Ей бессознательной защиты (от агрессии, так как психотерапия может
Быть болезненна) и инстинктивного удовлетворения.
Всегда — неуместность во всех показателях.
Происхождение и природа реакций переноса.
Перенос является разновидностью объектных отношений.
Явления переноса повторяют прошлое отношение к объекту.
Механизм перемещения играет важную роль в реакции пере-
Носа.
Перенос является регрессивным феноменом.
Классификация реакций переноса:
- «Позитивный перенос» — различные формы страстного сексу-
Ального желания, а также симпатии, любви, уважения.
- «Отрицательный перенос» — применяется к разновидностям в
Форме гнева, ненависти или презрения.
Перенос и сопротивление
Родственны друг другу во многих отношениях.
«Перенос представляет собой окольный путь на дороге к воспо-
минанию и инсайту».
Определенные разновидности реакций переноса вызывают со-
Противления, потому что они содержат болезненные и пугающие ли-
Бидозные и агрессивные импульсы.
Наиболее трудными для преодоления сопротивления являются
так называемые реакции «переноса характера». В таких случаях
Главные черты характера и отношения, которые имеют защитную
Функцию, манифестируются по отношению к аналитику так же, как
И к людям в повседневной жизни — их трудно сделать объектом
Анализа.
Явления переноса служат, в общем, сопротивлением воспомина-
Нию, но ведут окольным путем в направлении воспоминания. Некото-
Рые реакции переноса могут быть использованы как сопротивление
Против обнаружения других реакций переноса. На анализ сопротив-
Лений переноса тратится больше времени, чем на любой другой ас-
Пект психотерапевтической работы.
Контрперенос — это те же чувства (любви, ненависти и т. п.), но
Выраженные не клиентом, а консультантом по отношению к клиенту
[19]. Gelso и Fretz (1992) различают тональное (слишком широкое) и
Классическое определение контрпереноса. Тональное определение ох-
Ватывает все эмоциональные реакции консультанта на клиента (не
Связанные с его внутренними конфликтами). Классическое определе-
Ние характеризует контрперенос как ответную реакцию на перенос
Клиента.
Тема 10
Профессиональная подготовка
Психолога-консультанта и супервизия
Подготовка психолога-консультанта является исходным момен-
Том на пути становления его профессионального мастерства. По су-
Ществующим во многих странах традициям для получения права на
Осуществление профессиональной деятельности психолог-консуль-
Тант должен пройти специальную академическую программу профес-
Сиональной подготовки, проработать определенное количество часов
Под наблюдением квалифицированного специалиста и иметь соответ-
ствующий минимум профессионального опыта [15].
Анализ особенностей становления профессионала показывает,
Что важнейшим в этом процессе является личностно-профессиональ-
Ное развитие, включающее формирование профессионально важных
Способностей, качеств, умений и навыков, обеспечивающих возраста-
Ние профессионального мастерства. Это происходит через интериори-
Зацию накапливаемого опыта (как собственно профессионального
Опыта, так и жизненного в широком смысле) и последующую его эксте-
риоризацию, воплощение в профессиональной деятельности [14, с. 126].
Программа профессионализации специалистов в области психо-
Логического консультирования, наряду с базовым образованием,
Включает дополнительное длительное обучение, прохождение ряда
Этапов, выходящих за пределы обучения в вузе, а также накопление
Опыта практической работы, супервизии, личной психотерапии. Тео-
Рия, метод и практика, являясь, безусловно, необходимым фундамен-
Том такой подготовки, не исчерпывают имеющихся возможностей
Формирования готовности к оказанию психологической помощи. Для