Научись внимательно слушать 1 страница

1.Найди область интереса.

2.Суди по содержанию, а не по исполнению.

3.Отсрочь оценку.

4.Старайся уловить идею.

5.Будь гибок.

6.Активно слушай – трудись.

7.Не поддавайся отвлекающим моментам.

8.Упражняй ум

9.Держи ум открытым

10.Используй скорость мысли

ã HRC/Кадровый Клуб (095) 797 47 17. Все права защищены.

66. «Биржа лимонов» IPLS

Цели

Ярко показать важность индивидуальных различий, необходимость острой наблюдательности и чувствительности к личным особенностям.

Необходимое время

20-30 минут.

Необходимые материалы

Достаточное количество лимонов.

Процедура

1.Принесите достаточное число лимонов (либо любых других фруктов). Раздайте по одному каждому члену группы. Поручите участникам внимательно изучить свои лимоны - покатать их, и помять, и погладить, и разглядеть и т.п. Попросите их хорошо познакомиться со своими лимонами - это послужит поводом для смеха. Скажите, чтобы они подобрали им имя. Посоветуйте участникам запомнить в уме особенности своего лимона.

2.Соберите лимоны и смешайте их на глазах присутствующих

3.Выложите все лимоны на стол и попросите всех подойти и выбрать свой первоначальный лимон. Если возникнут споры, помогите их участникам разрешить разногласия или попросту зафиксируйте факт несогласия и в дальнейшем используйте это как материал для обсуждения. (В малых группах до 25 человек подавляющее большинство успешно опознает свои лимоны).

Вопросы для обсуждения

1.Как много участников уверены, что они нашли свой первоначальный лимон? Как вы можете знать?

2.Каковы параллели между распознаванием в множестве лимонов и в множестве людей? Какова разница?

3.Почему мы не можем узнать людей так быстро, как узнали лимоны? Какую роль играет кожа (людей и лимонов).

4.Какие принципы человеческого поведения иллюстрирует это упражнение?

ã HRC/Кадровый Клуб (095) 797 47 17. Все права защищены.

67. «Достижения по доктору Кросби» LЕS

Цели

Определить ценность, привнесенную сотрудником в процесс работы.

Необходимое время

Примерно 10 минут.

Необходимые материалы

Не требуются.

Мини-лекция

Быстро опишите наибольший вклад, который вы вносите или внесли в работу вашей организации. Чем вы больше всего гордитесь? Совершили ли вы то, чему учит д-р Филипп Кросби: «Оставляете ли вы после себя следы или лишь пыль?» (Пауза) Теперь подумайте о том, чем вы запомнитесь после того, как уволитесь с работы или уйдете в отставку. Оставите ли вы после себя следы или только пыль? (Пауза) Эти две вещи - не одно и то же? Как правило, нет. Как личности мы знаем свою ценность. Мы знаем, что внесли в работу, однако по разным причинам то, что мы знаем и то, что знают другие, не всегда совпадает.

Если бы вы составляли свою визитную карточку, на которой отражено лучшее из того, что вы делаете, что бы там было написано? Представим, что ваша работа является самостоятельным предприятием. Как будут охарактеризованы на визитке ваше предприятие и роль, которую вы играете? Будьте честными и в то же время творческими. Это не подходящее время для скромности.

Метод

Пусть участники самостоятельно составят свои деловые визитки и обменяются ими друг с другом.

Вопросы для обсуждения

1.Как утверждает Кросби ,достаточно одного человека, чтобы вести людей на марш. Какие марши вы возглавляли (что нового вы внедрили ) на работе в течение последних пяти лет?

2.Кем в своей организации вы восхищаетесь за «следы», которые они оставили, за марши, которые они вели вперед?

3.Как могут организации отметить ценности, которые внесли или способны внести сотрудники?

4.Как - прямо или опосредствованно - выигрывает организация, когда она побуждает сотрудников оставлять свои «следы»?

ã HRC/Кадровый Клуб (095) 797 47 17. Все права защищены.

68.«Слушайте внимательно» LP

Цели

Изучить данные о том, как люди слушают других и тем самым побудить аудиторию более эффективно слушать.

Необходимое время

Примерно 20 минут.

Необходимые материалы

Вопросник «Как мы слушаем».

Мини-лекция

Многие ли из вас считают себя внимательными слушателями? (Пауза) Продолжайте держать поднятой руку, если считаете, что ваша жена (или хороший друг) согласятся с вами. Многие ли из вас уверены, что ваши дети считают вас внимательными слушателями? А ваши коллеги? А ваш начальник? Хорошо. Сейчас можете опустить руки. Велика разница между тем, что мы считаем правдой о нашей способности слушать и тем, что думают по этому поводу другие. Сегодня мы рассмотрим некоторые из этих различий с помощью вопросника. Его предназначение – способствовать воспитанию «больших людей», о которых Дэвид Шварц говорит: «Большие люди монопольно слушают. Маленькие люди монопольно говорят».

Процедура

1.Раздайте вопросник (После того, как будет пройден следующий этап, сообщите ответ: это «В» по всем графам.)

2.После того как участники заполнят вопросник, попросите их поделиться ответами со своими партнерами. Спросите, есть ли пары, имеющие полностью идентичные ответы. В таком случае попросите одного человека из такой пары рассказать в течение трех-четырех минут о своей семье (или о другой безопасной теме). По мере того, как он будет рассказывать, время от времени прерывайте повествование, вызывая кого-либо из аудитории словами: «Скажите быстро! Какая последняя мысль была высказана?» Как правило, участники очень быстро увидят, как много усилий надо, чтобы внимательно слушать.

Вопросы для обсуждения

1.Как хорошо прислушиваются менеджеры в вашей организации к идеям подчиненных?

2.Что может сделать организация, чтобы в ней лучше слушали друг друга?

3.Почему в школах обычно не учат слушать друг друга?

4.Можете вспомнить эпизод, когда невнимание к высказываниям людей породило проблемы?

5.Какими чертами обычно выделяются люди, которые хорошо слушают?

КАК МЫ СЛУШАЕМ

Прочитав приведенные ниже утверждения, подчеркните то, которое считаете правильным. Каждый пункт имеет один правильный ответ. Когда вы ответите на вопросы, сравните ответы с ответами вашего партнера.

1.Исследования Мичиганского университета показали, что через два месяца люди:

а.Помнят лишь десятую часть того, что они услышали.

b.Помнят лишь четвертую часть того. что они услышали.

c.Помнят половину того, что услышали.

d.Помнят малую часть из того, что услышали.

2.Они также показали, что, выслушав кого-либо, люди:

a.Помнят все, что услышали.

b.Помнят большинство того. что услышали.

c.Помнят половину того, что услышали.

d.Помнят мало из того. что услышали.

3.Исследования университета штата Флорида показали, что в течение восьми часов люди:

a.Забывают все, что услышали.

b.Забывают от одной трети до половины того, что они услышали.

c.Забывают три четверти того, что услышали.

d.Забывают почти все. что услышали.

4.Ученые утверждают, что наш мозг может обрабатывать слова со скоростью:

a.1000 слов в минуту.

b.800 слов в минуту.

c.500 слов в минуту.

d.250 слов в минуту.

5.Исследования Мичиганского университета показывают, что мы затрачиваем из нашего времени дневного общения на слушание:

a.85 процентов.

b.45 процентов.

c.25 процентов.

d.15 процентов.

ã HRC/Кадровый Клуб (095) 797 47 17. Все права защищены.

69. Срыв «мозгового штурма» TLES

Краткий обзор

В этом упражнении участники должны будут перечислить все фразы. которые ,по их мнению, могут сорвать сеанс «мозгового штурма».

Цели

1.Ознакомить участников с фразами. которые способны разрушить сеанс «мозгового штурма».

2.Начать использовать методику «мозгового штурма».

3.Дать одному из участников возможность попробовать себя в роли ведущего.

Необходимое время

15-20минут .

Размер группы

Неограничен.

Необходимое время

Классная доска или лист бумаги и фломастеры.

Процедура

1.Объявите группе правила «мозгового штурма». Подчеркните необходимость строгого соблюдения таких важных принципов «мозгового штурма» как «никаких оценок», «участвуют все», «количество, а не качество».

2.Предложите группе, основываясь на этой методологии, избрать из своих рядов ведущего данного занятия.

3.Поручите избранному участнику получить от группы формулировки как можно большего числа фраз, которые «блокируют» проведение «мозгового штурма». Напомните группе, что в ходе занятия не допускается высказывание оценок или критики.

4.Дайте группе вести «мозговой штурм» в течение 10 минут (или менее того, если иссякнут идеи). Можете, как член группы, участвовать в обсуждении, чтобы способствовать выработке идей и назвать некоторые из общераспространенных фраз, которые могли оказаться упущенными.

5.Обсудите фразы, выработанные в ходе занятия.

Вопросы для обсуждения

1.Обсудите все сформулированные фразы.

2.Как участники отнеслись к тому, что не было разрешено комментировать идеи, выдвинутые в ходе упражнения?

3.Считают ли они данное упражнение «образцом сеанса мозгового штурма»? Почему? Почему нет?

Варианты

1.В конце занятия можно сделать копии составленного группой списка и раздать их участникам.

2.Можете передать избранному ведущему список «Общераспространенных фраз, блокирующих «мозговой штурм»» и предложить ему в ходе руководства обсуждением попытаться получить их от участников.

Общераспространенные фразы , блокирующие «мозговой штурм»

Группа должна выработать эти фразы. Добейтесь, чтобы участники сами сформулировали большинство из этих фраз. При этом иногда надо ненавязчиво подсказать.

1.Это смешно.

2.У нас нет времени.

3.У нас раньше прекрасно получалось и без этого.

4.Давайте сформируем комитет.

5.Зачем менять, когда это все еще работает?

6.Мы никогда этого не делали.

7.Мы к этому не готовы.

8.Это их проблема, а не наша.

9.Давайте вернемся к реальной жизни.

10.Высшее руководство не согласится с этим.

11.Это не практично.

12.Это будет слишком дорого стоить.

13.Мы пробовали это раньше.

14.Кто-нибудь пробовал это раньше?

15.Этого нет в смете.

16.Нельзя научить старую собаку новым трюкам.

17.Что скажет профсоюз?

18.Это не входит в наши обязанности.

19.Потяните за другой шнурок, - зазвучит смех.

20.На этот раз вы слишком далеко зашли.

ã HRC/Кадровый Клуб (095) 797 47 17. Все права защищены.

86."Преодолевая возражения" LS

Цели

Научить участников предвидеть возражения и отвечать на них быстро и убедительно.

Необходимое время

В зависимости от размера группы, минимум 15 минут.

Необходимые материалы

Каталожные карточки 7х12 см.

Процедура

Подготовьте карточки 7х12 см с текстами возможных возражений клиента при продаже (на одной стороне). Участник берет одну из карточек и зачитывает возражение. Например, «Мне кажется, что у вас цена выше, чем у нашего нынешнего поставщика». Обучающийся должен сразу же ответить на это. Тренер и члены группы должны вслед за этим высказать свои замечания, в том числе предложить другие возможные ответы и аргументы. Затем выкладку карточек обращают к другому участнику, и процедура повторяется.

Альтернативные варианты

Альтернативный вариант: предоставить отвечающему право на паузу для того, чтобы подготовиться к устному ответу. Этот метод желателен при обучении новичков, так как он позволяет укрепить их уверенность, прежде чем добиться от них требующейся на работе спонтанности.

Вопросы для обсуждения

1.Как вы почувствовали себя, когда оказались на этом месте (взбодрились, испугались)? Какие дополнительные аргументы вы могли бы добавить?

2.Приемы «Да, но…» и « Да, и...» применимы в данной ситуации для того, чтобы найти ответы на возражения. Какие еще методы могут подойти?

3.Подготовка и предвидение возражений играют ключевую роль в таких ситуациях. Как лучше запомнить некоторые из стандартных ответов (ключевые слова, опыт успехов и неудач и т.п.).

ã HRC/Кадровый Клуб (095) 797 47 17. Все права защищены.

87.«Меняльная лавка» LE

Цель

Способствовать выработке новых идей и развивать активность участников.

Процедуры

Заранее поручить слушателям, чтобы они предложили на очередном занятии каждый как минимум одну идею, упражнение или форму учебы. Все это должно быть ориентировано на центральную тему, например на то, как организовать занятия с проблемными слушателями. По ходу того, как слушатели излагают свои идеи группе, ''экспертное жюри" в составе трех членов группы выставляет оценки с помощью заранее приготовленных карточек по десятичной шкале. Ведущий складывает сумму очков и объявляет победителя.

Вопросы для обсуждения

1.Как много людей узнали сегодня как минимум одну полезную идею?

2.Пробудило ли занятие в вашей голове какие-либо дополнительные идеи?

3.Можете ли назвать какие-либо другие области, где может быть применена эта методика?

4.Каковы возможные варианты этой методики?

Необходимые материалы

Три набора карточек с цифрами от 1 до 10.

Необходимое время

20-25 минут.

ã HRC/Кадровый Клуб (095) 797 47 17. Все права защищены.

88. «Цели и планы» TFLE

Цель

Сформировать благоприятную атмосферу и дух взаимодействия между слушателями, которые будут совместно работать над будущими проектами; внедрить в деятельность группы дух работы единой командой

Необходимое время

40-60 минут

Необходимые материалы

Бумага для демонстрационных схем.

Процедура

1.Разделите группу на команды по 5-6 человек. Это можно сделать по принципу их совместной работы на том или ином участке, или произвольно, как удобнее.

2.Предложите группе в течение первых 10 минут выработать коллективное представление о том, какой должна стать предпочтительно ситуация у них на работе через год, т.е. «какой она потенциально может стать с позитивной точки зрения».

3.Затем поручите каждой группе разработать схематический план действий. Он должен включать перечень прямо или косвенно подконтрольных им мероприятий, которые надо осуществить, чтобы достичь общего результата.

4.Каждая команда должна в итоге представить свой доклад всей группе.

Вопросы для обсуждения

1.Насколько реалистичен ваш общий план? Сможете ли достичь желаемых целей через год?

2.Какие факторы могут стать помехой на пути к успеху (отсутствие согласия по поводу целей или плана, нехватка ресурсов; непредвиденные события)?

3.Как часто вы будете подвергать анализу ход выполнения плана?

ã HRC/Кадровый Клуб (095) 797 47 17. Все права защищены.

95.«Позитивные ожидания» CFML

Цели

Повысить эффективность учебы путем инспирирования позитивных ожиданий в умах участников.

Необходимое время

5-20 минут, в зависимости от выбранного варианта.

Процедура

«Эффект Пигмалиона» - самореализующееся предсказание, а также теория внушения предлагают эту базовую концепцию: если люди думают, что они получают что-то, то они и действуют в соответствии с этими ожиданиями. Эта концепция может быть также эффективно применена в работе с участниками тренингов.

Например, тренер может в начале занятия просто изложить набор целей учебного процесса. Есть сложившееся суждение: «Если назвать учащимся цели учебы, то ваша задача обучения уже выполнена на 50%.»

Другим способом является ознакомление группы с набором «свидетельств» со стороны тех, кто уже прошел обучение. Когда мы слышим, что уважаемые нами люди высоко оценили содержание занятий, то тогда мы сами позитивно отнесемся к ним.

Третий вариант сводится к использованию дискуссии в группах, чтобы дать ответ на вопросы: «Что вы ожидаете получить от этих занятий?» или «Какие оценки вы слышали от тех, кто занимался раньше?» (Таким образом они создают свои собственные ожидания).

Возможны другие варианты. Например, некоторые тренеры вводят «куклу-марионетку» в состав аудитории. Роль «куклы» - задавать вопросы, оживлять дискуссию или выступать в качестве образца при проведении анализа конкретных ситуаций.

Вопросы для обсуждения

1.Каково ваше отношение к использованию методов позитивного внушения на работе или в ходе тренинговых семинаров?

2.Какие проблемы могут возникнуть в связи с их использованием?

3.Какие другие возможные применения вы видите для этой концепции.

ã HRC/Кадровый Клуб (095) 797 47 17. Все права защищены.

Perception (Восприятие)

6. "Соедините точки" IMP

Краткий обзор

Это простое, но эффективное упражнение заставляет участников подумать о том, что происходит вне нашего ограниченного пространства. Его можно также использовать, чтобы заполниться время вначале дня при ожидании опаздывающих.

Цель

Дать возможность участникам увидеть, что ответы на некоторые проблемы лежат вне их нормальной границы мышления.

Необходимое время

10-15 минут

Размер группы

Неограничен.

Необходимый материал

3 листа бумаги и ручка для каждого участника. Белый ватман, чтобы нанести точки, или подготовленную прозрачную пленку.

Процедура

17. 1. Сообщите участникам, что наш путь решения проблем – это традиционный путь. Раздайте бумагу и ручки.

18. 2. Дайте участникам 9-точечную задачу. Сообщите им, что у них есть 2 минуты, чтобы соединить точки 4 последовательными прямыми линиями. Нельзя отрывать ручку от бумаги или повторять линию.

19. 3. Через 2 минуты покажите участникам, как это сделали. Подчеркните мысль, что они должны думать вне рамок своего мышления, которые мы иногда ставим.

20. 4. Затем дайте им 12-точечную задачу. Они должны соединить 12 точек с помощью 5 последовательных прямых линий. Опять нельзя отрывать ручку от бумаги или повторять линию.

21. 5. Для участников, у которых не получилось правильно решить задачу, покажите ответ и вновь закрепите мысль о том, что необходимо мыслить вне границ нашего мышления.

22. 6. Наконец дайте им 16-точечную задачу. Они должны соединить l6 с помощью 6 последовательных прямых. По-прежнему нельзя отрывать ручку от бумаги или повторять линии.

23. 7. Показать решение всем участникам, которые не смогли найти ответ. Снова подтвердите мысль, что они должны расширять границы своего мышления.

24. 8. Необязательно: перед завершением этого упражнения скажите группе, что есть второе решение для соединения 9 точек. Пусть они поломают голову над вторым способом.

Вопросы для обсуждения

7. 1. Смог ли кто-нибудь решить все 3 задачи?

8. 2. Каждый ли теперь видит, что мы расширяем границы нашего мышления?

9. 3. Можно ли это упражнение провести на рабочем месте?

Варианты

  1. 3 упражнения могут использоваться в разное время в течение курса.
  2. Можно использовать только 1 или 2 задачки.

Соедините точки:

научись внимательно слушать 1 страница - student2.ru научись внимательно слушать 1 страница - student2.ru

научись внимательно слушать 1 страница - student2.ru

Решения

 
  научись внимательно слушать 1 страница - student2.ru

ã HRC/Кадровый Клуб (095) 797 47 17. Все права защищены.

13."Что Вы видите?" CMP

Цель

Дать возможность участникам увидеть, что каждый воспринимает вещи по-своему.

Необходимое время

5 минут.

Размер группы

Неограничен.

Необходимый материал

Рисунок 'Старуха / Молодая женщина '.

Процедура

7. 1. Поместите рисунок на экран, и попросите участников несколько секунд посмотреть на изображение. Сообщите им, что они ищут изображение старой или молодой женщины.

8. 2. Попросите поднять руки, если они видят только старую женщину. Затем пусть поднимут руки те, кто видит только молодую женщину. Наконец, пусть поднимут руки, кто видит и старую, и молодую женщину.

9. 3. Теперь покажите им этих женщин на рисунке. Или пусть это сделает один из участников.

Вопросы для обсуждения

7. 1. Почему мы воспринимаем вещи по-разному?

8. 2. Почему некоторые люди не могут увидеть обеих женщин? Даже после того, как им показали, где они?

9. 3. Как мы можем улучшать наши навыки восприятия?

Варианты

Материал можно дать каждому из участников, если нет проектора.

Источник

'Old Woman/Young Woman', John W. Newstrom and Edward E. Scannell, Games Trainers Play, McGraw-Hill, Inc., New York, 1980, and Edwin G. Boring, 'A New Ambiguous Figure', American Journal of Psychology, July 1930, p. 444.

Что Вы видите?

научись внимательно слушать 1 страница - student2.ru

ã HRC/Кадровый Клуб (095) 797 47 17. Все права защищены.

15. "Список имен" TCPS

Краткий обзор

Это упражнение можно проводить с устойчивой группой. Оно направлено на то, чтобы участники увидели, как другие члены группы воспринимают их.

Цель

Дать возможность участникам увидеть, как другие члены группы воспринимают их.

Необходимое время

Зависит от заявки.

Размер группы

Неограничен.

Необходимый материал

Подготовленный список имен участников, разрезанный на полосы.

Процедура

5. 1. Сообщите членам группы, что они будут участвовать в постановке. Им дадут имя другого члена группы, и затем они должны сыграть этого человека так, как они его представляют.

6. 2. Положите бумажки с именами в конверт и передайте его по кругу, чтобы каждый вытащил бумажку с именем, и оставил себе. В течение дня они должны играть роль этого человека. Это можно сделать в какое-то определенное время или в любое время в течение дня. Скажите участникам, что они должны быть смешными, и не должны показывать человека с плохой стороны.

Обратите внимание: Очень важно, что это упражнение направлено на подавление отрицательных эмоций.

Вопросы для обсуждения

9. 1. Всем ли удалось изобразить того человека, чье имя было на бумажке? Почему?

10. 2. Было ли это восприятие неверным?

11. 3. Что нам делать с отрицательными/нежелательными чертами?

12. 4. Хочет ли кто-нибудь прокомментировать, как его сыграл другой человек?

Варианты

5. 1. Бумажки с именами можно раздать в течение одного дня и сообщить участникам, что им нужно играть весь следующий день.

6. 2. Возможно, вы заходите дать кому-то определенное имя.

ã HRC/Кадровый Клуб (095) 797 47 17. Все права защищены.

16. "Сложите бумагу" ICFPE

Краткий обзор

Это упражнение покажет участникам, как люди по-разному воспринимают инструкции.

Цели

7. 1. Дать возможность участникам увидеть, как люди по-разному воспринимают инструкции.

8. 2. Чтобы участники подумали о путях улучшения своих навыков коммуникации.

Необходимое время

10 минут.

Размер группы

Неограничен.

Необходимый материал

Лист формата А4 для каждого участника.

Процедура

13. 1. Дать каждому участнику лист А4. Затем попросить их закрыть глаза и следовать вашим инструкциям. Сообщите им, что они не должны задавать никаких вопросов во время инструктажа.

14. 2. Дайте следующие инструкции. Во-первых, сложить лист пополам. Затем сложите его еще раз пополам. Затем еще раз пополам. Оторвите правый угол. Поверните листочек и оторвите левый угол.

15. 3. Пусть участники откроют глаза и развернут свои листы бумаги. Станет очевидным, что у разных участников они будут выглядеть по-разному.

16. 4. Теперь проведите обсуждение о том, как улучшить навыки коммуникации.

Вопросы для обсуждения

13. 1. Почему у всех получился разный результат?

14. 2. Легко ли было следовать инструкциям? Почему? Почему нет?

15. 3. Почему нам необходимо улучшать наши навыки следования инструкциям?

16. 4. Как можно улучшить инструкции?

Варианты

7. 1. Можно дать больше инструкций по складыванию и отрыванию листа.

8. 2. Пусть один из участников дает инструкции.

ã HRC/Кадровый Клуб (095) 797 47 17. Все права защищены.

17. "Скажите неправду" IMP

Краткий обзор

Это упражнение позволяет участникам немного лучше узнать друг друга.

Цели

7. 1. Представить участников друг другу.

8. 2. Дать возможность участникам познакомиться друг с другом.

9. 3. «Расшевелить» людей после перерыва.

Необходимое время

10-30 минут, в зависимости от величены группы.

Размер группы

Неограничен.

Необходимый материал

Приз.

Процедура

7. 1. Сообщите участникам, что им нужно представить себя по очереди другим членам группы. Это представление должно включить такие пункты, как имя, должность, интересы, хобби и так далее. Скажите им, что какая-нибудь информация о себе должна быть неправдой.

8. 2. Теперь участники могут представиться. После каждого представления группа должна решить, что из этой информации является ложью.

9. 3. После того, как каждый представил себя, пусть группа выберет наилучшую придуманную неправду. Того, кто победит, наградите небольшим призом.

Вопросы для обсуждения

7. 1. У кого была наилучшая ложь? Почему?

8. 2. Легко ли понять, когда кто-то лжет?

9. 3. Почему некоторые люди более убедительны?

Варианты

Предположения относительно лжи участников можно отложить на конец представления, или на конец курса. Однако, это означает, что всем участникам нужно будет записать информацию о себе.

ã HRC/Кадровый Клуб (095) 797 47 17. Все права защищены.

20. "Зажгите Вашу сигарету" CFMP

Краткий обзор

Упражнение должно показать участникам, какой сложной может быть односторонняя связь.

Цель

Дать возможность участникам увидеть различие между односторонней и двусторонней связью.

Необходимое время

10 минут.

Размер группы

Неограничен.

Необходимый материал

Пачка сигарет и коробок спичек.

Процедура

13. 1. Найдите добровольца, кто думает, что он – общительный человек, и добровольца, кто думает, что он - хороший слушатель.

14. 2. Попросите их встать перед группой. Скажите им, что один из них будет давать другому инструкции, как зажечь сигарету.

15. 3. Пусть добровольцы повернуться друг к другу спиной так, чтобы они не могли видеть друг друга. Сообщите человеку, принимающему информацию, чтобы он не просил повторить или пояснить инструкцию, не задавал никакие вопросы, или вообще не говорил. Затем другой человек начинает давать инструкции.

Наши рекомендации