В. я. в психоаналитической теории
Известно, что для Фрейда в течение очень долгого времени сущность личности заключалась в ОНО, в подсознательном, и что все те факты, о которых мы только что говорили, представляли для него немалый интерес. Фрейд стремился найти силу, противостоящую побуждениям. Он назвал ее сначала «цензура», и только в 1922 г. в «Я и ОНО» — пожалуй, одной из его наиболее важных для психологии работ — понятие Я утвердилось наконец в психоаналитической теории в качестве важной инстанции личности. Я для Фрейда — это центр, регулирующий процесс сознательной адаптации. Он включает в себя восприятие, интеллект и моторику. Все, что может стать осознанным, принадлежит Я, содержащему, однако, определенную долю бессознательного.
Такая концепция Я, достаточная для того, чтобы объяснить механизмы защиты против либидозных побуждений, с теоретической точки зрения не является удовлетворительной. Эта инстанция оказывается, с одной стороны, средоточием познавательных и исполнительных функций и в то же время она включает в себя волю и фактические цели. Фрейд сравнивал действие Я со всадником, сидящим верхом на лошади-побуждениях, которой он должен командовать и управлять. Однако ответ на вопрос, откуда черпается сила для борьбы с ОНО, все еще не получен. В итоге психоаналитическое Я включает в себя всю личность, за исключением биологических побуждений; совершенно очевидно, что польза от такого широкого понятия не может быть велика. Употребление его скорее ведет к затушевыванию проблем, чем к их решению.
Систематическое изучение этого комплекса, называемого Я, приводит нас к выделению в нем нескольких аспектов.
1. Центрация большинства психических функций и явлений, упомянутых нами в связи с «Я-субъектом»;
2. Совокупность объектов, определяющих «содержание Я», или его поле;
3. «Защитные механизмы»; в более общем смысле это совокупность небиологических побуждений, существование которых впервые особенно подчеркивал А. Адлер. Они направлены на защиту, я также укрепление чувства своей силы и ценности.
познавательные и исполнительные функции теряют здесь свое значение, несмотря и:; то, что Фрейд отвел им центральное место в комплексе Я. Они могут лишь- служить субъективным потребностям, однако их развитие предполагает, как мы знаем, полное освобождение от всякого субъективизма. Гартман (1937), один из психоаналитиков, наиболее систематически изучавший эту проблему, пришел к выводу о необходимости различения в Я конфликтной сферы и нейтральной сферы, состоящей именно из познавательных функций. Согласно нашему генетическому представлению, они определяются объективной системой, тогда как другие явления, включаемые в понятие Я, относятся, по-видимому, к субъективной системе. Ее центрация, как мы уже видели, объясняет ощущение Я, определяет МОЕ и является источником побуждений Я-
. Современное состояние наших знаний не позволяет нам говорить о системе Я в строгом смысле этого слова, и даже есть некоторая опасность злоупотребления понятием Я, поскольку оно превращается в синоним понятия «личность», теряя при этом собственное специфическое содержание. Если мы и пользуемся термином Я, то только потому, что очень удобно обозначить одним словом совокупность трех упомянутых выше аспектов, не подразумевая под ним целостную инстанцию, нечто вроде личности в личности. Очень близкой точки зрения придерживается Олпорт (1958), предлагая не прибегать больше в теории личности просто к понятию Я — необходимо всякий раз уточнять, идет ли речь об осознании себя, образе себя, самооценке или расширении Я- Экспериментальное исследование этих проблем осуществляется частично в мотивациониом плане (потребность в самоутверждении и защите).
ОБРАЗ САМОГО СЕБЯ
Мы должны упомянуть еще одно направление, связанное с понятиен «образ самого себя». Этот образ, видимо, лучше отражает то, что подразумевается под ощущением Я- Была сделана первая попытка экспериментально осветить те проблемы, изучение которых до счх пор осуществлялось только в клинике; и хотя полученные результаты едва ли можно считать окончательными, мы расскажем о нескольких основных типах таких исследований.
Человек воспринимает свой внешний облик, свое поведение и свои качества так же, как он воспринимает внешний мир. Эти fkjcприятия — мы уже говорили о них в связи с генезисом образа собственного тела —- непременно организуются в более или менее объективный, связный и устойчивый целостный образ. Этот self-image или-self-coneept, как принято называть этот феномен в англосаксонских странах, представляется важной характеристикой личности; некоторые авторы, Стагнер (1961) например, склонны даже 10* отождествлять его с Я- Рассмотрим некоторые аспекты этого феномена.