Партнерское взаимодействие с позиций транзактного анализа
Согласно этой теории в структуре личности каждого человека можно выделить три основных состояния, условно названные «Родитель», «Взрослый» и «Дитя», которые связаны с выполнением определенных психологических функций. В специальной литературе их объединяют под названием «эго-состояния». Позиции участников общения и характер их взаимодействия зависят от тех эго-состояний, в которых они находятся в момент общения.
Сравнительная характеристика эго-состояний
Эго-состояние | Психологическое содержание и функции |
РОДИТЕЛЬ | Накопление опыта, правил поведения Память, традиционное видение мира, забота о сохранении человеческого рода, культурных и семейных традиций Выполнение роли родителя, старшего Установки, эмоции и модели поведения, скопированные у родителей и других значимых старших лиц |
ВЗРОСЛЫЙ | Обращено к реальной действительности, направлено на объективную и рациональную оценку ситуации Человек реагирует на ситуацию «здесь и теперь» Позволяет использовать соответствующие возрасту интеллектуальные и эмоциональные ресурсы Способы решения проблемы, модели поведения и чувства адекватны реальной ситуации |
ДИТЯ | Установки, эмоции и поведение, усвоенные в детстве Мир эмоций и чувств: иррациональные страхи, тревога, грусть, гнев, страсти, подчинение, бунт, радость, нежность, любовь, чувство прекрасного Спонтанность, креативность, игра воображения, творческий порыв, интуиция |
Примеры часто встречающихся транзакций
| |||
а)
| |||
б)
| |||
в)
г)
Элементарный акт общения – «транзакция» – изображается стрелкой.
В качестве эталона делового стиля поведения выступает транзакция типа «Взрослый – Взрослый»
Использование состояния «Взрослый» предполагает рациональный подход к решению возникающих проблем, адекватное реагирование на ситуацию «здесь и теперь». Это состояние связано с обменом информацией и ведением переговоров. Транзакции типа «Взрослый-Взрослый» обеспечивают равноправные позиции собеседников и поддерживают процесс общения.
Эго-состояние «Родитель» связано с доминированием в разговоре, что противоречит представлением о партнерском взаимодействии и может вызвать защитную реакцию собеседника; человек в этом состоянии скорее обращен к прошлому опыту, чем к текущей ситуации, что снижает объективность восприятия и лишает гибкости.
В состоянии «Дитя» мы воспринимаем ситуацию скорее эмоционально и реагируем спонтанно, используя детские стереотипы поведения. При этом человек чувствует себя зависимым, и либо подчиняется собеседнику, либо протестует против навязываемых правил взаимодействия. Такой рисунок поведения не может быть моделью профессионального поведения успешного менеджера.