Попадая в иную систему, мы в любом случае
Экспортируем ту, продуктом которой являемся
Система - это признание или отрицание частной
Собственности человека на себя
ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫБОРА
Каждый ход поршня - искра чистейшего разума. Но разве не тот же безошибочный разум и в вас? Философия у кранов, прессов и насосов -законченна и ясна, как циркульный круг. Но разве ваша философия менее циркульна ?
Е.Замятин
Я писал книгу об эффективном и творческом общении, руководствуясь убеждением, что оно является необходимым условием нормального развития любого общества. Степенью свободы социальных связей, их интенсивностью, характером и принципами и определяется в конечном счете структура общества и его человечность. В нашей стране эти связи намеренно и длительно разрушались на всех уровнях - людей отучили общаться с самими собой, своим ближайшим окружением, своей социальной группой и обществом в целом. Во многом разрушены дружеские и семейные связи, причем растущая имущественная и социальная дифференциация последних лет значительно усугубила это положение. Та же судьба постигла связи между группами, между гражданами и представителями власти, между регионами, отраслями промышленности, народами. Создаваемый десятилетиями убогий коллективизм на деле обернулся тотальной разобщенностью, по чьему-то меткому выражению, "сплюснутым коллективизмом паюсной икры", где при видимой плотности поверхностных контактов, часто вызываемой простой физической скученностью, каждый -настолько одинок, что не может общаться не только с каждым, но и с самим собой.
Я, как мог, попытался показать механизмы такого разрушения. Основной из них - отчуждение человека от самого себя. И пока этот катастрофический ущерб не будет восполнен, пока количество действительно свободных, уверенных в себе и доброжелательных к окружающим людей не превысит некоторой критической величины, никаких существенных перемен не произойдет.
Глубочайшая безнравственность сложившейся системы очевидна хотя бы потому, что нравственность есть там, где есть свобода выбора, а где не из чего выбирать, где есть только один возможный путь, - о подлинной нравственности говорить по меньшей мере глупо.
Казалось бы, последние годы изменили положение в главном: у людей появилась альтернатива, свобода самостоятельного выбора. Но парадоксальным образом такая привилегия обернулась тяжелейшим, зачастую непосильным испытанием минимум для двух категорий людей: дорвавшихся до свободы псевдобизнесменов, не обремененных высокими нравственными принципами, и тех, кто вовсе не знает, как этой свободой пользоваться.
Первые представляют собой доказательство того, что освобожденная от директивного управления необразованная личность способна реализовать обретенную свободу исключительно по-плебейски, скакнув из грязи в князи, уверившись в своем всемогуществе и вседозволенности, равно как и в праве навязывать свой образ жизни другим, подчинять их себе. "Держите себя в рамках", - привыкли слышать они, а когда эти рамки оказались разрушенными, они, почти всерьез веря в то, что стали свободными, могут только создавать новые, не менее жесткие, - и лишь в меру своего разумения.
Вторые позволяют ответить на вопрос, почему так много сторонников у тех, кто ратует за реставрацию прежних порядков. Жесткая регламентация, безальтернативность всех сторон жизни инфантилизирует людей, прививает им моральное иждивенчество, снимая с них всякую ответственность за собственную жизнь. И сейчас они мучаются ностальгией по душному, но безопасному миру, где не требуется принимать самостоятельные решения, и все-таки можно обладать "уверенностью в завтрашнем дне" - и "нищие молятся, молятся на / то, что их нищета гарантирована".
Но дважды в эту реку не вступишь.
В процессе человеческого общения происходят самые значительные в жизни человека изменения, в том числе, изменения его самого и его отношений с миром. Такой процесс всегда состоит из усвоения принимаемого нового и отвержения неприемлемого, в том числе и того, что раньше принималось. Изменения в таком случае неизбежны, а, значит, и развитие.
Это, на первый взгляд, может показаться довольно страшным, потому что все новое и неизвестное пугает. Поэтому так много людей, успешно заменяющих общение его поверхностным суррогатом - набором ритуальных банальностей, не несущих ничего нового. Но если вы хотите пить шампанское, как известно, стоит рисковать.
Прежде всего, это, конечно, требует изменений в отношениях с самим собой. Основное из них состоит в обмене, который был в той или иной форме предложен практически на каждой странице этой книги: поменять веру в неумолимую силу обстоятельств на веру в себя. Совершив этот обмен, вы сможете верить в Бога или не верить в него, но в любом случае будете помогать ему, потому что если он есть, он хочет, чтобы каждый из нас состоялся.
Какие-то мои слова могли показаться обидными, но я не хотел бы просить за них извинения. Потому что, если они не имеют отношения лично к вам, то как они могли вас задеть? А если задели, значит, они хотя бы отчасти сформулировали то, что вы сами не решались сформулировать, а это уже половина дела для того, чтобы что-то изменить, даже если это и несколько болезненно.
Считается, что у книги хорошая судьба, если после ее прочтения умные становятся чуть умнее, глупые - на некоторое время - раздраженнее, а прочие не меняются. Наивно было бы ожидать от любой книги большего. Тем более, что на самом деле, в любой книге - много книг, по числу читателей, - каждый видит в ней свою, выбирая то, что именно ему кажется главным. И очень часто это совсем не совпадает с тем, что имел в виду автор.
Каждый выбирает для себя. Поэтому относительно всего написанного выше в целом и каждого содержащегося в книге замечания в отдельности повторю одно из любимых заявлений: для вас может быть ВЕРНО И ОБРАТНОЕ. Во всяком случае, не нужно воспринимать все прочитанное как буквальное руководство, а тем более стараться выучить - это не Устав Караульной Службы. То, что "сшито не по вашей мерке", все равно будет отвергнуто, а то, что показалось верным - уже существовало в вас, и так или иначе в нужный момент всплывет и станет частью уникального, только вам присущего стиля общения.
Существует немалое число книг, дающих однозначные ответы на разного рода вопросы. Эти книги полезны, как и все телефонные справочники: нашел нужную фамилию, узнал номер и набрал его. В жизни же каждый ответ, найденный на стороне, ограничивает возможности нашего собственного, внутреннего выбора. Единственно правильного ответа часто вовсе не существует, это нас кто-то обманул, еще в детстве навязав нам правила арифметики как универсальные.
Но одну вещь все же можно сделать, и именно в этом состояла цель книги: попытаться точнее или хотя бы иначе поставить вопрос. И тогда сам вопрос будет указывать на возможные варианты ответов. И останется только - в любом случае самостоятельно - выбрать из них.
Неправда, что жизнь делает людей несчастными - не жизнь, а их отношение к ней, их выбор или уход от выбора. Множество людей с огромным трудом принимают решения из боязни сделать неверный шаг - и стоят на месте. Годами они продолжают делать нелюбимое дело и общаться с чужими людьми - жить имитацией жизни.
Отчего человек часто выбирает именно такое дурацкое решение? В том узком коридоре, по которому он с детства направлен, практически невозможно развернуться - есть только один путь, видно только одно решение, оно же, конечно, представляется единственно правильным. Но самое интересное, что коридор этот - воображаемый, существующий не в реальности, а только в мозгу человека. Это классическая задачка о том, как соединить четырьмя линиями девять точек, не отрывая карандаша от бумаги:
• • •
• • •
• • •
С ней справляется самостоятельно около двух процентов людей. Остальные этого сделать не могут, постоянно утыкаясь в стороны квадрата, выйти за пределы которого им просто не приходит в голову. А квадрата-то нет! - ни в условии задачи, ни на бумаге, и никто, кроме них самих, не загоняет их в эту придуманную клетку. Люди, способные понять, что она иллюзорна, кажутся окружающим магами, совершающими чудо: ОНИ ПРОХОДЯТ СКВОЗЬ СТЕНЫ!
Казалось бы, мы не боги, и не можем предсказывать будущее. Но верно это только до того момента, пока мы не сделаем выбор. Потому что наше будущее каждый раз зависит от этого главного условия.
Иногда нам хочется уйти от выбора. Но отказ от него - тоже выбор, причем, всего вероятнее, - в пользу худшего решения. Такой отказ не освобождает от ответственности за зло, которому мы позволяем совершиться, и за мечту, которой позволяем не осуществиться.
Жизнь человека - постоянный выбор одного из огромного числа параллельных миров. Каждую минуту каждый из нас может совершить поступок, в корне все меняющий. Все вопросы морали сводятся к наличию или отсутствию свободы выбора. "Я есть мой выбор", - сказал Сартр. Человеком нельзя пользоваться как вещью, в том числе, если этот человек - ты сам. И это главный нравственный принцип,
Фриц Перлз, старавшийся превращать картонных людей в живых, говорил, что при головной боли надо принимать больше ответственности за себя и меньше аспирина. Высшая форма безответственности - безответственность за себя и свою жизнь. Круговая порука: виноваты все и - никто. Никто, кроме нас самих.
Вы свободны не выходить из коридора. Вы также можете выйти из него в любом месте в любом направлении. При условии, что вы не предаете себя, это и будет единственно верный путь, потому что он - только ваш.
КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ
Собственно, это в традиционном смысле не библиография. Во всяком случае, этот список из пятидесяти названий не расчитан на специалистов, им он, наверное, покажется по меньшей мере неполным и эклектичным. К тому же, по неясным для них причинам, он включает художественные произведения. Вас это смущает? Начните читать - очень помогает,
Аксенов В. Ожог (любое издание)
Андреева Г.М. Социальная психология, М.,1996
Бax P. Иллюзии (любое издание)
Бepн Э. Игры, в которые играют люди, М.,1988
Бэндлер Р.. Гриндер Д. Структура магии. СПб., 1996
Борджесс Э, Заводной апельсин (любое издание)
Веркор и Коронель. Квота или сторонники изобилия. М., 1995
Введение в практическую социальную психологию. Под ред. Жукова Ю.М. М., 1996
Гордон Д. Терапевтические метафоры. СПб., 1995
Гриндер Дж., Бэндлер Р. Из лягушек - в принцы. Воронеж, 1995
Гулдинг М., Гулдинг Р. Психотерапия нового решения. М., 1997
Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Гроссмейстер общения. М, 1996
Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать, М., 1993
Жмыриков А.Н. Как победить на выборах. Обнинск, 1995
Зеличенко А.И. Психология духовности. М., 1996
Кизи К. Полет над гнездом кукушки (любое издание)
Конетти Э. Масса и власть, М.,1996
Корнелиус X., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. М., 1992
Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. Человек-оркестр: микроструктура общения. М., 1993
Курбатов В.И. Магия власти, Р-н-Д., 1996
Лебон Г. Психология народов и масс, СПб., 1995
Леви В,Л. Искусство быть собой. М., 1991
Лэнг Р. Расколотое "Я". М., 1993
Майерс Д. Социальная психология. СПб, 1997
Маслоу А. Психология бытия. М., 1996
Macтepa Дзэн. Путь к себе. Психология Востока для Запада. М,, 1995
Московичи С. Век толп. М.,1996
Налимов В. Спонтанность сознания. М,, 1989
О'Брайен Б. Необыкновенное путешествие в безумие и обратно. М.,1996 Оруэлл Дж. 1984 (любое издание)
Паркинсон С. Закон Паркинсона (любое издание)
Перлз Ф. Внутри и вне помойного ведра. СПб, 1995 УПизА. Язык жестов. Минск, 1995
Ребрик С. Быть или не быть. М., 1996
Семинар с Милтоном Эриксоном. М., 1994
Спиваковский В.М. Если хочешь быть богатым и счастливым. Киев, 1996
Стариков Е.Н. Общество-казарма. Новосибирск, 1996
Стругацкие А. и Б. Град обреченный (любое издание)
Стюарт Я., Джойнс В. Современный транзактный анализ. СПб., 1996
Судзуки Д. Основы дзен-буддизма. М., 1994
Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990
Фромм Э. Душа человека. М., 1992
Харрис Т. Я – O’Кей, Ты – O’Кей. М., 1997
Хейзинга Й. Homo ludens. M., 1992
Хеллер С, Стил Т. Монстры и волшебные палочки. Киев,. 1995
Холл Э. Как понять иностранца без слов. М., 1995
Хофф Р. Я вижу вас голыми. М., 1996
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб, 1997
Шостром Э. Анти-Карнеги или человек-манипулятор. М., 1994
Юнг К. Психологические типы. М.-СПб., 1995