доверия.

71. Когда меня критикуют, у меня появляются боли в желудке (желчном пузыре) или у меня бывают судороги.

72. У моего отца для меня находи­лось много времени.

73. То, что каждый из нас подразу­мевает под чувствами, всего лишь ма­ленькая часть действительности.

74. При возникновении проблем
вся моя энергия направлена на поиск
решения, и я всегда нахожу выход.

75. Я считаю, что мои решения (на работе и (или) в личной жизни должны выполняться без долгих разговоров.

76. Что думают другие люди о мо­ем мнении, мне безразлично.

77. Работа — это содержание моей жизни.

78. Гости для меня вовсе не без­различны, я всегда нахожу для них время.

79. Я злюсь на себя, если все нахо­дится в беспорядке (посуда, пустые бутылки, невыброшенный мусор).

80. В сложных ситуациях мои ро­дители могли открыто говорить меж­ду собой.

81. Мне очень неудобно, когда приходят гости, а квартира не свер­кает чистотой.

82. Есть люди, которые мне нра­вятся, несмотря на то что у них дру­гие убеждения.

83. Я очень нервничаю (беспоко­ен, злюсь), если кто-то заставляет меня ждать.

84. Я убежден, что в моей жизни можно достичь еще больше.

85. Когда проблему нельзя преодо­леть тотчас же, я могу подождать, по­ка не появится другая возможность.



Глава 4. Методики изучения внутрисемейных отношений

методики изучения внутрисемейных отношений 4 страница - student2.ru

Форма Б

Фамилия, имя ____________________Код______

На следующих страницах вам предлагаются утверждения и высказывания из бесед с людьми различного происхождения, возраста и пола. Пред­полагается, что при этом будут отражены совер­шенно разные установки, чувства и образ действий.

Этот опросник не является тестом в обычном смысле; точнее говоря, вы отразите в нем самих себя. Поэтому, оценивая эти высказывания, вы не можете сделать что-то неправильно, ведь каждый человек имеет право на свое мнение. И это ваше личное мнение.

Мы просим вас оценить эти высказывания на ваш взгляд. При этом у вас есть 4 возможности для ответа.

Если вы согласны с каким-нибудь утверждени­ем, поставьте крестик слева, под словом «да»:

Да Нет

№ □ □ □

Если вы не согласны с каким-либо утверждени­ем, поставьте крестик справа, под словом «нет»:

Да Нет

□ □ □ Ш

Может случиться и так, что вы затрудняетесь как полностью подтвердить, так и полностью отвер­гнуть какое-либо высказывание, поскольку оно может быть для вас верно или неверно лишь при определенных условиях.

В таких случаях у вас есть еще 2 возможности: Если вы склоняетесь к тому, что какое-либо утверж­дение чаще подходит для вас, нежели не подходит, то вы можете поставить крестик ближе к «да».

 

Да Нет

Если вы скорее не согласны с каким-либо утверж­дением, чем можете подтвердить его, то поставьте крестик ближе к «нет».

 

Да Нет

Пожалуйста, выберите для каждого высказыва­ния 1 вариант ответа. Поскольку вы не можете отве­тить неправильно, не раздумывайте долго, а быстро отмечайте свои ответы один за другим.

Слова «родители» «отец» и «мать» подразумева­ют в первую очередь ваших настоящих родителей. Если вы росли преимущественно у родственников, в семье попечителей или приемных родителей, а также в приюте или детском доме, то слова «роди­тели», «отец», «мать» подразумевают в таком слу­чае тех воспитателей, которые играли для вас роль родителей (например, бабушка, дядя, старшая сест­ра, сосед, няня, воспитатель детского дома и т. д.).

Теперь приступайте к работе.

Мы уверяем вас, что все ваши ответы останутся в тайне, быстро отмечайте свои ответы один за другим.

Тест-опросник

ДА НЕТ

1. Я прочитал инструкцию и готов честно оценить каждое высказывание.

2. Если я рассержен или возбуж­ден, я ощущаю это всем телом.

3. Я покидаю свое рабочее место (письменный стол, станок), только приведя его в порядок.

4. Мои родители были обществен­ными или политическими деятелями.

5. Конфликты необходимы: они
помогают мне преодолевать старые
привычки.

6. Я заканчиваю любую работу точно
по заранее составленному расписанию.

7. Если я пришел к какому-то ре­шению, я стою на своем, чего бы это ни стоило.

8. Я дважды подумаю над каждой копейкой, прежде чем ее выложу.

9. Открытость и искренность для меня важнее, чем уважение.

10. Даже если все кажется безна­дежным, я не теряю мужества.

11. Мои родители не копили обид друг на друга, а стремились прийти к совместному решению.



Часть 3. Общение, лидерство, межличностные отношения

методики изучения внутрисемейных отношений 4 страница - student2.ru

12. Работа является для меня са­мым главным, даже когда у меня воз­никают проблемы.

13. Люди, которые ценят хорошие манеры, очень мне симпатичны.

14. Я каждый день должен прини­мать душ, иначе чувствую себя плохо.

15. Существует очень мало вещей, которые могут вывести меня из равно­весия.

16. Нужно следовать распоряже­ниям авторитетного лица.

17. Я охотно дарю нежность дру­гим и так же охотно принимаю ее.

18. Когда я хочу установить кон­такт с другими людьми, я доверяю им заранее.

19. Мой отец был очень терпелив со мной, когда я был ребенком.

20. Когда я чем-то озабочен или
грущу, я ищу общения с другими
людьми.

21. Для разговора с друзьями (кол­легами) у меня всегда есть время.

22. Меня интересует вопрос, есть ли жизнь после смерти.

23. Мое терпение кончается не
так-то быстро, даже если на меня
кто-то кричит.

24. Я надеюсь, что смогу еще боль­шего достигнуть в жизни (в профес­сии, в личной сфере).

25. Даже когда у меня достаточно денег, я обращаюсь с ними экономно.

26. Мои родители обсуждали со мной религиозные и мировоззренче­ские вопросы, когда я был ребенком.

27. Нужно подходить ко всем лю­дям с равной меркой.

28. Даже рискуя быть разочаро­ванным, я верю в искренность людей.

29. Безделье — основа всех бед.

30. И в профессиональной дея­тельности я считаю личные контакты необходимыми.

31. Мое отношение к человеку не зависит от его убеждений и по­ведения.

32. Брак моих родителей был бра­ком по любви.

33. Трудности пробуждают во мне фантазию, чтобы найти новые решения.

34. Моя мать была очень терпели­ва со мной.

35. Если представить, что мой
партнер (партнерша) покинет меня,
то моя жизнь потеряет всякий смысл.

36. Меня интересует вопрос о смыс­ле моей жизни.

37. Без пунктуальности моя жизнь пойдет наперекосяк.

38. Даже когда меня критикуют, я могу спокойно слушать.

39. Мои родители были терпимы к иным взглядам (религиозным, миро­воззренческим, политическим).

40. Если все не клеится, я готов сойти с ума.

41. Мне важно знать, что обо мне думают люди.

42. Я всегда выполняю обещания, даже если мне это удается с трудом.

43. Мне кажется, что мои родите­ли всегда были справедливы по отно­шению друг к другу.

44. Я открыто высказываю свое мнение, даже если это может мне повредить.

45. Я могу охарактеризовать себя как трудолюбивого и деятельного че­ловека.

46. Нельзя давать детям много сво­боды и самостоятельности.

47. У меня достаточно времени, чтобы хорошо развлекаться (еда, тан­цы, театр, кино, дискотека).

48. Лучше на 10 мин раньше, чем на полминуты позже.

49. Мой отец был для меня приме­ром.

50. Любое волнение проявляется у меня в виде напряжения и (или) фи­зических расстройств.

51. При трудностях на работе или дома я «убегаю» в общение с другими людьми, неважно с кем.



Глава 4. Методики изучения внутрисемейных отношений

методики изучения внутрисемейных отношений 4 страница - student2.ru

52. Когда у меня есть проблемы, я углубляюсь в работу.

53. Я считаю верность обязатель­ной чертой характера.

54. Моя вера придает моей жизни определенное направление.

55. Мои родители (отец / мать) бы­ли религиозны.

56. Я чувствую себя хорошо толь­ко в чисто убранной квартире.

57. Опоздание приводит меня в бе­шенство.

58. Я задумываюсь о смысле жиз­ни, когда у меня возникают трудности.

59. В партнерских отношениях без нежности и сексуальности не хватает самого важного.

60. На работе и в семье должна быть дисциплина, иначе ничего не получится.

61. Моя симпатия к человеку не зависит от того, какими чертами ха­рактера он обладает.

62. Я часто приглашаю гостей или ко мне кто-то приходит (друзья, коллеги).

63. Я открыт и для незнакомого че­ловека.

64. Моя мать уделяла мне много
времени, когда я был маленьким.

65. Я очень чувствителен к неспра­ведливости.

66. Я экономлю, потому что забо­чусь о закате своей жизни.

67. Я не выношу неопрятной
внешности у себя или у других.

68. Если я кому-то что-то сказал, значит, и сам придерживаюсь этого.

69. У меня есть планы в моей про­фессиональной и (или) личной жизни.

70. Мне очень трудно сказать «нет»

71. За работой мне очень легко укрыться от моих проблем.

72. Квартира всегда должна свер­кать чистотой.

73. Несмотря на мои профессио­нальные и (или) семейные обязан­ности, у меня достаточно времени для своих интересов и хобби.

74. Родительский дом всегда был открыт для гостей.

75. Мой отец уделял мне много времени, когда я был маленьким.

76. Я понимаю людей и тогда, когда они ведут себя иначе, чем я ожидал.

77. Я часто пользуюсь лекарствами.

78. Я легко схожусь с людьми.

79. Мои родители интересовались вопросом о смысле жизни.

80. Я не могу представить себе жизни без работы.

81. Всегда нужно сначала выяс­нить мотивы поступка, невзирая на лица, а потом уже судить о нем.

82. Когда у меня возникают про­фессиональные или личные пробле­мы, мне нужно иметь вокруг много других людей, чтобы отвлечься.

83. Я хотел бы интимной близости с партнером (партнершей), которого я люблю.

84. Моя мать была для меня приме­ром в юности.

85. Вместо того чтобы держать все в себе, я лучше открыто выскажу свое мнение.

Описание шкал WIPPF

Все описанные в этих шкалах способности или механизмы реагирования на конфликты являются конструктами, т. е. «принятыми или выявленными качествами, которые скрываются за воспринимае­мыми текстовыми вопросами» (Lienert. 1967. S. 261).

Актуальные способности являются гипотети­ческими конструктами на среднем уровне абстра­гирования... В этом смысле они означают, что по­ведение состоит не только из совокупности отдельных поступков, но и подчинено определен­ным закономерностям, которые управляют ими» (Peseschkian. 1977. S. 99).

Актуальные способности являются «социальны­ми и общественными нормами, переменными со­циализации, ролевыми стабилизаторами, группо­выми признаками» (Peseschkian. 1977. S. 100).



Часть 3. Общение, лидерство, межличностные отношения

методики изучения внутрисемейных отношений 4 страница - student2.ru

Мы находим в психологической и медицинской литературе указание на такие конструкты, как чистоплотность, аккуратность, пунктуальность и пр. «Особенно при нарушении поведения, психо­соматических расстройствах, неврозах и психо­зах» (Peseschkian. 1977. S. 94): могут быть названы такие имена, как З. Фрейд, К. Г. Юнг, Э. Фромм, А. Митчерлих, Е. Х. Эриксон.

Шкалы 1—27 являются биполярными. Ответы, характеризующие лежащие в их основе конструк­ты, могут иметь следующие значения: при полном согласии — ДА, при отрицании — НЕТ, а также су­ществуют 2 промежуточные возможности ответов (скорее ДА, скорее НЕТ).

ВНИМАНИЕ!Все ответы по всем вопросам пе­реводятся в баллы: ДА — 4 балла, скорее ДА — 3 балла, скорее НЕТ — 2 балла, НЕТ — 1 балл.

Каждому конструкту на их полюсах соответ­ствуют синонимичные существительные, прилага­тельные, глаголы и выражения. Следующие ниже описания шкал приводятся по Peseschkian. 1977. S. 54 (шкалы 1—19) и Peseschkian. 1982. S. 94 (шкалы 20—23) и S. 106 (шкалы 24—27).

1. Аккуратность.Аккуратность, любовь к по­
рядку проявляются в полном соответствии каждой
вещи своему месту; ни одна из вещей не мешает
другой, любая может быть тут же найдена в нуж­
ный момент.

Полюсы и их синонимы.

10—12 баллов— педантичность, стерильность, уборка.

3—5 балла— беспорядок, небрежность, содом и гоморра, разбрасывать вещи и не убирать за собой.

Утверждения:

форма А: 10, 48, 79; форма Б: 3, 40, 72.

2. Чистоплотность.Под чистоплотностью мы
понимаем уход за телом, одеждой, предметами
ежедневного пользования, чистоту и опрятность
помещения и окружающей среды.

10—12 баллов— вылизанная квартира, быть ухоженным, одетым с иголочки, чистюля.

3—5 балла— неряшливость, неумытый, дурно пахнущий.

Утверждения:

форма А: 16, 58, 81; форма Б: 14, 56, 67.

3. Пунктуальность.Под пунктуальностью мы
понимаем строгое соблюдение условленного или
ожидаемого времени.

10—12 баллов— точность до минуты. 3—5 балла— непунктуальность, опоздание, заставлять себя ждать.

Утверждение:

форма А: 35, 50, 83; форма Б: 37, 48, 57.

4. Вежливость.Вежливость понимается как
скрытая агрессия на социум.

10—12 баллов — сверхдружелюбный, подха­лимство, лицемерие, галантный, хорошие манеры, неспособность отказать, быть милым.

3—5 балла — ранящая невнимательность, как слон в посудной лавке, бестактность, дерзость.

Утверждения:

форма А: 3, 21, 65; форма Б: 13, 41, 70.

5. Честность — прямота.Под этим мы понима­
ем открытое высказывание своего мнения, не об­
ращая внимание на возможные влияния окружаю­
щей среды.

10—12 баллов— фанатичное стремление к исти­не, правдивость, откровенность, добросовест­ность, не скрывать своего мнения, что на уме, то на языке, говорить, что думаешь, ничего не утаи­вать.

3—5 балла— неискренность, скрытность, ложь, замкнутость, врет, как по писаному, избега­ет объяснений.

Утверждения:

форма А: 36, 52, 76; форма Б: 9, 44, 85.

6. Усердие — деятельность.Под усердием мы
понимаем готовность в течение длительного вре­
мени предаваться напряженной и утомительной
работе для достижения определенной цели.



Глава 4. Методики изучения

Внутрисемейных отношений



10—12 баллов— карьеризм, стремление к успе­ху, трудиться, как пчела, рвение, старание.

3—5 балла— леность, сбой в работе, празд­ность, лодырничать.

Утверждения:

форма А: 18, 31, 63; форма Б: 29, 45, 80.

7. Обязательность, точность, совестливость.Об
обязательности мы говорим тогда, когда в чем-то мо­
жем положиться на человека, он даже в наше отсут­
ствие выполнит свое обещание. Под точностью мы
понимаем такую установку или поведение, которые
направлены на возможно более безошибочное,
безукоризненное выполнение работы. О совестли­
вости говорим, когда любая деятельность выполня­
ется в соответствии с внутренними требованиями
точности, добросовестности и корректности.

10—12 баллов— принципиальность, совершен­ность, скрупулезность, расчетливость, обстоятель­ность.

3—5 балла— неточность, необязательность, небрежность, сегодня одно — завтра другое, смот­реть сквозь пальцы на допущенную неточность.

Утверждения:

форма А: 4, 17, 55; форма Б: 6, 42, 68.

8. Бережливость. Под бережливостью мы пони­
маем экономное обращение с деньгами и вещами.

10—12 баллов— скупость, ничем не гнушаться, отказывать себе во всем, считать каждую копейку.

3—5 балла— расточительство, разбрасывать деньги пригоршнями, широта натуры.

Утверждения:

форма А: 14, 32, 68; форма Б: 8, 25, 66.

9. Послушание.Под послушанием мы понима­
ем следование просьбам, поручениям, приказам
внешнего авторитета (пассивное) и требование по­
добного поведения от других (активное).

10—12 баллов— слепое подражание, драконо­вская строгость, преданность авторитету, подчи­нять своей воле.

3—5 балла— непослушание, упрямство, бунт, антиавторитарный.

Утверждения:

форма А: 5, 26, 75; форма Б: 16, 46, 60.

10. Справедливость.Под справедливостью мы
понимаем поведение, при котором руководст­
вуются больше разумными рассуждениями, чем
личными привязанностями и склонностями.

10—12 баллов— жажда справедливости, сверх­чувствительность, суровая справедливость.

3—5 балла— несправедливость, предпочтение.

Утверждения:

форма А: 15, 38, 57 форма Б: 27, 65, 81.

11. Верность.Под верностью мы понимаем доста­
точно длительное следование само собой разумею­
щимся (ср. Hofstatter. 1966. S. 57) подсознательным
или осознанным нормам и концепциям, первично —
в сексуальной, вторично — в других сферах жизни.

10—12 баллов— ригидность, закоренелость, упрямство, держаться за унаследованное, не сги­баться, непоколебимый, неопровержимый, пока смерть не разлучит вас.

3—5 балла— неверность, колеблющийся, как флюгер на ветру, навострить лыжи.

Утверждения:

форма А: 12, 23, 41; форма Б: 7, 35, 53.

12. Терпение.Терпение означает способность
ждать, отсрочивать исполнение желаний, а также
поддерживать в себе и других развитие способно­
сти, несмотря на сомнения и ожидания.

10—12 баллов— терпение, умение ждать, остав­лять время.

3—5 балла— нетерпеливость, агрессивность, оказывать давление на кого-либо, не хотеть ждать, критиковать, придираться.

Утверждения:

форма А: 8, 39, 85; форма Б: 15, 23, 38.



Часть 3. Общение, лидерство, межличностные отношения

методики изучения внутрисемейных отношений 4 страница - student2.ru

13. Время.Под временем мы понимаем способ­
ность уделять себе и другим достаточное количест­
во времени, оказывать другим достаточное внима­
ние и разрешать кое-что себе самому.

10—12 баллов— уделять время себе (другим), чувство времени, упорядоченное распределение времени.

3—5 балла— перегрузки, стресс, время — деньги.

Утверждения:

форма А: 2, 30, 78; форма Б: 21, 47, 73.

14. Контакты.Под контактами мы понимаем
способность посвящать себя другим людям, даже
если они проявляют другие актуальные способно­
сти, и поэтому не считаться с одобрением.

10—12 баллов— поиск общения, связь, бли­зость, привязанность, отношения, интимность.

Наши рекомендации